Политические течения эмиграции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические течения эмиграции



В спектре государственно-политических программ русской эмиграции можно выделить несколько основных направлений:

1. Реставрационно-монархическое, центром которого был Высший монархический совет. Течение, в свою очередь, раскололось на «николаевцев», поддерживавших Великого князя Николая Николаевича, и «кирилловцев» — сторонников Великого князя Кирилла Владимировича, который в октябре 1922 г. объявил себя Императором России и принял довольно «левую» ориентацию, признав Советы, земельные преобразования в России и принцип федеративного устройства. В 20-х гг. отдельные монархические организации стали заметно склоняться в сторону конституционализма. «Русский Совет» в 1921 г. включил в свою программу такие пункты: учет национальных особенностей при организации государственного устройства России, обеспечение свободы трудового договора, гарантии собственности на землю для крестьян.

2. Непредрешенцы-монархисты группировались вокруг Российского центрального объединения, образованного вместо «Национального комитета». Для этого течения характерны требования сильной власти и вождя, но необязательно власти императорской и монархической.

Всероссийский монархическо-демократический союз предлагал следующую формулу власти: «Царь и власть закона в лице народного представительства, созванного на началах, установленных Учредительным собранием». Народно-монархическая партия называла себя «партией русских трудящихся», врагом всяких сословных привилегий, настаивала на создании системы корпораций, в которую будут включены все граждане (аналог фашистского корпоративного государства в Италии), призывала к восстановлению России как «правового государства, однако при верховенстве императора». При этом отмечалось, что отсутствие четкого проекта нового государственного строя привело к падению «белого» движения.

Несколько позже, в конце 20-х гг., Российский императорский союз провозгласил будущий государственный строй России как конституционную монархию, основанную на синдикалистском (корпоративном) движении. Монархические и корпоративные начала определенно сближались.

3. Демократически-республиканское, основу которого составляли кадеты и правые социалисты. Они отстаивали «демократическую федеративную республику с сильной подзаконной и ответственной перед народным представительством исполнительной властью», восстановление свободной экономической деятельности, отказывались от идеи возвращения земли и предприятий бывшим владельцам. Подчеркивалось, что «государство должно само определить пределы своего вмешательства в народное хозяйство». Центром этого течения стало Российское демократическое объединение, образованное в 1922 г. В его программе была провозглашена «замена Советов народоправством, демократической республикой», выдвинут лозунг «демократия без Учредительного собрания не есть демократия», допускалась мысль о возможном сохранении крестьянских Советов, которые пошлют своих делегатов в Учредительное собрание. Федерацию предполагалось сформировать из двух групп республик: с менее широкими правами (как в РСФСР) и с более широкими (как в СССР).

4. Демократически-социалистическое течение включало «народных социалистов», эсеров и социал-демократов. В рамках этого направления возникли различные группы «сменовеховского» толка, ориентирующиеся на перерождение советской власти и оценивавшие Октябрьский переворот как «национальную революцию».

5. Националисты. В Софии, Харбине, Праге возникли группы «национал-большевиков», «партии национальных демократов», «национально-трудовой союз нового поколения», младороссов и евразийцев. Для этих движений были характерны ярко выраженный национализм, солидаризм и активизм. Некоторые из них позже примкнули к итальянскому фашизму и германскому национал-социализму.

Особое место принадлежало евразийству, рассматривавшему Россию-Евразию как особый геополитический мир, особую культуру. Евразийцы настаивали на сильной идеократической государственности, основанной на «идее-правительнице» и федеративном устройстве с сильным центром. Близкие к ним «младороссы» предлагали в будущей России сочетать наследственную монархию с системой Советов. Политические партии предполагалось заменить профессиональными корпорациями, воссоздать государственную религию.

Государственно-политические программы русской эмиграции оказали незначительное влияние на внутриполитическую жизнь России, но отражали многие реальные процессы, происходившие в сферах государственного, национального и правового строительства страны. 46. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (1917-1921 гг.)

После свершения Февральской революции только Финляндия и Польша из всех территорий, составлявших Российскую империю, потребовали полной национальной независимости. Советское правительство признало независимость Польши, в декабре 1917г. независимость получила Финляндия. (В январе 1918 г. финские социал-демократы попытались взять власть. В завязавшейся гражданской войне им оказывали поддержку советские войска.)

Украина

В марте 1917 г. на Украине образовалась Центральная рада под председательством Грушевского. В состав Рады вошли эсеры, социал-демократы, социалисты-федералисты и проч. В апреле Рада была поддержана национальным украинским съездом.

В июне 1917г. Рада провозгласила автономию Украины и создала Генеральный секретариат (во главе с Винниченко), который выполнял роль правительства. Сразу после Октябрьской революции в России Рада заявила об образовании Украинской народной республики.

Появившиеся летом 1917 г. на Украине Советы осенью объединились, их поддерживало советское правительство России. Со своей стороны Рада искала поддержку у правительств Англии и Франции.

В декабре 1917 г. в Киеве проходил Всеукраинский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Украинским большевикам не удалось победить на нем, они переехали в Харьков, где провели новый съезд, провозгласив создание ЦИК Украины, который «принял на себя всю полноту власти на Украине». Петроград признал новую власть.

8 февраля 1918 г. советские войска взяли Киев, свергли Центральную раду и установили советское правительство Украины. Однако вскоре германские войска, приглашенные Радой, вошли в Киев. Восстановленную Центральную раду возглавил Петлюра.

Вскоре Раду сменил марионеточный режим Скоропадского, поддерживаемый немцами и просуществовавший до момента военного поражения Германии в ноябре 1918 г. Была создана украинская Директория, продержавшаяся до февраля 1919г.

Столицей советской Украины стал Харьков, в марте 1919г. на Всеукраинском съезде Советов была принята Конституция Украинской Социалистической Советской Республики, повторившая модель Конституции РСФСР 1918г.

Перед советским правительством в начале 1918 г., а затем — в начале 1919 г. стояла дилемма — включить Украину непосредственно в состав советской России или согласиться с созданием самостоятельной советской Украины. Провозглашенная еще до революции национальная программа не позволила выбрать первый вариант.

Белоруссия

В Белоруссии события протекали аналогичным образом. В марте 1917 г. белорусский национальный съезд учредил Белорусский национальный комитет, в августе образовалась буржуазная Белорусская рада.

В декабре Рада была свергнута большевистским Военно-революционным комитетом и образован Совет народных комиссаров Западной области и фронта.

В феврале 1918 г. наступающие немецкие войска свергли советское правительство Белоруссии и Рада была восстановлена. После поражения Германии в войне, в январе 1919 г., в Минске образовалось Временное рабоче-крестьянское правительство независимой Белорусской советской республики. Вскоре была принята Конституция Белорусской ССР и создано правительство.

Весной 1919 г. предпринята попытка создать федерацию Белорусской и Литовской республик. Однако наступление польских войск сорвало этот план. Только осенью 1920 г. Белорусская республика была освобождена, но потеряла западную часть своей территории, отошедшую к Польше.

Прибалтика

В Эстонии и Латвии советская власть была провозглашена сразу после Октябрьского переворота, но вступление на их территорию германских армий приостановило процесс советизации.

После поражения Германии в обеих республиках в ноябре 1918 г. создаются буржуазные национальные правительства. Однако вскоре в Нарве и Риге было объявлено о создании советских правительств Эстонии и Латвии. В декабре Россия признала образование прибалтийских советских республик.

В начале 1919 г. под нажимом британских военно-морских сил обе советские республики прекратили свое существование, здесь были восстановлены буржуазные правительства.

В феврале и августе 1920 г. советское правительство России заключило мирные договоры с Эстонией и Латвией. Их территории составили «санитарную зону» между советской Россией и капиталистическим Западом.

В Литве в самом начале 1918 г. был создан Национальный совет. По согласованию с немецкими оккупационными властями в феврале 1918 г. было провозглашено создание независимой Литовской республики.

В январе 1919 г. буржуазное правительство изгоняется из Вильно, где устанавливается советская власть. Польская оккупация, начавшаяся весной 1919 г., разрушила планы о создании федерации Литвы и Белоруссии, было восстановлено буржуазное правительство.

После подписания советской Россией мирного договора с литовским буржуазным правительством (летом 1920 г.) последнее переехало в Ковно. Независимую Литовскую республику Россия рассматривала как буфер против Польши.

Восточный район

Национальная проблема народов Востока была сформулирована еще в мае 1917 г. на I Всероссийском мусульманском съезде в Петрограде. Съезды мусульман прошли в Казани, Оренбурге (съезд мусульман казахов), во Владикавказе и других местах. Везде ставился вопрос о создании национальных автономий.

Советское правительство в январе 1918 г. создало Центральный мусульманский комиссариат внутренних дел. В ноябре было создано Центральное бюро мусульманских коммунистических организаций.

В ряде регионов стали возникать национальные правительства, враждебные советской власти (башкирское, например). В марте 1918 г. для пресечения автономистских и сепаратистских тенденций провозглашена Татаро-башкирская советская республика Российской Советской Федерации, в которую должны были войти также чуваши и марийцы. В апреле распущен татарский Национальный совет, его руководители арестованы.

Крым

В Крыму Татарское национальное собрание еще до октября 1917 г. учредило Директорию, которая была свергнута большевиками в январе 1918 г. Провозглашена Татарская советская республика Крыма. Однако частые изменения власти в этом регионе (немцы, «белые») не позволили Советам закрепиться здесь. Во время нахождения в Крыму «белых» армий было учреждено Крымское правительство, в основном состоявшее из кадетов.

Только в октябре 1921 г. создана Крымская автономная республика, входившая в состав РСФСР.

В июне 1919 г. для управления территорией Казахстана создан Революционный комитет, проведен ряд мероприятий по решению аграрного вопроса. Вскоре аналогичные меры были проведены на территориях, населенных калмыками. Стратегия национальной политики на востоке страны обсуждалась в сентябре 1920 г. на Съезде народов Востока в Баку.

В мае 1920 г. ВЦИК объявил о создании Башкирской и Татарской автономных республик и Чувашской автономной области. В том же году образованы Казахская автономная республика, Автономная область калмыцкого народа, Башкирская автономная республика.

В конце 1920г. Декретом ВЦИК созданы республика Дагестан и Горская республика со столицей во Владикавказе.

Туркестан

В ходе Февральской революции в Ташкенте (административном центре Туркестана) были образованы Туркестанский комитет и Совет рабочих и солдатских депутатов. Уже в сентябре Совет захватил власть и сформировал советское (небольшевистское) правительство, русское по составу. Мусульмане отстранялись от правительственных должностей. Правительство подавило мусульманское сепаратистское движение, имевшее центр в Коканде.

Вместе с тем ташкентское правительство признало независимую власть эмира Бухары и хана Хивы. В 1920г. хан был свергнут частями Красной армии и местными подразделениями, образована Хорезмская советская (несоциалистическая) республика. Несколько позже советская республика возникла в Бухаре, взятой войсками Фрунзе.

В апреле 1921г. Декретом ВЦИК была создана Туркестанская Советская Социалистическая Республика, ставшая автономной частью РСФСР.

Закавказье

Ситуация в Закавказье была не менее сложной. В сентябре 1917 г. в Тифлисе состоялся Съезд закавказских организаций большевиков, выступивший против сепаратистских тенденций национальной буржуазии.

Сразу после Октябрьской революции в Тифлисе создан Закавказский комиссариат, возникший на основе ранее образованного совещания закавказских делегатов, избранных в Учредительное собрание (в Петрограде). Большинство членов Комиссариата составляли азербайджанские и грузинские помещики и интеллигенция.

Комиссариат действовал совместно с Советом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (председатель Жордания). Комиссариат не признал советское правительство в России и законность роспуска Учредительного собрания, а также протестовал против передачи Турции грузинских провинций Каре и Батум, совершенной по условиям Брест-Литовского мирного договора.

В апреле 1918 г. Закавказский сейм провозгласил образование независимой Федеративной закавказской республики.

В то же время в Баку образовалось советское правительство, пытавшееся контролировать восточное Закавказье.

Объединенное Закавказье просуществовало недолго: уже в конце мая Закавказский сейм объявил Федеративную закавказскую республику несуществующей. Национальное собрание Грузии провозгласило независимую Грузинскую демократическую республику, тогда же были образованы независимые Армянская и Азербайджанская республики.

Две последние республики вскоре были оккупированы турецкими войсками, Грузия, чтобы избежать такой же участи, подписала договор с Германией.

Двоевластие в Грузии закончилось в июне 1918 г., когда правительство возглавил председатель Совета Жордания.

Осенью 1918 г. британские войска заняли Баку и главные города Закавказья, погасив пограничный конфликт между Грузией и Арменией. Независимость национальных республик Закавказья была признана Западом только после поражения «белых» армий.

Британские войска выведены из Закавказья (кроме батумского порта) в конце 1919 г. В апреле 1920 г. азербайджанское правительство было свергнуто в ходе большевистского восстания в Баку. Образовавшийся Военно-революционный комитет обратился к Москве за «братской помощью». В Азербайджане была провозглашена социалистическая советская республика.

В начале мая 1920 г. советская Россия подписала договор с буржуазным грузинским правительством.

Дашнакское правительство Армении пало во время мощного наступления турецких войск осенью 1920 г. Вступление советских войск на территорию Армении привело к провозглашению в Ереване социалистической республики. Выступление антисоветской оппозиции подавлено силами Красной армии и Военно-революционного комитета.

Грузинская республика была признана Лигой Наций, рядом западных социал-демократических партий. Одновременно Съезд народов Востока в Баку (сентябрь 1920 г.) осудил национальную политику Грузии, проводимую в отношении Осетии, Абхазии, Армении и Азербайджана.

В феврале отряды Красной армии вошли в Грузию, была провозглашена Грузинская социалистическая республика. В 1921 г. в трех районах Грузии были созданы автономные республики Аджария и Абхазия и автономная область Южная Осетия.

Окончание Гражданской войны позволило советской России начать активную деятельность по воссоединению территорий бывшей империи в новый союз.

Наркомнац

Для проведения национальной политики был создан Народный комиссариат по делам национальностей, в структуре которого образовывались национальные отделы и национальные комиссариаты (латышский, литовский, белорусский — к концу 1918 г. их число возросло до семи).

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации. За период с лета 1918 г. и по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей). Руководящие органы автономных республик (наркоматы) либо находились в непосредственном подчинении соответствующих наркоматов РСФСР, либо подчинялись только высшим органам автономной республики (ЦИК и СНК). Структура этих органов повторяла структуру органов РСФСР.

РСФСР

В феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление «Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР», которое должно было урегулировать правовые отношения между федерацией и составляющими ее республиками. (К этому моменту наряду с ранее возникшими Туркестанской и Башкирской автономными республиками образовались Татарская, Киргизская автономные республики, Карельская трудовая коммуна, Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская автономные области.)

Система органов власти в автономных республиках повторяла систему органов власти РСФСР, а система органов власти автономных областей — систему органов власти в губерниях: областной съезд Советов и исполнительный комитет автономной области. При центральных органах РСФСР (при ВЦИК) создавались специальные представительства автономных республик, с 1920 г. они были переданы Наркомнацу РСФСР. Одновременно создавались представительства Наркомнаца при ЦИК автономных республик и исполкомах автономных областей.

Советские республики

Параллельно с РСФСР в 1918 г. возникли государственные образования советского типа на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии. (В конце 1918 г. ВЦИК утвердил декреты СНК, закрепившие независимость советских республик, находившихся за пределами РСФСР.) Новые республики приняли собственные конституции по аналогии с Конституцией РСФСР и образовали системы органов власти и управления, аналогичные системе органов РСФСР.

В 1920 г. в Средней Азии были образованы Хорезмская и Бухарская народные республики. С апреля 1920 по февраль 1921 г. советская власть была установлена (в ходе борьбы с националистами) поочередно в Азербайджане, Армении, Грузии. Решающую роль в установлении режима сыграла Красная армия.

Вновь образовавшиеся национальные республики группировались вокруг РСФСР как федеративного центра. При этом они использовали ее государственные и правовые модели. Шел поиск экономических, политических и государственно-правовых форм сотрудничества с РСФСР.

В самом начале июня 1919 г. ВЦИК издал Декрет об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. В нем провозглашалось: «стоя вполне на почве признания независимости, свободы и самоопределения трудящихся масс Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии и Крыма и исходя из решений органов власти этих республик», ВЦИК признает необходимым провести тесное объединение военной организации и военного командования, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления и хозяйства, финансов, комиссариатов труда этих республик с тем, «чтобы руководство указанными отраслями народной жизни было сосредоточено в руках единых коллегий». Для этого осуществлялось соглашение всех ЦИК и СНК республик.

Наряду с этим отдельные республики заключали между собой финансовые соглашения, формировали общие производственные планы, объединяли свои сырьевые и товарные фонды. (ВСНХ РСФСР и СНХ Украины в апреле 1919 г. приняли постановления о проведении единой экономической политики.)

Когда в период Гражданской войны (с осени 1919 по 1920 г.) некоторые республики оказались под контролем «белых» армий или оккупационных иностранных властей, РСФСР политическими и военными средствами боролась за восстановление в них советской власти.

Путь к объединению

ВЦИК РСФСР фактически осуществлял функции общефедерального органа. В его состав были включены представители других республик. Наркоматы РСФСР руководили объединенными отраслями народного хозяйства, в состав СНК республик (Украины, Белоруссии) входили уполномоченные объединенных наркоматов. Национальные республики посылали своих представителей на Всероссийские съезды Советов, представители ЦИК национальных республик делегировались в состав ВЦИК РСФСР.

В период с 1918 по 1921 г. на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик советского типа. Отсутствие единых для всех республик органов власти и управления заменялось делегированием их функций органам РСФСР. Основой конфедерации стал военно-политический (а позже — хозяйственно-политический) / союз республик.

Часть территорий бывшей империи не вошла в этот союз, и там образовались независимые национальные государства (буржуазные, демократические) — Латвия, Литва, Эстония. Особое место в этом ряду занимала Дальневосточная республика. Это государственное образование представляло собой «буферную» территорию между районами Сибири, находящимися под контролем Москвы, и оккупационными армиями на Дальнем Востоке (японскими, американскими).

VIII. Государство и право в период нэпа (1921-1929 гг.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.031 с.)