Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы и показатели микросреды фирмыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Продолжение 2-488
Р. А. фатхутдинов. Производственный менеджмент
Таблица 1.3 (продолжение)
НаучноеобоснованиеСУО Главной подсистемой СУО является подсистема научного обосно- вания, которая определяет конкурентоспособность и эффективность организации. В настоящее время объем работы, выполняемой по на- учному обоснованию построения и функционирования системы уп- равления, составляет не более 10 % от предлагаемого нами объема. Вследствие этого эффективность использования ресурсов (затраты ресурсов на единицу конечного продукта потребления) примерно в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах (от Японии и США Россия отстает троекратно), удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке отечественной промышленной продукции составлял в 2002 г. порядка 0,4 %, по жизненному уровню Россия находилась в 2001 г. на 56-м месте в мире. Идея повышения научного уровня СУО заключается в том, что эф- фективность умственного труда высококвалифицированных специа- листов, ученых и менеджеров в сотни-тысячи раз выше эффективно- сти физического труда. Лучше затратить дополнительный рубль на
Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией
35
стадии стратегического маркетинга и планирования, чем терять тыся- чи рублей на стадии эксплуатации (применения) продукта. Однако экономика, менеджмент (управление) и маркетинг в СССР были на низком теоретическом уровне, а в настоящее время по опыту американцев эти разделы науки идут по пути еще большего упроще- ния, компьютеризации, игнорируя логичные сложные экономические законы и законы организации, научные подходы и принципы, совре- менные методы и модели. Логика упрощения образования и управле- ния экономикой в России довольно проста: чтобы в условиях нищеты преподавателям и ученым выжить, они вынуждены крутиться «как белка в колесе», выступая не генераторами идей, а трансляторами уп- рощенных автоматизированных западных технологий. Автоматиза- ция может быть только средством управления, а не его целью. Как обидно за российского преподавателя и ученого, если, напри- мер, средняя месячная заработная плата российского профессора со- ставляет 100 долларов, китайского — 1000, а американского — 10 000. А библиотечные работники таких ведущих вузов, как Российская эконо- мическая академия им. Г. В. Плеханова и Государственный универси- тет управления, получают от 30 до 70 (заведующая) долларов в месяц (на 1 декабря 2001 г.). При этом доход руководителей некоторых орга- низаций в тысячи раз больше дохода профессоров. В настоящее время стало модным в ведущих государственных и ком- мерческих вузах страны давать двойное образование за те же 4-5 лет: российское и западное (английское, немецкое, американское и т. д., в зависимости от страны, куда потом собирается уехать выпускник вуза). Основа подготовки этих элитных бакалавров, специалистов и магистров — современные информационные технологии, западные книги по экономике, менеджменту и маркетингу, иностранные языки, адаптация к западному рынку труда. Однако, во-первых, это образование получает только очень тонкая прослойка привилегированной части молодежи, имеющая богатых родителей. Во-вторых, она не обучена методам анализа и применения рассмотренных в данной работе законов, научных подходов, принци- пов, моделей. В-третьих, выпускники элитных групп (21 сентября 2001 г. состоялся первый выпуск в Государственном университете — Высшей школе экономики) весьма далеки от российской действительности в области производства и едва ли они смогут что-либо дать отечествен- ным организациям. В-четвертых, в этих группах мало обучают логи- ческому мышлению и методикам ответа на вопросы: почему? как? что это даст в будущем?, а обучают методике ответа с помощью компью-
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
тера на вопросы: кто? что? когда? где? А что это дает России? К чему подобная конъюнктурщина? К компонентам подсистемы научного обоснования СУО относятся: 1) изучение механизмов действия экономических законов и зако- нов организации; 2) применение научных подходов к управлению; 3) применение принципов управления различными объектами; 4) применение современных методов и моделей управления различ- ными объектами. К экономическим законам, которые следует изучать при разработке сложных управленческих решений, относятся: · закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса); · закон зависимости между предложением и ценой (закон предло- жения); · закон зависимости между предложением и спросом; · закон конкуренции (механизм действия закона впервые в миро- вой практике был описан нами в 1995 г. в книге «Менеджмент конкурентоспособности товара»); · закон возвышения потребностей; · закон экономии времени как экономии суммы прошлого, живо- го и будущего труда на единицу полезного эффекта, получаемого от объекта за его срок службы (закон впервые в мировой прак- тике был разработан и описан автором в 1987 г., см., например, статью «Приоритет потребителя в планировании эффективности машин» — Вопросы экономики, 1988, № 3); · закон эффекта масштаба производства; · закон возрастания дополнительных затрат; · закон убывающей доходности и др. Механизм переходной экономики, в которой находится Россия, сверх- сложный, так как он сочетает элементы плановой (административно- командной) и рыночной экономик. В РФ рыночные инструменты ра- ботают только в некоторых подотраслях и сферах деятельности. При благоприятных условиях эффективные рыночные отношения как си- стема экономических, правовых и нравственно-психологических от- ношений в России могут быть сформированы только лет через 20—30. До этого страна должна строить переходную экономику, компонента- ми которой являются: 1) «невидимая рука» рынка (рыночная эконо- мика); 2) «видимая рука» экономики обоснованного государственно-
Тема 1.Структура и содержание системы управления организацией
го регулирования (плановая экономика); 3) международная конку- ренция с учетом международной интеграции, новых информационных технологий, стандартизации и сертификации. Законодательная и исполнительная власть, экономическая наука в настоящее время не до конца понимают сложность переходной эко- номики России. Нормативно-правовые акты не состыкованы между собой, по регулируемому вопросу —фрагментарны, по научному уров- ню — бессистемны, не охватывают даже минимальный спектр эконо- мических законов, подходов, принципов. Экономическая наука не раз- работала механизм переходной экономики. Учебники для вузов по экономике, менеджменту (управлению), маркетингу не ориентирова- ны на ресурсосбережение, обеспечение конкурентоспособности, по- вышение качества жизни, раскрывают компоненты не сложной пере- ходной экономики, а идеализированный (по американским книгам) механизм экономики рыночнрй. Знания, полученные студентами по этим книгам, после затрат труда на адаптацию могут быть применены только в условиях западных стран, но не в России. Разрыв между по- требностями реальной российской экономики и качеством экономико- управленческой подготовки специалистов все увеличивается. Поэто- му студентов, менеджеров, специалистов необходимо обучать методам научного обоснования систем управления организациями с примене- нием новой технологии МЭТУК (методика экономика + техника + управление конкурентоспособность). К законам организации в статике и динамике, которые постоянно необходимо анализировать при построении, функционировании и раз- витии СУО, относятся: · закон композиции; · закон пропорциональности; · закон наименьших; · закон онтогенеза; · закон синергии; · закон упорядоченности; · закон единства анализа и синтеза; · закон самосохранения и развития и др. К научным подходам к управлению относятся: 1) системный подход (нами он существенно расширен и углублен применительно к социально-экономическим и производствен- ным системам);
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
2) логический подход; 3) инновационный подход (применительно к социально-экономиче- ским и производственным системам впервые он применен нами); 4) воспроизводственно-эволюционный подход (нами он существен- но расширен и углублен); 5) комплексный подход; 6) глобальный подход (применительно к системам управления он впервые сформулирован нами); 7) интеграционный подход (применительно к социально-экономи- ческим и производственным системам нами он значительно рас- ширен); 8) виртуальный подход (применительно к управлению он сформу- лирован нами впервые); 9) стандартизационный подход (применительно к управлению орга- низацией впервые он сформулирован нами); 10) маркетинговый подход (применительно к управлению организа- цией он уточнен нами); 11) эксклюзивный подход (применительно к управлению организа- цией он разработан нами); 12) функциональный подход; 13) процессный подход; 14) структурный подход (к управлению организацией впервые раз- работан нами); 15) ситуационный (вариантный) подход (впервые нами обоснована необходимость управления стратегическими, тактическими и опе- ративными ситуациями); 16) нормативный подход (разработан нами применительно к управ- лению организацией); 17) оптимизационный подход; 18) директивный (административный) подход; 19) поведенческий подход (впервые нами обоснована необходимость управления параметрами психологического портрета личности, применения к управлению персоналом в зависимости от степени свободы личности методов принуждения, побуждения и убеж- дения); 20) деловой подход (впервые разработан нами). 21) подход ценителя эксклюзивного сервиса.
Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией
В отличие от позиции, утвердившейся в американской Теории ме- неджмента, в которой подходы к менеджменту эволюционно друг дру- га заменяют, нами впервые в мировой теории и практике доказано, что научные подходы должны не заменять друг друга, а применяться все одновременно, так как они освещают совершенно разные аспекты уп- равления. Количество и глубина применяемых научных подходов к управлению (менеджменту) определяется стоимостью и сложностью проблемы. Чем дороже, сложнее и актуальнее проблема (объект), тем больше и глубже должен анализироваться каждый научный подход. Можно, конечно, изучать американские книги и ничего не применять научного, как делается в настоящее время, пользоваться физической (не интеллектуальной) методикой принятия решения — 2П4С (пол, потолок, четыре стены), тогда Россия и в будущем будет иметь то, что имеет сейчас: кучка богатых будет обогащаться за счет российских природных ресурсов, а остальные будут вести нищенское существова- ние, вымирать. Главными причинами низкого качества управленче- ских решений являются коррупция, неотлаженность механизма кон- куренции, игнорирование научных методов управления. В состав компонентов научного обоснования СУО обязательно должны включаться и принципы управления различными объектами. Рассмотренные в учебной и научной литературе, они не охватывают весь круг аспектов, характеризующих особенности данного объекта или функции, бессистемны и некомплексны, что не позволяет в самом начале процесса разработки решения проблемы осветить ее со всех сторон. В подсистему научного обоснования СУО нами включены и разра- ботаны следующие принципы: · управления экономикой (нами они существенно дополнены и уточ- нены); · анализа объектов; · прогнозирования; · планирования; · экономического обоснования (впервые в мировой практике до- казана необходимость приведения альтернативных решений в сопоставимый вид по восьми факторам, разработаны методы обо- снования решений, принимаемых по «входу», процессу и «выхо- ду» системы); · рационализации структур (нами они существенно дополнены и уточнены);
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
· рационализации процессов (нами они существенно дополнены и уточнены); · управления персоналом (нами разработаны новые группы принци- пов, дифференцированные по субъектам и объектам управления, в отличие от унифицированных для субъектов и объектов прин- ципов А. Файоля, актуальных 80 лет тому назад, но не сейчас); · управления качеством (нами впервые доказано, что, во-первых, качество является составляющей, а не синонимом конкуренто- способности, во-вторых, неправомерно в состав показателей ка- чества товара включать показатели его ресурсоемкости, как это сделано в учебниках по управлению качеством); · ресурсосбережения (впервые разработаны нами, исходя из автор- ской формулировки закона экономии времени, учитывающего экономию главной составляющей совокупного труда — будуще- го труда); · оценки конкурентоспособности различных объектов. В состав подсистемы научного обоснования СУО входят также кон- кретныеметоды: · анализа; · прогнозирования; · управления персоналом; · управления качеством; · организации процессов. Эти методы должны применяться на заключительной стадии науч- ного обоснования СУО — стадии разработки управленческих решений. Чтобы они были конкурентоспособными и эффективными, необходи- мо анализировать механизмы действия экономических законов и за- конов организации, применять научные подходы и принципы. Косновнымметодам анализа относятся следующие: · метод сравнения; · индексный метод; · балансовый метод; · метод цепных подстановок; · метод элиминирования; · графо-аналитические методы; · факторный анализ с применением и без применения ЭВМ (нами впервые обоснованы экономико-математические критерии при- нятия регрессионных зависимостей для практических целей);
Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией
· функционально-стоимостный анализ (впервые обоснована необ- ходимость принятия в качестве критерия анализа минимума со- вокупных затрат за жизненный цикл объекта на его полезный эффект); · экономико-математические методы; · SWOT-анализ; · системный анализ и др. Косновнымметодампрогнозирования относятсяследующие: · нормативный; · экспериментальный; · параметрический; · экстраполяции; · индексный; · экспертный и др. Косновнымметодамуправленияперсоналом относятсяследующие: · методы принуждения (взамен административных); · методы побуждения (взамен экономических); · методы убеждения (взамен социально-психологических). Поскольку проблема повышения качества продукции в обеспече- нии ее конкурентоспособности является главной, то рекомендуется применятьследующие инструментыповышениякачества: · диаграммы сходства; · диаграммы зависимостей; · системные (древовидные) диаграммы; · матричные диаграммы; · сетевые графики; · диаграммы (ленточные) планирования процессов; · построение логических схем процессов; · контрольный листок; · мозговая атака; · диаграмма Парето; · диаграмма Исикавы; · временной ряд; · гистограммы; · корреляционное поле; · контрольная карта и др.
Р. А.
Производственный
Компоненты научного обоснования СУО рассмотрены в учебниках автора1.
Целевая Подсистема СУО Целевая подсистема состоит из следующих компонентов (под- целей): 1) повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; 2) ресурсосбережение по стадиям жизненного цикла выпускаемых товаров; 3) расширение рынка сбыта товаров; 4) организационно-техническое развитие производства; 5) повышение качества сервиса товаров; 6) социальное развитие коллектива и охрана окружающей природ- ной среды (ОПС). Перечисленные компоненты (подцели) направлены на выполнение трех целей организации: повышение конкурентоспособности выпус- каемых товаров и организации (эту цель выполняют подцели 1,2 и 5); повышение эффективности функционирования организации (подце- ли 1,2 и 3); комплексное развитие организации (подцели 4 и 6). Взаи- мосвязи подцелей и целей организации представлены в виде логичес- кой схемы (рис. 1.4). Методические основы решения проблем по реализации перечи- сленных на рис. 1.4 целей и подцелей изложены в следующих главах. Напомним, что эти проблемы невозможно решить без применения за- конов, научных подходов, принципов, методов, изложенных в нашей книге.
Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. 3-е изд., пере- раб. и доп. — СПб.: Питер, 2003; Фатхутдинов Р. А. Управленческие реше- ния: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002; Фатхутди- нов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2002; Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2003; Фатхутдинов Р. А. Организа- ция производства: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002.
Тема1.Структураисодержаниесистемыуправленияорганизацией
Рис. 1.4. Взаимосвязи подцелей и целей организации
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.159 (0.014 с.) |