Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Торговое право и коммерческие суды

Поиск

 

Уже в начале XIX в. из сферы гражданского права начинают выделяться торговое, вексельное и другие отрасли права. Тогда же начинают формироваться специальные коммерческие суды (например, в Одессе, Москве, Таганроге), разрабатывается коммерческий Устав.

В 1817 г. при разработке Вексельного устава коммерческие суды учреждаются в целом ряде российских городов. Несколько позже был разработан проект учреждения Коммерческой палаты для Санкт-Петербурга в качестве административно-судебного органа. Палата включалась в систему органов Министерства финансов, в ее работе принимал участие прокурор, споры разрешались в Сенате. Широко применяемым правовым источником являлся торговый обычай. Комиссия по составлению законов не приняла проект, отправив его на новую доработку.

Значительный вклад в разработку коммерческого законодательства внесла судебная (третейская, примирительная) практика российской биржевой и ярмарочной торговли. В период с 1827 по 1832 г. в ходе работы Комитета для составления вексельного и банкротского уставов, был поставлен вопрос о расширении сети коммерческих судов. Торговое судопроизводство предполагалось выделить из системы общих судебных учреждений (учитывая их специфику). При разработке законопроектов комиссия М.М. Сперанского использовала французские и германские (гамбургские) правовые источники. Параллельно над проектом работала комиссия Министерства финансов. В проектах закреплялись принципы выборности судей и «совестности» (примирительности).

Проект коммерческого судоустройства был подготовлен Сперанским весной 1831г., в начале 1832 г. он был внесен на. рассмотрение соединенных департаментов законов и государственной экономии Государственного совета. Государственный совет принял идею Сперанского oб особом положении коммерческих судов и их всесословном характере (министр юстиции хотел включить коммерческие суды в общую судебную систему).

В 30—50-е гг. коммерческие суды возникают в других городах России (Новочеркасске, Тифлисе и др.). В 1847 г. рассматривался проект преобразования торговых словесных судов (при полиции) в единый коммерческий суд. По проекту Министерства внутренних дел предполагалось создание мировых (примирительных) судов, однако все материалы надолго осели во Втором отделении Собственной Его Величества Канцелярии.

В 1849 г. Министерство юстиции выработало проект введения в коммерческих судах прокурорского надзора. При обсуждении этого проекта либеральные тенденции проявились в предложениях Второго отделения, а консервативные — Министерства юстиции (его представители настаивали на ужесточении контроля, понижении исковых сумм, замене устного судопроизводства письменным и т.п.). Проект очередной раз обсуждался в Государственном совете в 1857 г., но был отложен в связи с наметившейся общей судебной реформой.

Вопрос о согласовании общих принципов судебной реформы и законодательства о коммерческих судах был поставлен только в 1865 г. По проекту специальной комиссии определялась единая структура коммерческого суда: председатели, два члена-юриста и пять присяжных заседателей. Председатели избирались из членов биржевого комитета, торговых корпораций при таможне, ремесленных корпораций, присяжные — из купцов и ремесленников. Проект настаивал на специальном, а не сословном характере коммерческих судов, а также на их смешанном характере (судьи-юристы и купцы — торговые судьи). Проект натолкнулся на сопротивление со стороны Второго отделения, Министерства внутренних дел и Министерства финансов.

В 1887 г. была издана новая редакция Торгового устава (входившего в состав Свода законов в виде Учреждений и уставов торговых, несмотря на то, что Сперанский стремился включить торговое законодательство в рамки гражданского права).

В новой редакции из Торгового устава были выделены самостоятельные постановления о векселях, правила торгового судопроизводства. Устав перестал быть сословно-купеческим законом, в торговых судах стали применять кроме торговых законов, торговые обычаи. В Торговом уставе регламентировались порядок найма работников, дача торговых поручений, образование торговых товариществ.

В 1882 г. Сенату была поручена разработка Торгового уложения, но уже в 1884 г. редакционная комиссия, работавшая над составлением Гражданского уложения, включила материалы по торговому законодательству в свой проект. Торговое право вновь слилось с гражданским.

В 1871 г. при Министерстве юстиции была создана новая комиссия для преобразования коммерческого судопроизводства. В подготовленном ею проекте предполагалось создать двухзвенную систему торговых судов: торговые суды и торговые отделения окружных судов, судебная палата в Санкт-Петербурге. Эти суды приравнивались к окружным судам и судебным палатам по своему статусу и значению. В проекте подчеркивался принудительный (не примирительный) характер судебных решений, коммерческие суды вписывались в общую судебную систему.

Специально созданная комиссия биржевого комитета и биржевого купечества обсуждала проект с конца 1872 по 1878 г., когда проект Устава торгового судоустройства и судопроизводства был направлен в Министерство юстиции и другие ведомства. Однако и этот проект застрял в структурах Министерства финансов.

На практике с 1865 г. многие коммерческие суды стали ликвидироваться, на деятельность торговых судов стали распространяться общие нормы гражданского процесса. В конце 80-х гг. начинается процесс упразднения особых торговых судов. За их сохранение выступали представители торговых кругов и часть чиновничества, однако к 1897 г. большая часть коммерческих судов была ликвидирована.

 

Уголовное право

 

Система уголовного права пореформенного периода строилась на основе Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, новые редакции которого появились в 1857, 1866, 1885 гг. (в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2000 составов преступлений).

Разработка нового Уголовного уложения была стимулирована рядом существенных недостатков, содержавшихся в Своде законов. К ним И.С. Таганцев относил противоречия, формализацию, неполноту, неопределенность санкций и отсутствие четкой иерархии наказаний.

В 1865 г. сделана попытка сочетать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных с Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В редакции 1885 г. Уложение включает более широкий круг актов — законы: об оскорблении государя (1882), о взрывчатых веществах (1882), об отмене работных домов (1884), об изменении паспортного устава (1885), о рабочих и сельскохозяйственных работниках (1886). Однако противоречия, различия в организующих принципах и отсутствие теоретических обобщений сохранились и в этой редакции. Кроме того, и нее включался «принцип аналогии», дававший суду право дополнят закон в случаях пробелов в праве.

В 1850 г. при Втором отделении был учрежден комитет для составления проекта Устава уголовного судопроизводства. С 1857 по 1861 г. в Государственный совет было внесено четыре проекта по уголовному судопроизводству. Новый Устав был опубликован в 1864 г.

Реформы 60-х гг. потребовали пересмотра Уложения о наказаниях, его новая редакция появилась в 1866 г.

В 1881 г. учреждаются особый комитет для разработки нового проекта Уголовного уложения, к 1899 г. проект был подготовлен для рассмотрения в Государственном совете.

В течение 20 лет разрабатывалось новое уголовное уложение (подготовленное лишь к 1903 г.), а источниками действующего права в тот период были Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (редакция 1885 г.), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864), Военно-уголовный кодекс (1875), Военно-морской устав (1886).

Вплоть до 1903 г. применялись церковные наказания (покаяние, заточение в монастырь), оказавшие влияние на полицейский устав Субъектом преступления до 1903 г. могли быть юридические лица, например крестьянская община.

В Уложении проводился принцип недоверия к судьям и стремление ограничить сферу судейского произвола с помощью сложной и дифференцированной системы наказаний. Этот подход приводил к казуистичности и отсутствию обобщений в законе. Проблемы усугублялись широким механическим заимствованием иностранной терминологии.

Преступления и наказания. Закон различал следующие категории преступлений: тяжкие преступления (за которые могли быть назначены смертная казнь, каторга, поселение), преступления (за которые могли назначаться заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом), проступки (за которые назначались арест, штраф).

Закон предусматривал случаи, когда ответственность за убийство и иные преступления исключалась, если: совершивший деяние действовал во исполнение закона или приказа; с дозволения власти или осуществляя профессиональные обязанности; в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны.

Закон разделял умысел на предумышленный и внезапный, умышленные преступления — на совершенные хладнокровно или в состоянии аффекта. Сенат на практике часто руководствовался принципом объективного вменения: для применения наказания достаточно было факта преступления, хотя вина отсутствовала. По Своду законов наказывалась неосторожная вина (на основании особых постановлений или по усмотрению суда при наличии особых обстоятельств).

В Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями предусматривались наказания за неосторожные проступки и преступления, совершаемые по небрежности. В проекте Уложения преступная неосторожность не наказывалась, а неосторожные проступки наказывались только в случаях, предусмотренных законом. Уложение предусматривало три типа неосторожности — тяжелая, средняя, легкая.

Предусматривалось наказание за голый умысел в разряде государственных преступлений, за угрозу (даже нереальную) поджога. Приготовление к преступлению наказывалось, если приобретение средств для совершения преступления само по себе являлось незаконным или было связано с угрозой лицу или обществу.

Покушение на преступление определялось как «действие, которым начинается приведение злого умысла в исполнение» и наказывалось только в случаях, предусмотренных в законе. Свод законов не делил покушения на стадии, но настаивал на уменьшении наказания за покушение в сравнении с законченным преступлением. Уложение 1885 г. подразделяло покушение на законченное и незаконченное и ставило наказание в зависимость от стадии покушения. В проекте нового Уложения (1903) предусматривался добровольный отказ от преступления.

Виды соучастия по Уложению 1885 г. делились на:

скоп, включавший главных виновников и участников и образовывающийся в момент совершения преступного действия;

сговор, в котором участвовали зачинщики (интеллектуальные и физические), сообщники (участвовавшие и согласившиеся), подстрекатели, пособники; сговор мог быть на совершение нескольких преступлений, не все его участники являлись исполнителями, при сговоре ответственность наступала и за совершенные действия;

шайку, состоявшую из главных виновных, сообщников и пособников. (По «Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» соучастники делились на совершивших деяние, подстрекавших к нему и соучастников. По проекту нового Уложения соучастники делились на непосредственно участвующих и участвующих, прямо подстрекавших и пособников.)

Уложение 1885 г. наряду с соучастием знало понятие прикосновенности: сюда относились попустители, укрыватели и недоносители.

Возрастной ценз для привлечения к уголовной ответственности (1885) определялся в семь лет, с 1903 г. — в десять. Наказания смягчались в применении к преступникам, не достигшим 18-летнего возраста.

Наказания делились на:

главные (смертная казнь, поселение, заключение в исправительным дом, крепость, тюрьму, арест, штраф);

дополнительные (лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью, помещение в работный дом, конфискация имущества);

заменяющие (принудительное лечение, опека).

В Уложении (в редакции 1885 г.) предусматривалась смертная казнь через повешение. Каторга назначалась на срок от четырех до двадцати лет или бессрочно. Ссылка имела 30 степеней: от года до четырех лет в разные районы страны (по степени удаленности от центра). Заключение в исправительный дом могло продолжаться от полутора до шести лет, тюремное заключение — от двух месяцев до двух лет, арест — от одного дня до шести месяцев.

К уголовным и исправительным наказаниям (общим, особенным, дополнительным, главным) не относились применяемые меры полицейского воздействия. Уложение 1885 г. предусматривало ряд других мер: отдачу под надзор, высылку за границу, запрещение жить в определенных местах, выговор, розги.

 

Административная юстиция

 

Принятый в 1876 г. Устав о пресечениипреступлений в значительной степени смешивал полицейскую власть с судебной, на практике такая тенденция была еще более очевидной. В областях усиленной или чрезвычайной охраны арест, секвестр (приостановка хозяйственной деятельности, арест имущества без конфискации) и штрафы налагались в административном, а не в судебном порядке. Сельские общества передавали своих «порочных» членов земским начальникам и государственным органам для применения к ним тюремного заключения и ссылки.

Наряду с формами правового воздействия сохранялась власть организаций (учреждений, обществ и т.п.); дисциплинарная власть Церкви (взыскания за нарушения благочиния при богослужении, за греховные деяния); родительская власть (по-прежнему применялись домашние меры исправления); власть хозяина над рабочим (взыскание за грубость, прекословие); власть сословных организаций (учреждение опеки над своим членом, исключение из дворянства). Эти сферы не были урегулированы нормами и в значительной мере опирались на традицию, практику и корпоративные нормы.

В целом система преступлений в своей основе сохранялась прежней, включая 11 родов и 37 степеней.

Уголовное уложение 1903 г.

 

В 1903 г. вступило в силу новое Уголовное уложение, которое состояло из 37 глав и 687 статей. Число составов преступлений было сокращено до 615.

Разработка проекта была закончена в 1895 г. Проект представлен в Министерство юстиции, где обсуждался Особым совещанием при министре. Обсуждение завершилось в конце 1897 г., а в начале 1898 г. проект направлен в Государственный совет. Здесь также было образовано Особое совещание, которое дополнило и исправило проект, и в конце 1901 г. он поступил на рассмотрение Особого присутствия департамента Государственного совета. В начале 1903 г. проект подписан императором.

Вступление в силу Уложения было отложено, но в действие постепенно вводились главы и статьи, содержавшие новые составы политических преступлений. Законом 1904 г. введены в действие статьи о бунте против верховной власти, государственной измене, смуте.

В новом Уложении четко различались общая и особенная части. В общей части давались понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления, покушения, соучастия. Общая часть содержала следующие главы: 1) о преступлениях и преступниках вообще; 2) о наказаниях; 3) об определении наказания по преступлениям; 4) о смягчении и отмене наказаний; 5) о пространстве действий постановлений настоящего Уложения.

Уложение давало формальное определение преступления: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Принцип аналогии отвергался: «Нет преступления, нет наказания без указания на то в законе». Уложение принимало трехчленное деление: тяжкое преступление, преступление, проступок. Объективное вменение Уложением не отвергалось.

Субъектом преступления было лицо, достигшее десятилетнего возраста (вменяемое и физическое). Законодатель предусматривал ситуацию «уменьшенной» вменяемости, относящейся к лицам в возрасте от десяти до семнадцати лет.

Новое Уложение в отличие от старого не делило умысел на заранее обдуманный и внезапно возникший. Неосторожность подразделялась на преступную небрежность (преступник не предвидел последствий, хотя мог и должен был их предвидеть) и преступную самонадеянность (предвидел наступление последствий, но легкомысленно предполагал их предотвратить). Приготовление к преступлению (приобретение или приспособление средств для приведения в исполнение преступного умысла) наказывалось лишь в случаях, указанных законом. Добровольный отказ исключал наказание. Покушение на преступление (действие, которым начинается исполнение преступного умысла, но не доведенное до конца по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного) наказывалось в случаях, предусмотренных законом (при покушении на тяжкое преступление — во всех случаях).

Соучастниками признавались лица, действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учиненного несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника.

При совершении проступка наказывался только исполнитель, участие в сообществе и шайке наказывалось особо.

При применении необходимой обороны превышением ее пределов признавались чрезмерность или несвоевременность защиты.

Впервые давалось определение пространства действия закона: он распространялся на всю территорию России, одинаково на всех лиц, на ней пребывающих.

Система наказаний была упрощена, все наказания делились на главные, дополнительные и заменяющие. В Уложении предусматривались восемь родов главных наказаний и восемь родов дополнительных. Сословная принадлежность преступника и жертвы учитывалась судом при определении наказания (предложение отменить сословный критерий было отвергнуто Государственным советом). Смертная казнь совершалась через повешение, публично и не применялась к лицам моложе семнадцати и старше семидесяти лет. Приговоренные к смертной казни лишались всех прав состояния и иных прав.

Каторга назначалась без срока или на срок от четырех до 15 лет, ссылка назначалась без срока, но с правом досрочного освобождения за хорошее поведение. Заключение в крепость назначалось на срок до шести лет, в тюрьму — до двух лет, арест — на срок до шести месяцев, помещение в исправительный дом — до восьми лет.

Особенная часть Уложения состояла из 36 глав, большинство которых включали нормы, предусматривающие ответственность за религиозные, государственные, должностные преступления.

Уложение провозглашало равенство граждан перед законом, отказ от принципа объективного вменения, индивидуализацию наказания и другие прогрессивные начала уголовного права.

Уголовное уложение было введено в действие частично, а проекты новой редакции судебных уставов и Гражданского уложения не были приняты вовсе. Однако в конце 1904 г. Сенату было предписано начать новую попытку по реформированию местной юстиции. Вопрос обсуждался в Особом совещании (под председательством С.Ю. Витте). Резкой критике было подвергнуто существование волостных судов.

В начале 1905 г. министр юстиции внес в Комитет министров предложение об упразднении судебных полномочий земских начальников и волостных судов. Однако новый закон о местной юстиции, по которому волостные суды вводились в систему общих судов и восстанавливались мировые суды, будет принят лишь в 1912 г.

 

Судебный процесс

 

Судебный процесс в пореформенный период включал новые принципы и институты, которые были выработаны в ходе судебной реформы 1864 г.: бессословность суда, процессуальное равенство сторон, обеспечение защиты и участие присяжных заседателей, свободная оценка доказательств, принятие презумпции невиновности (нет виновного, пока в суде не будет доказана виновность), отделение судебного процесса от административного вмешательства.

В дореформенном суде существовало многообразие процессуальных форм. В уголовном процессе существовала следственная форма, в гражданском — распорядительное и полицейское разбирательство при наличии общей состязательной формы. Имели место примирительное и принудительное разбирательства.

Следственными органами были земские суды и управы благочиния, надзорными прокуроры, стряпчие, губернские правления. Обвинительное заключение составлялось канцелярией суда.

Действовала система формальных доказательств: при наличии «совершенных» доказательств производилось обвинение, при «несовершенных» — «оставление в подозрении». Для пересмотра судебных решений устанавливались ревизионный и апелляционный порядки.

Реформа отменила многие из этих установлений. Вместе с тем в судебном процессе и позже сохранялись существенные черты старого судопроизводства, особенно это касалось местных судов.

В мировом суде рассмотрение дел осуществлялось в упрощенном порядке без разделения на стадии, и в нем соединялись следователь, обвинитель и судья. Здесь допускалось примирение сторон, чему должен был способствовать сам судья. В качестве доказательств в мировом суде служили: показания истцов, ответчиков, потерпевших, свидетелей; письменные доказательства; присяга; показания окольных людей (соседей, знакомых, односельчан).

В волостных судах еще более ярко проявился сословный, специальный порядок судопроизводства: кандидатов в волостной суд отбирал земский начальник (с 1889 г.), волостные судьи в своей деятельности должны были подчиняться правилам, установленным для волостных старшин (т.е. администрации), земские начальники могли ревизовать и наказывать волостных судей. Еще в 1866 г. был установлен порядок обжалования решений волостных судей на съезде мировых посредников, а с 1874 г. — на присутствии по крестьянским делам.

В общих судах уголовный процесс делился на стадии: 1) дознание, 2) предварительное следствие, 3) подготовительные к суду действия, 4) судебное следствие, 5) вынесение приговора, 6) исполнение приговора, 7) пересмотр приговора.

Поводами к началу уголовного дела служили: жалобы частных лиц; сообщения полиции, учреждений и должностных лиц; явка с повинной; усмотрение следователя или прокурора. Предварительное следствие осуществляли следователи под надзором прокуроров или членов судебных палат, дознание по полицейским делам вели жандармы.

На этой стадии участие защиты не допускалось. Следственные материалы после предъявления их обвиняемому направлялись прокурору. Тот составлял обвинительный акт и направлял его в судебную палату. Палата выносила определение о предании суду. Затем дело переходило на рассмотрение окружного суда с присяжными (дело без присяжных сразу направлялось прокурором в окружной суд).

В судебном заседании присутствовали три члена суда, секретарь суда (в суде присяжных — двенадцать постоянных и двое запасных заседателей). Допускался отвод судей. Права судей и заседателей объявлялись равными.

Судебное следствие начиналось с оглашения обвинительного заключения, затем производился допрос обвиняемого, свидетелей, проверка иных доказательств.

Завершалось судебное следствие заключительными прениями — речами прокурора (или частного обвинителя) и защитника или объяснениями подсудимого. До вынесения вердикта прокурор не мог касаться вопроса о мере наказания.

Вердикт присяжных о виновности или невиновности подсудимого предшествовал вынесению приговора. Председатель суда вручал старшине присяжных опросный лист и давал наставление. Присяжные принимали решение большинством голосов. При вынесении вердикта присяжные не имели права пользоваться материалами дела в совещательной комнате. После вынесения вердикта (обвинительного) прокурор давал заключение о мере наказания. Защитник выдвигал возражения, затем последнее слово предоставлялось подсудимому.

Затем коронный суд в совещательной комнате определял меру наказания. Если суд признавал, что присяжными осужден невиновный, дело передавалось на слушание нового состава присяжных (их решение было окончательным).

Приговоры окружных судов с присяжными заседателями и приговоры судебных палат считались окончательными. Они могли быть обжалованы или опротестованы (прокурором) в кассационном порядке в Сенат.

Приговоры Сената и Верховного уголовного суда (с 1872 г. — Особого присутствия Сената) могли отменяться только в порядке помилования императором. Приговоры окружных судов без участия присяжных считались неокончательными и могли быть обжалованы в апелляционном порядке в судебную палату. Вступившие в законную силу приговоры исполнялись полицией.

Существовали изъятия из общего порядка рассмотрения дел: по должностным преступлениям предварительное следствие и предание суду производились должностными лицами того ведомства, к которому принадлежал обвиняемый, а не судебными следователями.

Низшие чиновники судебного ведомства предавались суду по постановлению судебной палаты, остальные — по постановлению департамента Сената, прокуроры — по предложению министра юстиции. Дела чиновников разных классов рассматривали соответственно окружные суды, палаты и Сенат, должностные преступления членов Государственного совета, министров и главноуправляющих — Верховный уголовный суд.

В гражданском процессе принципы устности, публичности и состязательности проявились особенно широко. Гражданские дела начинались с подачи искового заявления, на которое ответчик мог дать свои возражения. Стороны привлекали адвокатов и законных представителей, допускалось примирение сторон. Выдвинутые обстоятельства доказывала заинтересованная сторона.

По окончании слушания суд оглашал резолюцию по делу, а окончательное решение сообщалось в течение двух недель. Решение могло быть обжаловано в судебную палату в течение четырех месяцев.

Дальнейшее развитие гражданского судопроизводства было связано с возложением на него некоторых фискальных функций: в 1882 г. суды рассматривали дела о пошлинах с безвозмездно приобретенного имущества, в 1889 г. — дела о пошлинах с наследства.

В 1866 г. в сферу гражданского судопроизводства были включены дела об акционерных компаниях, в 1867 г. — об ипотеке, в 1868 г. — дела о межевых спорах и несостоятельности.

В 1881 г. из гражданского судопроизводства были изъяты дела об убытках, причиненных высшими должностными лицами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.016 с.)