Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструменты повышения качества продукцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось, главным условием повышения конкурентоспо- собности товаров и организации является повышение качества. На- пример, компания «Дженерал электрик» расходует до 2 млрд долл. в год на программу «шесть сигм»: 1) таблица случайных событий; 2) t-тесты; 3) планирование эксперимента; 4) регрессионный анализ; 5) диаграмма Парето; 6) статистические методы контроля качества продукции (диаграм- ма рассеяния, контрольные карты). Реализация программы «шесть сигм» позволит «Дженерал элек- трик» снизить уровень дефектности до 3-4 дефектов на 1 млн из- делий. В специальной литературе приводятся несколько вариантов набора ривается семь инструментов качества: · метод расслоения информации по группам факторов, влияющих на качество процессов; · графики; · диаграммы Парето; · причинно-следственные диаграммы (диаграмма Исикавы); · гистограммы; · диаграммы разброса; · контрольные карты и контрольные листки. В этом же источнике приводятся семь дополнительных инструмен- тов качества:
Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник. 2-е изд. — М.: Экономи- ка, 1998.
Тема 4. Управление качеством
· диаграммы сродства (сходства); · диаграммы зависимостей; · системные (древовидные) диаграммы; · матричные диаграммы; · сетевые графы; · диаграммы планирования процессов; · метод анализа матричных данных. В данном учебнике приведены девять инструментов качества: 1) построение схемы процесса; 2) контрольный листок; 3) мозговая атака; 4) диаграмма Парето; 5) причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы); 6) временной ряд; 7) гистограмма; 8) диаграмма рассеяния (корреляционное поле); 9) контрольная карта. Рассмотрим сущность и область применения перечисленных «ин- струментов» качества. Схема процесса (последовательность операций, маршрутная карта и т. п.) является графическим изображением последовательных стадий процесса, дает представление о программе и может быть полезной для по- нимания взаимосвязей стадий процесса. При изучении процесса строят фактическую и оптимальную схемы его протекания, сравнивают их, нахо- дят отличия и потенциальные источники помех и трудностей. По резуль- татам изучения разрабатывают мероприятия по улучшению процесса. Контрольный листок (таблица проверок) представляет собой ин- формацию в динамике о различных дефектах для анализа количества и частоты бракованных изделий (табл. 4.4). Таблица 4.4 Контрольный
Продолжение
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
Таблица 4.4 (продолжение)
Мозговая атака используется, чтобы помочь группе выработать наибольшее число идей по какой-либо проблеме в возможно короткое время, и может осуществляться двумя путями: 1) упорядоченно — каждый член группы подает идеи в порядке оче- редности по кругу или пропускает свою очередь до следующего раза. Таким способом можно побудить к разговору даже самых молчаливых людей. Однако здесь присутствует некоторый эле- мент давления, что может помешать формированию идеи; 2) неупорядоченно — члены группы просто подают идеи по мере того, как они приходят на ум. Так создается более раскованная атмосфера. В обоих подходах общие правила поведения экспертов одинаковы. Желательно придерживаться следующей линии поведения: · никогда не критиковать чужие идеи. Записывать на лист или дос- ку каждую идею. Если слова видны всем, это помогает избежать неверного понимания и рождает новые идеи; · каждый должен согласиться с вопросом или повесткой дня пред- стоящей мозговой атаки; · заносить на доску или на лист слова выступающего буквально, не редактируя их; · делать все быстро, лучше всего проводить мозговую атаку за 5-15 мин. Диаграмма Парето применяется, когда требуется представить отно- сительную важность всех проблем или условий с целью выбора отправ- ной точки для решения проблем, проследить за результатом или опре- делить основную причину проблемы. Диаграмма Парето — это особая форма вертикального столбикового графика, которая помогает опреде- лить, какие имеются проблемы, и выбрать порядок их решения. По- строение диаграммы Парето основано на информации из контрольных
Тема 4. Управление качеством
карт или других источников. Диаграмма помогает ранжировать фак- торы, достигать высоких результатов при минимальных затратах. Диаграмма Парето — графический метод ранжирования Ранжирование можно осуществлять с применением корреляцион- но-регрессионного анализа1, метода анализа структуры (см. разд. 5.3), экспертного метода. Порядок построения диаграммы Парето следу- ющий: · выбор проблем (факторов, показателей и т. п.), которые необхо- димо проанализировать и решить; · ранжирование проблем; · выбор критерия сравнения и периода для анализа; · построение диаграммы нарастающим итогом слева направо (рис. 4.4); · анализ диаграммы и разработка мероприятий по улучшению важ- нейших факторов. Проанализировав рис. 4.4, приходим к выводу, что в первую оче- редь необходимо разработать и внедрить мероприятия по укреплению технологической дисциплины, затем — по доработке конструкции тех- нологической оснастки.
5 Причины брака Рис. 4.4. Диаграмма Парето для анализа причин брака конкретнойдетали
Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М: ИНФРА-М, 2002.
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, диаграм- ма «рыбий скелет») является результатом структуризации проблемы (рис. 4.5).
Повышение конкуренто- способности товара
Рис. 4.5. Причинно-следственная диаграмма уровня конкурентоспособности товара: 1 — качество товара; 2 — качество сервиса товара у его потребителя; 3 — цена товара; 4 — затраты на эксплуатацию (применение) товара за его нор- мативный срокслужбы; 7.1, 1.2 и т. д. — показатели качестватовара
На рис. 4.4 показано, что основными факторами конкурентоспособ- ности товара являются: качество товара, качество сервиса товара у его потребителя, цена товара и затраты на эксплуатацию (применение) товара за нормативный срок службы. Для нахождения конкретных при- чин низкого уровня конкурентоспособности товара необходимо про- анализировать все структурные составляющие конкурентоспособности, выявить узкие места (проблемы) в сравнении с показателями основ- ных конкурентов, разработать и внедрить мероприятия по ликвида- ции узких мест в управлении конкурентоспособностью. На рис. 4.4 указаны не все составляющие конкурентоспособности, а только те из них, которые являются причинами отставания от конкурентов. Гистограмма — кривая, построенная по крайним верхним точкам разброса статистических данных относительно среднего значения (ме-
Тема 4-Управление качеством
дианы). Гистограмма характеризует нормальность распределения. Рас- пределения могут быть нормальными (рис. 4.6, а), островершинными (рис. 4.6, б), плосковершинными (рис. 4.6, в), смещенными влево или вправо относительно центра (рис. 4.6, г). Для оценки гистограммы при- меняются следующие критерии: среднеквадратическое отклонение, коэффициенты вариации, корреляции, асимметрии, эксцесса, критерии Фишера, Стьюдента и др. (подробнее см. учебник автора по управлен- ческим решениям1. На рис. 4.6, а и 6 технологические процессы проте- кают нормально, система «станок — приспособление — инструмент — деталь» отлаженная, на рис. 4.6, в и г эта система требует отладки.
б)
Среднее значение
Размер
Среднее значение
Размер
Временной ряд (линейный график) применяется, когда требуется самым простым способом представить ход процесса во времени, сте- пень отклонения размера от средней линии. Более совершенной фор- мой временного ряда является контрольная карта (рис. 4.7). Анализ рисунка показывает, что в целом процесс протекает нормально, но не
Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
лучшим образом, так как имеются резкие изменения контрольных раз- меров. Следует отладить систему «станок — приспособление — инст- румент — деталь», с тем чтобы исключить размеры в зоне А. Измеряемая величина
Время Рис. 4.7. Контрольная карта
Для установления силы влияния (корреляции) одного фактора на другой и направленности взаимодействия строят корреляционные по- ля (диаграммы рассеяния) — рис. 4.8. Y А Y А
Рис. 4.8. Корреляционные поля (диаграммы рассеяния)
Тема 4. Управление качеством
Анализ рисунка показывает, что связь между Х1 и Y тесная, прямоли- нейная, между Х2 и Y — тесная, гиперболическая, а между Х3 и Y связь отсутствует (линию можно провести в любом направлении). Критерии анализа приведены в учебнике автора по управленческим решениям1. Рассмотренные инструменты повышения качества применяются на передовых фирмах Японии, США, Германии и других промышленнораз- витых стран. Они применялись и на оборонных предприятиях СССР. Поэтому весьма вероятно, что борьба за конкурентоспособность, каче- ство отечественных товаров начнется с внедрения данных (в основном статистических) методов. Вместе с тем отметим, что рассмотренные инструменты применяются преимущественно при контроле техноло- гических процессов изготовления изделий обрабатывающих отраслей промышленности. Однако качество товаров примерно на 90 % фор- мируется не на стадии производства, а на стадиях стратегического маркетингаиинновационногоменеджмента. Поэтомуобеспечениекон- курентоспособности следует начинать со стадии стратегического мар- кетинга2. Отметим, что к данной проблеме необходимо применять со- временные научные подходы и принципы, методы и средства. В условиях ужесточения глобальной конкуренции ведущие компа- нии большое внимание уделяют широкому применению рассмотрен- ных инструментов повышения качеств продукции. Одним из крите- риев качества процессов является число сигм (табл. 4.5)3.
Таблица 4.5
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.011 с.) |