Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формирование судебной системы Слом старой судебной системы начался по инициативе местных Советов. Стихийно возникавшие судебные органы носили достаточно многообразный характер: революционные, народные, мировые суды, суды народной совести, административные суды и т.д. В своих решениях эти суды руководствовались «революционным правосознанием», «революционной совестью» и обычаями. Декрет № 1 Первым государственным актом, положившим начало формированию единой судебной системы, стал ноябрьский 1917 г. Декрет СНК РСФСР Он упразднил все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г. Ликвидировались прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских (сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (наказание до двух лет лишения свободы) дел. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи. Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Кассационное обжалование могло вести к отмене приговора или решения нижестоящего суда, если вышестоящий устанавливал неполноту или неправильность проведенного предварительного следствия, нарушения процессуальных, уголовных норм, несправедливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного. Дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания. Одновременно с местными судами Декрет провозглашал создание революционных трибуналов для «борьбы против контрреволюционных сил». Предварительное следствие для трибуналов осуществляли следственные комиссии, учреждаемые при Советах. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, «революционным правосознанием» и «законами свергнутых правительств», если они не противоречат вышеперечисленным нормам и принципам. Однако уже в ноябре 1918 г. ссылки на старые законы были вовсе запрещены. Декрет № 2 В феврале 1918 г. ВЦИК принял новый Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. Предполагалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако эти органы так и не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам (борьба с левыми эсерами, имевшими серьезное влияние в судебной сфере, и недоверие к старым юристам) осенью 1918 г. были ликвидированы окружные суды. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по Декрету допускалась лишь кассация (по мотивам существенности допущенных в судебном разбирательстве нарушений и «несправедливости»). Декрет № 3 В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, вновь расширивший компетенцию местных судов (иски до 10 тыс. рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. В Москве создавался Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов. В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР, которое унифицировало судебную систему республики. Учреждалась единая форма суда — народный, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Выборы судей осуществлялись местными Советами, заседатели утверждались исполнительными комитетами местных Советов. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами советской власти и «социалистическим правосознанием». Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Члены коллегий были должностными лицами (вплоть до 1920 г., когда они утратили этот статус). Предварительное следствие проводили следственные комиссии, милиция либо сами судьи. Принципами нового судебного права стали: коллегиальность в принятии судебных решений, уменьшение роли судебного профессионализма, расширение судебного правотворчества, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов, сближение судебной и властно-управленческой деятельности Советов. Вместе с тем в 1918 г. частично предпринимались попытки вернуться к некоторым институтам и принципам старого судебного права (аналогии с судом присяжных, мировыми судами, системой следствия). Разработка нового судебного права осуществлялась на специальных съездах работников юстиции, на которых происходило обобщение судебной практики, обсуждались и разрабатывались проекты новых правовых актов, отбирались кадры работников судебной системы. Съезды, проходившие в 1918—1920 гг., внесли серьезный вклад в работу по кодификации нового права. Ревтрибуналы Уже Декрет о суде № 1 параллельно с местными учреждал особые суды «для борьбы против контрреволюционных сил» — революционные трибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». Социальная направленность деятельности этих органов была определена. В их состав входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернскими и городскими Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Система ревтрибуналов начала формироваться уже в январе 1918 г., когда были созданы специальные революционные трибуналы печати. Трибуналы стали создаваться по всей территории страны на уровне губерний, уездов, городов и даже волостей. С марта по май 1918 г. Наркомат юстиции разрабатывал проект Декрета о революционных трибуналах, который был принят СНК в мае 1918 г. Предписывалось сохранить ревтрибуналы только в крупных центрах и упразднить их в иных местах. Деление трибуналов по направлениям деятельности (борьба с контрреволюцией, спекуляцией, по делам печати) также упразднялось. Была сделана попытка укрупнить и централизовать деятельность этих органов. Одновременно приняты меры к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов (более детально это было сделано в ноябре 1918 г. в Положении о народном суде РСФСР). Вместе с тем ревтрибуналам оставлена полная свобода в выборе мер «борьбы с контрреволюцией». Тенденция к централизации системы проявилась также в создании центрального Революционного трибунала при ВЦИК (май 1918 г.) и кассационного отдела при ВЦИК, рассматривавшего жалобы и протесты на приговоры местных трибуналов (июнь 1918 г.). В период гражданской войны система ревтрибуналов подвергалась существенным изменениям. В феврале 1919т. ВЦИК своим постановлением подтвердил, что ревтрибуналы сохраняются только в губернских центрах и крупных городах. В их состав входят три члена, избираемых исполкомами Советов. Трибуналы проверяли следственные действия органов ЧК, которые наряду со следственными комиссиями осуществляли предварительное следствие. Судебное рассмотрение в трибуналах должно было начинаться не позднее сорока восьми часов с момента окончания следствия. Положение о ревтрибуналах 1919 г. закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов. В марте 1920 г. новое Положение о ревтрибуналах, принятое ВЦИК, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав ревтрибуналов стали входить представители губернских ЧК. Особенности судебного процесса, характерные для ревтрибуналов, объяснялись условиями Гражданской войны. Ускоренное судопроизводство, право применения высшей меры наказания, свобода в выборе мер уголовной репрессии, использование в качестве защитников и обвинителей только штатных членов коллегий при Советах, ярко выраженные социальные критерии при назначении наказаний — все это придавало характер чрезвычайности этим судебным органам. При переходе к нэпу (1921—1923) система ревтрибуналов была существенно реорганизована и их большая часть упразднена. Сохранялись военные трибуналы высшего звена (фронтов, округов, корпусов, дивизий), военно-транспортные трибуналы в ряде крупных городов. В качестве органов чрезвычайной юстиции сохранялись также особые трудовые сессии народных судов, земельные и арбитражные комиссии, выпадавшие из общей судебной системы. ВЧК К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии. В декабре 1917 г. при Военно-революционном комитете, игравшем роль органа по «защите революции» в период и после октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, была образована специальная комиссия «по борьбе с контрреволюцией». 7 декабря 1917 г. СНК принял постановление об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В первом выпущенном ВЧК циркуляре местным Советам предлагалось присылать в ее адрес «все сведения и данные об организациях и отдельных лицах, деятельность которых направлена во вред революции и власти народа», и организовывать на местах аналогичные комиссии. Через несколько дней издается Декрет о создании революционного трибунала для суда над лицами, выступающими против советской власти, саботажниками, расхитителями общественной собственности и проч. В своей работе ревтрибуналы руководствовались «обстоятельствами дела и велениями революционной совести». В феврале 1918 г. (во время немецкого наступления) ВЧК обратилась к местным Советам с призывом начать немедленные репрессии против агентов-шпионов, контрреволюционных агитаторов, спекулянтов и т.п. С марта 1918 г. началось формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставлялось исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918 г. существовали повсеместно. Левоэсеровский нарком юстиции Штейнберг в середине декабря 1917 г. издал приказ, запрещавший доставлять арестованных ВЧК лиц в Смольный или революционный трибунал без санкции наркома юстиции. Совнарком не утвердил это решение. Вместе с тем правительство поддержало требование Наркомюста о необходимости давать предварительные санкции НКЮ на проведение ВЧК политических арестов. Вскоре, однако, Совнарком принял другое решение: самостоятельно решая вопросы о проведении арестов, ВЧК только информирует о своих действиях (постфактум) наркоматы юстиции и внутренних дел. В январе 1918 г. Совнарком подтвердил, что ВЧК имеет полномочия только в области розыска и предварительного следствия. Передача дел в судебные инстанции возлагалась на следственную комиссию при трибунале. Однако уже в феврале полномочия ВЧК вновь расширились: ей предоставлялось право «расстреливать контрреволюционеров на месте». Дзержинский обратился к местным Советам с призывом учреждать на местах собственные чрезвычайные комиссии и применять крайние меры в борьбе с контрреволюцией. В апреле 1918 г. ВЧК сформировала специальные боевые отряды. Стал обсуждаться вопрос о создании регулярных вооруженных сил ЧК. В июне 1918 г. прошла I Всероссийская конференция ЧК, разработавшая общие принципы организации и деятельности ЧК и подготовившая Положение о местных ЧК. Это положение вошло в Положение о ВЧК и местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности, утвержденное ВЦИК в октябре 1918 г. ВЧК являлась органом СНК, работала в тесном контакте с Наркоматом юстиции и Наркоматом внутренних дел. Местные органы ВЧК образовывались местными Советами на правах их отделов. Члены Ч К назначались и отзывались исполкомами местных Советов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК. Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: летом 1918 г. были созданы пограничные ЧК, в ноябре 1920 г. на особый отдел ВЧК возложена функция по охране границ, ему переданы (от управления охраны границ Наркомата внешней торговли) пограничные воинские части. Летом 1918 г. были созданы транспортные органы ВЧК, осуществлявшие борьбу «с контрреволюцией, преступлениями по должности и спекуляцией на транспорте». В армии и на флоте в конце 1918 г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК. На VI съезде Советов (ноябрь 1918 г.) была принята резолюция об амнистии лиц, задержанных органами борьбы с контрреволюцией, и освобождении заложников, кроме взятых центральной ВЧК, как условие «безопасности товарищей, попавших в руки врага». В том же документе на ВЦИК возлагались обязанности по контролю за ВЧК, на местные исполкомы — за местными ЧК. При наличии разветвленной сети местных органов ВЧК превращалась в мощный аппарат политических репрессий. По окончании следствия ЧК не передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания, «общественно опасные элементы» могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке. Столь широкие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в период с сентября 1918 г: до февраля 1919 г., известный как период красного террора. В феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение о ВЧК, в котором право выносить приговоры по делам, проводимым ЧК, предоставлялось ревтрибуналам, на них же возлагалась обязанность проверять следственные действия ЧК. Однако в особых случаях органы ВЧК по-прежнему могли применять внесудебную расправу (в местностях, объявленных на военном положении и при вооруженных выступлениях). «Красный террор» официально вводился декретами наркомов внутренних дел и юстиции (4 и 5 сентября 1918 г.). Декретами была узаконена практика взятия заложников, введена приказом о заложниках за день до обнародования Декрета о терроре. Приказ был разослан местным Советам, которым поручалось через отделы управления, милицию и местные ЧК осуществлять арест «подозрительных лиц». В циркуляре по ВЧК говорилось, что она в своей деятельности совершенно независима и может производить обыски, аресты и казни, отчеты о которых представляются в СНК и ВЦИК. Начались массовые аресты и расстрелы. Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах в октябре 1919 г. при ВЧК создан Особый революционный трибунал, состоявший из председателя и двух назначенных ВЧК членов. В конце октября 1918 г. ВЧК было вменено в обязанность установить более тесное сотрудничество с другими правоохранительными органами: представители НКЮ и НКВД приняли участие в работе коллегии ВЧК, местным Советам было предоставлено право назначать и снимать с постов руководителей местных ЧК. В начале января 1919 г. ликвидировались уездные ЧК. Московский комитет партии настаивал на лишении ВЧК полномочий трибунала и на ограничении ее функций только следственными действиями. В феврале 1919 г. ВЦИК принял решение о прекращении массового террора, в связи с чем дела, которые вела ВЧК, должны были передаваться ревтрибуналам. Органы ВЧК стали организаторами сети концентрационных лагерей, с 1918 г. образовавшихся по всей стране. В марте 1920 г. ВЦИК своим Декретом вовсе отменил право ЧК применять внесудебные репрессии, обязывая их передавать дела на рассмотрение ревтрибуналов. Однако уже в мае 1920 г. в связи с обострившейся военной и политической ситуацией ВЦИК вновь расширил права органов ВЧК на применение особых репрессивных мер. В конце 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении ВЧК. 8 февраля 1922 г. ВЦИК издал постановление, упразднявшее ВЧК и ее местные органы. В новых социально-экономических условиях чрезвычайный орган «борьбы с контрреволюцией» трансформировался в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД. Милиция Рабочая милиция возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде и формировалась на основе принципа добровольности. Этот принцип был закреплен в октябрьском Декрете 1917 г., подчинившем милицию Советам. Через год, в октябре 1918 г., НКВД и Нэркомюст приняли совместную инструкцию «Об организации рабоче-крестьянской милиции», в которой определялись основные задачи милиции: охрана общественного порядка, борьба с преступностью и др. Систему милиции возглавляло Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР. На местах (в губерниях и уездах) создавались местные управления милиции, находившиеся в двойном подчинении: НКВД и местных исполкомов Советов. При Главном управлении милиции создавалось Центральное управление уголовного розыска, при местных управлениях — отделы уголовного розыска. На работу в милицию принимались только лица, имеющие рабочее или крестьянское социальное происхождение. В апреле 1919 г. СНК своим Декретом утвердил порядок использования отрядов милиции в боевых действиях на фронтах Гражданской войны. Окончательно система милицейских органов сложилась к середине 1920 г. В июне ВЦИК утвердил Положение о рабоче-крестьянской милиции, возлагавшее на ее органы функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и дознания по уголовным делам. В систему органов милиции входили: городская и уездная милиция, промышленная (фабрично-заводская, лесная, горно-промышленная и т.п.), железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Милиция имела статус частей особого назначения при использовании ее в боевых действиях. Руководство системой осуществлял НКВД. В период Гражданской войны для «изоляции враждебных элементов» создавались лагеря принудительных работ НКВД и ВЧК. Порядок их организации и функционирования был определен в апреле 1919 г. постановлением ВЦИК. Положение об общих местах заключения было принято Наркомюстом в ноябре 1920 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.78 (0.014 с.) |