ТОП 10:

Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС



Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

· Республиканский центр управления и реагирования на ЧС при МЧС;

· центры оперативного управления областных и Минского городского управлений по ЧС;

· центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских отделов по ЧС;

· информационные центры (пункты управления) республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

· диспетчерские пункты (районные узлы связи, дежурно-диспетчерские службы) районов, городов и объектов.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС, руководитель исполнительного и распорядительного органа области (г. Минска), района (города) устанавливает в границах подведомственной территории необходимый режим функционирования ГСЧС. Ими могут быть (таблица 3.):

v режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрологической обстановке;

v режим повышенной готовности – при ухудшении этих составляющих или получении прогноза о возможной ЧС;

v режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.

· Руководство работами по ликвидации ЧС осуществляют КЧС и органы повседневного управления по ЧС соответствующих уровней при возникновении ЧС различного масштаба. При этом вышестоящая КЧС может взять на себя координацию или руководство работами по ликвидации этой ЧС и оказать необходимую помощь. При недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства других министерств и ведомств. При необходимости из состава КЧС могут формироваться оперативные группы.


Таблица 3

Режимы функционирования ГСЧС

Режим повседневной деятельности Режим повышенной готовности Режим чрезвычайной ситуации
• наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; • планирование и выполнение мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба от ЧС, а также по повышению устойчивости функционирования объектов хозяйствования в ЧС; • совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; • создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; • осуществление целевых видов страхования.   • организация КЧС руководства функционированием ГСЧС и ее подсистем, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и выработки предложений по ее реализации; • уточнение планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций на объектах; • усиление дежурно-диспетчерской службы; • усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; • принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; • приведение в состояние готовности, уточнение планов действий и выдвижение в предполагаемый район ЧС средств ГСЧС. • частичное или полное введение в действие планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций на объектах; • организация защиты населения в полном объеме; • выдвижение оперативных групп в район ЧС; • организация ликвидации ЧС; • организация работ по обеспечению устойчивого функционирования в ЧС отраслей экономики и объектов, полному жизнеобеспечению пострадавшего населения; • определение границ зоны ЧС; • осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

·

Функции министерств по защите населения в чрезвычайных ситуациях

В ГСЧС основными министерствами, несущими ответственность за предупреждение и ликвидацию ЧС, являются МЧС, Минздрав, МВД, Минсельхозпрод, Минлесхоз, Минприроды и др. Степень участия различных министерств и ведомств в предупреждении и ликвидации ЧС демонстрируется таблицей 4.

Таблица 4

Степень участия структур ГСЧС в выполнении задач

Сфера возникновения ЧС Основные задачи
Прогнозирование ЧС Предупреждение ЧС Ликвидация ЧС Обучение населения
Природные ЧС Госкомгидромет, Минприроды, Минлесхоз МЧС, Минлесхоз, Минсельхозпрод МЧС, МВД, Минздрав, Минсельхозпрод, Минлесхоз, КГБ, Минжилкомхоз, Минсоцзащиты, Минторг, Госстрах МЧС, Минобразования, Минжилкомхоз (только неработающее население)
Техногенные ЧС МЧС, Минпром, концерны «Белэнерго», Белнефтехим», «Белтопгаз», предприятие «Белтрансгаз» МЧС, Минпром, Минтранспорта и коммуникаций, МВД, Госкомитет по авиации, БелЖД, Минархитектуры, КГБ, концерны «Белэнерго», «Белнефтехим», «Белтопгаз», предприятие «Белтрансгаз» МЧС, МВД, Минздрав, КГБ, Минпром, Минархитектуры, Управление ж.д. войск, Минжилкомхоз, Минтранспорта и коммуникаций, Минтруда, Минторг, Минсоцзащиты, Госстрах   МЧС, Минобразования, Минжилкомхоз (только неработающее население)

 

Биолого-социальные ЧС Минздрав, Минсельхозпрод, Минлесхоз Минздрав, Минсельхозпрод, КГБ, Минлесхоз Минздрав, Минсельхозпрод, Минжилкомхоз, Минлесхоз МЧС, Минобразования, Минжилкомхоз (только неработающее население)
Экологические ЧС Госкомгидромет, Минприроды Минприроды, МЧС, КГБ МЧС, Минприроды, Минжилкомхоз, Минсоцзащиты, Госстрах МЧС, Минобразования, Минжилкомхоз (только неработающее население)
Социальные ЧС Минсельхозпрод, Минпром, КГБ, Минтруда, Минпром Минздрав, МВД, КГБ, Минтруда, Минсоцзащиты Минздрав, Минсоцзащиты, Минтруда, МВД, Минторг, КГБ МЧС, Минобразования, Минжилкомхоз  

 

Министерство по чрезвычайным ситуациям

МЧС включает следующие основные подразделения:

· Управление по ликвидации ЧС;

· Управление гражданской обороны, государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

· Управление пожаротушения;

· Управление организацией функционирования ГСЧС и Национального комитета по радиационной защите (НКРЗ);

· Организационно-аналитическое управление;

· Управление государственного пожарного надзора;

· Управление правового обеспечения и международных отношений;

· Комитет по промышленному атомному надзору;

· Комитет по организации ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;

· Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и ЧС;

· Республиканский центр пропаганды и обучения населения и др.

Примечание: в процессе реорганизации МЧС отдельные структуры и их задачи могут быть изменены.

Основными задачами МЧС являются:

· реализация государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

· руководство аварийно-спасательной службой ГСЧС;

· ведение гражданской обороны;

· разработка проектов государственных программ по защите населения и территорий в ЧС, их прогнозированию, предотвращению и ликвидации;

· организация оповещения руководящего состава, территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС, КСЧ, а также населения о возникших авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и информирование о ходе ликвидации их последствий;

· контроль, государственная экспертиза и надзор за мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС;

· организация специальной подготовки руководящих кадров, обучение населения способам защиты и действиям в ЧС;

· организация ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий;

· тушение пожаров, спасение людей, координация работы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций по предупреждению и ликвидации ЧС.

МЧС наряду с другими функциями решает и задачи ГО, как составной части обороноспособности страны.

Гражданская оборона –система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для реализации принципа единоначалия отдельные структуры ГСЧС и МЧС становятся штабами ГО, а отдельные службы – службами ГО (рис. 15).

Кроме того, в мероприятиях ГСЧС принимают или могут принимать участие Минсвязи, Минфин, Минобороны, МИД и др.

Основными задачами ГО в мирное и военное время являются:

· планирование и организация мероприятий по ГО;

· оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;

· эвакуация людей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты (убежища, противогазы и др.);

· инженерная, радиационная, химическая, медико-биологическая и противопожарная защита населения в ЧС военного времени;

· защита источников воды, продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений от радиоактивного, химического и биологического заражения;

· подготовка экономики к устойчивому функционированию в военное время;

· подготовка нештатных формирований ГО для действий в ЧС мирного и военного времени;

· организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС военного времени;

· жизнеобеспечение пострадавшего населения;

· всеобщее обучение населения способам защиты в ЧС;

· обеспечение мобилизационной готовности населения;

· участие в ликвидации ЧС мирного времени.

· ГО организуется по территориально-производственному принципу, т.е. начальниками ГО являются первые лица исполнительных органов власти и руководители объектов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.009 с.)