ТОП 10:

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ



Лекция 7. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС)

Задачи и структура государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС)

ГСЧС – это система органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от источников ЧС, силы и средства Министерства по ЧС, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих на основе реализации комплекса экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер защиту от источников ЧС природного и техногенного характера жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества граждан, юридических лиц, экономических интересов государства.

Основные задачи

Задачи ГСЧС определены Законом Республики Беларусь
«О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Основные из них:

· контроль состояния природной среды и потенциально опасных объектов;

· прогнозирование ЧС и их последствий;

· реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения в ЧС;

· проведение комплекса мероприятий по предупреждению ЧС;

· оповещение населения, органов власти и управления о ЧС;

· организация защиты населения и обеспечение экологической безопасности в ЧС;

· подготовка сил и средств ликвидации ЧС и их последствий;

· планирование, организация и проведение спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС и их последствий;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и их последствий;

· оценка материального ущерба от ЧС и подготовка предложений Правительству о выделении материальных и финансовых средств на ликвидацию последствий и возмещение ущерба;

· координация действий различных органов управления в ЧС;

· проведение комплекса мероприятий по обеспечению устойчивости работы объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения;

· обучение населения действиям по выживанию в ЧС;

· сотрудничество с международными организациями и другими государствами по проблемам защиты населения, объектов экономики и природной среды в ЧС.

Структура ГСЧС

Основу структуры ГСЧС составляют:

· Комиссии по ЧС (правительственные, областные, городские, районные, ведомственные, объектовые);

· Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС);

· силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов;

· силы и средства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств.

· Структура ГСЧС представлена на рис.1. Построение ГСЧС осуществляется по территориальному, отраслевому и производственному принципам. ГСЧС образуют: Правительственная комиссия по ЧС, МЧС, территориальные и отраслевые подсистемы. ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы повседневного управления по ЧС, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

Основные органы управления. Силы и средства ГСЧС

Организационная схема органов управления, сил и средств ГСЧС представлена на рис.14.

Координирующие органы и их задачи

Координирующими органами ГСЧС являются комиссии по ЧС (КЧС) на всех уровнях. Рабочим органом комиссий по ЧС является структурное подразделение (отдел, сектор). Руководитель указанного подразделения является секретарем комиссии по должности и на него возлагается планирование, организация и контроль за выполнением принятых комиссией решений, техническое обеспечение работы комиссии, координации деятельности комиссий по ЧС нижестоящего уровня.


 

Рис.14. Структура Государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС чрезвычайных ситуаций
Совет Министров
Комиссия по ЧС
Министерство по ЧС
Силы и средства МЧС
Резервы материальных ресурсов
Территориальные подсистемы
Отраслевые подсистемы
Информационно-управляющая система (ИУС по ЧС)
·
Министерства, комитеты, объединения, учреждения
Резервы материальных ресурсов
Силы и средства
Отделы, секторы по ГО и ЧС
НУС ГО и ЧС
Подведомственные объекты: · объекты, отнесенные к категориям по ГО; · объекты, отнесенные к категории потенциально опасных; · объекты, размещенные в зоне опасного химического или радиоактивного заражения или возможного катастрофического затопления; · объекты с численностью более 300 человек
Комиссии по ЧС
·
Исполкомы областей и г.Минска
Областные и Минское городское управления по ЧС МЧС
ИУС ГО и ЧС
Комиссии по ЧС
Силы и средства
Силы и средства
Резервы материал. ресурсов
Исполнительные органы власти районов (городов)
Городские (районные) отделы по ЧС управлений по ЧС МЧС
Комиссии по ЧС
ИУС ГО и ЧС
Силы и средства
Силы и средства
Резервы материалы ресурсов
Руководители объектов
Отделы, сектора или работники по ГО и ЧС
Комиссии по ЧС
Дежурно-диспетчерские службы
Производственные резервы
Силы и средства

 



Органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям

Органами повседневного управления по ЧС являются:

· на республиканском уровне – МЧС, отделы (секторы) по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

· на территориальном уровне – областные и Минское городское управления МЧС;

· на местном уровне – районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управления МЧС;

· на объектовом уровне – структурные подразделения организации (объекта) – отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами ГО и ЧС.

· В целях устойчивого управления системой ГСЧС вышеперечисленные органы оснащаются средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой.

Силы и средства ГСЧС

В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС, наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят из:

· органов и подразделений МЧС;

· территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;

· организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения;

· штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстано-
вительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

· учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

· территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;

· специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты МЧС, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также территориальных подсистем образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС.Координацию деятельности и методическое руководство силами аварийно-спасательной службы ГСЧС осуществляет МЧС.

Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации ЧС. Эти формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток.

Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться воинские подразделения.

Невоенизированные формирования ГО создаются на предприятиях, в некоторых организациях и учреждениях по решению Правительства. В мирное время эти формирования привлекаются для ликвидации ЧС только в случаях, когда сил быстрого реагирования недостаточно. С объявлением военного положения они становятся основными силами для ликвидации ЧС военного времени. Невоенизированные формирования имеют различную структуру, назначение, состав, могут быть оснащены различной техникой.

В них могут быть зачислены: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины – от 16 до 55 лет, за исключением беременных и имеющих детей до 8 лет. В состав невоенизированных формирований не включаются инвалиды первой и второй группы. Подготовка этих формирований к проведению спасательных и других работ производится по специальным программам непосредственно на объектах, а командно-начальствующий состав – и в учебных центрах (курсах ГО).

 

Организационно формирования состоят из отрядов (220–375 человек, отряды – из команд (90–120 человек), команды – из групп (14–60 человек), группы – из звеньев (4–8 человек). Могут также быть отдельные команды и группы. В связи с совершенствованием системы ГО могут быть изменения, как в структуре, так и в составе невоенизированных формирований.

Невоенизированные формирования классифицируют:

· по назначению – на формирования общего назначения и формирования служб;

· по подчиненности – на территориальные и объектовые;

· по степени готовности – на обычной готовности
(на сбор формирования отводится 24 часа) и повышенной готовности (на сбор формирования отводится 6 часов).

Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственного комитета по гидрометеорологии, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здравоохранения, Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды.

Задачами этих сил являются:

· сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;

· представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;

· прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;

· контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов;

· проведение экологической экспертизы текущих и перспективных производств;

· контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;

· прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;

· прогнозирование появления и развития эпизоотий и эпифитотий.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.01 с.)