Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право собственности арендного и коллективного предприятия

Поиск

Право собственности арендного предприятия. Этот вид права собственности юридических лиц открывает преду­смотренный Законом о собственности перечень разновид­ностей данного права. Такое решение законодателя обос­новывается соображениями социально-экономического, а не юридического порядка. Аренда государственных пред­приятий, составляющих пока подавляющую часть произ­водственного потенциала нашей экономики, должна стать основным путем ее «разгосударствления» и соответствен­но — главным способом образования коллективной собст­венности.

Порядок образования данного вида коллективной соб­ственности регулируется главным образом законодатель­ством об аренде. Субъект этого права — особое юридичес­кое лицо — арендное предприятие как целое. Оно возни­кает из трудового коллектива государственного предприя­тия путем его преобразования вначале в организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо, а затем — приобретения этой организацией статуса аренд­ного предприятия (п. 1 ст. 16 Основ законодательства об аренде).

Такой поэтапный порядок возникновения нового субъек­та права собственности вызван необходимостью создания специального юридического лица для заключения догово­ра аренды государственного имущества (предприятия). Ведь трудовой коллектив госпредприятия сам по себе не является юридическим лицом — субъектом гражданского


права (хотя он считался «хозяином» имущества, товаро­производителем все же являлось именно предприятие как целое, и оно же, следовательно, становилось юридичес­ким лицом—участником товарно-денежных отношений— п. 2 ст. 1 Закона о госпредприятии), поэтому заключать гражданско-правовой договор непосредственно с коллек­тивом нельзя.

Трудовой коллектив государственного предприятия на своем общем собрании (или конференции уполномочен­ных) не менее чем двумя третями голосов вправе принять решение об образовании «организации арендаторов», при­знаваемой самостоятельным юридическим лицом. Эта ор­ганизация совместно с профсоюзным комитетом предприя­тия разрабатывает проект договора аренды и направляет его государственному органу, уполномоченному собствен­ником сдавать в аренду государственные предприятия (в зависимости от того, к какой разновидности государствен­ной собственности отнесено данное предприятие).

После подписания арендного договора организация арендаторов приобретает статус арендного предприятия. Следовательно, как юридическое лицо данная организа­ция действует лишь на период составления и подписания договора аренды. Само арендное предприятие приобрета­ет права юридического лица (и, следовательно, субъекта права собственности) с момента его государственной ре­гистрации в исполкоме местного Совета (п. 2 ст. 16 Основ об аренде).

Объектом права собственности арендного предприя­тия являются произведенная им продукция, полученные доходы и имущество, приобретенное им за счет этих средств (п. 1 ст. 21 Основ об аренде, ст. 11 Закона о собст­венности). Будучи собственником полученных доходов, произведенной продукции и приобретенного за счет сво­их средств имущества, арендное предприятие самостоя­тельно определяет направления хозяйственной деятель­ности (с учетом обязательств, вытекающих из договора аренды государственного имущества) и также самостоя­тельно определяет направления использования остающей­ся в его распоряжении чистой прибыли (ст. 11, п. 2 ст. 19 Основ об аренде).

Иными словами, оно само решает, какие имуществен­ные фонды и в каком объеме ему необходимо создать. Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов аренд­ное предприятие может выпускать ценные бумаги (обли­гации, так называемые акции юудового коллектива, по


сути представляющие собой облигации), преимуществен­ное право приобретения которых имеют члены трудового коллектива арендного предприятия. Доход от их реализа­ции тоже поступает в собственность арендного предприя­тия.

Важной особенностью собственности арендного пред­приятия является необходимость определения в этом иму­ществе «вкладов» (долей) членов его трудового коллек­тива.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Основ об аренде предпо­лагается, что в имуществе, находящемся в собственности арендного предприятия, определяются размеры вкладов членов его трудового коллектива (на условиях и в поряд­ке, предусмотренных его уставом). На стоимость такого вклада членам трудового коллектива могут выдаваться ценные бумаги арендного предприятия (облигации, «ак­ции»), на которые выплачиваегся доход («дивиденды»). Это, однако, не превращает имущество арендного пред­приятия в долевую собственность, ибо нельзя потребовать его выделения в натуре, реально разделить между всеми работниками и т. п. Даже «реальная стоимость» ценных бумаг, выданных работнику арендного предприятия на стоимость его вклада, может быть им получена лишь в случаях, предусмотренных уставом предприятия (п. 3 ст. 21 Основ об аренде).

Речь, таким образом, идет об усилении у работников «чувства хозяина», преодолении их «отчуждения от соб­ственности», но не о конкретных долевых отношениях (собственности). Право собсгвенности на имущество арендного предприятия находится именно у этого пред­приятия как целого и не дробится между его работника­ми пропорционально их «вкладам» (долям).

В отличие от этого в ч. 1 ст. 44 эстонского Закона о собственности предусмотрена общая собственность членов арендного коллектива на их «общее имущество», т. е. иму­щество, не являющееся собственностью арендного пред­приятия как юридического лица (ст. 28 указанного За­кона).

Иначе говоря, по эстонскому законодательству у аренд­ного предприятия могут находиться одновременно три вида имущества с различным правовым режимом — имущест­во — его собственность; имущество — долевая собствен­ность членов его коллектива; имущество — собственность арендодателя (и переданное арендному предприятию на особом вещном праве).


Арендованное государственное имущество не является собственностью арендного предприятия, а находится у него на особом вещном праве, близком к праву полного хозяй­ственного ведения.

Закрепленные в п. 1 ст. 18 Основ об аренде возмож­ности арендатора, как уже отмечалось, настолько широки, что не идут ни в какое сравнение с правами обычного на­нимателя. Более того, договором аренды может быть пре­дусмотрен выкуп арендованного имущества (полный или частичный), причем для аренды имущества государствен­ных предприятий их трудовыми коллективами это, по пря­мому указанию п. 2 ст. 10 Закона о собственности, должно стать общим правилом.

После выкупа арендованного имущества арендное предприятие по решению его трудового коллектива может быть преобразовано в коллективное предприятие, коопера­тив, акционерное общество или иной вид предприятия, дей­ствующего на основе коллективной собственности (п. 2 ст.10 Основ об аренде).

Поскольку такой процесс для государственного имуще­ства должен стать нормой, можно сделать вывод, что само арендное предприятие по истечении срока аренды и выку­па прекращает существование, преобразуясь в нового коллективного собственника. Это и дает основание рас­сматривать его как переходную организационно-правовую форму коллективной принадлежности (присвоенности) ма­териальных благ.

Арендные предприятия как коллективные собственни­ки могут также создаваться на базе имущества, принадле­жащего общественным организациям (партиям, профсою­зам, добровольным обществам, благотворительным фондам и т. д.). В таком случае их правовое положение аналогич­но статусу арендных предприятий, созданных на базе госу­дарственного имущества (ст. 24 Основ об аренде). Одна­ко на данные отношения, как правило, не могут быть рас­пространены нормы о выкупе арендованного имущества, применение которых возможно лишь по усмотрению са­мих общественных организаций-собственников.

Кроме того, арендное предприятие может быть создано на основе аренды имущества отдельных цехов, производств или других подразделений государственного предприятия, т. е. части его имущества. Для этого в соответствии со ст. 22 Основ об аренде требуется согласие государствен­ного предприятия (хотя и не собственника, но субъекта права полного хозяйственного ведения государственным


имуществом). Арендный договор заключается с госпред­приятием, а не с собственником или уполномоченным им органом.

Поскольку к праву полного хозяйственного ведения гос­предприятий применяются правила о праве собственности, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 1 ст. 24 Закона о собственности), следует полагать, что в договорах об аренде части государственного имущества также могут быть предусмотрены условия его выкупа арендными предприятиями, если законодательством Союза ССР и союзных республик прямо не установлены случаи ограничения или запрета выкупа арендованного имуще­ства (п. 1 ст. 10 Основ об аренде).

Право собственности коллективного предприятия. Этот вид собственности возникает в случае непосредственного выкупа государственного предприятия его трудовым кол­лективом (перехода всего имущества госпредприятия в собственность его трудового коллектива), выкупа арендо­ванного имущества (по истечении предусмотренного до­говором срока аренды) или иными предусмотренными за­коном способами (п. 1 ст. 12 Закона о собственности).

Субъектом права собственности здесь становится юри­дическое лицо — коллективное предприятие, а не трудовой коллектив и не его отдельные члены.

В хозяйственной практике такие предприятия иногда называют «народными предприятиями». Например, в «на­родное предприятие» преобразовано производственное бройлерное объединение «Ставропольское», выкупившее свои основные фонды у государства (по договору с Гос-агропромом РСФСР оно обязалось также погасить банков­ские кредиты, использованные да создание выкупленных им основных фондов).

Объектом права собственности коллективного пред­приятия является все его имущество, включая произведен­ную продукцию и полученные доходы. Будучи собствен­ником, оно само устанавливает направления расходования полученных доходов и определяет целесообразность, по­рядок и размер образования имущественных фондов.

Подобно арендному предприятию, коллективное пред­приятие тоже обязано определять в своем имуществе «вклады» (доли) работников (п. 2 ст. 12 Закона о собст­венности).

В состав этого вклада включаются, во-первых, сумма вклада работника в имуществе государственного или арендного предприятия, на базе которого образовано кол-


лективное предприятие-собственник; во-вторых, вклад ра­ботника в прирост имущества коллективного предприятия после его создания (исходя из его трудового участия в деятельности этого предприятия).

На указанный вклад начисляюгся и выплачиваются про­центы (в размере, определяемом трудовым коллективом на основе результатов хозяйственной деятельности пред­приятия). Следовательно, часть дохода коллективного пред­приятия должна идти на выплату процентов по «вкладам» его работников.

Однако и здесь выделение вкладов работников не пре­вращает имущество коллективного предприятия в объект их долевой собственности. Ведь стоимость этого вклада можно получить не в натуре, а лишь в форме денежного эквивалента, да и то только после прекращения трудовых отношений с коллективным предприятием (в период ра­боты на нем можно получить лишь проценты на этот вклад).

Следовательно, отсутствует возможность раздела и вы­дела имущества коллективного предприятия между его ра­ботниками в натуре, да и само право собственности не дробится между многими субъектами, а сохраняет принад­лежность исключительно коллективному предприятию как целому.

Своеобразную форму собственности предусмотрело эстонское законодательство о народных предприятиях. Со­гласно ст. 17 Закона об основах хозрасчета этой респуб­лики, государственным предприятиям, основанным на рес­публиканской или коммунальной (муниципальной по тер­минологии эстонского законодательства) собственности, может быть «делегировано» право собственности. В дан­ном случае они становятся «народными предприятиями» и обладают правом собственности на принадлежащее им имущество.

Однако такое их «право собственности» отличается большим своеобразием. Согласно Положению о народном предприятии, утвержденному постановлением Совета Ми­нистров Эстонской ССР от 11 декабря 1989 г. № 411, его прибыль принадлежит не ему, а «его членам» (п. 28) и распределяется между ними (за вычетом налогов и дру­гих необходимых отчислений) в качестве «фонда дохода собственника» (п. 29).

Таким образом, доходы «члена» (работника) народно­го предприятия состоят из его заработной платы и «при­надлежащей ему части дохода собственника» (п. 39 Поло-107


жения). Вместе с тем на народном предприятии лежит обязанность обеспечить сохранность «переданного ему ус­тавного фонда» (п. 13 Положения) и при прекращении деятельности народного предприятия его имущество «воз­вращается в государственную или муниципальную соб­ственность», за исключением остатка фонда, образуемого за счет «дохода собственника», который выплачивается работникам народного предприятия (п. 48 Положения).

Последние, впрочем, вправе в этом случае на основа­нии решения общего собрания или собрания представите­лей ходатайствовать перед «учредителем» (государствен­ным собственником) о выкупе имущества предприятия (п. 49 Положения).

Все это дает основания считать «народное предприя­тие» по эстонскому законодательству не собственником (хотя бы и «вторичным», как указано в п. 2 Положения), а лишь обладателем особого вещного права на государст­венное имущество (типа права арендного предприятия по законодательству об аренде).

Такое право сочетается с долевой собственностью его работников (членов) на чистый доход (прибыль) народ­ного предприятия. Настоящим коллективным собственни­ком оно может стать лишь после выкупа его имущества из государственной собственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.20.148 (0.011 с.)