Сущность и классификация функций управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и классификация функций управления



Анализ литературных источников по управлению (менеджменту)

на предмет сущности и классификации функций позволяет сделать

следующий вывод: сколько источников, столько и понятий, класси-

фикаций. В связи с этим люди не сразу понимают друг друга, трудно

автоматизировать процесс управления. Также нет единого подхода

к определению стадий жизненного цикла, например товара.

С учетом особенностей рыночных отношений мы предлагаем жиз-

ненный цикл товара подразделять на следующие стадии:

1) стратегический маркетинг — стадия по прогнозированию норма-

тивов конкурентоспособности товаров и стратегии организации;

 

 

Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб.

и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.
 


 

 


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

2) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

(НИОКР);

3) организационно-технологическая подготовка производства про-

дукции (ОТППП);

4) производство продукции;

5) тактический маркетинг;

6) сервис потребителей товара;

7) эксплуатация товара;

8) утилизация товара.

Определение функции мы предлагаем следующее: функция — вы-

полнение конкретных операций по решению определенных управлен-

ческих задач.

В литературе можно встретить различные сочетания функций, вхо-

дящих в цикл управления. Например, прогнозирование и планирова-

ние, организация, анализ и оценка, контроль, стимулирование; плани-

рование, организация, учет и контроль, мотивация, регулирование;

анализ, прогнозирование, планирование, организация, контроль, мо-

тивация, координация и т. д. Во всех сочетаниях функций присутствуют

планирование, организация, контроль, мотивация. Остальные функ-

ции в цикл управления входят не всегда. Подобное разнообразие и не-

конкретность затрудняют процесс управления.

В приведенных сочетаниях такие функции, как анализ и оценка,

выпадают из целостного ряда функций управления, так как анализи-

ровать и оценивать ситуацию (проблему, задачу и т. д.) приходится и

при планировании, и при организации выполнения планов (или про-

цессов), и при контроле, мотивации. Значит, анализ и оценка являют-

ся всеобщими функциями, обязательными для всех общих функций

управления. И поэтому анализ, оценку (а возможно, и другие функ-

ции) неправомерно ставить в один ряд с планированием, организаци-

ей, контролем, мотивацией.

Кроме рассмотренных функций в практике управления необходимо

выполнять более конкретные операции (работы) и по стадиям жизнен-

ного цикла объекта, например, маркетинговые исследования, приклад-

ные исследования, снабжение производства материальными ресурса-

ми и так далее. Более конкретные функции назовем специальными

(или единичными, особенными).

Таким образом, предлагается функции управления подразделять на

всеобщие, общие и специальные (по стадиям жизненного цикла объек-

та). Взаимосвязи всеобщих (ВФ), общих (ОФ) и специальных функ-


 

 

Тема1.Структураисодержаниесистемыуправленияорганизацией


 

 


 

ций по стадиям жизненного цикла объекта (СЖЦО) показаны на схе-

ме (рис. 1.5).

 

 

Рис.1.5.Взаимосвязи всеобщих, общихиспециальных

функций по стадиям жизненного цикла объекта

Из рис. 1.5 видно, что для осуществления работ на любой стадии жиз-

ненного цикла объекта необходимо выполнить все общие функции, и

одновременно при выполнении каждой общей функции необходимо

выполнить все всеобщие функции управления.

Для решения задач (проблем) на любой СЖЦО необходимо выпол-

нитьследующие общиефункцииуправления:а) стратегическиймаркетинг,

или нормирование (в условиях ужесточения конкуренции, усиления

экономии ресурсов роль нормирования повышается); б) планирование;

в) организация процессов; г) учет (в связи с вводом международных

стандартов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности роль этой

функции возрастает); д) контроль; е) мотивация; ж) координация.

С целью повышения качества управления считаем целесообразным

из всех работ выделить главную — разработку управленческого решения

как «позвоночника» системы управления. Тогда выполнение каждой

общей функции (нормирования, планирования и т. д.) будет начинать-

ся с организации работ по разработке управленческого решения по

каждой общей функции, а заканчиваться оформлением решения. Та-

ким образом, цикл принятия управленческого решения по каждой об-

щей функции будет состоять из следующих всеобщихфункций (обяза-

тельных, единыхдля всехобщих).

I. Организация работ по разработке управленческого решения по

каждой общей функции управления.

И. Анализ и синтез проблемы по данной общей функции управления.
 


 

 


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

III. Прогнозирование параметров объекта, которые необходимо вы-

полнить (достичь) на данной общей функции.

IV. Оптимизация и оценка решения по данной общей функции.

V. Оформление управленческого решения по данной общей функции.

Иерархия функций (на примере управления конкурентоспособнос-

тью и эффективностью товара) показана на рис. 1.6.

Для объяснения важности углубления работ по управлению в табл. 1.5

представлен фрагмент общих и всеобщих функций, которые необхо-

димо выполнить, например, на стадии стратегического маркетинга.

Трудоемкость выполнения общих и всеобщих функций управления

на стадии стратегического маркетинга, представленных в табл. 1.5, зна-

чительная. Поэтому подобные функции могут выполняться только по

дорогим объектам крупносерийного и массового производства.

 

Рис. 1.6. Иерархия функций управления

Таблица1.5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.85.179 (0.079 с.)