Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ концепции всеобщего управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Качеством. Система обеспечения Конкурентоспособности В разд. 4.1 отмечалось, что целью организации (или системы менед- жмента) является выпуск конкурентоспособного товара. В свою оче- редь, факторами конкурентоспособности на первом уровне иерархии являются качество продукции, ее цена, затраты по использованию (экс- плуатации) продукции и качество ее сервиса в соотношении 4:3:2:1 (приоритет отдается качеству продукции, услуг и других объектов менеджмента). Отсюда следует, что повышение качества — не гло- бальная, а локальная цель организации. Глобальная цель — обеспече- ние конкурентоспособности выпускаемого товара.
Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник. 2-е изд. — М.: Экономи- ка, 1998.
Тема 4, У п р а в л е н и е к а ч е с т в о м
Узкий подход к проблеме повышения качества товаров для России, находившейся по конкурентоспособности в 2002 г. на 64-м месте из 80 стран, может только усугубить ее положение в мировом сообществе. Здесь необходим воспроизводственно-эволюционный подход к менедж- менту, что позволит опередить ближайших конкурентов сначала в ме- тодологии формирования проблемы, а затем — и в практическом ее решении. Интеллектуальный потенциал российских специалистов и менеджеров достаточен, чтобы правильно переориентировать экономи- ку, маркетинг и менеджмент на достижение высокого уровня конку- рентоспособности российских товаров, предприятий и других объектов. Если рассматривать основные дисциплины, раскрывающие методы обеспечения конкурентоспособности по стадиям жизненного цикла продукции, то они должны изучаться в следующей последовательно- сти: стратегический маркетинг (стратегический менеджмент) ин- новационный менеджмент производственный менеджмент. В свою очередь, последнюю дисциплину укрупненно можно разделить на сле- дующие: финансовый менеджмент, управление персоналом, органи- зация производства, управление качеством (в сфере производства), тактический маркетинг. В настоящее время в вузах не читаются курсы «Управление конкурентоспособностью» или «Система обеспечения конкурентоспособности». Эти вопросы излагаются в монографии ав- тора о конкурентоспособности. Проанализируем вкратце недостатки TQM (см. разд. 4.3) и приве- дем основные положения российской системы обеспечения конкурен- тоспособности (СОК). Начнем с определения TQM. Это определение не в полной мере отвечает требованиям системности и комплекснос- ти. В нем ни слова не говорится о подсистемах и других компонентах системы TQM. В определение включены через «и» понятия разных уровней иерархии: системы и методы. Система — это целое, понятие нулевого уровня, а метод — компонент второго уровня подсистемы научного сопровождения системы TQM. В определении отсутствуют стадии маркетинга (точнее, стратегического маркетинга) и эксплуата- ции, которые имеются в международных стандартах ИСО серии 9000. Кроме того, комплексный подход предусматривает рассмотрение в единстве технических, экономических, организационных, психологи- ческих и других аспектов управления, а в определение TQM включе- ны только технические аспекты.
Фатхутдипов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кри- зиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Маркетинг, 2002. 7-488
194
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
Далее, с позиций системности, комплексности и логичности рассмот- рим 24 компонента TQM, изложенные в разд. 4.3. Компоненты 1-4, 7 и 10 посвящены контролю в процессе разработок, контролю поставля- емых материалов (входному контролю), готовой продукции, качества продукции и производственного процесса, аппаратуры, дающей ин- формацию о качестве продукции. Приведенные формулировки ком- понентов вызывают ряд вопросов. Перечень компонентов TQM на- чинается с функции контроля, а следовало бы начинать с системного анализа. Если отдельно структурировать функцию контроля, то здесь будут подфункции разных уровней иерархии: нулевого (контроль ка- чества продукции), первого (контроль производственного процесса), второго (контроль в процессе разработок, входной контроль, контроль готовой продукции) и третьего (контроль поставляемых материалов, контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве) уровней. Компоненты 2, 5 и 6 отражают оценку качества опытного образца, продукции, производственного процесса. Здесь представлены компо- ненты разных уровней — нулевого (оценка качества продукции) и первого (оценка качества опытного образца, оценка качества произ- водственного процесса). Анализу посвящен только компонент 8 (ана- лиз специальных процессов). Другие объекты анализа отсутствуют. Планирование отражено дважды в компонентах 2 (планирование ка- чества продукции, планирование качества поставляемых материалов) и 15. Функциям координации и ответственности отведены два компо- нента. Таким образом, из 24 компонентов TQM 12 посвящено общим фун- кциям управления. Однако не нашлось места таким из них, как учет, мотивация, регулирование, а также функциям прогнозирования, функ- ционально-стоимостного анализа (почти во всех промышленно разви- тых странах действуют национальные стандарты по ФСА). Отсут- ствуют также компоненты по некоторым стадиям жизненного цикла продукции. В системе TQM не рассматриваются научные подходы и методы управления. Качество как фактор конкурентоспособности первого уров- ня не увязано с фактором нулевого уровня — конкурентоспособно- стью, а также с другими факторами первого уровня — ценой, затрата- ми в сфере потребления и качеством сервиса продукции. Не отвечает требованиям системности и комплексности три подсистемы TQM: ба- зовая система, система технического обеспечения, система совершен- ствования и развития. Например, в базовую систему следовало бы включить научные подходы, принципы и функции управления, в обе-
Тема 4. Управление к а ч е с т в о м
195
спечивающую систему — компоненты научно-методического, право- вого, информационного и ресурсного обеспечения. Приемы и средства, используемые для внедрения TQM, не отвеча- ют в полной мере требованиям системности, комплексности и логич- ности. Во-первых, почему рассматриваются приемы и средства для управления только качеством, процессами, персоналом и ресурсами? А где структуры, информация, средства производства, финансы и др.? Во-вторых, среди приемов и средств перечисляются понятия, методы, принципы системы и разные объекты. В-третьих, отсутствуют кон- кретные методы анализа, прогнозирования, оптимизации, мотивации, управления персоналом. Вывод. С учетом указанных недостатков система TQM не может быть рекомендована для внедрения на российских предприятиях в ка- честве глобальной системы. Она может быть рекомендована после до- работки как подсистема системы обеспечения конкурентоспособнос- ти (СОК). С теоретической точки зрения для комплексного охвата проблемы обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров необходимо рассматривать одновременно в статике и динамике, т. е. и как структу- ру,икакпроцесс. Системаобеспеченияконкурентоспособностикак структура — это система, состоящая из внешнего окружения органи- зации («вход», «выход», связи с внешней средой, обратная связь) и ее внутренней структуры (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы), нацелен- ная на обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров. Си- стемаобеспеченияконкурентоспособностикакпроцесс —этопроцесс реализации взаимосвязанных научных подходов, принципов, методов, средств и мероприятий, разрабатываемых по всем функциям управле- ния и стадиям жизненного цикла управляемых объектов для обеспе- чения конкурентоспособности выпускаемых товаров. Структура СОК является базовой для любых систем маркетинга и менеджмента, цели которых специфичны при единой направленно- сти — обеспечении конкурентоспособности. Например, целью стра- тегического маркетинга является разработка нормативов конкурен- тоспособности будущих товаров и конкурентоспособной стратегии организации.Целью инновационногоменеджмента выступаетразработ- ка конкурентоспособных новшеств в соответствии с разработанными ранее нормативами и их инновация. Цель производственного менедж- мента — выпуск конкурентоспособных товаров. Целью тактического маркетинга является ускорение доставки конкурентоспособных това-
196
Р. А.
Фатхутдинов.
Производственный
менеджмент
ров до потребителей и организация их качественного сервиса. Для ком- плексных организаций, выполняющих работы по всем стадиям жиз- ненного цикла выпускаемых товаров, целевая подсистема дополняет- ся одним компонентом — расширением рынка сбыта товаров. Кроме базовой структуры СОК должны строиться структуры по ви- дам маркетинга и менеджмента для достижения перечисленных выше целей. При этом структуры первой, третьей и пятой подсистем, а также внешней среды останутся без изменений по сравнению с базовой струк- турой. Их содержание будет в каждом конкретном случае уточняться. Например, по количеству связей и потребляемых ресурсов наиболее простыми являются структуры стратегического и тактического мар- кетинга. Структуры подсистем инновационного и производственного менеджмента, безусловно, более сложны за счет большего количества внешних и внутренних связей и расходуемых ресурсов. Однако решение задач по стратегическому маркетингу предполагает больший объем исходной информации, применение методов прогнозирования и оп- тимизации. Инновационный менеджмент потребует значительных затрат на дорогостоящее лабораторное оборудование, применение на- учных методов и привлечение высококвалифицированных ученых и специалистов. Решение задач производственного менеджмента связа- но с применением большого объема материально-технических, топ- ливно-энергетических и трудовых ресурсов. Тактический маркетинг предполагает широкие связи с общественностью (рыночной инфра- структурой) и наличие мобильных образованных кадров. Структура целевой и управляемой подсистем СОК для каждого вида маркетинга и менеджмента будет дифференцированной. Структура це- левой подсистемы системы стратегического маркетинга задана кон- курентоспособной стратегией объекта стратегического маркетинга. Структура целевойподсистемысистемыинновационногоменеджмен- та состоит: · из формирования портфеля новшеств; · из формирования портфеля инноваций. Структура целевойподсистемысистемыпроизводственногоменедж- мента включает: · повышение качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг; · ресурсосбережение; · расширение рынка сбыта товаров; · комплексное развитие производства; · охрану окружающей среды.
Тема
4.
Управление
качеством
Структура целевойподсистемысистемытактическогомаркетинга выглядит так: · повышение качества сервиса товаров; · реализация во всех структурах концепции маркетинга — концеп- ции ориентации деятельности на потребителя; · расширение рынка сбыта. Структура управляемойподсистемысистемыстратегическогомар- кетинга состоит из: · повышения качества товаров; · ресурсосбережения; · повышения качества сервиса товаров; · комплексного развития производства. Структура управляемойподсистемысистемыинновационногоменедж- мента включает: · НИОКР по новшествам и инновациям; · организационно-технологическую подготовку разработки нов- шеств и внедрения инноваций; · разработку новшеств; · сервис внедрения инноваций. Структура управляемой подсистемы системы производственного менеджмента выглядиттак: · планирование деятельности организации; · НИОКР; · организационно-технологическая подготовка производства новых товаров; · организация производства. Структура управляемойподсистемысистемытактическогомарке- тинга состоит: · из маркетинговых исследований; · из рекламы товара; · из организации сбыта и стимулирования.
4.5. Международная система качества: Стандарты ИСО 9 0 0 0: 2 0 0 0 Международные стандарты ИСО 9000: 2000, принятые в 1988 г., — это система, включающая следующие стандарты:
198
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
· ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обе- спечению качества. Руководящие указания по выбору и приме- нению»; · ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»; · ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»; · ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»; · ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания». Во многих странах эти стандарты приняты как национальные. Раз- виваются такие направления, как оценка систем качества предприя- тия независимыми органами (третьей стороной) и сертификация сис- тем. С учетом прогрессивного характера международных стандартов ИСО серии 9000, последнего издания (2000), их регулирующей роли при выходе на внешний рынок и установлении прямых хозяйствен- ных связей, стандарты ИСО серии 9000 приняты Госстандартом Рос- сии для прямого использования в виде: · ТОСТ Р ИСО 9000 — 2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь; · ГОСТ Р ИСО 9001 — 2001. Система менеджмента качества. Требования; · ГОСТ Р ИСО 9004 — 2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности предприятия. Система менеджмента качества (СМК) включает в себя: 1) планирование качества; 2) обеспечение качества; 3) контроль качества; 4) совершенствование качества. Для создания СМК необходимо: · идентифицировать всеключевыепроцессы предприятия; · установить последовательность и взаиимосвязь между этими процессами; · установитькритерии иметодыконтроляпараметровипроцессов; · обеспечить наличие информации, необходимой для реализации и мониторингапроцессов;
Тема 4, Управление
качеством
· измерять, отслеживать, анализировать процессы и выполнять дей- ствия, необходимые для достижения установленных результатов инепрерывногосовершенствования. Международныестандартыприменяютсявследующихситуациях: 1) когда контрактом особо оговаривается, что требования к проект- ным работам и продукции сформулированы в виде эксплуатационных характеристик или указана необходимость их определения; 2) когда потребитель уверен в том, что поставляемая продукция со- ответствует установленным требованиям. Поставщик должен предста- вить доказательства своих возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания. Поставщик товара должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества как сред- ства, обеспечивающего соответствие продукции установленным тре- бованиям. Это включает: · подготовку документально оформленных процедур и инструкций, относящихся к системе качества в соответствии с требованиями стандарта; · эффективное применение документированных процедур и инст- рукций системы качества. Особенности международных стандартов ИСО 9000:2000 заклю- чаются в следующем: · применение к управлению качеством продукции системного под- хода; · ориентация на потребителя; · регламентирование требований по всем стадиям жизненного цик- ла продукции; · управление качеством продукции осуществляется по всем основ- ным функциям (кроме мотивации и регулирования); · документальное (желательно количественное) оформление кон- кретных требований; · рекомендательный характер. Из обоснованных в книге 20 подходов к системе менеджмента в меж- дународных стандартах ИСО по системам качества применено всего пять (системный, интеграционный, процессный, количественный,дина-
Никитин В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000 — 2000. - СПб.: Питер, 2002.
200
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
мический). Отсюда можно сделать вывод, что внедрение международ- ной системы качества незначительно повысило эффективность менед- жмента фирм. Передовые фирмы мира достигают высокого качества товаров за счет применения сложных методов менеджмента в обеспе- чении конкурентных преимуществ.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.009 с.) |