Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Управление ресурсосбережением

Поиск

Структура темы

5.1. Основы стратегии ресурсосбережения

5.2. Система показателей ресурсоемкости товара и производства

5.3. Показатели ресурсоемкости товара

5.4. Показатели эффективности деятельности организации

5.5. Анализ эффективности использования ресурсов

5.6. Факторы ресурсосбережения

5.7. Факторный анализ прироста производительности труда

5.8. Выбор стратегии ресурсосбережения

5.9. Функции логистики в управлении ресурсосбережением

Краткие выводы

Контрольные вопросы

Тема 6. Основы финансового менеджмента

Структура темы

6.1. Функции финансового менеджмента

в условиях переходной экономики

6.2. Анализ финансового состояния

организации с позиций конкурентоспособности


 

 

 

 

 

262

 


 

Оглавление


 

6.3. Методика расчета эффективности управления организацией

6.4. Оценка устойчивости функционирования организации

как индикатор ее конкурентоспособности в будущем

6.5. Объекты финансового менеджмента

6.6. Субъекты финансового менеджмента

Краткие выводы

Контрольные вопросы

Тема 7. Основы организации производства

Структура темы

7.1. Организационные структуры

7.2. Производственные структуры

7.3. Виды производственных процессов

7.4. Организация производственных процессов в пространстве

7.5. Организация производственных процессов во времени

7.6. Характеристика типов организации производства

Краткие выводы

Контрольные вопросы

Тема 8. Особенности организации производства в машиностроении


 

 

.....277


Структура темы


,



8.1. Заготовительные подразделения

8.2. Обрабатывающие подразделения

8.3. Сборочные подразделения

8.4. Основы оперативного управления производством



8.5. Организация материально-технического обеспечения производства 333


8.6. Организация энергетического хозяйства

8.7. Организация инструментального хозяйства

8.8. Организация ремонтного хозяйства

8.9. Организация транспортного и складского хозяйств

8.10. Организация и обслуживание рабочих мест



Краткие выводы


,



Контрольные вопросы

Тема 9. Основы тактического маркетинга

Структура темы



9.1. Функции и структура службы маркетинга организации (фирмы).... 362


9.2. Сегментация рынка

9.3. Организация рекламы товара

9.4. Организация и стимулирование сбыта товара

9.5. Анализ эффективности маркетинга


390

 


 

Оглавление


 

Краткие выводы

Контрольные вопросы

Тема 10. Сервис потребителей товаров и услуг организации

Структура темы

10.1. Сущность и виды сервисного обслуживания

10.2. Критерии сервисного обслуживания


 


10.3. Оценка качества сервисного обслуживания потребителей товара... 401


10.4. О защите прав потребителей

Краткие выводы

Контрольные вопросы

Тема 11. Организационно-психологические основы нормирования

И оплаты труда

Структура темы

11.1. Психологический портрет личности

11.2. Потребности человека

11.3. Мотивы человека

11.4. Потенциал человека

11.5. Основы нормирования труда

11.6. Организация оплаты труда


 


Краткие

Контрольные вопросы


выводы

,



Тема 12. Основы формирования коллектива и организации


Трудовых процессов

Структура темы

12.1. Кадровое планирование

12.2. Изучение морально-психологических аспектов создания

работоспособного коллектива

12.3. Установление требований к руководителю

12.4. Выбор стиля руководства

12.5. Принципы управления персоналом

12.6. Методы управления персоналом

12.7. Организация трудовых процессов

Краткие выводы

Контрольные вопросы

Алфавитный указатель терминов и понятий, имеющихся в книге

Библиография


 

489

 


 

 

Предисловие

 

 

Первые три издания учебника вышли в свет в 1997-2002 гг. общим

тиражом 28 тыс. экз. В 1997 г. моя книга по данной теме была первой

на книжном рынке. Практическое использование учебника выявило

необходимость включения в него дополнительно тем по изучению ос-

нов управления качеством, ресурсосбережения, финансового менедж-

мента и сервисного обслуживания потребителей товаров организации,

составляющих компоненты системы управления ею. Вместе с тем в

данный вариант не включена тема по разработке управленческого ре-

шения, так как она подробно рассматривается в учебнике автора «Уп-

равленческие решения». С целью сокращения объема учебника в него

не вошел вспомогательный материал из второго издания: понятийный

аппарат, тесты, пословицы и поговорки для менеджеров, размышле-

ния автора, в которых он делится своим опытом.

Начиная с 1999 г. наблюдается некоторый рост в промышленности,

строительстве, сельском хозяйстве и некоторых других отраслях на-

родного хозяйства страны. Поэтому актуальность производственного

менеджмента повышается. Я очень надеюсь на экономический подъем

России. Для этого сначала необходимо организовать производство

наукоемкой и импортозамещающей конкурентоспособной продукции.

Россия обладает достаточным научно-производственным, кадровым

потенциалом и природными ресурсами, чтобы поднять экономику, уйти

от внешней зависимости, повысить жизненный уровень населения.

Мои исследования показывают, что главным инструментом посте-

пенного (поспешность в данном случае губительна) подъема страны

является повышение качества экономической и управленческой под-

готовки и переподготовки кадров. Я убежден в том, что российская

система образования рано или поздно откажется от ведущей роли аме-

риканской гуманитарной системы образования, характеризующейся

приоритетом гуманитарной подготовки специалистов. Мною обосно-

вана новая технология экономической и управленческой подготовки


специалистов — МЭТУК (методика


экономика + техника + управ-


ление


к онкурентоспособность). МЭТУК впитала в себя преимуще-

 
 


 


 

Предисловие


 

ства гуманитарной и естественно-научной (германской) систем под-

готовки специалистов, интегрирует экономику, технику и управление,

основана на методиках и ориентирована на конкурентоспособность.

Да, МЭТУК — сложная система обучения. Однако и переходная эко-

номика значительно сложнее административно-плановой и рыночной

экономик. Рассмотрим особенности этих видов экономики.

Плановая экономика характеризовалась жесткой отраслевой специ-

ализацией. Воспроизводственный цикл включал НИОКР, производ-

ство и распределение в соответствии с директивными государствен-

ными планами. Предприятия работали на основе принципа «план — это

закон». Законы неуклонного повышения качества и экономии времени

не действовали, так как не было конкуренции. Движущей силой раз-

вития общества были страх, патриотизм, льготы. По показателям ресур-

соемкости и качества продукции, конкурентоспособности экономики

и уровню жизни населения страна занимала очень низкие места в миро-

вой иерархии (например, в 1990 г. по жизненному ровню Россия нахо-

дилась на 56-м месте). Основными причинами таких низких конечных

результатов строительства «коммунизма» были следующие: а) ком-

мунистическая идеология, основанная на жестком государственном

регулировании и контроле поведения личности, отсутствии свободы

во всем (слова, предпринимательства и т. д.); б) приоритет государ-

ственной собственности (по сути, отсутствие частной собственности);

в) централизованное государственное планирование всех видов дея-

тельности на всех уровнях управления, исключающее инициативу

каждого работника и гражданина, конкуренцию как движущую силу

развития общества.

Рыночная экономика организована по товарному принципу, функ-

ционирует на основе равноправных отношений, правовых норм, сво-

бодного предпринимательства и рыночных цен, многообразия форм

собственности. Воспроизводственный цикл включает НИОКР, произ-

водство, обращение, потребление. Движущей силой развития общества

является конкуренция, регулируемая государством. Эффективность

рыночной экономики в целом в 2-3 раза выше плановой. В верхнем

ряду стран мирового сообщества по качеству жизни, конкурентоспо-

собности, эффективности использования ресурсов, по большинству

социально-экономических показателей находятся развитые страны

с отлаженным механизмом рыночной регулируемой экономики.

Переходная экономика, то есть экономика перехода от плановой к ры-

ночной экономике или от технологической к товарной организации

экономики, содержит элементы обоих видов экономики. Переходная


 

Предисловие

 

экономика — это период коренных изменений связей, норм и правил

игры во всех ветвях власти и сферах деятельности, новых интеграци-

онных связей по вертикали, горизонтали, стадиям жизненного цикла

продуктов, факторам конкурентоспособности и т. д. В период переход-

ной экономики надо обновить весь арсенал инструментов управления

экономикой, построить новый механизм правового, экономического и

организационного регулирования экономики, обновить парадигмы

подготовки и переподготовки кадров, сохранения и повышения кон-

курентоспособности научно-производственного потенциала страны.

Переходная экономика значительно сложнее как примитивной, сило-

вой плановой экономики, так и сложной рыночной. С учетом присо-

единения России к ВТО переходная экономика в настоящее время —

это «видимая рука» государственного регулирования плюс «невиди-

мая рука» рынка плюс механизм глобальной конкуренции. Базой пе-

реходной экономики может быть только активизация инновационной

деятельностивовсехсферах,повышениекачествавсехпроцессов.

К сожалению, многие руководители и чиновники всех уровней уп-

равления, а также некоторые ученые ошибочно полагают, что россий-

ская экономика вот-вот начнет функционировать по рыночным зако-

нам. Я полагаю, что для достижения такого состояния потребуется лет

двадцать при условии наличия научной стратегии развития страны

(пока ее нет), нахождения средств (их тоже нет) и упорного иннова-

ционного труда каждого (к которому пока не видно предпосылок).

Система образования тоже не перешла на новую парадигму, пара-

дигму, ориентированную на обеспечение конкурентоспособности спе-

циалистов и объектов.

Так, при изучении дисциплин по маркетингу и менеджменту приори-

тет отдается американским книгам, отличающимся информативнос-

тью и простотой изложения, так как они написаны в информационно-

описательном стиле. В них вы найдете ответы на вопросы: кто? что?

когда? где? (правда, информация очень устаревшая и бессистемная).

Американские фирмы, опыт которых описывают авторы, уже давно

работают в условиях рыночных отношений, поэтому их высокая эф-

фективность и конкурентоспособность определяются отлаженностью

механизма этих отношений, силой конкуренции и качеством государ-

ственного регулирования экономики, но не качеством переведенных

у нас книг.

Западные книги легко читаются и полезны широкому кругу читате-

лей, но профессиональному российскому менеджеру они не дают от-

вета на вопросы: почему? как? что это даст? Поэтому западные книги


 


 

Предисловие


 

не могут служить серьезной основой для формирования и реализации

стратегий выхода российских организаций из кризиса, Они могут

быть использованы только как дополнительный материал. Можно на-

звать известные во всем мире американские книги по менеджменту и

маркетингу: «Ситуационное поведение американских фирм» А. Томп-

сона и А. Стрикленда, «Философия и методы тактического мар-

кетинга» Ф. Котлера, «История и концепция американского менедж-

мента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, а также «Анализ

методов и ситуаций в американском менеджменте» и другие книги

П. Друкера.

Эти прекрасные книги всемирно известных авторов написаны в рас-

чете на американский, а не российский менталитет, для условий де-

мократического общества с отлаженной экономико-правовой системой.

В них в большей мере рассматривается не весь жизненный цикл това-

ра, не стратегический маркетинг и НИОКР, а только сферы производ-

ства и обращения. В переводных книгах слово «стратегия» можно за-

менить на «поведение», т. к. рассматриваются в данном случае уже

свершившиеся ситуации.

Эффективность общественного производства, как известно, закла-

дывается на стадиях стратегического маркетинга и НИОКР, на осно-

ве применения научных основ управления: анализа экономических

законов и законов организации, применения научных подходов, прин-

ципов, методов и моделей анализа, прогнозирования и оптимизации

использования ресурсов, повышения качества по стадиям жизненно-

го цикла объектов, обеспечения их конкурентоспособности и эффек-

тивности. В переводных книгах по менеджменту и маркетингу, с кото-

рыми я знаком, из перечисленных инструментов рассматриваются

только некоторые, и то на уровне понятий, а не методики для практи-

ческого применения.

В принципе я убежден в том, что обучение студентов и слушателей,

а также попытка реформирования российской экономики по американ-

ским книгам в области конкретной экономики, менеджмента и мар-

кетинга неминуемо приведут страну к еще более глубокому кризису.

Работники исполнительной и законодательной власти, руководите-

ли и главные специалисты различных структур, эффективность деятель-

ности которых определяет эффективность экономики России в целом,

обучались либо по советским учебникам, не учитывающим рыночные

отношения, либо в основном по американским книгам, не учитыва-

ющим особенности переходной российской экономики. С новой техно-

логией обучения МЭТУК они не знакомы. Поэтому качество управ-


 

Предисловие


 


 

ленческой подготовки служащих и менеджеров различного уровня не

удовлетворяет требованиям переходной экономики. Подробнее сущ-

ность новой технологии обучения МЭТУК описана в моих работах 1.

Несколько слов о логике структуры учебника «Производственный

менеджмент». До изучения данного курса студенты должны усвоить

курсы «Стратегический менеджмент», обучающий будущих специа-

листов методам формирования стратегии организации (предприятия,

компании, фирмы), и «Инновационный менеджмент», обучающий ме-

тодам проведения НИОКР (во исполнение стратегии) и организаци-

онно-технологической подготовки производства нового объекта. В моем

учебнике «Стратегический маркетинг», который вышел в свет первым

в России в феврале 2000 г. объемом 640 страниц, тиражом 10 тыс. эк-

земпляров, даются методы анализа, прогнозирования и обоснования

нормативов конкурентоспособности различных объектов как основы

работ по стратегическому менеджменту. Поэтому считаю целесообраз-

ным в учебные планы многих специальностей включить новый курс

«Стратегический маркетинг» и начать подготовку специалистов по

этому направлению. Первая ласточка уже есть: в Государственном

университете управления открыт коммерческий проект РИМА-Б

«Стратегический маркетинг» совместно с Высшей школой Голландии

(Амстердам) с выдачей российского и голландского дипломов.

Таким образом, «Инновационный менеджмент» является «входом»

для «Производственного менеджмента». С целью логической увязки

этих курсов и обеспечения их преемственности считаю целесообразным,

чтобы преподаватель, читающий студентам курс «Производственный

менеджмент», ознакомил их с одной из важнейших в обеспечении конку-

рентоспособности и эффективности организации тем — «Основы ин-

новационного менеджмента». Предварительно логически целесообразно

студентам читать системообразующую тему «Структура и содержание

системы управления организацией» и стратегическую — «Планирова-

ние производства». Далее лекции целесообразно располагать по ходу

решения проблем или производственного процесса: управление каче-

ством, управление ресурсосбережением, основы финансового менедж-

мента, основы организации производства и тактического маркетинга.

Тема «Сервисное обслуживание потребителей товара организации»

 

 

Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кри-

зиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Маркетинг, 2002; Фатхутди-

нов Р. А. Организация производства: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000.

 


 

12


 

Предисловие


 

впервые включена в курс «Производственный менеджмент», так как,

во-первых, задача сервисного обслуживания покупателей логически

является завершающей для изготовителя и, во-вторых,,не входит са-

мостоятельно ни в один из читаемых в настоящее время студентам

курсов, что принижает ее роль в условиях рыночных отношений.

Темы № 11 и 12 по управлению персоналом являются завершаю-

щими из следующих соображений. В них рассматриваются принципы

работы руководителей и исполнителей, методы формирования кол-

лектива и управления персоналом, системы организации и мотивации

труда и другие вопросы. Все рассмотренные в предыдущих темах вопро-

сы решают менеджеры и специалисты. И чтобы правильно разбирать-

ся в проблемах управления персоналом, надо знать сначала — почему,

что и как делать, и только потом — кому делать. Поэтому студенты

сначала должны изучать предмет и объект, а потом — субъект (управ-

ляющую подсистему системы управления организацией).

Перечень тем курса «Производственный менеджмент» и ключевые

идеи, на которых автор строит их, изложены ниже.

 

1. Структура и содержание системы управления

Организацией

Система менеджмента — это система достижения конкурентоспо-

собности управляемого объекта. Система состоит из внешнего окру-

жения (вход, выход, внешняя среда, обратная связь) и внутренней

структуры (научное обоснование, целевая, обеспечивающая, управля-

емая и управляющая подсистемы). Внешнее окружение первично. Сна-

чала исследуем внешнюю среду, выход (рынок потребителей), вход

(рынок поставщиков) и только потом — внутреннюю структуру, свои

цели и возможности.

 

Планирование производства

В условиях переходной экономики, которая в России может про-

длиться еще лет двадцать, роль планирования на всех уровнях управ-

ления значительно (на порядок) выше, чем для условий плановой

и рыночной экономик. Для повышения качества планов необходимо

применять все инструменты управления (законы, научные подходы,

принципы, методы, модели).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.009 с.)