Оценка уровня качества системы управления 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уровня качества системы управления



Организацией

Качество системы управления организацией — комплексный пока-

затель, определяющий прогрессивность факторов, основные из кото-

рых приведены на рис. 1.8. Направленность действия перечисленных

факторов очевидна. Например, с повышением удельного веса управ-

ленческого персонала и специалистов организации, имеющих ученую

степень по данной сфере деятельности, будет повышаться качество си-

стемы управления организацией. На практике затруднения могут

вызвать два обстоятельства: 1) выбор норматива или оптимального

значения фактора; 2) установление весомости каждого фактора в их

совокупности.

Каждый руководитель организации, думающий о себе, гармонич-

ном развитии персонала и организации, обществе, хотел бы иметь у

себя персонал высокой квалификации и образованный и при этом ста-

бильный (для этого необходимо хорошо оплачивать труд персонала

и решать его социальные проблемы). Тогда будет высоким качество
 


 

 

Тема 1, Структура и содержание системы управления организацией


 

 


 

управленческого решения, будут конкурентоспособными стратегии

организации, процесс в системе и ее выход.


 

Качество

Внешней среды


 

Качество системы

Управления организацией


 

Уровень

Стандартизации


 

 

Р и с. 1 .8. Факторы, определяющие качество системы управления

Организацией

 

Однако значения перечисленных факторов определяются конкрет-

ными ситуациями, миссией и целями организации. Поэтому в данной

работе мы не можем дать рекомендации по установлению нормати-

вов факторов качества системы управления организацией. Можем

только с полной уверенностью говорить: если руководитель намерен

повышать качество управления, то он должен мотивировать (при-

нуждать, побуждать или убеждать) каждого управленческого работ-

ника и специалиста организации глубоко изучать литературу по науч-

ному управлению. Согласны, что учиться трудно: много нового (если

не все), много понятий, принципов, схем, формул и т. д. Однако без

досконального изучения высшей математики, физики, химии, меха-

ники, сопромата и других наук невозможно было бы создать что-то

новое. Вместе с тем разве перечисленные науки проще конкуренто-

способного управления организацией? Нет, не проще. Тогда в чем

дело? Надо засучить рукава и приниматься за изучение науки управ-

ления ради повышения его качества и решения всех насущных про-

блем экономики организации. Гвоздь богатства не ресурсы, а качество

управления!

Весомость внутренних факторов качества системы управления

организацией нами предлагается следующая:
 


 

 


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

1) удельный вес управленческого персонала и специалистов орга-

низации, имеющих ученую степень по данной сфере деятельнос-

ти, - 0,30;

2) количество и глубина применяемых к управлению научных под-

ходов — 0,25;

3) средняя образованность всего персонала организации — 0,20;

4) текучесть управленческого персонала — 0,15;

5) уровень автоматизации управления организацией — 0,10.

Для лучшего понимания алгоритма определения уровня внутрен-

него качества системы управления организацией приведем пример его

расчета на условных цифрах (табл. 1.7).

 

Таблица1.7

Исходные данные для расчета уровня качества системы управления

Организацией

 

 

Уровень внутреннего качества системы управления организацией

(Купр) определяем по формуле

 

(1.1)


 

где ai — весомость фактора качества системыуправления.


 


фактическое значение i-гo фактора качества;


— нормативное зна-


чение i-гo фактора качества.

Подставив из табл. 1.7 в формулу (1.1) исходные данные, получим
 
 
 
 
Фактор качества системы управления Весомость фактора (ai) Значения факторов

Фактор качества системы

УправленияВесомость

фактора (ai)

нормативное фактическое
1. Удельный вес управленческого персонала и специалистов органи- зации, имеющих ученую степень по данной сфере деятельности, % 0,30 0,10 0,06
2. Количество и глубина приме- няемых к управлению научных подходов 0,25    
3. Средняя образованность всего персонала организации, лет 0,20    
4. Текучесть управленческого персонала организации, % 0,15    
5. Уровень автоматизации управле- ния организацией, доли единицы 0,10 0,80 0,65

 


 

Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией


 


 

При расчете влияния на качество текучести управленческого пер-

сонала нормативное значение фактора поделено на фактическое, так

как с увеличением текучести (после создания стабильного коллекти-

ва) качество управления в принципе снижается.

Расчет уровня качества системы управления организацией показал,

что он значительно (на 40 %) ниже норматива. Все факторы качества

надо улучшать. Но особо обращает на себя внимание низкое качество

управленческого решения, принимаемое на основе поверхностного

изучения только нескольких научных подходов к управлению.

Предложенная нами методика оценки качества управления органи-

зацией отвечает требованиям системности и комплексности. Поэтому

надеемся на ее широкое внедрение.

Результаты оценки качества управления организацией используют-

ся при разработке комплексной программы (слово «целевой» исключе-

но, так как программа не может быть бесцельной) ее реструктуризации

или реформирования, перехода организации на антикризисное управ-

ление.

В настоящее время понятия «реформирование», «реструктуризация»,

«антикризисное управление» и другие окончательно еще не сформи-

ровались. Поэтому приведем авторское толкование этих понятий.

Реформирование организации — это диагностика структуры и всех на-

правлений деятельности с целью разработки комплексной программы ее

развития и функционирования, ориентированной на повышение конку-

рентоспособности, эффективности и финансовой устойчивости органи-

зации. Реформирование, как правило, осуществляется по инициативе

внешних субъектов управления (государства, субъектов Федерации, ме-

стных органов, вышестоящей организации, спонсоров) при их финансо-

вой, правовой, научно-методической и информационной поддержке.

Реструктуризация — это реформирование находящейся в кризис-

ном состоянии организации, осуществляемое ею самостоятельно, из-

нутри, по собственной инициативе, самообеспечением.

Антикризисное управление — это управление по новым инноваци-

онным, наиболее приемлемым и эффективным для данных целей, струк-

туры и ситуации принципам, методам и моделям управления, учитыва-

ющим экономические законы, законы организации и научные подходы,

исключающим кризисное состояние организации.

Основные разделы комплексной программы реструктуризации ор-

ганизации:

· разработка и внедрение системы управления организацией, ори-

ентированной на повышение конкурентоспособности специали-


 


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

стов, технологий, оборудования, комплектующих («вход» органи-

зации), систем управления, выпускаемой продукции и новшеств,

организации в целом;

· внедрение в организации современных методов стратегического

маркетинга и инновационного менеджмента;

· повышение качества выпускаемой продукции на основе бенч-мар-

кинга, внедрения научных методов управления, инноватики, ин-

жиниринга и др. методов;

· повышение организационно-технического уровня производства

на основе инжиниринга, реинжиниринга и других методов;

· внедрение финансовых новшеств (инноваций), обеспечивающих

повышение эффективности производства и финансовой устой-

чивости организации;

· налаживание постоянных контактов с консалтинговыми органи-

зациями для решения сложных управленческих и других про-

блем, которые неэффективно организации решать самостоя-

тельно.

Раскроем содержание новых понятий.

Инжиниринг(изобретательность) —инженерно-консультацион-

ные услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского,

расчетно-аналитического характера, технико-экономическое обосно-

вание проектов, разработка и внедрение новшеств в области управле-

ния и организации производства, выполняемые инжиниринговыми

фирмами с применением современных методов (методов оптимиза-

ции, функционально-стоимостного анализа, научных подходов и др.).

Реинжиниринг — (процесс оздоровления организации с примене-

нием новых, более эффективных методов инжиниринга).

Консалтинг — деятельность консалтинговых фирм по оказанию за-

казчику различных видов консультационных (консалтинговых) услуг

в области экономики, финансов, торговли, НИОКР, логистики, уп-

равления, права, инжиниринга и реинжиниринга, стандартизации и сер-

тификации и др.

Бенчмаркинг — способ выбора наиболее рационального для данных

условий варианта решения в любой области деятельности на основе

диагностики конкурентов, копирования и дальнейшего улучшения

рационального варианта.

Диагностика — комплексный анализ и оценка конкурентных пре-

имуществ объекта и его слабых сторон, а также параметров внешней

среды объекта, выполненные на современном научном уровне.


 

Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией


 


 

Краткие выводы

1. Менеджмент следует рассматривать не как систему управления

персоналом в условиях рыночных отношений, а как систему обеспече-

ния конкурентоспособности управляемых объектов (персонала, тех-

нологии, продукции, организации и т. д.).

2. К построению системы управления организацией следует приме-

нять системный подход. В этом случае к компонентам внешнего окруже-

ния организации будут относиться ее «вход», «выход», связь с внеш-

ней средой и обратная связь. К подсистемам внутренней структуры

организации относятся подсистема научного обоснования, целевая, обес-

печивающая, управляемая и управляющая подсистемы. Сначала следу-

ет анализировать внешнее окружение организации (взгляд вовнутрь,

первично), затем — внутреннюю структуру (взгляд изнутри, вторично).

3. К компонентам подсистемы научного обоснования системы уп-

равления организацией следует относить: экономические законы функ-

ционирования рыночных отношений, законы организации в статике и

динамике, научные подходы к управлению (20), принципы, методы и

модели управления. Чем сложнее и дороже объект, тем глубже долж-

но осуществляться научное обоснование управленческих решений.

4. Эффективность производственного менеджмента во многом оп-

ределяется уровнем качества работ, выполненных на предыдущих ста-

диях — стадиях стратегического маркетинга (менеджмента) и иннова-

ционного менеджмента.

5. Рекомендуется осуществлять диагностику и мониторинг качества

системы управления организацией.

 

Контрольные вопросы

1. В чем сущность системного подхода?

2. Из каких подсистем состоит система управления организацией?

3. В чем преимущества системной структуры организации?

4. Из каких компонентов состоит внешняя среда СУО?

5. Дайте характеристику факторов макросреды организации.

6. Перечислите факторы микросреды организации.

7. Из каких компонентов состоит подсистема научного обоснова-

ния СУО?

8. Какие экономические законы следует анализировать при приня-

тии управленческих решений?


 


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

9. В чем сущность закона экономии времени?

10. Какие законы организации влияют на организованность системы

управления?

11. Раскройте сущность научных подходов к управлению.

12. Как формируется целевая подсистема?

13. Из каких компонентов состоит обеспечивающая подсистема?

14. Назовите составляющие управляемой подсистемы.

15. Из каких компонентов состоит управляющая подсистема?

16. Изложите классификацию функций управления.

17. Перечислите и раскройте сущность всеобщих функций управления.

18. Раскройте сущность понятия «качество управления».

19. Как оценивается уровень качества управления?

20. Каково влияние внешних факторов на качество управления орга-

низацией?


 

 

Тема 2

Планирование производства

 

 

Стратегическое планирование имеет дело не

с будущими решениями, а с будущим реше-

ний, принимаемых сегодня.

П. Друкер

Скрытая гармония лучше явной.

Гераклит

Проводите атаку на возможно более узком

фронте.

Э.Райс,Д.Траут

В силе всегда есть слабость, только ее надо

уметь найти. Какого бы успеха вы ни доби-

лись, никогда не ведите себя как лидер.

Э.Раис,Д.Траут

 

Структура темы

2.1. Сущность и принципы планирования.

2.2. Требования к качеству планов.

2.3. Организация работ по планированию.

2.4. Стратегический маркетинг как инструмент планирования.

2.5. Формирование рыночной стратегии организации.

2.6. Содержание и порядок разработки стратегических планов орга-

низации.

2.7. Содержание бизнес-плана (годового плана) организации.

2.8. Основы оперативно-календарного планирования (ОКП):

а) особенности ОКП;

б) основы ОКП в единичном производстве;

в) основы ОКП в серийном производстве;

г) основы ОКП в массовом производстве.


 


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

2.1.Сущностьипринципыпланирования

Планирование — это общая функция управления, включающая сле-

дующий комплекс работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды;

прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов

достижения целей, сформулированных на стадии стратегического мар-

кетинга; разработка плана; его реализация. Планы по содержанию мо-

гут быть проблемными, комплексными или локальными; стратегиче-

скими, тактическими (как правило, годовыми) или оперативными.

Наиболее сложным направлением развития экономики является раз-

витие на основе активизации инновационной деятельности, характери-

зующейся большой неопределенностью. Соответственно и планирова-

ние для этих условий будет наиболее сложным, а задачи планирования —

наиболее трудно осуществимыми. Перечислим основные задачи плани-

рованиядеятельностипроизводственнойсистемы(фирмы):

1) выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе

прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;

2) обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;

3) формирование с применением научных подходов оптимально-

го по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инно-

ваций;

4) структуризация целей инновационной деятельности;

5) комплексное обеспечение выполнения планов;

6) формирование организационно-технических и социально-эконо-

мических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;

7) координация выполнения планов по заданиям, исполнителям,

ресурсам, срокам, месту и качеству работ;

8) стимулирование выполнения планов.

Косновнымпринципампланирования относятся:

а) преемственность стратегического и тактического планов;

б) социальная ориентация плана;

в) ранжирование объектов планирования по их важности;

г) адекватность плановых показателей;

д) согласованность плана с параметрами внешней среды системы

управления;

е) вариантность плана;

ж) сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по

важнейшим показателям);


 

 

Тема 2. Планирование производства


 

 


 

з) экономическая обоснованность плана;

и) автоматизация системы планирования;

к) обеспечение обратной связи системы планирования.

Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов плани-

рования.

Преемственность стратегического и текущего планов предусматри-

вает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен по-

вторять основные разделы стратегии фирмы. Число плановых пока-

зателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах

стратегии фирмы. Чем меньше горизонт планирования, тем больше

число плановых показателей. Показатели бизнес-плана не должны про-

тиворечить утвержденным показателям стратегии фирмы, они могут

быть только более жесткими и выгодными фирме в текущий момент.

Социальная ориентация плана предусматривает решение (наряду

с техническими и экономическими проблемами) проблем обеспече-

ния соответствия международным требованиям по экологичности, бе-

зопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функциониро-

вания фирмы, а также показателей социального развития коллектива.

Ранжированиеобъектовпланирования поихважностинеобходимо

осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов.

Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый

уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять

ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наи-

больший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы.

При разном уровне конкурентоспособности товаров приоритеты рас-

пределения ресурсов определяются по методике, изложенной в курсе

«Стратегический менеджмент».

Адекватность плановых показателей реальной действительности

обеспечивается, во-первых, увеличением числа учтенных факторов

при прогнозировании альтернативных плановых показателей, во-вто-

рых, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности

прогнозов.

Согласованностьпланаспараметрамивнешнейсреды системыуп-

равления устанавливается с помощью анализа динамики факторов

внешней среды и исследования их влияния на плановые показатели.

Вариантность плана связана с разработкой не менее трех альтерна-

тивных вариантов достижения одной и той же цели и выбора опти-

мального способа, обеспечивающего достижение запланированной це-

ли с наименьшими затратами.


 

 


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью ба-

ланса показателей по иерархии, например, функциональной модели

объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-сто-

имостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и

т. д. Одновременно по важнейшим показателям предусматривается

создание резерва.

Экономическая обоснованность плана является одним из важней-

ших принципов планирования. Окончательный выбор варианта пла-

новых показателей должен осуществляться только после проведения

системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономическо-

го обоснования альтернативных вариантов. Подробно этот принцип

планирования рассматривается в курсе «Управленческие решения».

Автоматизациясистемыпланирования— одинизспособовпланиро-

вания, требующих применения современных информационных техноло-

гий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информа-

ции на основе ее классификации, единство и системность информации

по стадиям жизненного цикла объекта планирования, оперативную об-

работку, надежное хранение и передачу информации.

Обеспечениеобратнойсвязисистемыпланирования —предполагает

возможность для исполнителя плана (выход системы планирования)

представлять предложения об изменении (корректировке) плана его

разработчику.

Применять все рассмотренные принципы планирования очень труд-

но. Это под силу только крупным фирмам, имеющим квалифицирован-

ные кадры, современные информационные технологии и необходимые

ресурсы. Поэтому число применяемых принципов планирования опре-

деляется сложностью и количеством выпускаемых товаров и оказыва-

емых услуг, положением и устойчивостью фирмы. Отметим, что в ус-

ловиях жесткой конкуренции тенденции в планировании следующие:

сокращение сроков разработки планов (при сохранении или увеличе-

нии периода упреждения прогнозов), повышение качества планов за

счет увеличения числа применяемых принципов планирования, вне-

дрения современных методов оптимизации и концепции маркетинга.

 

2.2. Требования к качеству планов

Качество плана — это совокупность параметров плана, отвечающих

принципам и научным подходам к планированию и обеспечивающих

минимальное отклонение запланированных значений параметров от

фактических, полученных в результате осуществления или реализа-


 

Тема 2. Планирование производства


 


 

ции плана. Чем сложнее объект, длительнее период планирования

и неопределенность ситуаций, характеризующих условия разработки

и реализации планов, тем больше будет поле допуска параметров пла-

на (рис. 2.1).

Анализ рисунка показывает, что с повышением степени неопреде-

ленности прямо пропорционально увеличивается поле допуска или

погрешности параметров плана. С повышением степени сложности

объекта планирования поле допуска тоже увеличивается (отрезок 1-2 <


< отрезка 3-4, а


<


Для уменьшения степени неопределен-


ности ситуаций следует шире применять научные подходы и принципы

планирования. Для уменьшения степени сложности объекта планиро-

вания необходимо при его проектировании использовать принцип

блочности, применять в проекте (конструкции) ранее отработанные

проектные решения.


 

 

Рис.


 

 

Зависимость полядопуска (погрешности) параметров плана от

степени сложности объекта и неопределенности ситуации


Критерием качества разработки и выполнения планов может быть

степень адекватности теоретической модели планового показателя

фактическим данным, на основе которых она была разработана:

 

(2.1)


 

где


 

— критерий качества разработки и выполнения планового по-


казателя, %;


фактическое значение планового показателя в от-
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

четном периоде; П — расчетное (нормативное, прогнозное) значение

планового показателя.

По формуле (2.1) может рассчитываться критерий качества выпол-

нения важнейших показателей плана. Чем длительнее период плани-


рования (упреждения), тем больше будет значение


Например, для


стратегических планов на 5 лет его значение может быть задано не бо-

лее ±15 %, для тактического годового плана — ±5 %. Если расчетное

значение критерия качества будет больше планового, следует увели-

чивать число оцениваемых факторов. На основе единичных критери-

ев качества выполнения плана с помощью экспертного или других

методов рассчитывается интегральный критерий качества выполне-


ния плана. Показатель


может вычисляться и анализироваться на


стадии разработки плана и его реализации.

Условиямиповышениякачествапланов являются:

· применение научных подходов к управлению;

· применение принципов планирования;

· повышение качества информационного и методического обеспе-

чения планирования;

· стимулирование качества планов.

Перечисленные условия повышения качества планов на практике

очень трудно выполнить. Для этого требуется высокая квалификация

плановых работников, качественная исходная или прогнозная инфор-

мация, технические средства и время. Поэтому многие научные под-

ходы и принципы планирования могут применяться только при раз-

работке очень важных и капитальных объектов.

Например, в соответствии с правилами применения системного под-

хода к проблеме необходимо провести структуризацию плановых по-

казателей, построить дерево целей, обосновать число уровней иерархии

для анализа и синтеза системы плановых показателей, исследовать

влияние на них факторов внешнего окружения, изучить наследствен-

ность, т. е. доминантные и рецессивные признаки системы, стремиться

выявить синергический эффект системы, проанализировать адаптив-

ность плановых показателей к изменениям во внешнем окружении,

уровень стандартизации планов и их инновационность. Правила при-

менения системного подхода описаны в книге «Инновационный ме-

 

 

Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. 4-е изд., пере-

раб. и доп. - СПб.: Питер, 2003.
 
 
 
неджмент».


 

Тема


 

2.


 

Планирование


 

производства


 


 

При планировании очень важно применять структурный подход

к обоснованию распределения ресурсов: по компонентам дерева целей,

разделам плана, структурным подразделениям, проблемам, во време-

ни и т. д. Главными критериями распределения ресурсов являются

актуальность проблемы и эффективность использования ресурсов.

Идею маркетингового подхода при планировании можно реализо-

вать, если в распределении ресурсов приоритет будет отдан повыше-

нию качества объекта планирования, если интересы исполнителя пла-

на будут выше интересов его разработчика.

Функциональный подход может быть применен при планировании,

если разработчик плана будет располагать результатами функциональ-

но-стоимостного анализа объекта и его компонентов. При планировании

структуры и численности подразделений организации следует исхо-

дить не из существующей структуры, а из совершенно новой, спроек-

тированной по будущим функциям (целям) на выходе подсистемы.

Очень сложно применять при планировании воспроизводственно-

эволюционныйподход, нацеленныйнавоспроизводствообъектовнауров-

не лучших мировых образцов. Для этого при планировании обновления

объекта следует ориентироваться не на существующие лучшие мировые

образцы, а на прогнозные значения параметров объекта к моменту его

выхода на рынок, т. е. применять опережающую базу сравнения. Кроме

того, необходимо анализировать механизм действия закона экономии

времени, т. е. экономию суммы затрат прошлого, живого и будущего

труда на единицу полезного эффекта (интегрального качества) объекта.

В условиях ужесточения конкуренции важно не только повышать

качество объекта и его сервиса, но и постоянно обеспечивать ресур-

сосбережение. В свою очередь, одним из условий экономного исполь-

зования ресурсов является применение к планированию нормативно-

го подхода, основанного на нормативах и нормах расхода ресурсов.

Применение комплексного подхода выражается в учете при плани-

ровании технических, экономических, экологических, организацион-

ных, социальных, психологических и других аспектов разработки и

реализации планов. Если какой-то аспект будет упущен, то вероят-

ность осуществления плана будет низкой.

Интеграционный подход может повысить качество планов, если бу-

дут учтены: затраты и результаты по всем стадиям жизненного цикла

планируемого объекта и подсистемам системы менеджмента органи-

зации, а также интеграционные связи по вертикали и горизонтали.

При применении динамического подхода к планированию объект

рассматривается в диалектическом развитии, проводится анализ при-


 

 


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

чинно-следственных связей и соподчиненности, ретроспективный ана-

лиз поведения аналогичных объектов и прогноз их развития.

Процессный подход рассматривает функции менеджмента как вза-

имосвязанные. Стадии планирования предшествует стадия стратеги-

ческого маркетинга, целью которого является разработка стратегии

организации на основе исследования рынка и разработки нормативов

конкурентоспособности планируемых объектов на плановый период.

На стадии планирования эти нормативы «привязываются» к ресур-

сам, исполнителям, срокам, эффективности и т. д.

Применяя при планировании оптимизационный подход, разработ-

чик плана должен опираться на инженерные расчеты, математические

и статистические методы, экспертные оценки, систему баллов и др.

Плановые показатели должны быть не качественными (типа «улуч-

шить», повысить»), а количественными (например, улучшить показа-

тель на 15 %).

План должен разрабатываться коллективно, утверждаться (прини-

маться) персонально, реализовываться коллективно, ответственность

за его выполнение должна быть персональной. Поэтому при планиро-

вании должны применяться директивный подход, в основе которого

лежат методы принуждения, и поведенческий подход, в основе которо-

го лежат методы побуждения и убеждения.

Ситуационныйподход кпланированиюконцентрируетсянатом,что

пригодность различных методов планирования и плановых показателей

определяется конкретной стратегической (при планировании) или так-

тической (при реализации плана) ситуацией. Внешняя и внутренняя



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.39 с.)