Основные этапы выполнения выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы выполнения выпускной квалификационной работы



 

Выполнение выпускной квалификационной работы складывается из следующих организационных этапов:

1. выбор темы выпускной квалификационной работы, ее согласование с руководителем и заведующим кафедрой, а при необходимости и с предприятием – предполагаемым местом преддипломной практики;

2. работа над содержанием выпускной квалификационной работы;

3. представление выпускной квалификационной работы руководителю для проверки и подготовки отзыва;

4. предзащита перед кафедральной комиссией;

5. представление выпускной квалификационной работы рецензенту;

6. представление выпускной квалификационной работы заведующему кафедрой для получения допуска к защите;

7. защита выпускной квалификационной работы.

Конкретная последовательность и сроки выполнения выпускной квалификационной работы отражаются в задании к выпускной квалификационной работе магистра (Приложение Г).

Этапы работы над содержанием выпускной квалификационной работы

Приступая к выполнению выпускной квалификационной работы, необходимо соблюдать определенную последовательность действий.

I этап. Анализ специальной литературы. Приступая к этому этапу работы, необходимо, прежде всего, установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме дипломного исследования.

Задача студента − найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного и нормативного характера.

Предварительное изучение литературы по теме преследует задачу обнаружения следующих проблем:

- проблем, поставленных и решенных прежними авторами;

- проблем, поставленных, но не решенных или решенных частично или неверно;

- проблем, которые актуальны, должны быть поставлены и разрешены, но выпали из поля зрения исследователей.

Проделанная работа дает возможность обучающемуся произвести предварительную экспертизу для обнаружения сильных и слабых сторон разработки темы выпускной квалификационной работы. Вследствие проделанной работы тема уточняется или, в крайних случаях, меняется.

II этап. Составление плана выпускной квалификационной работы. После окончательного уточнения темы необходимо определить структуру работы, то есть составить план исследования. Составляя план, желательно продумать не только содержание отдельных частей, но и примерный объем каждой главы и параграфа. Это может помочь выдержать соразмерность частей. Следует иметь в виду, что план является предварительным, ориентировочным, и по мере дальнейшего, более глубокого изучения теоретического и практического материала перед обучающимся открываются отдельные аспекты темы исследования, которые требуют внесения корректив, дополнения или изменения глав, параграфов.

Таким образом, тщательно продуманный и детально составленный план мобилизует исследователя, определяет весь комплекс и объем работы, ее этапы и предварительные сроки выполнения.

III этап. Разработка исследовательского проекта. После составления предварительного плана исследования необходимо:

- обосновать практическую и теоретическую актуальность темы,

- охарактеризовать проблемную ситуацию,

- вскрыть «проблемное поле», выбрать, сформулировать и обосновать ту проблему, которая подлежит исследованию в ВКР,

- определить цель, задачи, объект и предмет исследования,

- дать операциональные определения основных понятий темы,

- выдвинуть гипотезы,

- охарактеризовать источники,

- разработать методы исследования.

IV этап. Теоретический анализ объекта и предмета исследования. На основе анализа специальной литературы необходимо:

- очертить теоретические положения, которые составляют методологические, теоретические и методические основы исследования,

- выдвинуть те теоретические положения, которые подлежат защите,

- охарактеризовать сущность, функции, структуру, состояние предмета исследования,

- проанализировать условия и факторы, которые обусловливают состояние и тенденции изменения предмета исследования.

V этап. Анализ способов исследования изучаемого психологического явления. Разработка методики анализа, сбора и обработки эмпирического материала.

VI этап. Экспериментальная работа. Разработка программы экспериментальной работы включает:

- построение экспериментальной процедуры;

- проведение эксперимента,

- анализ результатов, обоснование эмпирического материала по подтверждению (или не подтверждению) выдвинутых гипотез,

- выработка практических рекомендаций по внедрению итогов экспериментальной работы.

VII этап. Работа над текстом выпускной квалификационной работы, ее окончательная редакция, оформление.

Выбор темы выпускной квалификационной работы и ее утверждение

Тематику выпускных квалификационных работ разрабатывают выпускающие кафедры, привлекая к этой работе наиболее опытных преподавателей, имеющих научную степень и звание, которые хорошо разбираются в проблемах данного направления подготовки специалистов и способны представить на выбор студентам достаточный перечень актуальных тем по данной специальности.

Каждая тема должна быть конкретной, четко сформулированной, иметь достаточное практическое значение.

Разработанная тематика работ обсуждается и утверждается на заседаниях кафедры. Каждый учебный год темы должны на 20 − 25% обновляться. Контрольный экземпляр тем подается в учебный отдел.

Обучающийся может ознакомиться с перечнем тем и выбрать себе ту, которая ему более интересна.

Возможен вариант, когда студент, имея наработки за предыдущий год, может сам предложить тему выпускной работы, всесторонне ее обосновав. Предложенная тема обсуждается и утверждается выпускающей кафедрой.

В таких случаях преимущество принадлежит темам, продолжающим разработку обучающимся выполненной ранее курсовой работы, либо непосредственно связанным с местом будущей профессиональной деятельности выпускника.

Окончательное утверждение тем работ и предложенных кафедрой научных руководителей производится приказом ректора СЭГИ КФУ не позднее, чем за три месяца до планируемых сроков защиты квалификационной выпускной работы перед государственной экзаменационной комиссией.

 

Содержание и структура выпускной квалификационной работы

Общие требования к работе: логическая последовательность и четкость в изложении материала, грамотность текста, заключений, выводов; краткость и точность выводов, исключающих возможность их двоякого толкования; использования общепринятых терминов, сокращений, физических величин и их обозначений.

Структура выпускной квалификационной работы:

1. титульный лист;

2. задание на выполнение работы (по решению кафедры);

3. содержание;

4. введение;

5. обзор теоретических и исследовательских подходов к изучению темы;

6. экспериментальная часть;

7. заключение;

8. список использованной литературы, справочников, первоисточников и т. д.;

9. приложение.

Порядок их расположения в работе, должен соответствовать данному перечню.

Титульный лист и содержание занимают два первых листа и оформляются в соответствии с установленными правилами (Приложение А).

З адание на выполнение работы оформляется на типовом бланке, утверждается по заполнению заведующим кафедрой и выдается обучающемуся научным руководителем (если кафедра считает нужным этот этап).

Обучающийся проставляет дату получения задания и подписывает его.

Содержание должно включать в себя перечень всех имеющихся разделов, подразделов и пунктов с соответствующими номерами. Справа от наименования указываются страницы листов, на которых начинается текст раздела, подраздела (Приложение Б).

Содержание включает название всех глав, параграфов, пунктов с указанием номера страницы, на которой размещается начало соответствующего раздела работы. При этом знак параграфа не ставится. В содержании должны быть указаны также названия всех приложений с соответствующими номерами страниц.

Введение. Объем введения не должен превышать 5% объема всей работы. Во в ведении должны быть отражены следующие моменты:

- общая характеристика проблемы, которой работа посвящена;

- теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность;

- степень разработанности проблемы, т.е. приводится краткий перечень решенных задач в выбранном направлении другими авторами (со ссылками на библиографические источники) и констатируется перечень нерешенных другими авторами задач, формирующих в итоге определенное направление, которое следует развивать и которое отражает содержание названия выбранной темы работы;

- исходя из этого, формируется цель работы;

- указываются объект, предмет, гипотеза дипломного исследования;

- конкретные задачи, которые ставит студент в своей работе;

- объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи;

- обоснование логической последовательности решения поставленных задач и структуры работы.

Набор направлений достижения цели, поставленной в работе в виде круга задач, должны быть далее отражены в наименование глав работы, а каждая задача - это совокупность частных задач (подзадач), составляющих параграфы глав работы.

Как отмечено выше, после определения состава задач, решаемых для достижения поставленной цели, дается обоснование логической взаимосвязи этих задач и на этой основе утверждается логика структуры всей работы, обоснованность наименований ее глав и параграфов.

Как частный пример, структура введения может содержать:

- общее значение данной проблемы;

- цель исследования,

- задачи исследования;

- что послужило исходным материалом для исследования;

- методика исследования.

Введение должно быть кратким (3-5 страниц) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Главное, чтобы читающий выпускную квалификационную работу мог понять, чему она посвящена и какие задачи ее автор перед собой ставил. При оценке того, насколько автор справился с работой, основное внимание обращается на степень реализации задач и достижения целей, заявленных во введении.

Основная часть состоит из глав, которые делятся на параграфы. Параграфы, в свою очередь, могут состоять из пунктов. В выпускной квалификационной работе обычно выделяют 3 (2 - 4) главы. Названия глав и параграфов должны быть четкими и отражать содержание. Повторение названий недопустимо. Ни одна из глав не может быть названа так же, как и работа в целом.

Основная часть содержит весь фактический и аналитический материал выпускной квалификационной работы.

В содержании этой части обучающийся должен показать знание исходных теоретических и методологических основ исследований, показать степень изученности данной проблемы, определить пути и методы своих исследований.

1. Важнейшей составной частью работы являются изложение самостоятельного анализа использованной литературы, статистических данных, практических результатов, полученных с использованием аналитических или математических методов и конкретные выводы и заключения по исследуемым проблемам.

2. В выпускную квалификационную работу кроме разработанных обучающимся положений и их теоретического обоснования, также входит обоснование выбранной методики исследования, экспериментальное обоснование выдвинутого положения, полученные результаты. Постановка исследовательской задачи должна быть конкретной, вытекать из современного состояния теории вопроса и /или психологической практики и базироваться на анализе соответствующих научных работ или данных исследований других авторов.

Статистические расчеты результатов экспериментов обязательны! Их графическое отображение (графики, диаграммы, схемы и т. п. исходных или результирующих показателей, алгоритмов, структур и т.д.) − также обязательно! При большом объеме графических материалов некоторая часть их может быть помещена в приложении.

Обязательной главой в выпускной квалификационной работе должна быть «Охрана труда в отрасли». Рекомендуется в данной главе рассмотреть основные документы по охране труда, принципы безопасной работы, инструкции по охране труда, того предприятия на котором студент проходил преддипломную практику.

Это может быть должностная инструкция практического психолога школы, должностная инструкция психолога ДОУ, общая инструкция по охране труда для психолога, инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере, программа инструктажа по технике безопасности на предприятии. Кроме того, могут быть рассмотрены общие требования к обеспечению безопасности труда в социально-педагогической, психологической сфере деятельности. Пример оформления главы по охране труда в выпускной квалификационной работе (Приложение Б).

В заключении следует четко сформулировать основные выводы и результаты исследования:

- они должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы;

- разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования, в целом;

- полученные выводы или рекомендации должны быть достаточно обоснованы, четко сформулированы и иметь реальную практическую направленность;

- в заключении нужно отметить, подтвердилась ли первоначально поставленная гипотеза;

- в заключении также указывается научная или социальная эффективность предложений автора выпускной квалификационной работы в случае их внедрения.

В заключении не следует касаться вопросов, которые выходят за рамки того, что было реально рассмотрено в работе.

Список используемой литературы оформляется в соответствии с ГОСТом. Он должен включать только ту литературу, на которую есть ссылки в тексте.

Приложения это необязательный элемент структуры работы. Приложения целесообразно создавать только в том случае, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, содержащих большой объем статистического материала, каких-либо справок, описаний известной методики расчета, первичного материала психологической диагностики (например, образцы рисунков испытуемых). Если такой материал помещен в основную часть, то он затрудняет чтение работы. В приложение рекомендуется также включать описание известных психологических методик большого объема, первичные материалы по диагностике, если они громоздки.

Оформлять приложение следует так:

- в тексте работы необходимо сослаться на то, что подобная информация по указанному вопросу содержится в приложении;

- все приложения должны иметь названия и порядковый номер;

- страницы приложения следует пронумеровать.

-

1.5. Основные требования к оформлению выпускной квалификационной работы

 

Государственная экзаменационная комиссия в ходе защиты оценивает не только содержание работы, но и ее оформление.

Выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии с государственными стандартами.

К защите принимаются только сброшюрованные (сшитые) работы.

Общие требования

ГОСТ 7.1-2003. Текст выполняют с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги, формата А4, шрифт – Times New Roman 14-го размера, межстрочный интервал – 1,5.

Номер страницы проставляют в правом верхнем углу листа, страницы текстового материала следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Титульный лист текстового документа включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Расстояние от края бумаги до границ текста следует оставлять: в начале строк – 30 мм; в конце строк – 10 мм; от верхней или нижней строки текста до верхнего или нижнего края бумаги – 20 мм.

Размер абзацного отступа должен быть одинаковым по всему тексту и равным 12,5 мм.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Нумерация пунктов должна состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой.

Заголовок разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа, с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Заголовки структурных элементов располагают симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 1 интервал. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 1 интервал.

Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется заглавными буквами посередине строки. Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов, заключение, список использованной литературы и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.

Графическая часть (чертежи, схемы и т. п.) выполняется с соблюдением соответствующих стандартов.

На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы). В последнем случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рисунок 1.1). Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью (например, Рисунок 2 – Структура самосознания). Точка в конце названия не ставится.

На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела – в последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой (например: Таблица 1.2). Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица В.2). Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 3 – Результаты диагностики самооценки подростков). Точка в конце названия не ставится.

При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1).

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Над и под каждой формулой или уравнением нужно оставить по пустой строке. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».

Если нужны пояснения к символам и коэффициентам, то они приводятся сразу под формулой в той же последовательности, в которой они идут в формуле.

Все формулы нумеруются. Обычно нумерация сквозная. Номер проставляется арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

А = а:b (1)

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой, например: (1.4).

Формулы в приложениях имеют отдельную нумерацию в пределах каждого приложения с добавлением впереди обозначения приложения, например: (В.2).

Если в тексте есть необходимость использовать перечисления, то перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ).

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

а) ___________

б) ___________

1) ___________

2) ___________

в) ___________

 

Приложения. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ В). Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы и т.д., которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.051 с.)