Организационно-психологические основы нормирования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-психологические основы нормирования



И оплаты труда

Одним из условий формирования рациональной структуры коллек-

тива является определение общего потенциала человека, трудового

потенциала, человеческого капитала и рабочей силы. Для формирова-

ния работоспособных коллективов следует анализировать компонен-

ты психологического портрета личности. Объектами нормирования

труда должны быть нормы условий и охраны труда, нормы затрат тру-

да, нормы результатов труда.

Основы формирования коллектива и организации

Трудовых процессов

Чем выше уровень иерархии менеджеров, тем больше в структуре

их рабочего времени должно отводиться решению стратегических за-

дач. Рекомендуемые в литературе 14 принципов управления персона-

лом (принципы Файоля)1 устарели, не отвечают требованиям научных

подходов. Принципы работы субъекта и объекта управления не могут

быть унифицированными. Рекомендуемые в литературе административ-

ные, экономические или социально-психологические методы управле-

ния персоналом не имеют классификационного признака. Вместо них

следует применять совокупность (как единство) методов принужде-

ния, побуждения и убеждения: их соотношение определяется в каждом

конкретном случае степенью свободы личности (например, 4:4:2).

В учебнике при решении любого вопроса большое внимание уделе-

нопрогнозированиюбудущихситуаций.Будущееформируетсясегод-

ня! Мы сегодня пожинаем «плоды» научно не обоснованной в 1991 г.

стратегии ускоренного «ковбойского» перехода огромной страны на

рыночные отношения. «Экономия» на качестве стратегических реше-

ний приводит к огромным потерям. В подтверждение этого положе-

ния приведем соотношение из практики менеджмента — 1:10:100:1000,

где 1 — «экономия», полученная на стадии стратегического маркетинга

за счет игнорирования современных методов оптимизации управлен-

ческих решений; 10 — потери на стадии подготовки производства; 100 —

потери на стадии производртва (материализации) объекта; 1000 — по-

тери в сфере потребления всей массы данных объектов.

Многие менеджеры полагают, что при переходе от плановой эконо-

мики к рыночной резко снижается роль планирования. Утверждаю —

 

Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело,

2000.
 


 

16

 

все наоборот. Дефицитность капитала, ресурсов, усиление глобальной

конкуренции требуют не семь раз отмерять, прежде чем отрезать,

а проанализировать все прошлые ситуации и спрогнозировать семь

будущих ситуаций. Актуальность планирования подтверждается в ра-

ботах Аристотеля, который отмечал: «Благо везде и повсюду зависит

от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечных

целей и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной

цели». Очень сожалею, что наши «рыночники» до сих пор это научное

положение не «пропустили через себя».

В развитие государственных требований к минимуму содержания и

уровню подготовки специалистов, изучающих курс «Производственный

менеджмент»,предлагаюследующие(конкретные)функциименеджера.

1. Уметь ставить высокие цели по удовлетворению потребностей

в самовыражении, стремиться вести нормальный образ жизни, под-

держивать хорошую физическую форму, постоянно повышать свою

квалификацию, ясно и доходчиво излагать свои мысли, быть честным,

обязательным, целеустремленным, следить за внешним видом.

2. Уметь научно прогнозировать стратегию развития организации,

эффективность и конкурентоспособность выпускаемой продукции,

изучать и оценивать внешние и внутренние факторы, влияющие на

конкурентоспособность, аргументированно доказывать устно и пись-

менно свои идеи и аргументы.

3. Уметь формулировать цели коллектива, понимать характер, осо-

бенности личности и адекватно оценивать себя и других людей, под-

держивать нормальный морально-психологический климат в коллек-

тиве, снимать стрессы, сглаживать конфликтные ситуации.

4. Знать технические и технологические особенности, принцип дей-

ствия покупаемого, выпускаемого или продаваемого объекта, разби-

раться в вопросах унификации, стандартизации, специализации и ав-

томатизации производства и управления.

5. Уметь анализировать ситуации, прогнозировать, экономически

оценивать и принимать конкурентоспособные, стратегические, управ-

ленческие решения в условиях неопределенности.

6. Уметь организовывать себя и коллектив на достижение поставлен-

ных целей, выполнять функции распределителя ресурсов, диспетчера

и координатора, делегировать функции и ответственность по уровням

управления, организовывать стимулирование работников за реализа-

цию концепции маркетинга (ориентации деятельности на потребите-

ля), экономию ресурсов, достижение конкурентоспособности управ-

ляемых объектов.
 


 

Предисловие


 

V7


 

Перечисленные функции свидетельствуют о высокой сложности

работы менеджеров. Поэтому они являются организаторами и коор-

динаторами в достижении целей, руководят менеджерами нижнего

ранга, специалистами и рабочими. Если система менеджмента явля-

ется нервной системой, системой достижения конкурентоспособнос-

ти организации, то менеджер — ее субстанцией и движущей силой.

Менеджер-«ковбой», обученный по примитивным информационно-

описательным книгам, может работать только в условиях устоявших-

ся рыночных отношений, например в американских, где правила его

поведения жестко регламентированы, в условиях же переходной эко-

номики, характеризующейся большой неопределенностью факторов,

достижение целей организации может обеспечить только менеджер-

профессионал, генератор идей, патриот своей страны и организации,

обученный по технологии МЭТУК и отвечающий вышеперечислен-

ным высоким требованиям. Понимаю, что это трудно. Однако 30 лет

назад курс «Организация и планирование производства» был значи-

тельно сложнее предлагаемого мною «Производственного менедж-

мента», но он не учитывал рыночные механизмы. А обучение по фи-

лософско-психологическим, информационно-описательным западным

книгам по менеджменту только снижает качество российского обра-

зования. Готов с благодарностью выслушать критические и конструк-

тивные замечания читателей по данному вопросу.

Обращаю внимание читателей еще на один архиважный аспект. Кон-

курентоспособные компании мира в настоящее время учатся работать

по законам новой экономики, отличающейся высокими требованиями

к знаниям, информации, качеству всех процессов, обеспечивающих

конкурентоспособность товаров и услуг. Поэтому российским това-

ропроизводителям необходимо осваивать не только механизмы ры-

ночной и переходной экономик, но и законы новой экономики.

В подготовке учебника к изданию активное участие принимала кан-

дидат экономических наук Людмила Анатольевна Сивкова, за что вы-

ражаю ей сердечную благодарность.

Особую благодарность выражаю рецензентам учебника, профес-

сорам Александру Лукичу Гапоненко, Андрею Олеговичу Блинову,

а также председателю УМО Государственного университета управле-

ния, доктору экономических наук, профессору Эдуарду Михайловичу

Короткову за ценные замечания по доработке учебника.

Раис Ахметович Фатхутдинов,

академик Академии проблем качества РФ,

доктор экономических наук, профессор


 

Тема 1

Структура и содержание системы



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.028 с.)