Факторы и показатели микросреды фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы и показатели микросреды фирмы



 

Продолжение

2-488
 
 
Фактор микросреды Показатели (операции), факторы микросреды
1. Поставщики («вход» системы) 1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов 1.2. Интегральный показатель качества (полезного эф- фекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т. д. 1.3. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму 1.4. Интегральный показатель качества нормативно- методической и технико-экономической документации, поступающей на фирму 1.5. Интегральный показатель качества подготовки спе- циалистов, поступающих на фирму 1.6. Прогноз изменения условий поставок
2. Потребители («вы- ход» системы) 2.1. Тенденции изменения круга потребителей основных потребителей товаров фирмы 2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров 2.3. Прогноз изменения доходов потребителей 2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире
3. Конкуренты 3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности то- варов конкурентов 3.2. Анализ организационно-технического уровня произ- водства основных конкурентов 3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удель- ной цены товаров основных конкурентов 3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов

 


 


 

Р. А. фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

Таблица 1.3 (продолжение)

 

НаучноеобоснованиеСУО

Главной подсистемой СУО является подсистема научного обосно-

вания, которая определяет конкурентоспособность и эффективность

организации. В настоящее время объем работы, выполняемой по на-

учному обоснованию построения и функционирования системы уп-

равления, составляет не более 10 % от предлагаемого нами объема.

Вследствие этого эффективность использования ресурсов (затраты

ресурсов на единицу конечного продукта потребления) примерно в

2-3 раза ниже, чем в развитых странах (от Японии и США Россия

отстает троекратно), удельный вес конкурентоспособной на внешнем

рынке отечественной промышленной продукции составлял в 2002 г.

порядка 0,4 %, по жизненному уровню Россия находилась в 2001 г. на

56-м месте в мире.

Идея повышения научного уровня СУО заключается в том, что эф-

фективность умственного труда высококвалифицированных специа-

листов, ученых и менеджеров в сотни-тысячи раз выше эффективно-

сти физического труда. Лучше затратить дополнительный рубль на
Факторы микросреды Показатели (операции), факторы микросреды
4. Контактные ауди- тории 4.1. Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, граждан- ской группы содействия, общественных организаций и др.
5. Маркетинговые посредники 5.1. Анализ имиджа структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров 5.2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинго- вые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.) 5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми уч- реждениями '
6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономии- ческой деятельности 6.1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности 6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных по- шлин, квот, лицензий и других показателей на эффек- тивность работы фирмы 6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэконо- мической деятельности

 


 

Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией


 

35


 

стадии стратегического маркетинга и планирования, чем терять тыся-

чи рублей на стадии эксплуатации (применения) продукта.

Однако экономика, менеджмент (управление) и маркетинг в СССР

были на низком теоретическом уровне, а в настоящее время по опыту

американцев эти разделы науки идут по пути еще большего упроще-

ния, компьютеризации, игнорируя логичные сложные экономические

законы и законы организации, научные подходы и принципы, совре-

менные методы и модели. Логика упрощения образования и управле-

ния экономикой в России довольно проста: чтобы в условиях нищеты

преподавателям и ученым выжить, они вынуждены крутиться «как

белка в колесе», выступая не генераторами идей, а трансляторами уп-

рощенных автоматизированных западных технологий. Автоматиза-

ция может быть только средством управления, а не его целью.

Как обидно за российского преподавателя и ученого, если, напри-

мер, средняя месячная заработная плата российского профессора со-

ставляет 100 долларов, китайского — 1000, а американского — 10 000.

А библиотечные работники таких ведущих вузов, как Российская эконо-

мическая академия им. Г. В. Плеханова и Государственный универси-

тет управления, получают от 30 до 70 (заведующая) долларов в месяц

(на 1 декабря 2001 г.). При этом доход руководителей некоторых орга-

низаций в тысячи раз больше дохода профессоров.

В настоящее время стало модным в ведущих государственных и ком-

мерческих вузах страны давать двойное образование за те же 4-5 лет:

российское и западное (английское, немецкое, американское и т. д.,

в зависимости от страны, куда потом собирается уехать выпускник

вуза). Основа подготовки этих элитных бакалавров, специалистов и

магистров — современные информационные технологии, западные

книги по экономике, менеджменту и маркетингу, иностранные языки,

адаптация к западному рынку труда.

Однако, во-первых, это образование получает только очень тонкая

прослойка привилегированной части молодежи, имеющая богатых

родителей. Во-вторых, она не обучена методам анализа и применения

рассмотренных в данной работе законов, научных подходов, принци-

пов, моделей. В-третьих, выпускники элитных групп (21 сентября 2001 г.

состоялся первый выпуск в Государственном университете — Высшей

школе экономики) весьма далеки от российской действительности в

области производства и едва ли они смогут что-либо дать отечествен-

ным организациям. В-четвертых, в этих группах мало обучают логи-

ческому мышлению и методикам ответа на вопросы: почему? как? что

это даст в будущем?, а обучают методике ответа с помощью компью-


 


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

тера на вопросы: кто? что? когда? где? А что это дает России? К чему

подобная конъюнктурщина?

К компонентам подсистемы научного обоснования СУО относятся:

1) изучение механизмов действия экономических законов и зако-

нов организации;

2) применение научных подходов к управлению;

3) применение принципов управления различными объектами;

4) применение современных методов и моделей управления различ-

ными объектами.

К экономическим законам, которые следует изучать при разработке

сложных управленческих решений, относятся:

· закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса);

· закон зависимости между предложением и ценой (закон предло-

жения);

· закон зависимости между предложением и спросом;

· закон конкуренции (механизм действия закона впервые в миро-

вой практике был описан нами в 1995 г. в книге «Менеджмент

конкурентоспособности товара»);

· закон возвышения потребностей;

· закон экономии времени как экономии суммы прошлого, живо-

го и будущего труда на единицу полезного эффекта, получаемого

от объекта за его срок службы (закон впервые в мировой прак-

тике был разработан и описан автором в 1987 г., см., например,

статью «Приоритет потребителя в планировании эффективности

машин» — Вопросы экономики, 1988, № 3);

· закон эффекта масштаба производства;

· закон возрастания дополнительных затрат;

· закон убывающей доходности и др.

Механизм переходной экономики, в которой находится Россия, сверх-

сложный, так как он сочетает элементы плановой (административно-

командной) и рыночной экономик. В РФ рыночные инструменты ра-

ботают только в некоторых подотраслях и сферах деятельности. При

благоприятных условиях эффективные рыночные отношения как си-

стема экономических, правовых и нравственно-психологических от-

ношений в России могут быть сформированы только лет через 20—30.

До этого страна должна строить переходную экономику, компонента-

ми которой являются: 1) «невидимая рука» рынка (рыночная эконо-

мика); 2) «видимая рука» экономики обоснованного государственно-


 

Тема 1.Структура и содержание системы управления организацией


 


 

го регулирования (плановая экономика); 3) международная конку-

ренция с учетом международной интеграции, новых информационных

технологий, стандартизации и сертификации.

Законодательная и исполнительная власть, экономическая наука

в настоящее время не до конца понимают сложность переходной эко-

номики России. Нормативно-правовые акты не состыкованы между

собой, по регулируемому вопросу —фрагментарны, по научному уров-

ню — бессистемны, не охватывают даже минимальный спектр эконо-

мических законов, подходов, принципов. Экономическая наука не раз-

работала механизм переходной экономики. Учебники для вузов по

экономике, менеджменту (управлению), маркетингу не ориентирова-

ны на ресурсосбережение, обеспечение конкурентоспособности, по-

вышение качества жизни, раскрывают компоненты не сложной пере-

ходной экономики, а идеализированный (по американским книгам)

механизм экономики рыночнрй. Знания, полученные студентами по

этим книгам, после затрат труда на адаптацию могут быть применены

только в условиях западных стран, но не в России. Разрыв между по-

требностями реальной российской экономики и качеством экономико-

управленческой подготовки специалистов все увеличивается. Поэто-

му студентов, менеджеров, специалистов необходимо обучать методам

научного обоснования систем управления организациями с примене-


нием новой технологии МЭТУК (методика


экономика + техника +


управление


конкурентоспособность).


К законам организации в статике и динамике, которые постоянно

необходимо анализировать при построении, функционировании и раз-

витии СУО, относятся:

· закон композиции;

· закон пропорциональности;

· закон наименьших;

· закон онтогенеза;

· закон синергии;

· закон упорядоченности;

· закон единства анализа и синтеза;

· закон самосохранения и развития и др.

К научным подходам к управлению относятся:

1) системный подход (нами он существенно расширен и углублен

применительно к социально-экономическим и производствен-

ным системам);
 
 
 


 


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

2) логический подход;

3) инновационный подход (применительно к социально-экономиче-

ским и производственным системам впервые он применен нами);

4) воспроизводственно-эволюционный подход (нами он существен-

но расширен и углублен);

5) комплексный подход;

6) глобальный подход (применительно к системам управления он

впервые сформулирован нами);

7) интеграционный подход (применительно к социально-экономи-

ческим и производственным системам нами он значительно рас-

ширен);

8) виртуальный подход (применительно к управлению он сформу-

лирован нами впервые);

9) стандартизационный подход (применительно к управлению орга-

низацией впервые он сформулирован нами);

10) маркетинговый подход (применительно к управлению организа-

цией он уточнен нами);

11) эксклюзивный подход (применительно к управлению организа-

цией он разработан нами);

12) функциональный подход;

13) процессный подход;

14) структурный подход (к управлению организацией впервые раз-

работан нами);

15) ситуационный (вариантный) подход (впервые нами обоснована

необходимость управления стратегическими, тактическими и опе-

ративными ситуациями);

16) нормативный подход (разработан нами применительно к управ-

лению организацией);

17) оптимизационный подход;

18) директивный (административный) подход;

19) поведенческий подход (впервые нами обоснована необходимость

управления параметрами психологического портрета личности,

применения к управлению персоналом в зависимости от степени

свободы личности методов принуждения, побуждения и убеж-

дения);

20) деловой подход (впервые разработан нами).

21) подход ценителя эксклюзивного сервиса.


 

Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией


 


 

В отличие от позиции, утвердившейся в американской Теории ме-

неджмента, в которой подходы к менеджменту эволюционно друг дру-

га заменяют, нами впервые в мировой теории и практике доказано, что

научные подходы должны не заменять друг друга, а применяться все

одновременно, так как они освещают совершенно разные аспекты уп-

равления. Количество и глубина применяемых научных подходов к

управлению (менеджменту) определяется стоимостью и сложностью

проблемы. Чем дороже, сложнее и актуальнее проблема (объект), тем

больше и глубже должен анализироваться каждый научный подход.

Можно, конечно, изучать американские книги и ничего не применять

научного, как делается в настоящее время, пользоваться физической

(не интеллектуальной) методикой принятия решения — 2П4С (пол,

потолок, четыре стены), тогда Россия и в будущем будет иметь то, что

имеет сейчас: кучка богатых будет обогащаться за счет российских

природных ресурсов, а остальные будут вести нищенское существова-

ние, вымирать. Главными причинами низкого качества управленче-

ских решений являются коррупция, неотлаженность механизма кон-

куренции, игнорирование научных методов управления.

В состав компонентов научного обоснования СУО обязательно

должны включаться и принципы управления различными объектами.

Рассмотренные в учебной и научной литературе, они не охватывают

весь круг аспектов, характеризующих особенности данного объекта

или функции, бессистемны и некомплексны, что не позволяет в самом

начале процесса разработки решения проблемы осветить ее со всех

сторон.

В подсистему научного обоснования СУО нами включены и разра-

ботаны следующие принципы:

· управления экономикой (нами они существенно дополнены и уточ-

нены);

· анализа объектов;

· прогнозирования;

· планирования;

· экономического обоснования (впервые в мировой практике до-

казана необходимость приведения альтернативных решений в

сопоставимый вид по восьми факторам, разработаны методы обо-

снования решений, принимаемых по «входу», процессу и «выхо-

ду» системы);

· рационализации структур (нами они существенно дополнены

и уточнены);


 


 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

· рационализации процессов (нами они существенно дополнены

и уточнены);

· управления персоналом (нами разработаны новые группы принци-

пов, дифференцированные по субъектам и объектам управления,

в отличие от унифицированных для субъектов и объектов прин-

ципов А. Файоля, актуальных 80 лет тому назад, но не сейчас);

· управления качеством (нами впервые доказано, что, во-первых,

качество является составляющей, а не синонимом конкуренто-

способности, во-вторых, неправомерно в состав показателей ка-

чества товара включать показатели его ресурсоемкости, как это

сделано в учебниках по управлению качеством);

· ресурсосбережения (впервые разработаны нами, исходя из автор-

ской формулировки закона экономии времени, учитывающего

экономию главной составляющей совокупного труда — будуще-

го труда);

· оценки конкурентоспособности различных объектов.

В состав подсистемы научного обоснования СУО входят также кон-

кретныеметоды:

· анализа;

· прогнозирования;

· управления персоналом;

· управления качеством;

· организации процессов.

Эти методы должны применяться на заключительной стадии науч-

ного обоснования СУО — стадии разработки управленческих решений.

Чтобы они были конкурентоспособными и эффективными, необходи-

мо анализировать механизмы действия экономических законов и за-

конов организации, применять научные подходы и принципы.

Косновнымметодам анализа относятся следующие:

· метод сравнения;

· индексный метод;

· балансовый метод;

· метод цепных подстановок;

· метод элиминирования;

· графо-аналитические методы;

· факторный анализ с применением и без применения ЭВМ (нами

впервые обоснованы экономико-математические критерии при-

нятия регрессионных зависимостей для практических целей);


 

Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией


 


 

· функционально-стоимостный анализ (впервые обоснована необ-

ходимость принятия в качестве критерия анализа минимума со-

вокупных затрат за жизненный цикл объекта на его полезный

эффект);

· экономико-математические методы;

· SWOT-анализ;

· системный анализ и др.

Косновнымметодампрогнозирования относятсяследующие:

· нормативный;

· экспериментальный;

· параметрический;

· экстраполяции;

· индексный;

· экспертный и др.

Косновнымметодамуправленияперсоналом относятсяследующие:

· методы принуждения (взамен административных);

· методы побуждения (взамен экономических);

· методы убеждения (взамен социально-психологических).

Поскольку проблема повышения качества продукции в обеспече-

нии ее конкурентоспособности является главной, то рекомендуется

применятьследующие инструментыповышениякачества:

· диаграммы сходства;

· диаграммы зависимостей;

· системные (древовидные) диаграммы;

· матричные диаграммы;

· сетевые графики;

· диаграммы (ленточные) планирования процессов;

· построение логических схем процессов;

· контрольный листок;

· мозговая атака;

· диаграмма Парето;

· диаграмма Исикавы;

· временной ряд;

· гистограммы;

· корреляционное поле;

· контрольная карта и др.


 


 

Р. А.


 

Производственный


 

Компоненты научного обоснования СУО рассмотрены в учебниках

автора1.

 

Целевая

Подсистема СУО

Целевая подсистема состоит из следующих компонентов (под-

целей):

1) повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых

услуг;

2) ресурсосбережение по стадиям жизненного цикла выпускаемых

товаров;

3) расширение рынка сбыта товаров;

4) организационно-техническое развитие производства;

5) повышение качества сервиса товаров;

6) социальное развитие коллектива и охрана окружающей природ-

ной среды (ОПС).

Перечисленные компоненты (подцели) направлены на выполнение

трех целей организации: повышение конкурентоспособности выпус-

каемых товаров и организации (эту цель выполняют подцели 1,2 и 5);

повышение эффективности функционирования организации (подце-

ли 1,2 и 3); комплексное развитие организации (подцели 4 и 6). Взаи-

мосвязи подцелей и целей организации представлены в виде логичес-

кой схемы (рис. 1.4).

Методические основы решения проблем по реализации перечи-

сленных на рис. 1.4 целей и подцелей изложены в следующих главах.

Напомним, что эти проблемы невозможно решить без применения за-

конов, научных подходов, принципов, методов, изложенных в нашей

книге.

 

Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. 3-е изд., пере-

раб. и доп. — СПб.: Питер, 2003; Фатхутдинов Р. А. Управленческие реше-

ния: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002; Фатхутди-

нов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. —

М.: Дело, 2002; Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник.

4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2003; Фатхутдинов Р. А. Организа-

ция производства: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002.
 
 
 


 

Тема1.Структураисодержаниесистемыуправленияорганизацией


 


 

Рис. 1.4. Взаимосвязи подцелей и целей организации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.152.203 (0.196 с.)