ТОП 10:

Основы ликвидации последствий радиационного, химического и бактериологического заражений



В результате крупных производственных аварий, катас­троф на радиационно и химически опасных объектах, при перевозке АХОВ железнодорожным и автомобильным транспортом местность, здания, сооружения, транспорт, различ­ное имущество и оборудование могут оказаться зараженными радиоактивными, опасными химическими веществами и бак­териальными средствами. Для исключения возможности даль­нейшего поражения людей специальные формирования граж­данской обороны, располагающие машинами, приборами и другими средствами, проводят специальную обработку, кото­рая может быть полной или частичной.

Полная обработка проводится с целью обеспечения воз­можности выполнять работы без средств защиты кожи и органов дыхания. Частичная обработка должна обеспечить возможность действовать без средств защиты кожи при соприкосновении с обеззараженными частями транспортных средств, техники и других поверхностей. Специальная обработка включает обеззараживание раз­личных поверхностей и санитарную обработку личного состава формирований и населения. Обеззараживание транспортных средств и техники проводится на пунктах специальной обра­ботки (ПуСО), развертываемых на базе предприятий автосер­виса и других организаций по ремонту транспортных средств. Санитарная обработка личного состава формирований и насе­ления осуществляется в санитарно-обмывочных пунктах, со­здаваемых на базе бань, санпропускников, душевых, а также на специальных обмывочных площадках, развертываемых в полевых условиях с применением подвижных дезинфекционно-душевых установок. Если формирования действуют совместно с подразделе­ниями частей ГО, специальная обработка формирований и на­селения может проводиться на пунктах специальной обработ­ки, развертываемых воинскими частями ГО. Обеззараживание — выполнение работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции зараженных поверхностей.

Дезактивация— удаление радиоактивных веществ с от­дельных участков местности, зараженных поверхностей транс­портных средств и техники, зданий и сооружений, террито­рии, одежды и средств индивидуальной защиты, а также из воды. Она проводится в тех случаях, когда степень заражения превышает допустимые пределы.

Дезактивация подразделяется на частичную и полную и проводится в основном двумя способами — механическим и физико-химическим. Механический способ - это удаление радиоактивных веществ с зараженных поверхностей щетками и другими подручными средствами, вытряхиванием, выкола­чиванием одежды, обмыванием струей воды и т.д.

Этот спо­соб наиболее доступен и может быть использован сразу после выхода с зараженной территории. Однако при тесном контак­те радиоактивных веществ с поверхностью многих материалов силы сцепления настолько сильны, что дезактивация только механическим способом будет малоэффективна. Поэтому наи­более предпочтительным представляется применение физико-химического способа, основанного на применении растворов специальных препаратов, повышающих эффективность смы­вания радиоактивных веществ. Для проведения дезактивации используется вода вместе со специальными препаратами, повышающими эффективность смывания радиоактивных веществ. Это поверхностно-актив­ные и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи. К первым относятся порошок СФ-2 и препараты ОП-7, ОП-10; ко вторым — фосфаты натрия, трилон Б, щавелевая и лимон­ная кислоты, соли этих кислот. Для получения раствора поро­шок добавляют в воду небольшими порциями при постоянном перемешивании. Дезактивацию транспортных средств и тех­ники проводят с применением 0,15%-ного раствора СФ-2 в воде (летом) или аммиачной воде, содержащей 20—24% ам­миака (зимой). Препараты ОП-7 и ОП-10 применяют как со­ставную часть дезактивирующих растворов, предназначенных для обработки поверхностей зданий, сооружений и оборудо­вания.

Дезактивация транспортных средств и техники осущест­вляется при их заражении 200 мР/ч и более. Она проводится смыванием струей воды под давлением 2-3 атм. или обработ­кой дезактивирующими растворами, протиранием ветошью, смоченной в бензине, керосине, дизельном топливе, а также обработкой газокапельным потоком. Для дезактивации зданий и сооружений также использует­ся вода. Обмыв обычно ведется сверху вниз начиная с крыши. Особо тщательно обмываются окна, двери, карнизы и ниж­ние этажи здания. Для предохранения от попадания зараженной воды во внутренние помещения закрываются двери, окна, вентиляционные отверстия и т.д. При дезактивации внутренние помещения и рабочие места обмывают растворами или водой, обметают вениками и щетками, используют пылесосы, а также протирают. Начинают обработку с потолка. Потолок, стены, станки и оборудование пылесосят, протирают влажными тряпками, пол моют теплой водой с мылом или 2—3%-ным содовым раствором. Радиоак­тивное заражение внутри помещения не должно превышать 90мР/ч.

При дезактивации участков территории, имеющих твердое покрытие (асфальт, бетон), радиоактивная пыль смывается струей воды под большим давлением с помощью поливомоечных машин или сметается подметально-уборочными машина­ми. Для участков территории, не имеющих твердого покры­тия, используются следующие способы дезактивации:

· срезание зараженного слоя грунта толщиной 5—10 см до­рожными машинами (бульдозерами, грейдерами);

· засыпка зараженных участков территории слоем незара­женного грунта толщиной 8—10 см;

· перепахивание зараженной территории тракторными плу­гами на глубину до 20 см;

· устройство настилов для проездов и проходов по заражен­ной территории;

· уборка снега (снимается верхний слой снега толщиной до
20 см) и скалывание льда.

Дезактивация воды проводится фильтрованием, перегон­кой, отстаиванием, а также с помощью ионообменных смол. В емкость для фильтрования добавляются коагулянты — соли алюминия и железа. Однако радиоактивные вещества, рас­творяемые в воде, задерживаются фильтром лишь частично, поэтому для их удаления используют специальные фильтры с ионообменными смолами, которые обладают свойством за­держивать радиоактивные ионы. Дезактивация воды путем отстаивания представляется наиболее доступным методом, но этот процесс протекает очень медленно. Ускорить его можно применением коагулянтов или мелкого сухого порошка из обычной глины. Колодцы дезактивируются путем многократ­ного откачивания из них воды и удаления грунта со дна, а прилегающий участок местности в радиусе 15—20 м — путем снятия слоя грунта толщиной 5—10 см с последующей засып­кой участка незараженным песком.Продовольствие и пищевое сырье дезактивируются путем обработки или замены зараженной тары, а незатаренные продукты— путем снятия зараженного слоя. Зараженная готовая пища и хлеб уничтожаются.

Дегазация— уничтожение сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, доведение их до нетоксичных продук­тов или удаление их с поверхностей таким образом, чтобы степень зараженности снизилась до допустимых норм или ис­чезла полностью. Способы дегазации различны, но чаще всего используются три: механический, физический и химический.

Механические способы подразумевают удаление АХОВ с местности, предметов или изоляцию зараженного слоя. На­пример, верхний зараженный слой грунта, срезается и выво­зится в специально отведенные места для захоронения или же засыпается песком, землей, гравием, щебнем.

Физические способы заключаются в обработке заражен­ных предметов и материалов горячим воздухом, водяным паром. Однако при использовании первых двух методов отрав­ляющие вещества как таковые не разрушаются, а только уда­ляются с зараженных предметов, что в значительной мере не решает проблемы.

В этом плане наиболее совершенны химические методы дегазации, в результате использования которых происходит полное уничтожение ядовитых и отравляющих веществ путем их разложения и переводом в другие нетоксичные соединения с помощью специальных растворов. Для этого применяют дега­зирующие вещества окислительно-хлорирующего действия (гипохлориты, хлорамины) и щелочные (едкие щелочи, соду, ам­миак, соли аммония и др.). В качестве растворителей исполь­зуется вода и некоторые жидкие органические соединения (дихлорэтан, трихлорэтан, бензин). Довольно часто приме­няются специальные дегазирующие растворы №1 и № 2. Если такие растворы отсутствуют, можно использовать местные де­газирующие материалы: промышленные отходы щелочного ха­рактера, водные взвеси гашеной и негашеной извести, извест­ковые отходы (шламы) целлюлозно-бумажной, карбидной и других отраслей, содержащие окиси и гидроокиси кальция. При разливе АХОВ на грунт применяются механический и химический методы дегазации.

Дегазация одежды, обуви, белья, предметов домашнего обихода из различных тканей проводится самыми разнообраз­ными способами (проветриванием, кипячением, обработкой водяным паром) в зависимости от характера заражения и свойств материала, из которого изготовлены эти предметы.

Проветриванием дегазируют одежду, обувь, предметы до­машнего обихода на открытых, хорошо продуваемых площад­ках, расположенных вдали от жилых помещений.

Кипячением дегазируют предметы, которые не портятся от этого способа: хлопчатобумажные, льняные, полушерстяные ткани, резиновые и металлические изделия, стекло, фарфор. Вещи из резины, металла, фарфора, стекла обеззаражи­вают кипячением в щелочной воде в течение 1—1,5 часов. После кипячения их промывают горячей водой с мылом, протирают и проветривают. Хлопчатобумажные, льняные и полушерстя­ные ткани кипятят в течение 1,5 часов в 2%-ном содовом рас­творе, а затем стирают в воде с мылом.

Горячим воздухом обрабатывают меховую одежду, кожа­ную обувь и другие предметы, которые не могут дегазировать­ся кипячением или иными способами.Основные работы по дегазации одежды, обуви выполня­ются на станциях обеззараживания одежды (СОО), которые создаются на базе прачечных, санпропускников, душевых.

Дезинфекция — уничтожение во внешней среде возбудите­лей заразных заболеваний. Существует три вида дезинфекции: профилактическая, текущая и заключительная.

Профилактическая — проводится постоянно до возникно­вения заболеваний среди населения и подразумевает выполне­ние обычных гигиенических приемов (мытье рук и посуды, стирка белья, помывка в бане, ванне, влажная уборка поме­щений). Текущая дезинфекция предусматривает целый комплекс противоэпидемических мероприятий при многих инфекцион­ных заболеваниях и заключается в выполнении санитарно-ги­гиенических правил и проведении обеззараживания различ­ных объектов внешней среды, а также выделений больного человека (фекалий, мочи, мокрот). Заключительная дезинфекция проводится после госпитали­зации больного или после его смерти и служит тем же целям.

Дезинфекция может проводиться химическим, физичес­ким, механическим и комбинированным способами. Физический метод — это воздействие высоких температур на возбудителя болезни (кипячение, обработка ткани горячим утюгом). Основным и самым надежным способом дезинфекции представляется комбинированный, когда разрушение болез­нетворных микробов и их токсинов производится сочетанием воздействия химических веществ и высокой температуры рас­твора. Чаще всего применяются хлорсодержащие препараты (хлорная известь, монохлорамин, ДТС-ГК), лизол, карболо­вая кислота. Так как в повседневной жизни наиболее часто встречаются кишечные инфекции и респираторные заболевания верхних дыхательных путей, рассмотрим наиболее доступные способы их предотвращения.

Для предупреждения распространения инфекционного за­болевания обеззараживанию с помощью химических веществ в обязательном порядке подвергаются: выделения инфекцион­ных больных, белье, пищевые остатки, посуда для еды и питья, мебель, постельные принадлежности, игрушки, предметы ухода за больным, кровати, полы, стены, двери, окна.

Для проверки полноты дезактивации и дегазации пользу­ются дозиметрическими и химическими приборами, а для дез­инфекции проводят бактериологические исследования. Тряпки, ветошь, использованные при дезинфекции, надо собрать и сжечь во дворе или на улице.При дезактивации и дезинфекции следует строго соблю­дать меры предосторожности. Работать следует в противогазе, противопылевой тканевой маске или респираторе. Поверх ра­бочего комбинезона необходимо надеть накидку, плащ из полиэтиленового или прорезиненного материала; на ноги - резиновые сапоги или боты, а на руки — плотные перчатки. Средства защиты можно снимать только по разрешению командира команды в специально отведенных местах, где ис­ключается возможность заражения. О плохом самочувствии или сильном заражении (повреж­дении) средств защиты надо немедленно доложить старшему. В зоне заражения категорически запрещается пить воду и при­нимать пищу, садиться и облокачиваться на зараженные пред­меты, прислоняться к ним и поднимать их.

Окончив работу, все участвовавшие в ней должны обяза­тельно пройти полную санитарную обработку.

Санитарная обработка — комплекс мероприятий по лик­видации заражения личного состава формирований и населе­ния радиоактивными, опасными химическими веществами или бактериальными средствами — составная часть специаль­ной обработки. Своевременно и качественно проведенная са­нитарная обработка: обеззараживание поверхности тела и на­ружных слизистых оболочек, одежды и обуви — значительно снижает возможность поражения людей, находившихся в зонах заражения, и во многом предотвращают распростране­ние инфекции за пределы зоны бактериологического (биоло­гического) заражения. В зависимости от условий, наличия времени и средств санитарная обработка может быть частич­ной или полной.

Под частичной санитарной обработкой подразумевается механическая очистка и обработка открытых участков кожи, наружных поверхностей одежды, обуви, средств индивиду­альной защиты или протирание их с помощью индивидуаль­ных противохимических пакетов. Она проводится в зоне зара­жения или сразу после выхода из нее, носит характер времен­ной меры и преследует цель предотвратить опасность вторич­ного инфицирования людей. Поскольку частичная дезактива­ция и санитарная обработка не гарантируют полного удаления радиоактивных веществ, то после ее проведения все граждане обязательно подвергаются дозиметрическому контролю. Если окажется, что радиоактивное заражение одежды и тела выше нормы, частичную обработку повторяют или проводят полную санитарную обработку.

Полная санитарная обработка — обеззараживание тела че­ловека дезинфицирующей рецептурой, обмывка людей со сменой белья и одежды, дезинфекция снятой одежды. Цель обработки — полное обеззараживание от радиоактивных, опас­ных химических веществ и бактериальных средств одежды, обуви, средств индивидуальной защиты, поверхности тела и слизистых оболочек. Проводится на разворачиваемых для этой цели стационарных обмывочных пунктах (СОП) и специаль­ных площадках. Все обмывочные пункты развертываются по одной схеме, в соответствии с которой предусмотрены сле­дующие помещения (в порядке последовательности прохожде­ния санитарной обработки): регулировочный пост, площадка орошения верхней одежды и обуви, раздевальня, обмывоч­ная, одевальня, а также вспомогательные помещения для хра­нения мешков с зараженной одеждой, обменного фонда одеж­ды и обуви, медицинский пункт, комната матери и ребенка, комната личного состава обмывочного пункта,

358 Гл. П. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

хозяйственная кладовая, туалет. Помещения обмывочных пунктов должны строго разделяться на "грязную" и "чистую" половины. К гряз­ной относятся регулировочный пост, площадка орошения, раз­девальня, обмывочная, склад для хранения зараженной одежды.

Перед входом в раздевальное помещение снимаются сред­ства защиты кожи и верхняя одежда. Дезинфицирующим рас­твором (2%-ным раствором хлорамина, 3%-ным раствором перекиси водорода или пергидроля) смачиваются волосы и про­тираются кожные покровы тела.

Зараженную одежду, обувь и средства защиты обслужи­вающий персонал СОПа переносит в отделение обеззаражива­ния для обработки.

После помывки люди проходят в одевальное отделение, где проводится обработка слизистых оболочек глаз, носа и полости рта. Здесь же выдаются одежда и обувь (после обезза­раживания или из обменного фонда) и средства защиты органов дыхания.

Документы и деньги обеззараживаются в полиэтиленовых мешках специальной газовой смесью, состоящей из окиси этилена и бромистого метила, при комнатной температуре.

Своевременно проведенные частичная и полная санитарная обработка и обеззараживание одежды, обуви, белья и средств защиты могут полностью предотвратить или значительно сни­зить степень поражения.


ГЛАВА 18

Правовые, нормативно-технические

и организационные основы обеспечения

безопасности жизнедеятельности

18.1. Организационные и правовые основы охраны окружающей природной среды

Правовая охрана окружающей природной среды заключа­ется в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. В настоящее время для защиты среды оби­тания в каждой стране разрабатывается природоохранное зако­нодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содер­жащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования природных ресурсов, а также среды существования жизни. Организация Объединенных Наций в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа подхода к охране природы.

1. Государствам следует ввести эффективное законодатель­
ство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные
с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приори­
теты должны отражать реальную ситуацию в области охраны
окружающей среды и ее развития, в которой они будут реали-
зовываться.

2. Государство должно разработать национальное законо­
дательство, касающееся ответственности за загрязнение окру­
жающей среды и нанесение другого экологического ущерба и
компенсации тем, кто пострадал от этого.

Переход России на рыночные отношения, ее интеграция в мировое сообщество создали соответствующий социально-эконо­мический и экологический фон, обусловивший необходимость формирования системы законодательства в области охраны при­роды, промышленной безопасности, предупреждения чрезвы-

360 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

чайных ситуаций, защиты населения, материальных и куль­турных ценностей от последствий аварий и катастроф. Про­цесс создания такой системы продолжается.

Наряду с внутренними (национальными) факторами на создание системы правовых мер по обеспечению технической безопасности оказывают влияние факторы внешнего, между­народного порядка. Россия живет не в изолированном мире и при разработке собственных правовых документов должна трансформировать свои международные обязательства в нормы национального права.

Таким образом, необходимо учитывать многие междуна­родные документы, например Лондонскую директиву по об­мену информацией о химикатах в международной торговле, принятую в 1987 г. международной организацией ЮНЕП, выполняющей программу ООН по окружающей среде. В част­ности, в нее включено требование о предварительном получе­нии согласия официальных органов импортирующей страны на ввоз того или иного химиката, запрещенного или ограни­ченного к употреблению в быту в стране-экспортере. Это тре­бование касается в основном пестицидов и промышленных химикатов для бытовых целей.

В 1989 г. ЮНЕП приняла Базельскую Конвенцию по контролю (уничтожению) опасных отходов и их перемещению через границы.

Конвенция предусматривает:

1) образование опасных отходов и их перемещение через границу
должно быть сведено к минимуму, опасные отходы должны унич­
тожаться как можно ближе к источнику их образования;

2) страна-экспортер опасных отходов не должна разрешать их
провоз, пока не получит от страны-импортера письменно­
го согласия на ввоз или транзит, базирующегося на забла­
говременной исчерпывающей информации от экспортера
об опасности отходов;

3) каждое государство имеет право запретить ввоз или транзит
опасных отходов;

4) если ввезенные в страну в полном соответствии с требова­
ниями конвенции опасные отходы не могут быть в ней унич­
тожены или обезврежены экологически безопасным спосо­
бом, страна-экспортер обязана вывезти эти опасные отходы;

5) нелегальная перевозка опасных отходов является преступ­
лением.


 

18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды

Европейское Экономическое Сообщество еще в 1982 г. приняло так называемую "Директиву по Севезо" "О предуп­реждении крупных аварий". Поводом для ее принятия послужи­ли два события: авария 7 ноября 1975 г. на химических пред­приятиях в г. Беек (Нидерланды) и взрыв паров пропилена и выброс диоксина в г. Севезо (Италия) 10 июля 1976 г., который привел к заражению 18, кв. км территории и к необходимости эвакуации из этой зоны 220 тыс. человек. Выброшенный в количестве около 2 кг продукт содержал до 700 смертельных доз. Зараженные сельхозугодия не использовались в течение нескольких лет.

Директива по Севезо предписывала ряд мер по предотвра­щению перерастания промышленной аварии в катастрофу, предлагала рекомендации по методике ликвидации химичес­ких инцидентов. Она оказала значительное влияние на после­дующую деятельность стран ЕЭС в области промышленной безопасности. Положения Директивы вошли в качестве со­ставной части в законы ряда стран о регулировании обращения с опасными материалами.

Характерно, что принятие целого ряда документов в этом направлении произошло после глобальной катастрофы на Чер­нобыльской АЭС. Так, например, 6 сентября 1986 г. гене­ральная конференция МАГАТЭ приняла два очень важных для безопасности документа: Конвенцию об оперативном опове­щении о ядерной аварии и Конвенцию о помощи в случае ава­рии или радиационной аварийной ситуации.

В дальнейшем, 8 февраля 1987 г., была принята Конвен­ция о физической защите ядерных материалов и 3 марта 1996 г. — Конвенция о ядерной безопасности.

В целом существует значительный пакет международных документов по обеспечению технической безопасности.

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе­ра" в ст. 29 предписывает: "Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федера­ции в области защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций, то применяются правила международных дого­воров РФ".

Учет мирового опыта правового регулирования отношений по обеспечению безопасности в промышленности, на транс-

362 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

порте, в окружающей среде, создание мер безопасности, со­вместимых с мировыми, являются прогрессивной тенденцией развития законодательства о безопасности в Российской Феде­рации.

К нормативно-правовым актам относятся: федеральные законы; указы и распоряжения президента РФ; постановления и распоряжения правительства РФ; постановления и распоря­жения органов власти субъектов РФ; международные договора, соглашения, конвенции, протоколы, под которыми стоит под­пись Российской Федерации, если они ратифицированы.

К нормативным документам относятся: стандарты; нормы и правила; положения, указания, директивы, инструкции, постановления, руководства; методики.

Основу для отечественного нормотворчества заложила Кон­ституция РФ, принятая в 1993 г., ст. 42 которой гласит: "Каж­дый имеет право на благоприятную окружающую среду, до­стоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологи­ческим правонарушением".

, Центральное место среди экологических норм Конститу­ции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации использу­ются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

По предмету своего ведения Российская Федерация при­нимает федеральные законы, которые являются обязательны­ми на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отноше­ний, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкре­тизируется в источниках экологического права.

19 декабря 1991 г. был принят Закон РФ "Об охране окру­жающей природной среды", который определил пути разре­шения противоречий, возникших к этому времени между эко­логией и экономикой. Он является основным экологическим законом России. В 2001 г. Государственной Думой этот закон был переработан с учетом новых экономико-правовых отношений, складывающихся в России, и 10 января 2002 г. он вступил в силу как Федеральный закон №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".


 

18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды

В нем определены правовые основы государственной по­литики в области охраны окружающей среды, обеспечиваю­щие:

— сбалансированное решение социально-экономических
задач;

— сохранение благоприятной окружающей среды, биологи­
ческого разнообразия и природных ресурсов в целях удов­
летворения потребностей нынешнего и будущих поколений,
укрепления правопорядка в области охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности.

Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия об­щества и природы, возникающие при осуществлении хозяйст­венной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле, в пределах тер­ритории РФ, а также на континентальном шельфе и в исклю­чительной экономической зоне РФ.

Этот документ возглавляет систему экологического зако­нодательства, т.е. в вопросах охраны природной среды нормы других правовых основ не должны противоречить данному за­кону.

Центральная тема закона — человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ст. 11 гласит; "Каждый гражданин имеет право на благоприят­ную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздей­ствия, вызванного хозяйственной деятельностью, чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера, на досто­верную информацию о состоянии окружающей среды и на воз­мещение вреда окружающей среде".

Вместе с правами в п. 3 ст. 11 определяются и обязанности. Граждане Российской Федерации обязаны: "Сохранять приро­ду и окружающую среду, соблюдать требования природоохра­нительного законодательства; бережно относиться к природе и природным богатствам"

Закон закрепляет механизм оценки воздействия на окру­жающую среду, а также обязательств государственной эколо­гической экспертизы; устанавливает полномочия природоо­хранных органов по приостановлению, ограничению, прекра­щению деятельности экологически вредных производств, меры административной и уголовной ответственности за экологи-

364 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиэ-ности

18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды



 


ческие правонарушения; определяет порядок возмещения вреда природной среде и здоровью человека, подчеркивает не­обходимость экологического образования и воспитания, при­вития экологической культуры.

Эффективность этого механизма зависит от уровня орга­низационной деятельности органов надзора и контроля по ох­ране природной среды, материального и технического обеспе­чения природоохранных мероприятий, исполнительской дис­циплины, а в конечном итоге — от состояния экологической культуры в обществе.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей среды. Поэтому в законо­дательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место.

Механизм реализации закона выражается в сочетании эко­номических методов хозяйствования с административно-пра­вовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в деле охраны окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на эколо­гически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры ад­министративно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финанси­рование и осуществление хозяйственных проектов произво­дится только после положительного заключения экологичес­кой экспертизы. В случае несоблюдения экологических тре­бований закон предусматривает приостановление деятельнос­ти и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благо­приятную окружающую среду направлен Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемио-


логическом благополучии населения". В нем определены пол­номочия Российской Федерации и ее субъектов в области обес­печения санитарно-эпидемиологического благополучия населе­ния, права и обязанности граждан, индивидуальных предпри­нимателей и юридических лиц, санитарно-эпидемиологичес­кие требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. В ст. 2 отмечается, что санитарно-эпиде­миологическое благополучие населения обеспечивается по­средством:

— профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-
эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

— сертификации продукции, работ и услуг, представляющих
потенциальную опасность для человека;

— лицензирования видов деятельности, представляющих по­
тенциальную опасность для человека;

— государственной регистрации потенциально опасных для
человека химических и биологических веществ, отдельных
видов продукции, радиоактивных веществ, отходов про­
изводства и потребления, а также впервые ввозимых на
территорию Российской Федерации отдельных видов про­
дукции;

— мер по своевременному информированию населения о воз­
никновении инфекционных заболеваний, массовых неин­
фекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды
обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятиях;

— мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения
и пропаганде здорового образа жизни;

— мер по привлечению к ответственности за нарушение зако­
нодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ст. 8 гласит, что граждане имеют право на:

— благоприятную среду обитания, факторы которой не ока­
зывают вредного воздействия на человека;

— получение в органах государственной власти, органах мест­
ного самоуправления, органах и учреждениях государственной
санитарно-эпидемиологической службы РФ информации
о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии
среды обитания, качестве и безопасности продукции про­
изводственно-технического назначения, пищевых продук-

366 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обет, без-ти жиз-,

тов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальнс опасности для.здоровья человека выполняемых работ оказываемых услуг,

— осуществление общественного контроля за выполнением?!
санитарных правил;

— возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здо-
ровью или имуществу вследствие нарушения другими гражда-
нами, индивидуальными предпринимателями и юридичес-
кими лицами санитарного законодательства, а также при 1
осуществлении санитарно-противоэпидемических (профи-
лактических) мероприятий в порядке, установленном за- |
конодательством Российской Федерации.

В законе также устанавливается, что граждане обязаны:

— выполнять требования санитарного законодательства, а
также постановлений, предписаний и санитарно-эпидеми­
ологических заключений должностных лиц, осуществляю­
щих санитарно-эпидемиологический надзор;

— заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обу­
чении своих детей;

— не осуществлять действий, влекущих за собой нарушения
прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную
среду обитания.

В 1998 г. был принят Градостроительный кодекс РФ, который регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, бла­гоустройства городских и сельских поселений, развития их ин­женерной, транспортной и социальной инфраструктур, раци­онального природопользования, сохранения объектов истори­ко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий прожива­ния населения.

Кодекс определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граж­дан и юридических лиц в области градостроительной деятель­ности, роль градостроительной документации и градострои­тельных регламентов в регулировании использования террито­рии Российской Федерации, а также ответственность за нару­шение законодательства Российской Федерации о градострои­тельстве. Кодекс определяет также основные направления в градостроительной деятельности с целью экологически безопас-


 

18.1. Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды

ного развития городов, рационального природопользования, охраны природы.

Разработка градостроительной документации, строитель­ство и реконструкция городских и сельских поселений, зда­ний, строений и сооружений должны осуществляться с со­блюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, уста­новленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последст­вий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека. ,







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.022 с.)