Организация гражданской обороны на промышленном объекте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация гражданской обороны на промышленном объекте



Гражданская оборона на промышленном объекте (далее — на объекте) организуется с целью защити персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от ЧС природного, техногенного и военного характера.

Защита обеспечивается проведением комплекса мероприя­тий, позволяющих предотвратить или уменьшить последствия опасных природных явлений, аварий, катастроф, максималь­но ослабить результаты воздействия оружия массового пораже­ния, создать благоприятные условия для работы объекта, про­живания и деятельности населения.

Основные задачи объектовых КЧС:

— руководство разработкой и осуществлением мероприятий
по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению
надежности потенциально опасных объектов, обеспече­
нию устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;

— организация работ по созданию на потенциально опасных
объектах и поддержанию в состоянии готовности локаль­
ных систем контроля и оповещения;

— обеспечение готовности органов управления, сил и
средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руко­
водство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала органи­
заций и объектов;

— руководство созданием и использованием резервов финан­
совых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвы­
чайных ситуаций;

— организация подготовки руководящего состава, сил и
средств, а также персонала организаций и объектов к дей­
ствиям в ЧС.


ГО организуется на всех объектах народного хозяйства. К
объектам народного хозяйства относятся промышленные и
сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, уч-
рождения, организации.

Начальником ГО объекта народного хозяйства является его руководитель. Он несет ответственность за организацию ГО на своем объекте и постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ (СиДНР). Начальник ГО объекта подчиняется соответствую­щим должностным лицам ведомства в ведении которого на­ходится объект, а в оперативном отношении — вышестоящему начальнику ГО по месту расположения объекта. На крупных предприятиях предусматривается штатный заместитель на­чальника ГО, который в мирное время является основным организатором всех ее подготовительных мероприятий.

Кроме штатного заместителя приказом начальника ГО на­значаются заместители по рассредоточению и эвакуации рабо­чих и служащих, инженерно-технической части И материаль­но-техническому снабжению. В отличие от штатного замести­теля они не освобождаются от выполнения своих основных обязанностей.

Заместителем начальника ГО объекта по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя по общим вопросам. Являясь председателем эвакуационной ко­миссии, он разрабатывает план рассредоточения рабочих, служащих и их семей, организует подготовку мест в загород­ной зоне, перевозку туда людей, а также доставку рабочих смен к Месту работы, руководит службой охраны обществен­ного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он непо­средственно руководит основными службами (аварийно-тех­нической, противопожарной, убежищ и укрытий), а также осуществляет техническое руководство СиДНР.

Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) директора по этим вопросам. Он руководит службой материально-техничес­кого снабжения.

На всех объектах создаются отделы ГО, которые комплек­туются из должностных лиц. Численность штатных работников отдела определяется ведомством, в ведении которого находится объект,

 

 

306 Гл 15 Задачи и структура органов защиты персонала на отдельном объекте

 

В состав отдела ГО крупного объекта входят: начальник отдела и его заместители (помощники) по оперативно-разве­дывательной части, боевой подготовке, жилому сектору. В него могут входить также различные специалисты и представи­тели общественных организаций. На небольших объектах со­здаются секторы ГО, которые комплектуются из штатных ра­ботников и должностных лиц, не освобожденных от их основ­ных обязанностей.

Должность начальника отдела ГО объекта обычно предус­мотрена в штатном расписании предприятия. Являясь первым заместителем начальника ГО, начальник отдела имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения.

Он организу­ет устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирова­ние, боевую подготовку личного состава формирований, осу­ществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО.

Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, рас­полагающих соответствующей базой, создаются следующие службы: оповещения и связи; охраны общественного порядка; противопожарная; медицинская; аварийно-техническая, убе­жищ и укрытий; энергетики и светомаскировки; противора­диационной и противохимической защиты; материально-тех­нического снабжения; транспорта и др.

Служба оповещения и связи создается на базе узла связи во главе с его начальником. Ее задачами являются: оповещение о возникновении чрезвычайной ситуации (передача сигналов ГО и сообщений), поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и др.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с ее начальни­ком. На нее возлагается обеспечение надежной охраны объек­та, поддержание общественного порядка при возникновении чрезвычайной ситуации и во время проведения спасательных и других неотложных работ, наблюдение за режимом светомас­кировки.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отделов капитального строительства и жилищно-коммунального. Она занимается разработкой плана размещения рабочих и служа­щих в защитных сооружениях, организацией строительства, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильнос­тью их эксплуатации, участвует в спасательных работах.

15 1 Организация гражданской обороны на промышленном объекте

 

Служба противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) создается на базе химических и центральных завод­ских лабораторий.

Эта служба осуществляет мероприятия по защите рабочих и служащих, источников водоснабжения, пи­щеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отрав­ляющих веществ, подготавливает противорадиационные и про­тивохимические формирования и учреждения, проводит кон­троль за состоянием индивидуальных и коллективных средств защиты и специальной техники, облучением и заражением личного состава, организует работу поста радиационного и хи­мического наблюдения (РХН) и проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.

Противопожарная служба организуется на базе подразде­лений ведомственной пожарной охраны. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе ПРиПХЗ в дегазации и дезактивации участков заражения.

Аварийно-техническая служба создается на базе производ­ственного и технического отделов. Она разрабатывает и осу­ществляет предупредительные мероприятия, повышающие ус­тойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, а также проводит неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на них, разборку зава­лов и спасение людей.

Медицинская служба формируется на базе медицинских пунктов, медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает по­стоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические ме­роприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медоб-служивание семей, работающих в местах их рассредоточения.

Транспортная служба создается на базе транспортных отде­лов и гаражей объектов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуа­цией рабочих и служащих, с доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения, а также способствует достижению других целей ГО.

Служба материально-технического снабжения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Задачами этой службы являются: разработка плана материально-технического снабжения, своевременное обеспечение форми-

 

ЗО8 Гл. 15. Задачи и структура органое защиту персонала на


15.2. Гражданские организации гражданской обороны


 


рований всеми видами оснащения, организация ремонта тех- ники и различного имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости рабочих и служащих на объекте и в мес­тах, рассредоточения.

Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы глав- ный энергетик объекта. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электро­энергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами И средствами защиты и неотложные аварийно-восстановительные работы на нищ планирует мероприятия ho светомаскировке и первооче­редным восстановительным работам.

В зависимости от специфики объекта и наличия базы могут создаваться и другие службы, количество которых опре­деляется начальником ГО. На небольших объектах службы гражданской обороны не создаются, их задачи и функции вы­полняют отделы данного объекта (отдельные лица), которые руководят созданными формированиями ГО (командами, звеньями, постами) [4].

Гражданские организации ГО

На всех потенциально опасных, а также имеющих важное оборонное значение и представляющих высокую опасность возникновения ЧС объектах в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.06.1999г. № 620 "О гражданских ор­ганизациях гражданской обороны" создаются гражданские ор­ганизации (далее — формирования) ГО.

Они создаются в мирное время, укомплектовываются лич­ным составом и транспортом, техникой и оборудованием, материалами и имуществом с таким расчетом, чтобы отрыв людей и техники от работы не влиял на производственную деятель­ность объекта. Эти формирования проходят обучение по спе­циальной программе и должны находиться в постоянной го­товности к выполнению своих задач. Основное их назначение — это ведение СиДНР в очагах поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления, а также других мероприятий ГО. Они комплектуются из рабочих, служащих, студентов, учащихся.


Формирования ГО подразделяются:

1) по назначению — общего назначения и служб ГО (специ­
ального назначения);

2) по подчиненности — территориальные и объектовые;

3) по срокам (степени) готовности — повышенной и обычной.

Формирования ГО обычно создаются в виде отрядов (200— 400 человек), команд (50—150 человек), групп (15—20 чело­век) и звеньев (3—10 человек).

При определении потребности формирований ГО за, осно­ву берется численность персонала объекту на период военного времени. На небольших объектах экономики (до 500 человек) комплектуются только спасательные формирования обычной готовности; на объектах с численностью персонала от 500 до 3000 человек формируются сводные группы; от 3000 до 5000 — одна сводная команда; от 5000 до 8000 — две сводные коман­ды; от 8000 до 15000 человек — один сводный отряд [6J.

К, формированиям общего назначения относятся; сводные и аварийно-спасательные отряды (Команды, группы); сводные отряды (команды) механизации работ.

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы) предназначены для розыска и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрущенных и поврежденных зданиях и сооружениях; оказания первой медицинской помо­щи пострадавшим и их доставки к местам погрузки; расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных за­щитных сооружений; локализации аварий на коммунальных и энергетических сетях и др.

Для усиления сводных и спасательных отрядов (команд, групп) привлекаются территориальные сводные отряды (ко­манды) механизации работ. Они также могут выполнять раз­личные трудоемкие работы самостоятельно.

Объектовые формирования служб ГО предназначаются для выполнения специальных мероприятий по проведению спаса­тельных работ (ведения разведки, оказания медицинской помо­щи, локализации и тушения пожаров, охраны общественного порядка и др.) и усиления формирований общего назначения.

Объектовые формирования (общего назначения и служб ГО) используются по планам начальников ГО объектов.

Территориальные формирования (общего назначения и служб ГО) используются по планам начальников ГО района,

 

31 0 Гл. 15. Задачи и структура органов защиты персонала на отдельном объекте,

города» республики для ведения СиДНР на наиболее важных объектах самостоятельно или совместно с объектовыми фор­мированиями.

Отделы ГО совместно с командирами формирований раз­рабатывают планы приведения формирований в готовность (как приложения к плану ГО обьекта).

Для борьбы с лесными пожарами, ликвидации стихийных
бедствий, аварий (катастроф) часть территориальных и объек­
товых формирований в мирное время содержится В повышенной
готовноети. Формирования повышенной готовности обеспе­
чиваются необходимым имуществом (средствами индивидуальной защиты, в первую очередь приборами радиационной и
химической разведки и т.п.),

В формирования ГО принимают рабочих и служащих В возрасте от 16 до 60лет — мужчин и до 55 лет женщин. В формирования не зачисляются военнообязанные, инвалиды I и II групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей до 8-летнего возраста, а также женщины со средним и высшим медицинским образованием, имеющие детей в возрасте до двух лет [4].

Для решения задач по защите личного состава формирова­ний и населения, а также для специальной обработки транс­порта и техники на крупных предприятиях, особенно хими­ческой промышленности, развертывается сеть учреждений ГО, к которой относятся:

лаборатории ТО (радиометрические и химические) для
проведения различных видов анализов на определение на­
личия отравляющих и радиоактивных веществ (ОВ И РВ);
они создаются на базе существующих заводских (цеховых)
лабораторий с использованием их кадров, помещений

оборудования;

стационарные обмывочные пункты (СОП) для полной сани­
тарной обработки людей, зараженных ОХВ, РВ и БС.
Создаются на базе бань и душевых павильонов. Помещения
и оборудование СОП подготавливаются заблаговременно.
При них оборудуются площадки дезактивации одежды, обуви
и средств индивидуальной защиты. Один СОП за 10 ч об­
рабатывает до 800 человек;

станции обеззараживания одежды (СОО) для дегазации,
дезактивации и дезинфекции (ДДД) одежды, обуви, СИЗ.
Создаются на базе механических прачечных, бань, санпро-


 

 

15.2. Гражданские организации ГО

цускников и др.. За 10 ч одна станция обрабатывает 500-1000 кг имущества;

станции обеззараживания транспорта (СОТ) для ДДД транспортных средств. Создаются на базе моечных отделений и гаражей. За 10 ч станция может дезактивировать струей воды 45—55 грузовых автомашин или продегазировать ве­тошью, смоченной в растворе ДТС-ГК, 30 автомашин.

Учреждения ГО создаются на базе предприятий комму­нального хозяйства, автохозяйств и других учреждений по ре­шению соответствующих начальников ГО.

Следует отметить, что на объектах химической промыш­ленности вместо сводных отрядов (команд, групп) общего назначения создаются сводные отряды (команды, группы) ра­диационной и химической защиты, команды пожаротушения и санитарные дружины, а также другие формирования.

Примерная организация формировании ГО [б].

Спасательная команда — объектовое формирование обще­го назначения обычной готовности, предназначенное для про­ведения спасательных работ на объекте. В своем составе имеет три спасательные группы по 25 человек в каждой и одну сандружину —24 человека (5 звеньев по 4 человека). Всего в спасательной команде — 105 человек, 1 автомобиль, 1 мото­цикл. Имеются приборы РХР и ручной инструмент для резки металла. За 10 ч работы команда может извлечь из-под завалов и защитных сооружений до 1000 человек и оказать пострадав­шим первую помощь.

В зависимости от характера выполняемых задач команда усиливается формированиями служб.

Аварийно-техническая команда — объектовое формирование обычной или повышенной готовности, предназначенное для ликвидации и локализации аварий и временного восстановления поврежденных участков коммунально-энергетических сетей. В своем составе имеет 3 группы по 13 человек (электротехничес­кая, водопроводно-канализационных и газовых сетей). Всего в команде 45 человек, В нее входят специалисты: электромонтеры, Сантехники, газопроводчики — и средства механизации: буль­дозер, экскаватор, автокран, компрессор и электростанция.

Сводная команда — основное формирование общего назначе­ния повышенной готовности промышленного объекта, пред­назначенное для выполнения всего комплекса аварийно-спа­сательных и других неотложных работ в очаге поражения как

 

312 Гл. 15. Задачи и структура органов защиты персонала н а отдельном

на своем объекте, так и на других объектах района (города), В своем составе имеет: звено связи и разведки — 6 человек; 2 спасательные группы по 25 человек в каждой; группу механи­зации — 26 человек (4 звена специалистов) и сандружину — 24 человека (5 звеньев по 4 человека). Всего 108 человек.

Команда имеет бульдозер, автокран, компрессор, 2 электро­станции, 2 сварочных аппарата, приборы РХР, 6 грузовых автомобилей, из них 1 — в звене связи, 1 -— в санитарной дружине, 4 — в группе механизации.

Ориентировочные возможности сводной команды за 10 ч работы:

— устройство проезда по завалу шириной от 3—3,5м до 1 км;

— откопка и вскрытие заваленных убежищ — 3—4 шт.;

— извлечение пострадавших и оказание им помощи — до 500
человек;

— отключение 5—10 участков разрушенных коммунально-
энергетических сетей;

— установка в 10 колодцах пробок (заглушек);

— возведение защитных сооружений — до 10 шт.

При выполнении трудоемких работ сводная команда может быть усилена инженерной техникой сводной команды механизации работ.

Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях

Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычай­ных ситуациях организуется начальником ГО, руководителя­ми подразделений и служб предприятия при активной помощи начальника отдела ГО и ЧС.

Постановление Правительства РФ от 4.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области Защиты от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера установило сле­дующий порядок обучения:

— руководители и председатели КЧС органов местного самоуп­
равления и организаций — в учебно-методических центрах ГО
и ЧС субъектов РФ, а также в ходе учений и тренировок;

— командиры (начальники) формирований и уполномоченные
работники предприятий, учреждений и организаций — на
курсах гражданской обороны муниципальных образований;


15.3. Падгдтйекд персо нала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях 313

— работники предприятий, учреждений и организаций, входящие в состав формирований (бойцы), — непосредствен­
но по месту работы;

— командно-штабные учения или штабные тренировки на
предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся
один раз в год продолжительностью до одних суток;

— тактико-специальные учения продолжительностью до
восьми часов — с формированиями предприятий, учреж­
дений и организаций - один раз в три года, с формирова­
ниями постоянной готовности — один раз в год;

— комплексные учения продолжительностью до двух суток —
один раз в три года в муниципальных образованиях и орга­
низациях, имеющих опасные производственные объекты,
а также в лечебно-профилактических учреждениях имею­
щих более 600 Коек. В других организациях — один раз в
три года продолжительностью до восьми часов;

— тренировки с учащимися общеобразовательных учрежде­
ний и учреждений начального, среднего и высшего про­
фессионального образования — ежегодно.

Граждане, привлекаемые на учения и тренировки, имеют право:

— на информирование о риске, которому они могут подверг­
нуться в ходе учений и тренировок;

— на получение компенсации за ущерб их здоровью, причи­
ненный во время учений и тренировок;

— на сохранение средней заработной платы по месту работы
на период участия в учениях и тренировках за счет органи­
заций, их планирующих и проводящих.

Труднее бывает организовать подготовку сотрудников малого предприятия, фирмы, организации, не имеющих для этого достаточных сил и средств. Но всё же опыт проведения такой работы имеется, он обобщается органами ГО и ЧС и В виде рекомендаций рассылается в организации. Эти рекомен­дации сводятся к следующему:

— назначить специального уполномоченного за проведение
мероприятий по ГО и ЧС (как этого требует Постановление
Правительства РФ от 10 июля 1992 г. №182), председате­
лей материально-технической и эвакуационной комиссий,
командира сводной спасательной команды;

 

314 Гл. 15. Задачи и структура органов защиты персонала на отдельном

проверить укомплектованность средствами борьбы с пожа-
ром, наличие средств индивидуальной защиты;

— назначить и обучить противопожарные расчеты;

— составить схемы эвакуации сотрудников и клиентов при!
возникновении ЧС;

— изучить справочно-информационные материалы по граж­
данской обороне и принять зачеты от всех сотрудников
и т.п.

В содержание справочно-информационных материалов, рекомендованных к изучению, включаются;

1) сведения о возможных на данной территории чрезвычай­
ных ситуациях, связанных с опасностью для здоровья и
жизни людей; авариях на АЭС, водопроводных станциях;
заводах и других объектах, использующих в производст­
венной деятельности сильнодействующие ядовитые веще-
ства — хлор, аммиак, соляную кислоту и т.д.; авариях на
железных дорогах, расположенных в непосредственной бли­
зости; о пожаро- и взрывоопасных объектах — автозаправоч­
ных станциях, мебельных фабриках, типографиях; о сти­
хийных бедствиях — снегопадах, Наводнениях, ураганах1,
землетрясениях;

2) способы оповещения при чрезвычайных ситуациях и пра­
вила поведения населения при них;

3) схема расположения Предприятий с указанием особо опас­
ных соседних объектов; мест развертывания пунктов выда­
чи средств индивидуальной защиты; путей экстренной эва­
куации сотрудников при чрезвычайной ситуации;

4) рекомендации о действиях при возникновении радиоактив­
ного заражения, выброса СДЯВ, стихийных бедствиях и т.п.;

5) места вблизи расположенных убежищ, укрытий, станций
метро;

6) организация рассредоточения и эвакуация;

7) первая помощь пострадавшим в ЧС и т.д.

Указанные меры, не требующие особых материальных за­трат и времени, обогащают сотрудников знаниями и опытом поведения при чрезвычайных ситуациях.


ГЛАВА 16

Организация защиты населения в мирное и военное время

16.1. Принципы организации и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций '

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает со­вокупность взаимосвязанных до времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвра­щение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС,

Федеральным законом "O защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" определены принципы, способы и основные мероприятия защиты.

Принципы защиты — это основные положения, которыми
необходимо руководствоваться при организации защиты насе­
ления и территорий от ЧС.

Основными принципами защиты населения являются:

- заблаговременность проведения мероприятий по обеспече­
нию безопасности;

— дифференцированный подход в определении мероприятий
защиты с учетом экономических, природных и иных ха­
рактеристик региона, особенностей территорий и степени
реальной опасности возникновения ЧС, характерных для
данной местности;

— необходимая достаточность мероприятий защиты и макси-
мальная возможность использования имеющихся сил и
средств;

— самостоятельность ликвидации ЧС, Привлечение только
сил и средств, имеющихся на данной территории, за ис­
ключением крупномасштабных ЧС;

— комплексность проведения мероприятий защиты, т.е. прове­
дение всех мероприятий защиты по возможности парад-
лельно [4].

 

 

 
 

 

Гл. 16. Организация защиты населения в мирное и военное время"!

Руководствуясь принципом заблаговременности проведе-ния мероприятий защиты, отделы (управления) ГО и ЧС всех| уровней в условиях повседневной деятельности должны:

создавать, проверять и поддерживать в рабочем состоянии |
локальные системы оповещения;

— организовывать непрерывное наблюдение и контроль за I
обстановкой на потенциально опасных объектах и за окру-
жающей средой с целью раннего выявления возможного
развития ЧС;

— построить необходимое количество защитных сооружений
для персонала объекта и населения;

— спланировать мероприятия по эвакуации персонала объек­
та и населения;

— подготовить пункты временного размещения и длительно­
го проживания эвакуируемых;

— накопить необходимое количество средств индивидуаль­
ной защиты для обеспечения ими персонала объекта и на­
селения;

— обеспечить защиту продовольствия, воды от различных
видов заражения;

— спланировать и отработать медико-профилактические и
лечебно-эвакуационные мероприятия на случай ЧС;

— спланировать и выполнить все мероприятия по обеспече­
нию устойчивой работы объекта экономики в условиях ЧС
и другие работы.

Комплекс мероприятий защиты населения, территорий и объектов экономики предусматривает:

1) принятие предупредительных мер;

2) организацию защиты;

3) проведение спасательных и аварийно-восстановительных
работ.

Предупреждение ЧС — это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и ее субъек­тов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленными на предотвращение ЧС и уменьшение масштабов их последствий в случае возникновения.

Предотвращение ЧС — комплекс мероприятий включаю­щий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и


16.1. Принципы организ. и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций 317

профилактику возникновения источников ЧС, а также подго­товку к чрезвычайным ситуациям.

В предотвращении ЧС большое значение имеет прогнози­рование их возникновения. На основе анализа причин, по которым могут произойти сбои в работе оборудования, машин и агрегатов, с допустимой вероятностью можно спрогнозиро­вать техногенные аварии (катастрофы) и принять меры по их предотвращению.

Профилактика возникновения источников ЧС предполагает принятие предупредительных мер по устранению причин и предпосылок возникновения источников ЧС антропогенного происхождения, а также по минимизации ущерба от них. Она заключается в повышении надежности и устойчивости функ­ционирования объекта путем своевременного устранения при­чин аварии за счет соблюдения технологии и регламента экс­плуатации, правил и мер безопасности.

В целях минимизации последствий ЧС заранее проводится подготовка потенциально опасных объектов, территории и на­селения. Она складывается из планирования и проведения ин­женерно-технических и специальных мероприятий ГО, подго­товки материальной базы, обучения персонала и населения к действиям в ЧС, подготовки и обучения формирований ГО и ЧС.

Подготовка территории к ЧС предусматривает заблаговре­менное проведение в субъектах РФ комплекса экономичес­ких, организационных, инженерно-технических и санитарно-медицинских мероприятий с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС.

В интересах ГО осуществляется подготовка загородной зоны (на случай эвакуации объекта экономики и персонала в эту зону), усовершенствуются транспортные магистрали, резервируются во­доисточники и т.д.

При проведении инженерно-технических мероприятий местность при необходимости оборудуется специальными со­оружениями (гидротехническими, противолавинными, про-тивоселевыми, противооползневыми и др.). Кроме того, осу­ществляется контроль за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов).

Подготовка объекта экономики к работе в ЧС проводится в плановом порядке. На каждом объекте заблаговременно раз­рабатывается "План защиты рабочих и служащих от чрезвы-

 

 

Гл, 16 Организация защиты населения в мирное и военное -

рабатывается "План защиты рабочих и служащих от чрезвы-
чайных ситуаций природного и техногенного характера" {}
мирное время) и "План гражданской обороны" (на военное.
время). Разработкой планов занимаются отделы ГО и ЧС объ­
екта экономики. Планы содержат текстовую часть и приложе-
ния [6], I

Текстовая часть плана, разрабатываемая, например, на химически опасном объекте, состоит из трех разделов»

Первый раздел включает следующие мероприятия:

1) краткая характеристика химически опасного объекта, количество и тип ОХВ на объекте, условия их производства и хранения, количество рабочих и служащих в опасных цехах;

2) прогнозируемая обстановка применительно к Потенциально
возможным типам аварий;

3) состав объектовых формирований и их возможности, сроки
готовности, наличие необходимых материально-техничес­
ких средств;

4) организация оповещения.

Второй раздел включает:

1) мероприятия по защите рабочих и служащих, а также пере­
чень аварийно-спасательных и других неотложных работ на
объекте применительно, к возможным видам аварий;

2) первоочередные мероприятия, на которых необходимо со­
средоточить основные усилия;

3) задачи разведки, аварийно-восстановительной команды по­
вышенной готовности и остальных объектовых формирований;

4) задачи служб объекта по организации обеспечения;

5) обязанности основных должностных лиц объекта при ава­
рии и их действия;

6) организация защиты рабочих и служащих.

Третий раздел — организация управления и связи. Приложения к плану:

1. Схема (план) территории ХОО с указанием мест и усло­
вий хранения (транспортировки) АХОВ, их количества и вида;

2. Зоны возможного заражения;

3. Направления действия разведки;

4. Места развертывания постов наблюдения;


161 Принципы организ и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций 319

6. Направления эвакуации и места укрытия рабочих и слу-
жащих;

7. Места размещения пожарных гидрантов, систем поста­
новки водяных завес, хранения средств обеззараживания;

8. Места развертывания объектового пункта управления и
пункта санитарной обработки.

Подготовка населения к действиям в ЧС, Порядок подго­товки населения в области защиты от ЧС определяется Поста­новлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера", а также уточ­няется в "Организационных указаниях по подготовке? населе­ния РФ в области защиты от ЧС", периодически издаваемых МЧС. В соответствии с постановлением Правительства РФ подготовку в области защиты от Чрезвычайных Ситуаций при­родного и техногенного характера проходят:

"а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления Единой государ­ственной системы предупреждения и ликвидации чрезвы­чайной ситуации;

б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания;

в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и
учреждениях начального, среднего и высшего специально­
го образования;

г) руководители органов государственной власти, органов
Местного самоуправления И организаций;

д) работники федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­
рации, органов местного самоуправления и организаций, спе­
циально уполномоченные решать задачи по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций И включенные в со­
став органов управления Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям феде­
ральных органов исполнительной власти, органов испол­
нительной власти субъектов Российской Федерации, орга­
нов местного самоуправления и организаций".

Основными силами и средствами для ликвидации послед­ствий ЧС на объектах экономики являются формирования ГО. Подготовка личного состава формирований осуществля-

 

 
 

 

Гл. 16. Организация защиты тетею» в цирное и ватте <

ется по месту работы по программе специальной подготовки утвержденной МЧСРФ. При этом особое внимание обращает-ся на выработку практических навыков для действий при лик-видации последствий стихийных бедствий, аварий, катас-троф, а также в очагах поражения. Полученные знания и навыки закрепляются при практическом! выполнении Нормативов, в ходе объектовых тренировок и] комплексных учений.

С возникновением ЧС приводится целый комплекс меро­приятий По защите персонала объекта И населения, который включает в себя:

— оценку обстановки;

— оповещение о чрезвычайной ситуации;

— укрытие в защитных сооружениях;

— эвакуацию (рассредоточение) из опасных зон в безопасные
районы;

— дозиметрический и химический контроль;

— медико-профилактические и лечебно-эвакуационные ме­
роприятия;

— организацию медицинской помощи;

— определение и соблюдение режимов радиацианной, хими­
ческой и бактериологической защиты;

— организацию охраны общественного порядка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.161 с.)