Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аспектов создания работоспособного коллективаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К морально-психологическим аспектам создания работоспособно- го коллектива относится изучение психологического портрета лично- сти и морально-психологического климата в коллективе. Одним из факторов эффективной работы коллектива является обес- печение в нем нормального морально-психологического климата. О его
Тема 12. Основы формирования коллектива и организации труда
459
наличии свидетельствуют взаимная поддержка людей, отсутствие меж- ду ними постоянных конфликтов, открытое обсуждение разногласий и других трудных вопросов, нежелание переходить на новое место. Во многом это обеспечивается сходством жизненных подходов и взгля- дов на работу. Лучше, чтобы коллектив был разнообразным, состоял из непохожих людей. Работоспособный коллектив должен иметь оптимальный размер. Чем больше людей, тем сложнее им общаться друг с другом и дости- гать согласия по ключевым вопросам. Поэтому большие группы почти неизбежно дробятся на малые численностью около пяти человек. Важная черта здорового коллектива — четкость целей. Каждый дол- жен хорошо представлять себе, к каким результатам надо стремиться, ясно понимать и разделять цели коллектива. И тогда люди будут ис- кать компромисс между личными и коллективными интересами, что- бы, удовлетворив свои потребности, внести вклад в общее дело. Кол- лективные цели обычно определяются совместно и корректируются в соответствии с обстоятельствами. На результативность коллектива влияет также выполнение опреде- ленных норм и стандартов поведения, к которым можно отнести чест- ность, компетентность, профессионализм, этические нормы и др. Соб- людение и регулирование такого рода норм и стандартов сплачивает коллектив. Вместе с тем следует практиковать неформальные контак- ты — торжественные ужины и обеды, пикники на природе и др. Важное значение в обеспечении эффективности работы коллектива имеет сохранение в нем нормального морально-психологического кли- мата (МПК). Главные признаки благоприятного МПК: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) доброжелательная и деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении во- просов, касающихся всего коллектива; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и призна- ние за ними права принимать значимые для группы решения; 5) достаточная информированность членов коллектива о его зада- чах и состоянии дел при их выполнении; 6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу; 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, рас- стройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллек- тива;
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каж- дым из ее членов и пр. Таким образом, характер МПК в целом зависит от уровня группо- вого развития. Оптимальное управление деятельностью и МПК в любом коллек- тиве требует от руководящего состава специальных знаний и навы- ков. В качестве специальных мер применяются: научно-обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психоло- гической совместимости членов коллектива; применение социально- психологических методов, способствующих выработке у членов кол- лектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия; применение соответствующего стиля руководства.
12.3. Установление требований к руководителю Начальники цехов и участков, мастера являются руководителями, занимающими определенное место в иерархии управления. Это ме- неджеры среднего и низшего звена. Не исключено, что завтра они будут менеджерами высшего звена, т. е. заместителями руководителя орга- низации. Исходя из перспективности карьеры менеджеров, сформу- лируем требования к менеджерам высокой квалификации. Характер деятельности конкретного менеджера определяется со- ставом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этих полномочий устанавливается в соответствии с принятой в организации системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любой организа- ции можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: гори- зонтальное (функциональное) и вертикальное по уровням иерархии управления (верхнему, среднему и низшему). Требования к менеджеру следует формировать исходя из двух ас- пектов: 1) уровня иерархии управления, к которой относится менед- жер; 2) комплексности проблем менеджмента, нацеленного на выпуск конкурентоспособных товаров. Иерархия менеджеров организации и структура их рабочего времени представлена на рис. 12.1. Квалификационные требования к менеджерам высокого класса це-
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. 4-е изд., пере- раб. и доп. СПб.: Питер, 2002.
Тема 12. О с н о в ы ф о р м и р о в а н и я коллектива и о р г а н и з а ц и и труда
Р и с. 12.1. Иерархия менеджеров организации и структура их рабочего времени
Труд менеджера не поддается нормированию из-за его многогран- ности и сложности, особенно в условиях перехода на рыночные отно- шения. К современным менеджерам относят лиц «с индивидуальным подходом», помогающих подчиненным постоянно учиться и поддер- живающих в сотрудниках дух предпринимательства и творчества. Такие руководители успешно решают основные проблемы человеческих отно- шений, к которым принято относить: умение реагировать на непредска- зуемые реакции подчиненных, преодоление информационного «голо- да» в коллективе, четкое формулирование требований к сотрудникам, установление с ними надежной обратной связи, способность отделить «зерна от плевел», поскольку люди далеко не всегда правильно интер- претируют события и не всегда говорят то, о чем думают. Современные менеджеры ставят перед собой задачу дать людям воз- можность зарабатывать, чувствовать удовлетворение от своего труда, участвовать в управлении предприятием, создавать условия для самосто- ятельного решения проблем. В уважении к личности человека проявля- ется суть гуманизма менеджмента. Руководитель не должен стремиться ужиться с каждым. Это нужно только в отношении действительно цен- ных, нравственно зрелых людей. Но объективным в отношении каж- дого руководитель должен быть обязательно. Современныйменеджервыступаетвнесколькихипостасях. Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий коллективом. Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, ис- пользуя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции. В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конф- ликты.
462
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравствен- ными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло. В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производ- ство то или иное изобретение, рационализаторское предложение или ноу-хау. В-шестых, это просто человек, обладающий обширными знаниями и способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решитель- ностью характера и в то же время рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях. В увязке с функциями управления роль менеджера сводится к сле- дующему: 1) он организатор, пользующийся уважением в коллективе и умею- щий работать с людьми; 2) он генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы, до- копаться до истины. Его слабое место — болезненное отношение к критике; 3) он энтузиаст, полный энергии, не только сам берущийся за лю- бые задания, но и воодушевляющий на это других. Может быть властолюбив и потому с теми, кто высказывает несогласие с ним, раздражителен; 4) он контролер, аналитик, способный оценить сделанное или выд- винутую идею и найти в ней сильные и слабые стороны. Высту- пает гарантом качества. Исполнителен, надежен, но иногда уг- рюм и часто сторонится людей; 5) он искатель выгод, интересующийся внешней стороной дела. Мо- жет быть хорошим посредником между людьми в силу своей по- пулярности в коллективе; 6) он хороший администратор, способный воплощать идею в жизнь. Способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах, а по- тому иногда медлителен; 7) он трудоголик. Нравится всем прежде всего потому, что не стре- мится занять ничье место, зато способен выслушать коллег и обо- дрить их. В жизни он незаметен, но когда отсутствует, его не хва- тает. Менеджерам хронически не хватает времени. Для рационального его использования необходимо: а) знать, на что оно тратится; б) тра- тить на то, что нужно; в) делать все как можно быстрее.
Тема 12. Основы формирования коллектива и организации труда
463
В инвентаризации времени первый шаг состоит в его фотографиро- вании. При этом следует обоснованно подойти к группировке баланса времени по функциям или задачам. Например, могут быть следующие функции: · обдумывание проблем и выработка решений; · прогнозирование и планирование деятельности на перспективу; · краткосрочное планирование; · постановка задач, подготовка совещаний; · руководство людьми (распределение заданий, инструктаж, кон- сультирование, оценка деятельности, разрешение конфликтов и т. д.); · администрирование (подготовка и издание приказов, распреде- ление документов, чтение почты и т. д.); · внешние коммуникации (переговоры, участие в конференциях, инспекции, обмен опытом); · контроль и мотивация. Рекомендации по НОТ (научная организация труда) для ИТР и служащих, предложенные известным советским ученым А. Гасте- вым в 1924 г., изложены в табл. 12.1. Известный немецкий специалист в области менеджмента Л. Зай- верт рекомендует придерживаться следующих правил планирования рабочеговремени. 1. Охватить планом лишь 60 % рабочего дня, оставляя 20 % на ре- шение непредвиденных проблем и 20 % — на творческую дея- тельность, в том числе на повышение квалификации. 2. Тщательно документировать и контролировать расход времени, чтобы иметь о нем четкое представление. Лучше определять бу- дущие потребности во времени и правильно распределять его. 3. Распределять все задачи в предстоящем периоде на долго-, сред- не- и краткосрочные и устанавливать приоритет действий по их решению. 4. Всегда последовательно доводить до конца начатое дело. 5. Планировать только такой объем задач, с которым можно реаль- но справиться. 6. Составлять гибкие планы. 7. Стремиться сразу же восполнить потери времени и не отклады- вать это на потом, когда резервов уже не останется.
464
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
8. Использовать для планирования времени специальные бланки и карточки. 9. Переносить невыполненные задачи автоматически в планы сле- дующего периода. 10. Фиксировать в планах не только сами действия, но и ожидаемые результаты. 11. Задавать точные временные нормы и предусматривать на то или иное дело ровно столько времени, сколько оно действительно тре- бует. 12. Устанавливать точные сроки для всех видов работ, чему в значи- тельной мере способствует самодисциплина. 13. Точно определять приоритеты в делах. 14. Отличать важное от срочного и избегать тирании срочных дел. 15. Определять, какую работу выполнить лично, а какую можно по- ручить другим. 16. Резервировать время для непредвиденных работ. 17. Постоянно пересматривать и корректировать планы с точки зре- ния полной реализации задач. 18. Планировать использование личного времени. 19. Резервировать длительные непрерывные периоды времени для решения важных задач и короткие — для мелких вопросов. 20. Отводить в планах время для творческой работы и повышения квалификации. 21. Планировать осуществление рутинных функций — обход фирмы, чтение документов и т. п. 22. Следить за тем, чтобы на непродуктивную деятельность уходило как можно меньше времени. 23. Стараться планировать альтернативно и искать лучший путь. 24. Вносить разнообразие в деятельность, чередовать долгосрочные и краткосрочные работы, индивидуальный и совместный труд. 25. Согласовывать свои планы с коллегами. Некоторые рекомендации по НОТ для ИТР и служащих (по А. Гастеву) · Всегда будь активен, инициативен, энергичен. · Работай по расписанию, нормируя время ежедневно. Планируй и учитывай свою работу. Веди деловой блокнот.
Тема 12. Основы формирования коллектива и организации труда
465
· В рабочем помещении разговаривай мало и негромко. По теле- фону разговаривай вполголоса и кратко. · Не кури в рабочем помещении, даже если это собственный каби- нет. Четко выполняй функции, определенные должностной ин- струкцией по принципу: «определенное место для каждого и каж- дый на своем месте». · Время — материальная ценность. Помни, что экономия твоего ра- бочего времени есть эффективный источник производственных успехов всего коллектива. · Никогда не раздражайся, имей бесконечное терпение. Никогда не бранись, следи за своим лексиконом. · Помни, что всякое дело требует исполнительности, дисциплины и инициативы. В работе исходи из фактов анализа деятельности, критически оценивая условия, обстановку, время. Всегда стре- мись к тому, чтобы ясно видеть цель, задачи, перспективу, рацио- нальное зерно. Это залог эффективности работы. · Будь кратким. · Имей чувство юмора и цени его у других. · Будь опрятен и аккуратен во всем. Не стыдись элегантности. Будь особенно корректен с женщинами. · Помни, что ничего лишнего не должно быть на рабочем чтобы попусту не суетиться и не искать нужное среди ненужно- го. Никогда при неблагоприятных обстоятельствах не теряй бод- рость духа. Наоборот, при столкновении с трудностями прояв- ляй больше энергии и настойчивости и добивайся победы. · Не бойся эксперимента. · Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно. · Умей говорить и слушать. · Помни, что хорошее настроение положительно влияет на здоро- вье человека и повышает производительность его труда. Поскольку персонал организаций по структуре очень разнообразен, вних применяютсяразличныетипырабочихграфиков. Например,труд ученых включает оригинальные и типовые работы, а также работы ор- ганизационного характера, связанные с согласованием и контролем за деятельностью специалистов и рабочих. При внедрении новых типов рабочих графиков (гибкий график, частичная занятость и т. д.) следу- ет обращать внимание не только на характер работы специалистов, но также на экономические выгоды (расходы на отопление, освещение, 16-488
466
Р. А. Фатхутдинов. Производственный менеджмент
аренду помещений, питание работников, оплату автостоянок и т. п.) и технические возможности (наличие телефонов, факсов, компьюте- ров и т. д.). Кроме того, новые типы рабочих графиков можно рассматривать и как своеобразные неденежные методы стимулирования результа- тивности. Так, по данным немецких исследователей, около 20 % ра- ботников рассматривают гибкий рабочий график как главный фактор положительной мотивации. Например, наиболее распространен гиб- кий график (гибкое время, гибкие рабочие часы) в научных организа- циях. Он строится разными способами: 1) ежедневный выбор времени начала и окончания работы; 2) переменная продолжительность рабочего дня; 3) выделение общего (присутственного) дня, т. е. времени, установ- ленного руководителем, когда все служащие должны быть на ра- боте. Большое значение наряду с выбором оптимального режима работы дляученогоимеет эффективноеиспользованиерабочеговремени. Мож- но выделить три причины, усугубляющие перегруженность работника: · малая степень делегирования ответственности; · неверно избранные приоритеты; · слишком большая погруженность в повседневные заботы. Интересно в этом плане правило 20/80, обоснованное итальянским на наиболее важных проблемах может привести к получению 80 % ре- зультатов, остальные же 80 % времени обеспечивают лишь оставшие- ся 20 % результатов. Для определения значимости задач важен принцип Д. Эйзенхауэра, который подразделял задачи по их важности и срочности на задачи В и С: · задачи А (очень важные и срочные) — выполнять немедленно; · задачи В (важные и несрочные) — определять, в какие сроки их следует выполнять; · задачи С (менее важные, но срочные) — делегировать. Дела, которые не являются ни важными, ни срочными, не должны отвлекать внимание руководителя.
Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник. 2-е изд. — М.: Экономи- ка, 1998.
Тема 12. О с н о в ы ф о р м и р о в а н и я коллектива и о р г а н и з а ц и и труда
Выбор стиля руководства Стильруководства —этопроцесссогласованияработыподчиненных. Успех применения того или иного стиля зависит от многих обстоя- тельств: содержания задачи и сроков ее решения, личности руководи- теля, особенностей коллектива и исполнителя, специфики «текущего момента» и других факторов. Под стилем понимается манера поведения руководителя по отно- шению к подчиненным, позволяющая повлиять на них и заставить де- лать то, что в данный момент нужно. Существуют две основные «сти- левыешкалы»: 1) «шкала власти», диапазон которой простирается от полной де- мократии до абсолютной автократии. Здесь рассматривается от- ношение руководителя к подчиненным как к субъектам управ- ления; 2) «шкала предпочтений», на которой отражается отношение руко- водителя к подчиненным как к объектам управления. По «шкале власти» стили руководства подразделяются на несколь- ко видов, например, на авторитарный, демократический и либераль- ный. Их особенности отражены в табл. 12.1. На практике редко встречаются руководители, работающие в соот- ветствии с рассмотренными стилями. Чаще всего используются эле- менты разных стилей. Стили управления X, Y, Z рассмотрены в учеб- нике автора «Организация производства»1. Таблица 12.1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.011 с.) |