Инструменты повышения качества продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты повышения качества продукции



Как уже отмечалось, главным условием повышения конкурентоспо-

собности товаров и организации является повышение качества. На-

пример, компания «Дженерал электрик» расходует до 2 млрд долл. в год

на программу «шесть сигм»:

1) таблица случайных событий;

2) t-тесты;

3) планирование эксперимента;

4) регрессионный анализ;

5) диаграмма Парето;

6) статистические методы контроля качества продукции (диаграм-

ма рассеяния, контрольные карты).

Реализация программы «шесть сигм» позволит «Дженерал элек-

трик» снизить уровень дефектности до 3-4 дефектов на 1 млн из-

делий.

В специальной литературе приводятся несколько вариантов набора

ривается семь инструментов качества:

· метод расслоения информации по группам факторов, влияющих

на качество процессов;

· графики;

· диаграммы Парето;

· причинно-следственные диаграммы (диаграмма Исикавы);

· гистограммы;

· диаграммы разброса;

· контрольные карты и контрольные листки.

В этом же источнике приводятся семь дополнительных инструмен-

тов качества:

 

Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник. 2-е изд. — М.: Экономи-

ка, 1998.
 
инструментов качества. Например, в учебнике Окрепилова рассмат-


 

 

Тема 4. Управление качеством


 

 


 

· диаграммы сродства (сходства);

· диаграммы зависимостей;

· системные (древовидные) диаграммы;

· матричные диаграммы;

· сетевые графы;

· диаграммы планирования процессов;

· метод анализа матричных данных.

В данном учебнике приведены девять инструментов качества:

1) построение схемы процесса;

2) контрольный листок;

3) мозговая атака;

4) диаграмма Парето;

5) причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы);

6) временной ряд;

7) гистограмма;

8) диаграмма рассеяния (корреляционное поле);

9) контрольная карта.

Рассмотрим сущность и область применения перечисленных «ин-

струментов» качества.

Схема процесса (последовательность операций, маршрутная карта

и т. п.) является графическим изображением последовательных стадий

процесса, дает представление о программе и может быть полезной для по-

нимания взаимосвязей стадий процесса. При изучении процесса строят

фактическую и оптимальную схемы его протекания, сравнивают их, нахо-

дят отличия и потенциальные источники помех и трудностей. По резуль-

татам изучения разрабатывают мероприятия по улучшению процесса.

Контрольный листок (таблица проверок) представляет собой ин-

формацию в динамике о различных дефектах для анализа количества

и частоты бракованных изделий (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Контрольный

 

Продолжение
 
 
 


 

 


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

Таблица 4.4 (продолжение)

 

Мозговая атака используется, чтобы помочь группе выработать

наибольшее число идей по какой-либо проблеме в возможно короткое

время, и может осуществляться двумя путями:

1) упорядоченно — каждый член группы подает идеи в порядке оче-

редности по кругу или пропускает свою очередь до следующего

раза. Таким способом можно побудить к разговору даже самых

молчаливых людей. Однако здесь присутствует некоторый эле-

мент давления, что может помешать формированию идеи;

2) неупорядоченно — члены группы просто подают идеи по мере

того, как они приходят на ум. Так создается более раскованная

атмосфера.

В обоих подходах общие правила поведения экспертов одинаковы.

Желательно придерживаться следующей линии поведения:

· никогда не критиковать чужие идеи. Записывать на лист или дос-

ку каждую идею. Если слова видны всем, это помогает избежать

неверного понимания и рождает новые идеи;

· каждый должен согласиться с вопросом или повесткой дня пред-

стоящей мозговой атаки;

· заносить на доску или на лист слова выступающего буквально, не

редактируя их;

· делать все быстро, лучше всего проводить мозговую атаку за

5-15 мин.

Диаграмма Парето применяется, когда требуется представить отно-

сительную важность всех проблем или условий с целью выбора отправ-

ной точки для решения проблем, проследить за результатом или опре-

делить основную причину проблемы. Диаграмма Парето — это особая

форма вертикального столбикового графика, которая помогает опреде-

лить, какие имеются проблемы, и выбрать порядок их решения. По-

строение диаграммы Парето основано на информации из контрольных
 


 

Тема 4. Управление качеством


 

 


 

карт или других источников. Диаграмма помогает ранжировать фак-

торы, достигать высоких результатов при минимальных затратах.

Диаграмма Парето — графический метод ранжирования

Ранжирование можно осуществлять с применением корреляцион-

но-регрессионного анализа1, метода анализа структуры (см. разд. 5.3),

экспертного метода. Порядок построения диаграммы Парето следу-

ющий:

· выбор проблем (факторов, показателей и т. п.), которые необхо-

димо проанализировать и решить;

· ранжирование проблем;

· выбор критерия сравнения и периода для анализа;

· построение диаграммы нарастающим итогом слева направо

(рис. 4.4);

· анализ диаграммы и разработка мероприятий по улучшению важ-

нейших факторов.

Проанализировав рис. 4.4, приходим к выводу, что в первую оче-

редь необходимо разработать и внедрить мероприятия по укреплению

технологической дисциплины, затем — по доработке конструкции тех-

нологической оснастки.

 

5 Причины брака

Рис. 4.4. Диаграмма Парето для анализа причин брака

конкретнойдетали

 

Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб.

и доп. - М: ИНФРА-М, 2002.
 
 
 


 

 


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, диаграм-

ма «рыбий скелет») является результатом структуризации проблемы

(рис. 4.5).

 

Повышение

конкуренто-

способности

товара

 

Рис. 4.5. Причинно-следственная диаграмма уровня конкурентоспособности

товара:

1 — качество товара; 2 — качество сервиса товара у его потребителя;

3 — цена товара; 4 — затраты на эксплуатацию (применение) товара за его нор-

мативный срокслужбы; 7.1, 1.2 и т. д. — показатели качестватовара

 

На рис. 4.4 показано, что основными факторами конкурентоспособ-

ности товара являются: качество товара, качество сервиса товара у его

потребителя, цена товара и затраты на эксплуатацию (применение)

товара за нормативный срок службы. Для нахождения конкретных при-

чин низкого уровня конкурентоспособности товара необходимо про-

анализировать все структурные составляющие конкурентоспособности,

выявить узкие места (проблемы) в сравнении с показателями основ-

ных конкурентов, разработать и внедрить мероприятия по ликвида-

ции узких мест в управлении конкурентоспособностью. На рис. 4.4

указаны не все составляющие конкурентоспособности, а только те из

них, которые являются причинами отставания от конкурентов.

Гистограмма — кривая, построенная по крайним верхним точкам

разброса статистических данных относительно среднего значения (ме-
 


 

Тема 4-Управление качеством


 

 


 

дианы). Гистограмма характеризует нормальность распределения. Рас-

пределения могут быть нормальными (рис. 4.6, а), островершинными

(рис. 4.6, б), плосковершинными (рис. 4.6, в), смещенными влево или

вправо относительно центра (рис. 4.6, г). Для оценки гистограммы при-

меняются следующие критерии: среднеквадратическое отклонение,

коэффициенты вариации, корреляции, асимметрии, эксцесса, критерии

Фишера, Стьюдента и др. (подробнее см. учебник автора по управлен-

ческим решениям1. На рис. 4.6, а и 6 технологические процессы проте-

кают нормально, система «станок — приспособление — инструмент —

деталь» отлаженная, на рис. 4.6, в и г эта система требует отладки.

 

б)


 

Среднее

значение


 

Размер


 

Среднее

значение


 

Размер


 

 

Временной ряд (линейный график) применяется, когда требуется

самым простым способом представить ход процесса во времени, сте-

пень отклонения размера от средней линии. Более совершенной фор-

мой временного ряда является контрольная карта (рис. 4.7). Анализ

рисунка показывает, что в целом процесс протекает нормально, но не

 

Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб.

и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.
 
 
 
 


 

 


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

лучшим образом, так как имеются резкие изменения контрольных раз-

меров. Следует отладить систему «станок — приспособление — инст-

румент — деталь», с тем чтобы исключить размеры в зоне А.

Измеряемая

величина

 

 

Время

Рис. 4.7. Контрольная карта

 

Для установления силы влияния (корреляции) одного фактора на

другой и направленности взаимодействия строят корреляционные по-

ля (диаграммы рассеяния) — рис. 4.8.


Y А


Y А


 

 

Рис. 4.8. Корреляционные поля (диаграммы рассеяния)
 
 
 
 


 

Тема 4. Управление качеством


 


 

Анализ рисунка показывает, что связь между Х1 и Y тесная, прямоли-

нейная, между Х2 и Y — тесная, гиперболическая, а между Х3 и Y связь

отсутствует (линию можно провести в любом направлении). Критерии

анализа приведены в учебнике автора по управленческим решениям1.

Рассмотренные инструменты повышения качества применяются на

передовых фирмах Японии, США, Германии и других промышленнораз-

витых стран. Они применялись и на оборонных предприятиях СССР.

Поэтому весьма вероятно, что борьба за конкурентоспособность, каче-

ство отечественных товаров начнется с внедрения данных (в основном

статистических) методов. Вместе с тем отметим, что рассмотренные

инструменты применяются преимущественно при контроле техноло-

гических процессов изготовления изделий обрабатывающих отраслей

промышленности. Однако качество товаров примерно на 90 % фор-

мируется не на стадии производства, а на стадиях стратегического

маркетингаиинновационногоменеджмента. Поэтомуобеспечениекон-

курентоспособности следует начинать со стадии стратегического мар-

кетинга2. Отметим, что к данной проблеме необходимо применять со-

временные научные подходы и принципы, методы и средства.

В условиях ужесточения глобальной конкуренции ведущие компа-

нии большое внимание уделяют широкому применению рассмотрен-

ных инструментов повышения качеств продукции. Одним из крите-

риев качества процессов является число сигм (табл. 4.5)3.

 

Таблица 4.5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.114.23 (0.055 с.)