Конец социалистической оппозиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конец социалистической оппозиции



В 1920 г. организации партии меньшевиков (РСДРП) легально существовали в советской России, в августе этого года в Москве проходила конференция партии. В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов меньшевики и эсеры присутствовали в качестве делегатов без права решающего голоса.

В июле 1919 г. ЦК РСДРП издал программный документ, в котором отмечалось: «В России вся полнота власти находится в руках одной партии правящей без всякого контроля со стороны масс... широко прибегая к террору».

Для изменения этого порядка предлагалось: расширить избирательные права, лишив Советы «права исключать из своего состава по политическим мотивам отдельных депутатов и целые группы»; восстановить свободу печати; реорганизовать ревтрибуналы «на основе выборности судей из трудящихся»; отменить смертную казнь и внесудебную расправу органов ВЧК; лишить партийные организации прав органов государственной власти и материальных привилегий; развивать местное самоуправление.

Меньшевики не поддержали предложение эсеров о создании в России «единой социалистической партии». Всероссийское партийное совещание РСДРП (март 1920 г.) признало в принципе «диктатуру пролетариата», лишение прав «нетрудовых элементов», «равноправие парламента и Советов». Этот компромисс не был принят и по окончании Гражданской войны (конец 1921 г.), террор против меньшевиков возобновился. В октябре 1922 г. руководство партии выступило с призывом к «установлению демократической республики», а к весне 1923 г. она окончательно ушла в подполье.

В феврале 1922 г. по обвинению в конспиративной деятельности была арестована большая группа ведущих членов партии эсеров, в июле начался судебный процесс над ними. В вину им ставились политические преступления, совершенные в периоды деятельности Временного правительства и Гражданской войны.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «БЕЛОГО» ДВИЖЕНИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Первые акты гражданской войны имели место уже осенью 1917 г. (выступления Керенского, Краснова, Каледина, Дутова). Но полномасштабно война развернулась к середине 1918 г. В нее оказались вовлеченными иностранные вооруженные силы: чехословацкий корпус, экспедиционные военные силы Англии, Франций, Японии, США, оккупировавшие Дальний Восток, Одессу, Мурманск, районы Закавказья и Средней Азии, другие регионы страны. Германская армия контролировала Прибалтику и значительную часть Украины и Белоруссии. В 1919 г. под властью Советов оставалась относительно небольшая территория.

К весне 1918 г. на большей части бывшей Российской империи власть перешла сначала к военно-революционным комитетам, а затем к Советам. Ситуация в разных районах складывалась по-разному, однако общей чертой начавшейся борьбы были столкновения революционных органов власти с националистическими и консервативными силами. Последние сгруппировались в неоднородное по составу белое движение, основу которого составили офицеры старой армии. В ходе начавшейся Гражданской войны под контроль «белых» попали обширные районы Сибири, Урала, Поволжья, Дона, Северного Кавказа, Крыма, Северо-Западного края, Туркестана и другие регионы.

Между «белыми» армиями Колчака, Деникина, Юденича (а позднее — Врангеля) было осуществлено военно-политическое размежевание занятых ими территорий. Их границы постоянно изменялись, хотя общая регионализация «белых» режимов сохранялась.

Органы управления

На территориях, занятых «белыми» армиями, восстанавливалась деятельность органов местного самоуправления (земств, городских дум), ликвидированных Советами. Центральная власть была сосредоточена в руках Главнокомандующего, который мог опираться на более демократические органы — советы, совещания, комитеты. На территории, контролируемом чехословацким легионом и адмиралом Колчаком, было воссоздано Учредительное собрание в качестве парламентарного органа. В Крыму генерал Врангель принял всю полноту военной и гражданской власти с санкции Правительствующего Сената.

Правительство Юга России

Приказом Главнокомандующего вооруженными силами Юга России в марте 1920 г. было введено Положение об управлении областями, занимаемыми вооруженными силами Юга России. Наряду с членами военного командования оно устанавливало должности государственного контролера, начальника гражданского управления (ведающей вопросами земледелия, землеустройства, юстиции и просвещения), начальника хозяйственного управления (ведающего финансами, продовольствием, торговлей, промышленностью и путями сообщения), начальника управления иностранных сношений. Эти должностные лица входили и Совет, имеющий характер совещательного органа при Главнокомандующем. Последнему подчинялись казачьи части и органы самоуправления, до 1920 г. имевшие довольно широкую автономию.

Проект аграрной реформы

В апреле 1920 г. Правительство Юга России образовало комиссию по разработке земельного вопроса. Основными принципами реформы стали частная собственность на землю, максимальное число пользователей, посредничество государства в земельных сделках. Предполагалось, что реформа будет распространена на все пространство России после победы над большевиками.

Все наделяемые землей получали ее в собственность за выкуп и «в законном порядке». Для проведения реформы на местах создавались органы земского самоуправления. Размеры участков определялись земельными Советами и утверждались правительством. Бывшие «показательные» хозяйства или совхозы передавались в государственное управление или волостным земствам с обязательством «сохранения в них правильного хозяйства». Земли, при советской власти включенные в коммуны, перераспределялись волостными земельными Советами между частными лицами.

Из общих правил об отчуждении изымались и сохранялись за собственниками права на следующие виды землевладений: надельные земли, купленные при содействии крестьянского банка; выделенные на хутора и отруба; отведенные церквам и монастырям; принадлежащие сельскохозяйственным учреждениям; относящиеся к городским поселениям; огородные.

При проведении реформы подчеркивалось, что право частной собственности всегда уступает интересам общегосударственным, однако главной целью оставалось «укрепление права бессословной частной земельной собственности», т.е. реформа продолжала столыпинскую аграрную традицию, хотя техника реформы (два этапа проведения: акт владения землей и последующее нотариальное закрепление права собственности) напоминала порядок проведения реформы в 1861 г.

Местное самоуправление

Правительство Юга России разработало также Правила о восстановлении волостных и уездных земств. При этом предполагалось права, которыми обладали уездные земства, перенести на волость, а права бывших губернских учреждений — на уезд. Гласные волостных земских собраний избирались сельскими сходами, участие в которых должны были принимать только земледельцы-домохозяева. Уездные земские собрания составлялись из гласных, избираемых волостными земскими собраниями.

В дополнение к модели земских органов 1864г. по приказу Главнокомандующего войск Юга России должны были избираться на волостных земских собраниях еще и волостные земельные Советы (кроме управ). В целом реформа местного самоуправления ориентировалась на земское Положение 1892 г.

Постановления земских собраний могли быть приостановлены: по волости — начальником уезда, по уезду — губернатором. Дальнейший спор мог разрешаться председателем съезда мировых судей, окружным судом, присутствием уездного управления или высшей центральной властью.

Судебная система

На территории Правительства Юга России действовала система военно-полевых судов, корпусные и военно-судные комиссии при начальниках гарнизонов (в составе председателя и пяти членов). Комиссии подчинялись главному прокурору, военно-полевые суды — войсковым начальникам. Несколько позже в состав корпусных и гарнизонных комиссий с правом совещательного голоса были включены по два представителя от крестьянства волости. Предварительное следствие проводилось одним из членов комиссии, тем самым следствие и судопроизводство смешивались (по аналогии с деятельностью органов ВЧК, действовавших на советской территории). При рассмотрении дел военно-судные комиссии руководствовались правилами о военно-полевых судах. Приговоры утверждались военными начальниками. В случае несогласия последних с приговором дело передавалось в корпусной или военно-окружной суд.

Уголовный розыск отделялся от государственно-правового (контрразведка). В качестве административной меры применялась «высылка м советскую Россию лиц, изобличенных в явном сочувствии большевизм}, в непомерной личной наживе» (мера, сходная с той, которую предусматривали Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.). Право высылки было предоставлено губернаторам и комендантам крепостей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.174.36 (0.023 с.)