Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджмент в эколого-производственной системеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Устойчивое экономическое развитие страны предполагает устойчивую работу объектов хозяйствования. Основу экономики государства составляют объекты производственной сферы. Именно такие объекты – основные экологические загрязнители природной среды и они же потребители природных ресурсов. Поэтому их можно рассматривать как эколого-производственные системы. Чтобы такая система выполняла свои функции, она должна быть включена в особую систему управления, которая функционирует на основе взаимодействия систем «Предприятие», «Экономика», «Общество», «Экология». Как следует из рис. 21, система «Предприятие» получает источники сырья и энергии из системы «Экология» непосредственно или после переработки другими предприятиями системы «Экономика». В результате производственной деятельности происходит экологическое загрязнение природной среды. Взаимодействуя с другими объектами системы «Экономика» предприятие кооперируется с другими субъектами хозяйствования по поставкам отдельных комплектующих изделий, переработанного сырья и сбыту выпускаемой продукции.
·
·
Интересы систем «Экология» и «Экономика» представляет государство при поддержке общественного мнения и общественных организаций системы «Общество». Государство проводит мероприятия по охране окружающей среды и ее восстановлению, используя поступающие ресурсы от объектов хозяйствования. При этом используются как административные (организационные), так и экономические механизмы воздействия на субъекты хозяйствования. Они являются основными в системах экономического и экологического менеджмента. В условиях рыночной экономики устойчивость производства и его экологическая безопасность могут быть достигнуты только на базе общего менеджмента, который включает и экологический менеджмент (рис.22). Менеджмент классифицируется по двум признакам: уровням (макро- и микроэкономика) и сферам его функционирования. Общий менеджмент характерен для макроэкономики, т.е. для всей системы хозяйствования. Он включает три вида: практический, инновационный и стратегический. Как можно видеть из схемы (рис.21), практический менеджмент распространяется на все сферы управления. Инновационный (управление разработками нововведений) и стратегический менеджмент (стратегическое планирование) представляют собой управленческую деятельность, направленную на совершенствование практического менеджмента. На всех уровнях и видах управления включаются и отдельные вопросы экологического менеджмента, которые отражены на рис. 21 и рассмотрены подробней ниже. Экологический менеджмент можно определить, как внутренне мотивированную инициативную результативную деятельность экономических субъектов (предприятий, фирм, производственных объединений, отдельных предпринимателей), направленную на достижение их собственных экологических целей и программ. Целью управления охраной окружающей среды является обеспечение выполнения норм и требований в отношении воздействия производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, рационального использования, восстановления, воспроизводства природных ресурсов. Эффективность управления охраной окружающей среды должна оцениваться по экономическим, гигиеническим, экологическим и социальным показателям. К основным функциям экологического менеджмента относятся: · обоснование экологической политики и обязательств; · планирование экологической деятельности; · организация внутренней и внешней экологической деятельности; · управление персоналом; · управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов; · внутренний экологический мониторинг и экологический контроль; · анализ и оценка результатов экологической деятельности; · пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического мониторинга. Для экологического менеджмента характерно существенное развитие, углубление и расширение ряда функций и соответствующей деятельности, которые в традиционном экологическом управлении реализуются поверхностно и формально. Система экологического менеджмента – это единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в общие характеристики целого. В соответствии с принятым в международных стандартах определением, система экологического менеджмента (ЕМS) представляет собой часть общей системы менеджмента, включающую организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики. Общие характерные задачи и практическая деятельность предприятий определяются функциями экологического менеджмента. Все виды экологической деятельности предприятий можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю деятельность. Ключевым звеном в системе экологического менеджмента является экологическая служба предприятия, или, в случае небольших производств, отдельный квалифицированный специалист (менеджер), уполномоченный решать соответствующие задачи. Для промышленной экологической культуры, экологической культуры предпринимательства, для экологического менеджмента в целом существуют рекомендации таких международных организаций как Международная организация стандартизации (ISO), программа ООН по окружающей среде (UNEP), Совет предпринимателей по устойчивому развитию и другие. Менеджмент охватывает три сферы: производство (включая его экологическую безопасность); финансы (в том числе касающиеся экологических проблем); сбыт (в том числе учет экологической чистоты выпускаемой продукции). Практический менеджмент подразделяется на производственный (предприятия, фирмы, корпорации и прочее, т.е. то, что относится к микроэкономике), финансовый (банковские операции) и маркетинговый (управление сбытом, продажей товаров). Производственный представляет собой процесс управления технологией производства, т.е. технологи- На всех уровнях управления (высший, средний и основной) наиболее действенными механизмами управления являются экономический и организационный механизмы.
Экономический механизм управления основывается на системе экономических законов и принципов управления, а также экономических методов управления. К числу последних относятся такие важные экономические рычаги производства, а соответственно и менеджмента, как цены, финансы, кредит, прибыль, фонды и формы экономического стимулирования, плата за ресурсы, развитие отношений собственности, маркетинг. В организационный механизм менеджмента входят: функции и организационные структуры управления, кадры управления, управленческие решения, техника и технология управления, научная организация управленческого труда, правовые основы управления, факторы эффективности управления и некоторые другие категории. Так как интересы системы «Экология» представляет государство, то вопросы экологического менеджмента применяются на всех уровнях. Главный принцип действующего в настоящее время административного (организационного) управления – разрешительно-запретительный. Это могут быть лимиты на использование природных ресурсов, на выбросы загрязняющих веществ, на размещение отходов и др. Должностные лица государственных структур имеют право приостанавливать работу предприятий, налагать взыскания на должностных лиц за нарушение норм экологической безопасности и др. Экологический менеджмент предусматривает и такие формы административного воздействия на производителя как экологический аудит и экологическая экспертиза. Экономический механизм воздействия на производителя включает: · планирование и финансирование природоохранных мероприятий; · льготное кредитование природоохранной деятельности; · определение лимитов на пользование природными ресурсами; · взимание налогов и других платежей за использование природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; · возмещение вреда за сверхнормативное использование природных ресурсов; · налоговые льготы за экономию природных ресурсов и снижение нормативного уровня экологического загрязнения среды; · премирование за рациональное природопользование; · оставление у предприятий части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов; · льготное кредитование капитального строительства, которое обеспечивает снижение экологических загрязнений окружающей среды. Таким образом, в рыночной экономике система менеджмента обеспечивает как устойчивое развитие субъектов хозяйствования, так и экологическую безопасность. Недопущение возникновения на объектах источников ЧС экологического характера и устойчивое развитие экономики – важнейшее условие ликвидации экологического кризиса. Экологическую опасность представляют и другие отрасли народного хозяйства. Рассмотрим для примера только сельскохозяйственное производство и развитие автомобильного транспорта. Контрольные вопросы к лекции №9 1. Воздействие ЧС на спрос и предложения на рынке. 2. Воздействие ЧС на валовой национальный продукт. 3. Внутренние факторы, влияющие на устойчивость работы объекта. 4. Внешние факторы, влияющие на устойчивость работы объекта. 5. Воздействие ЧС на различные отрасли экономики. 6. Сущность исследований по устойчивости работы объекта. 7. Способы предотвращения аварий и катастроф. 8. Способы защиты рабочих и служащих. 9. Способы обеспечения производственного менеджмента. 10. Способы устойчивого электроснабжения предприятия. 11. Способы устойчивого газоснабжения предприятия. 12. Способы устойчивого водоснабжения предприятия. 13. Сущность экологического менеджмента. 14. Сущность экологического аудита и экологической экспертизы. ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ОБЪЕКТОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ» 1. Понятия: опасность, источник чрезвычайной ситуации, чрезвычайное событие, чрезвычайная ситуация. 2. Опасности для человека, экономики и природной среды в Республике Беларусь. 3. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам и сферам возникновения. 4. Понятие зоны и очага химического заражения. Степени опасности химических объектов. 5. Характеристика очага ядерного поражения. 6. Возможные последствия ядерной войны. 7. Классификация болезнетворных микробов и болезни, вызываемые ими. 8. Особо опасные инфекционные заболевания населения. 9. Классификация экологических чрезвычайных ситуаций. 10. Воздействие Луны и Солнца на здоровье человека и биологический мир. 11. Человек, как эколого-биологическая и энергетическая система. 12. Дисбаланс витаминов и микроэлементов как источник чрезвычайной ситуации экологического характера. 13. Естественные экологические факторы как источники чрезвычайных экологических ситуаций. 14. Вода как источник жизни и ее роль при выживании в экологических чрезвычайных ситуациях. 15. Источники и возможные последствия для здоровья человека и биологического мира теплового загрязнения среды. 16. Источники и возможные последствия для здоровья человека электромагнитного загрязнения среды. 17. Источники и возможные последствия для здоровья человека шумового загрязнения среды. 18. Источники химического загрязнения атмосферы. Последствия для здоровья человека загрязнения воздуха оксидом углерода, диоксидом серы и оксидами азота. 19. Источники химического загрязнения почвы. Возможные последствия для здоровья человека загрязнения почвы пестицидами, тяжелыми металлами и нитратами. 20. Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций. 21. Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций. 22. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. 23. Основные мероприятия по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций. 24. Карантин и обсервация. 25. Основные мероприятия по предупреждению экологических ЧС, вызванных физическими и химическими загрязнениями среды. 26. Назначение, состав и основные задачи ГСЧС. Органы повседневного управления. 27. Силы и средства ГСЧС. 28. Эвакуация населения в ЧС мирного и военного времени. 29. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ. 30. Факторы, влияющие на устойчивость работы промышленного объекта. 31. Основные мероприятия по повышению устойчивой работы промышленного объекта в чрезвычайных ситуациях. 32. Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику. 33. Сущность устойчивой работы эколого-производственной системы. 34. Причины сердечно-сосудистых заболеваний и основные пути их предотвращения. 35. Причины онкологических заболеваний и основные пути их предотвращения. 36. Использование микроэлементов для выживания в экологических чрезвычайных ситуациях. 37. Использование витаминов для выживания в экологических чрезвычайных ситуациях. 38. Назначение, классификация убежищ и требования к ним. 39. Основные помещения убежища и система жизнеобеспечения. Порядок использования. 40. Гражданские и промышленные противогазы. ЛИТЕРАТУРА 1. С.В.Дорожко, В.Т.Пустовит, Г.И.Морзак. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. Часть 1. Чрезвычайные ситуации и их предупреждение. 2-е издание – Мн.: «Технопринт», 2005. 2. С.В.Дорожко, В.Т.Пустовит, Г.И.Морзак. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. Часть 1. Система выживания и защита территорий в чрезвычайных ситуациях. 2-е издание – Мн.: «Технопринт», 2005. В.П.Петленко. Валеология человека, том 2, PETROC, Санкт- Петербург, 1996. 3. В.В.Мясников. Защита от оружия массового поражения, Воениздат, – М, 1989. 4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях, межгосударст- 5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование, Межгосударственный стандарт. – Мн, 1997. 6. Безопасность в чрезвычайных ситуациях, межгосударственный стандарт. Природные чрезвычайные ситуации. – Мн, 1997. 7. Безопасность в чрезвычайных ситуациях, межгосударственный стандарт. Техногенные чрезвычайные ситуации. – Мн, 1997. 8. Безопасность в чрезвычайных ситуациях, межгосударственный стандарт. Биолого-социальные чрезвычайные ситуа- 9. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Выпуск 2. «Военные знания», – М, 2000. 10. Отчет АН СССР. Возможные последствия ядерной войны. «Энергоиздат» – М.:, 1987. 11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №495 от 10 апреля 2001 года.
2.2. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И
Часть II
И.Н. МАРЦУЛЬ
Курс лекций
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.52 (0.011 с.) |