Организации с позиций конкурентоспособности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организации с позиций конкурентоспособности



Текущее финансовое состояние фирмы определяется качеством

и эффективностью системы менеджмента, функционировавшей ранее

(допустим, в 1997 г.), качеством стратегии фирмы (допустим, до 2003 г.).
 


 

 

Тема 6. Основы финансового менеджмента


 

 


 

Поэтому анализ финансового состояния фирмы следует начинать с ана-

лиза факторов, действовавших в прошлый период. Сегодня фирма по-

жинает плоды вчерашнего труда. К этим факторам рекомендуется

относить:

· качество нормативно-методических документов по системе ме-

неджмента, действовавших в прошлый период;

· качество стратегии фирмы;

· степень использования конкурентных преимуществ при разра-

ботке стратегии фирмы;

· динамику циклов прибыльности товаров фирмы за прошлый пе-

риод и на перспективу;

· эффективность использования ресурсов;

· динамику конкурентоспособности товаров фирмы на конкретных

рынках и фирмы в целом;

· устойчивость функционирования фирмы.

Качество нормативно-методических документов определяется их

полнотой по составу и содержанию, обоснованностью рекомендуемых

методов, требований, показателей, научных подходов, принципов.

Нормативно-методические документы должны охватывать все ком-

поненты системы менеджмента, учитывать научные подходы и прин-

ципы менеджмента, международные требования по стандартизации,

сохранению экосистемы, безопасности товаров и услуг, взаимозаме-

няемости товаров и др. Например, если при разработке стратегии фирмы

не были использованы международные стандарты ИСО серии 9000 по

системам качества, рекомендации по сертификации, стандарты по функ-

ционально-стоимостному анализу, методики оптимизации технических

и социально-экономических процессов, то не следует рассчитывать на

выпуск конкурентоспособных объектов. Чем быстрее «ковбойский»

менеджмент уступит место научному, тем успешнее пойдут дела в об-

ласти конкуренции и экономики.

Качествостратегиифирмы определяетсяеесоставомисодержани-

ем, числом и глубиной применяемых научных подходов и современных

методов. Тенденции экономического развития конкурентоспособных

стран характеризуются резким увеличением затрат на стратегический

маркетинг, формирование системы менеджмента, НИОКР ради мно-

гократной экономии на последующих стадиях жизненного цикла то-

варов и обеспечения их конкурентоспособности на внешних рынках.

Эти вопросы освещаются в курсе «Стратегический менеджмент».


 

 

264


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

Анализ динамики циклов прибыльности товаров фирмы за прошлый

период и на перспективу должен дать ответ на следующие вопросы:

как жила фирма за счет вчерашней прибыли, как она живет сегодня и

как она будет жить завтра? Для ответа на эти вопросы строятся циклы

прибыльности каждого товара фирмы (рис. 6.1). На рисунке показана

динамика сменяемости и прибыльности моделей товара одного назна-

чения (наименования). Это пример воспроизводства моделей товара с

применением воспроизводственного подхода, т. е. для поддержания

конкурентоспособности модели каждая будущая модель должна быть

прибыльнее вчерашней.

Период Т1 — продолжительность проведения стратегического мар-

кетинга, НИОКР и организационно-технологической подготовки про-

изводства нового товара, Т2 — продолжительность выпуска первой мо-

дели (освоение, рост, зрелость, спад). Пунктирной линией на первом

цикле показан возможный вариант прибыльности модели товара при

неэффективной работе; тогда и по будущим моделям прибыль окажет-

ся меньше, так как не будет средств на инновации. Переход с одной

модели на другую в данном примере осуществляется наиболее слож-

ным — параллельно-последовательным методом.

Например, в точке А одновременно выпускались две модели това-

ра: старая (на стадии спада, снятая с производства) и новая (на стадии

освоения производства). Общая прибыль фирмы в точке А равна сумме

прибыли, полученной со снимаемой с производства модели, и прибыли,

полученной с осваиваемой модели. Проще переход с одной модели на

другую осуществлять с остановкой производства, переналадкой обо-

рудования, освоением прогрессивной технологии. Но в таком случае

от данного товара в этот период фирма не будет получать прибыль. На

рис. 6.1 в году t фирма получает максимальную прибыль по второй

(сегодняшней) модели и несет затраты на создание третьей (завтраш-

ней) модели.

Конкурентоспособность товаров и фирмы следует анализировать

по конкретным рынкам и прогнозировать альтернативные варианты

товаров одного назначения и сегментов для них. Число альтернативных

вариантов товаров и сегментов рынка должно быть не менее трех. Это

сложная проблема. Она охватывает анализ факторов внешней среды

фирмы, конкурентоспособности других фирм по аналогичным това-

рам, конкурентов поставщиков «входа» системы менеджмента фирмы,

организационно-технического уровня производства и других факто-

ров, которые подробно рассматриваются в курсе «Стратегический ме-

неджмент».


 

 

Тема6. Основыфинансовогоменеджмента


 

 


 

Вчерашние

«кормильцы»

 

Рис. 6 . 1 . Динамика циклов прибыльности товара фирмы

 

Одним из показателейустойчивости функционирования фирмы и га-

рантированного ее развития является безубыточность годовой програм-

мы выпуска товара, ее минимальное значение. На рис. 6.2 показана

схема определения границы безубыточности программы выпуска то-

вара. К условно-постоянным издержкам относятся издержки на годо-

вую программу выпуска данного товара, условно (относительно) не

изменяющиеся при изменении программы выпуска товара. Они вклю-

чают комплексные общецеховые и общезаводские расходы, которые

трудно калькулировать на единицу продукции. К условно-перемен-

ным издержкам относятся издержки на годовую программу выпуска

данного товара, изменяющиеся, как правило, пропорционально про-

грамме выпуска. Они представляют собой затраты на сырье, материалы,

комплектующие изделия, энергию (при наличии индивидуального уче-

та), заработную плату основных производственных рабочих, аморти-

зацию конкретного технологического оборудования. Эти затраты нор-

мируются на единицу выпускаемой продукции.

Левее точки А, в связи с недостаточной программой выпуска про-

дукции, условно-постоянные издержки будут распределяться между

небольшим количеством продукции, и доля этих издержек на едини-

цу продукции будет велика, цена товара окажется больше рыночной

(равновесной), и он не будет реализован. Правее точки А, наоборот,

при сохранении условно-постоянных издержек на программу при-

мерно на прежнем уровне уменьшится их доля на единицу продук-

ции, снизится себестоимость единицы продукции. Себестоимость
 


 

 


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

окажется меньше цены, товар будет реализован, и будет получена

прибыль.

 

Рис. 6.2. Определение границы безубыточности программы выпуска товара

 

Для нахождения и анализа границ безубыточности конкретных то-

варов необходимо автоматизировать учет расхода ресурсов.

После анализа перечисленных факторов, предопределяющих текущее

состояние фирмы, выполняются анализ и оценка ее финансового состо-

яния. За основу системы показателей, характеризующих финансовое

состояние фирмы, рекомендуется принимать следующие показатели:

· ликвидности активов;

· привлечения заемных средств;

· оборачиваемости ресурсов;

· рентабельности продукции и производства;

· устойчивости функционирования фирмы.

Конкретная система финансовых показателей фирмы определяет-

ся особенностями отрасли, выпускаемой продукции, размером фир-

мы и другими факторами.

Соблюдение системного, маркетингового, динамического и других

подходов менеджмента в условиях ужесточения конкуренции требует,

во-первых, проведения анализа конкурентоспособности и рентабель-

ности каждого вида товара на конкретном рынке, во-вторых, прогно-

зирования стратегии изменения финансовых показателей по товарам,

рынкам и фирме в целом. Другими словами, стратегию финансов фир-

мы следует формировать не сверху, как делается в настоящее время,
 


 

 

Тема 6. Основы финансового менеджмента


 

 


 

а снизу — с товаров и рынков. Это трудная работа. Однако в условиях

развития международной конкуренции устойчивость функциониро-

вания фирмы другим путем обеспечить весьма сложно.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.012 с.)