Сущность видов производственных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность видов производственных процессов



 

 

Продолжение
 
Наименование понятия Сущность понятия Примеры по некоторым отраслям
1. Подготови- тельный этап основного процесса Процесс подготовки живого труда в про- странстве и времени и орудия труда для преоб- разования предмета труда в полезный про- дукт Процессы по резке металла, штам- повке заготовок, их отливке в заго- товительных цехах машинострои- тельного завода и т. п. Подготовка исследователем рабочего места для проведения экспериментов. Подго- товка машины и документации для выполнения транспортных услуг. Под- готовка больного к операции в хи- рургическом отделении больницы

 


 

 


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент

 

Таблица 7.3 (продолжение)
Наименование понятия Сущность понятия Примеры по некоторым отраслям
2. Преобразу- ющий этап основного процесса Процесс преобразования предмета труда путем изменения его форм и/или размеров, физиче- ских и/или химических свойств, внешнего вида, вида соединения с дру- гими предметами труда, характеристик и/или показателей, состояния и/или потенциала в со- ответствии с плановым документом или творче- ским замыслом и т. п. Изготовление токарем детали для машины из прутка или штамповки. Проведение исследователем лабора- торных испытаний по проверке дета- ли на прочность. Проверка шофером узлов грузового автомобиля в соот- ветствии с производственным задани- ем. Проведение бригадой хирургов операции по удалению опухоли у больного
3. Заключитель- ный этап основ- ного процесса Процесс подготовки преобразованного пред- мета труда к приобрете- нию им формы товара для отправки или сдачи заказчику (комиссии) Сборка, испытания, сертификация, упаковка товара. Сдача строительного объекта приемочной комиссии. Со- гласование и утверждение норматив- ного документа. Сдача шофером при- везенного груза заказчику. Проверка хирургом или комиссией характери- стик состояния больного после опе- рации. Уборка рабочего места. Оформление документов
4. Вспомога- тельный процесс Процесс, способствую- щий нормальному про- теканию основного про- цесса по преобразова- нию предмета труда и связанный с обеспече- нием основного процес- са оборудованием, при- способлениями,режу- щим и измерительным инструментом, топлив- но-энергетическими ресурсами и т. п. Изготовление инструмента и приспо- соблений для нужд всех подразделе- ний организации. Ремонт технологи- ческого оборудования и транспорт- ных средств. Выработка сжатого воз- духа компрессорной станцией, горя- чей воды — котельной. Ремонт зда- ний и сооружений
5. Обслужи- вающий процесс Процесс, конкретно не связанный с данным предметом труда, обес- печивающий нормаль- ное протекание основ- ных и вспомогательных Материально-техническое обеспече- ние производства в любой отрасли народного хозяйства, организация сбыта продукции (оказание услуг), оказание транспортно-складских ус- луг конкретному подразделению или

 


 

 

Тема 7. Основы организации производства


 

 


 

 

Организация производственных процессов

В пространстве

Организацияпроизводственногопроцессавпространстве представ-

ляет собой способ сочетания основных, вспомогательных и обслужи-

вающих процессов на территории организации по переработке ее «вхо-

да» в «выход» (рис. 7.3). Поскольку «вход» и «выход» организации

относятся к ее ближайшему внешнему окружению, то в соответствии

с правилами применения системного подхода «вход» процесс и «вы-

ход» следует рассматривать как взаимосвязанные компоненты единой

системы. Отсюда следует, что параметры прямых и обратных свя-

зей на «входе» определяют параметры функционирования процессов,

а параметры процессов, в свою очередь, определяют параметры «вы-

хода».

Для обеспечения высокого качества процесса в системе сначала (на

первом этапе) следует проанализировать: а) силу конкуренции на вхо-

де системы; б) обоснованность параметров «выхода», насколько они

отвечают требованиям конкурентоспособности; в) степень влияния на

процесс параметров внешней среды (политической, экономической,
Наименование понятия Сущность понятия Примеры по некоторым отраслям
  процессов путем оказа- ния транспортных услуг, услуг по логистике на «входе» и «выходе» организации и т. п. заказчику. Выполнение обслужива- ющих функций в различных отраслях народного хозяйства
6. Производст- венный процесс на рабочем месте Любой вид процесса (основного, вспомога- тельного, обслуживаю- щего), протекающего на конкретном рабочем месте Изготовление детали на конкретном станке. Работа оператора на компрес- сорной станции. Работа шофера и т. д.
7. Производст- венный процесс в подразделении Процесс, протекающий в подразделении между рабочими местами, или естественный процесс Внутрипроизводственное (внутрице- ховое) транспортное обслуживание. Охлаждение детали после термообра- ботки на свободной площадке цеха
8. Межцеховой производствен- ный процесс Процесс, протекающий между подразделениями организации Накопление межцехового страхового или транспортного запаса изделий. Межпроизводственное транспортное обслуживание

 


 

 


 

 

Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

Обратная связь

Рис. 7.3. Виды и взаимосвязи производственных процессов в организации

по ходу производства (по горизонтали)

 

Организация

Подразделение

Рабочее место


 

Внешнее

окружение

организации

(«вход», «выход»

и т. д.)


Межпроизвод-

ственные

связи


 

Рис. 7. 4. Взаимосвязи производственных процессов в организации

по уровням иерархии (по вертикали)

 

технической), а также инфраструктуры региона; г) конкурентоспособ-

ность поставщиков комплектующих изделий, сырья, материалов и др.

Затем, на втором этапе, анализируются параметры процесса в системе.

Наша задача сводится к обеспечению конкурентоспособности всех

компонентов системы. Если, например, организация обладает конку-
 
 


 

 

Тема 7. Основы организации производства


 

 


 

рентоспособной технологией, высококвалифицированными кадрами,

новейшими техническими средствами, а ее поставщики («вход» систе-

мы) не могут производить высококачественные комплектующие из-

делия, то и на «выходе» системы товар будет низкого качества. Объяс-

ним этот пример на языке цифр: оценка «входа» — 3, процесса — 5,

«выхода» будет 3. Другими словами, если в качестве заготовки у вас

гнилое дерево («вход»), которое обрабатывается лазерным инструмен-

том (процесс), то на «выходе» не будет качественной детали. Еще при-

меры: на «входе» — 5, процесс — 3, на «выходе» будет 3; на «входе» — 4,

процесс — 5, на «выходе» — 4.

Отсюда следуют два правила: 1) уровень качества конечного этапа

любого процесса определяется уровнем качества промежуточного эта-

па, имеющего наихудший показатель качества; 2) отрабатывать про-

цесс следует начиная с входа системы, с первого этапа (объекта, ком-

понента и т. п.), предварительно проанализировав весь процесс.

Организация производственных процессов в пространстве реали-

зуется в производственной структуре (по горизонтали и вертикали),

т. е. чтобы представить производственный процесс в пространстве,

нужно наложить организационную структуру на производственную и

определить пространственные (территориальные) связи. Попытаемся

это проиллюстрировать простым примером (рис. 7.5).

В структуре управления организацией на рисунке ниже функцио-

нальных директоров указаны отделы (условно — по три). Рассмотрим их

структуру. Основными отделами, подчиненными директору по мар-

кетингу, могут быть информационный центр, отдел стратегического

маркетинга и отдел тактического маркетинга. У коммерческого дирек-

тора могут быть в подчинении отдел анализа эффективности, плано-

вый отдел, финансовый отдел. У технического директора — специаль-

ное конструкторское бюро (СКБ), отдел главного технолога (ОГТ),

отдел главного механика (ОГМ). У директора по производству — от-

дел автоматизированной системы управления производством (АСУП),

отдел производственно-календарного планирования, отдел оператив-

ного управления производством.

В структуре основного производства в составе отдельных видов

производств (квадраты) маленькими кружочками показаны цехи, име-

ющие в своем составе несколько участков (маленькие квадраты). Напри-

мер, подготовительное производство может состоять из материально-

го склада, где осуществляются хранение и подготовка для передачи

основному производству заготовок из стального проката, а также ли-

тейного и кузнечно-прессового цехов.


 

 


 

 

Р. А. фатхутдинов. Производственный менеджмент


 

 

7.5. Взаимосвязи компонентов структуры в организации производственных

процессов в пространстве

Обозначения:С—секретариаторганизации; Б—бухгалтерия;ДМ—директор

по маркетингу; КД — коммерческий директор; ТД — технический директор; ДП —

директорпопроизводству;ИХ,РХ,ТХ,ЭХиСХ—соответственноинструменталь-

ное, ремонтное, транспортное, энергетическое и складское хозяйства; 1, 2, 3 —

связи управления организацией с производством; ПП — подготовительное про-

изводство; ПРП1 и ПРП2 — преобразующие производства; ЗП — заключительное

производство

 

Преобразующие производства могут проектироваться как по пред-

метному принципу, специализируясь на изготовлении конечного про-

дукта, так и по функциональному. Подробнее эти вопросы были из-

ложены в теме 3. Заключительное производство может состоять из

сборочного цеха, цеха испытаний, цеха упаковки и сертификации.

Соединения 1,2 и З на рис. 7.5 показывают связи организационной

структуры с производственной. Соединения небольшого диаметра,

например связи отделов с самой нижней линией (выше фразы «Управ-

ление организацией»), показывают прямые и обратные связи любого

руководителя высшего уровня (директор по маркетингу и др.) с ру-

ководителями отделов и производственных цехов и участков. Для со-

блюдения принципа прямоточности, т. е. сокращения пути прохож-
 
 


 

 

Тема


 

 

Основы организации производства


 

 


 

дения предмета труда в организационной и производственной струк-

турах, необходимо располагать подразделения на территории по ходу

управленческих и производственных процессов. Кроме того, подраз-

деления одного функционального и производственного назначения на

территории должны располагаться рядом. Например, сначала должны

Друг за другом располагаться отделы директора по маркетингу, затем

отделы коммерческого директора и т. д. На рис. 7.5 это требование чет-

ко соблюдено. На практике, к сожалению, этот принцип не всегда учи-

тывается.

После анализа соблюдения принципа прямоточности рассчитыва-

ется коэффициент прямоточности важнейших частичных управлен-

ческих и производственных процессов по формуле:

(7.1)


где


— оптимальная длина прохождения предмета труда по i-му


процессу;


— фактическая (проектная) длина прохождения пред-


мета труда по i-му процессу.

Основными факторами оптимизации прямоточности процессов яв-

ляются:

· расположение подразделений организационной и производствен-

ной структур по ходу соответствующих процессов;

· концентрация процессов под одной «крышей»;

· сокращение расстояния между компонентами процессов;

· системный анализ и оптимизация коэффициента прямоточности

единичных управленческих и производственных процессов;

· автоматизация процессов;

· обеспечение пропорциональности частичных процессов;

· анализ рационализации структур и процессов (см. табл. 7.1).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.066 с.)