Задачи и структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс
Похожие статьи вашей тематики
Во исполнение Федерального Закона “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” (от 21.02.19 94 №68 ФЗ) Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003г. № 794 утверждено “Положение о единой Государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС” (далее РСЧС). В этом новом Положении учтены: • накопленный за прошедшие годы опыт и особенности функционирования РСЧС на всех ее уровнях; • развитие нормативной правовой базы по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС; • изменения, происшедшие в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), включая создание федеральных округов, а также развитие системы МЧС России с включением в нее ГПС и ГИМС. Данное положение позволяет повысить эффективность функционирования РСЧС при решении вопросов по защите населения и территорий от ЧС и обеспечению пожарной безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территорий, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера.
На РСЧС в соответствии с № 68-ФЗ были возложены следующие основные задачи: - разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; - обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - ликвидация чрезвычайных ситуаций; - осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; - реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; - международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. и сформулированы принципы. - централизованного управления и единоначалия; - рационального использования сил и средств при ликвидации ЧС; - крайнего напряжения сил и средств при ликвидации ЧС; - простоты организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; - бесперебойного всестороннего обеспечения, предупреждения и ликвидации ЧС; - поддержания высокого морального состояния органов управления, сил и населения при ликвидации ЧС; - заблаговременной подготовки к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; - тесного взаимодействия между различными органами управления, силами и средствами, участвующими в предупреждении и ликвидации ЧС; - мобильности сил и средств РСЧС (быстрое реагирование на ЧС) - прикрытия основных регионов России группировками сил РСЧС, соответствующих потенциально возможным региональным ЧС. Основной целью функционирования РСЧС является обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной жизнедеятельности человека, общества, государства при любых угрозах и воздействиях техногенного и природного характера РСЧС должна обеспечивать: • эффективное предупреждение ЧС; • максимально возможное снижение размеров ущерба от ЧС; • комплексную защиту населения от ЧС; • оперативное оказание помощи пострадавшим и ликвидацию ЧС (в течение 2-3 суток); • активное участие в мероприятиях по социальной поддержке пострадавших граждан.
ЛЕКЦИЯ 7
ФУНКЦИИ РСЧС
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях эконмики.
Они могут состоять из межрегиональных, региональных (республиканских, краевых, областных, окружных), местных (городских, районных), объектовых и иных звеньев РСЧС, создаваемых в соответствующих структурных подразделениях данных министерств и ведомств. Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ утверждается Правительством РФ.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для ликвидации ЧС создаются и используются: - резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; - запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; - резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; - резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций Координационными органами РСЧС являются: - на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти - на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; - на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления; - на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. В повседневных условиях они собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС – немедленно.
Правительственная комиссия является общегосударственным координирующим органом управления в области ГО и предупреждения и ликвидации ЧС, создаваемым Правительством России в целях формирования и проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС. Председателем этой комиссии по должности является Министр Российской Федерации по делам ГОЧС.
Создание, реорганизация и ликвидация соответствующих комиссий, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляется решениями Правительства РФ, ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Компетенция и полномочия этих комиссий определяются в положениях о них или в решении об их создании.
Эти комиссии возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются: а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности; б) координация деятельности органов управления и сил единой системы; в) обеспечение согласованности действий всех названных органов при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС,
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органами повседневного управления единой системы являются: - центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
К силам и средствам РСЧС относятся силы и средства федеральных органов исполнительной власти, региональных центров ГОЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.
Указанные силы находятся в оперативном подчинении МЧС России и могут привлекаться органами управления по делам ГОЧС по согласованию соответственно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.
ЛЕКЦИЯ 8
|