Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право собственности как гражданско-правовое понятие.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Право собственности регулирует определенную часть товарно-денежных имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права. При этом следует вновь напомнить, что речь идет о волевых отношениях, или, точнее, -' Заказ 6530 17 о волевой стороне экономических отношений, способной «поддаваться» правовой регламентации. Экономические (производственные) отношения, совокупность которых иногда рассматривается как наиболее широкое понимание отношений собственности, как извест-1 но, составляют базис общества, на котором, по Марксу, «возвышается юридическая и политическая надстройка». С этой точки зрения, вся юридическая надстройка, вырастающая на данном базисе, и выполняет функцию право-вого регулирования волевой стороны этих экономических i отношений собственности. Если же собственность понимать более узко, как процесс 'присвоения материальных благ, как «статику» производственных отношений, то и юридическое опосредование,| этой части производственных отношений (их волевой сто- | роны) приобретает более определенные черты и специфику, ^ позволяющую выделить особый правовой институт—право'" собственности, специально предназначенный для этой цели. Такой подход к предмету права собственности обосновывал А. В. Венедиктов, доказывавший еще в конце 40-х годов, что правом собственности опосредуется лишь какой-то «участок» экономического базиса — именно тот, который К. Маркс обозначал категорией «присвоения» в узком смысле, в смысле отношения к средствам и продуктам производства как к своим. Этот подход впоследствии был уточнен и дополнен С. Н. Братусем, показавшим, что право собственности опосредует даже не сам 'процесс присвоения, а его статику—состояние фактически достигнутой присвоен- ности материальных благ. В настоящее время по существу общепринят взгляд, в соответствии с которым право собственности регулирует статику имущественных (волевых) отношений собственности как состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ. Динамика этих отношений, т. е. переход материальных благ от одних лиц к другим, опосредуется в первую очередь обязательственным правом. Важно отметить, что данные отношения, объективно принимающие товарно-денежную форму, составляют тем самым предмет гражданско-правового регулирования. Следовательно, и регламентирующие их нормы, неизбежно воспринимающие эту специфику, могут быть только гражданско-правовыми по юридической 'природе (поскольку речь идет об отношениях независимых формально равных товаровладельцев). Их совокупность и составляет гражданско-правовой институт <» (подотрасль) права собственности, или право собственности в гражданско-правовом понимании. Нормы других отраслей права, которые также в той или иной мере регулируют волевую сторону экономических отношений собственности, составляя их 'правовую форму, не включаются в гражданско-правовой институт (подотрасль) права собственности. Их предмет составляет ту часть отношений собственности, которая не приобретает товарно-денежного характера (например, возникающих по поводу объектов, исключенных из товарного оборота и составляющих исключительную принадлежность государства), либо особые, внеэкономические способы их защиты (уголовно-правовые, административно-правовые). Все они (вместе с гражданско-правовыми нормами о собственности) могут рассматриваться как составные части общеправового, комплексного института права собственности. Гражданско-правовой институт (подотрасль) права собственности охватывает нормы, устанавливающие: характер и содержание правомочий собственника, гражданско-правовой режим объектов права собственности (в том числе правила о возможности и порядке приобретения и прекращения права собственности на эти объекты); формы (разновидности) права собственности, признаваемые правопорядком; гражданско-правовые способы защиты этого права. В совокупности перечисленные нормы гражданского права составляют право собственности в объективном смысле —как особый гражданско-правовой институт, закрепляющий, регулирующий и охраняющий состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ определенным лицам. Содержание права собственности. Для того чтобы раскрыть конкретные возможности поведения, предоставляемые законом собственнику имущества, охарактеризовать, по выражению Ю. К. Толстого, «меру его юридической власти», необходимо обратиться к категории права собственности в субъективном смысле, т. е. рассмотреть его содержание как субъективного гражданского права. Содержание субъективного права собственности принято характеризовать через составляющие его правомочия. Как в законодательстве, так и в теоретической литературе обычно выделяются три правомочия собственника: по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом (п. 2 ст. 1 Закона о собственности в СССР, 2* 19 п. 1 ст. 45 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года). Закон не раскрывает содержания данных правомочий, однако в цивилистической науке оно практически обще-признано: под правомочием владения понимается основанная на законе (или юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (числить на балансе и т. п.); под правомочием пользования —аналогичная возможность экоплуатадии (хозяйственного использования) имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; под правом распоряжения — соответствующая возможность определить судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения, уничтожения и т. д.). В правовой науке давно возник вопрос о том, исчерпы-^ вается ли перечисленной «триадой» правомочий право соб- 'Ч ственности, достаточно ли указания на них для того, чтобы показать юридическую специфику этого права, его отличие от правомочий иных владельцев, не являющихся собственниками. Дело в том,' что такими возможностями, причем не только по отдельности, но и в совокупности, в ряде случаев могут обладать и несобственники. Например, наниматель жилого помещения в доме местного Совета, очевидно, не только владеет и пользуется квартирой или комнатой (в этом—основной смысл предоставленных ему жилищным законодательством возможностей), но и в известных рамках вправе распорядиться ею (путем обмена, сдачи в поднаем, раздела лицевых счетов и т. д.). Уже отсюда следует, что сама по себе «триада» правомочий, во всяком случае, недостаточна для характеристики содержания права собственности. Более того, было бы ошибкой представлять ее как единственно возможный и правильный вариант описания правомочий собственника. г Прежде всего, она вовсе не берет начало, как иногда считается, в римском праве. Римское частное право вообще не знало «закрытого» (исчерпывающего) перечня правомочий собственника. Известная триада ius utendi, ius fruendi, ius abutendi (право обладания, право пользования, право распоряжения) как характеристика правомочий собственника появилась уже в средние века, у глоссаторов (тем более, что первые два правомочия рассматривались в классическом римском праве как вполне самостоятель- ные вещные права, а третье стало чисто средневековым «изобретением» комментаторов). В русское законодательство «триаду» внес М. М. Сперанский, что четко показано А. А. Рубановым (см.: Проблемы совершенствования теоретической модели права собственности.—В кн.: Развитие советского гражданского права на современном этапе. М., 1986. С. 105—106). В Г832 году появилась ст. 420 т. Х ч. I Свода законов Российской империи, устанавливавшая, что право собственности имеет тот, «кто, быв первым приобретателем имущества по законному укреплению его в частную принадлежность, получил власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным...». Законодательство других стран содержит иные характеристики этого понятия, говоря, например, о 'праве «пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом» (ст. 544 Гражданского кодекса Франции), о праве «распоряжаться вещью по своему усмотрению и отстранять других от всякого на нее воздействия» (§ 903 Германского гражданского уложения) и т. д. " В современном англо-американском праве насчитывают 11 правомочий собственника, причем способных в разных сочетаниях давать около полутора тысяч вариантов прав собственности (см,,:__Кикоть В. А^Современные тенденции и противоречия учения о праве собственности в развитых капиталистических странах (научно-аналитический обзор).—В кн.: Актуальные проблемы современного буржуазного гражданского права. Сборник научно-аналитических обзоров. М., 1983. С. 41—43). Таким образом, привычная для нас «триада» правомочий собственника, строго говоря,—чисто юридическая конструкция, прямо не опирающаяся на какое-то особое экономическое содержание. Она рождена историческим развитием нашего законодательства и было бы неправильно искать ее истоки в особых экономических отношениях владения, пользования и распоряжения. В ином случае можно было бы содержание экономических отношений собственности раскрывать через юридические категории (правомочия собственника), что вряд ли корректно. Специфика права собственности. Юридические особенности права собственности необходимо, по-видимому, искать не столько в перечне (триаде) правомочий, являющемся лишь одним из возможных вариантов законодатель- ной формулировки содержания этого права, сколько в самом характере данных правомочий. Конечно, правомочие ^ распоряжения имуществом у нанимателя всегда уже, чем аналогичное правомочие собственника. Но дело не только в том, что нанимателю недостает каких-то конкретных возможностей, чтобы «сравняться» с собственником (тем более, что последний, абстрактно говоря, может наделить другое лицо любыми принадлежащими ему самому правомочиями). Дело в том, что правомочия собственника, как и само право собственности в целом, дают возможность собствен-у нику, опираясь на закон, отстранять всех третьих лиц от | «хозяйственного господства» над принадлежащим ему '. имуществом, если на то нет его воли. В этом смысле право-мочия собственника носят действительно особый, исключительный характер (что, несомненно, является прямым отражением, следствием особенностей.», его экономического положения). Аналогичные правомочия могут быть и у несобственника (например, у того же нанимателя), но они уже не носят исключительдого_харяк1Ёра. Ведь они не только не «исключают» прав на это имущество самого собственника, но и возникают по его воле, а не только по воле управомочен-ного собственником лица. Следовательно, даже одноименные правомочия несоб-' ственника отличаются от правомочий собственника прежде всего тем, что последний реализует их исключительно по своему усмотрению, будучи ограничен в действиях только прямыми запретами закона, тогда как несобственник связан волей собственника, установившего для него пределы его прав (в соответствии с законом или договором), и не может действовать столь же независимо. Это обстоятельство ранее игнорировалось нашим законом (ср. ст. 19 Основ гражданского законодательства 1961 года), что порождало теоретические споры и практические недоразумения. Они дали о себе знать в последнее время как в законо-творческой деятельности, так и в хозяйственной практике. Отождествление «триады» правомочий с правом собственности, господствовавшее в правосознании, сделало возможными попытки подмены права собственности указанной «триадой», оказавшиеся не столь безобидными. Так, сначала права госпредприятия по владению, поль-* зованию и распоряжению государственным имуществом ('п. 1 ст. 4 Закона о государственном предприятии (объе- динении) стали трактоваться некоторыми экономистами как право собственности, тем более что трудовой коллектив этим же Законом был объявлен «полноправным хозяином» соответствующей части общенародной собственности (п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 2), а иной характеристики прав госпредприятия данный Закон не давал. Затем в п. 4 ст. 7 Закона о кооперации в СССР уже и кооператив был объявлен «полноправным хозяином принадлежащего ему на праве собственности» имущества. А после того арендные, «народные» и иные коллективные предприятия стали заключать с органами государственного управления договоры о передаче или продаже (выкупе) им либо их трудовым коллективам соответствующего имущества в «пользование и владение», либо даже «во владение, пользование и распоряжение», приобретая в результате «полную хозяйственную самостоятельность» и становясь «хозяином» («самостоятельным», «полноправным» и т. д.) имущества. Появление такого рода коллективных «хозяев», о которых многократно сообщалось в различных периодических массовых изданиях, возможно, и усилило «чувство хозяина» у конкретных работников, но не способствовало ясности правового положения их имущества. Более того, некоторые из них были разочарованы, узнав о том, что никакого права собственности на основные фонды, выкупленные ими «в пользование и владение» у государства, не возникло. Тем не менее, в большинстве альтернативных проектов, предлагаемых законодателю в связи с разработкой Закона о собственности, отстаивалось именно такое понимание права собственности. Например, в проекте, разработанном Комитетом Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, в ст. 4 указывалось, что «полномочному собственнику (субъекту права собственности) принадлежат права владения, распоряжения и пользования объектом собственности» (Эко-ном. газ. 1989. №48. С. 11). Понятно поэтому, какое важное практическое значение приобретает правильное и четкое определение характера и содержания правомочий собственника. Для него совершенно излишне указание на «хозяйский» характер прав, ибо характеристика собственника как «хозяина» не только ничего не добавляет к его правомочиям, но и смешивает их с правомочиями других владельцев (ведь наниматель квартиры, несомненно, является ее «хозяином», не будучи собственником). Точно так же излишне и указание на «хозрасчетный характер» деятельности собственника, ибо иначе как на «полном» («подлинном») хозрасчете собственник хозяйствовать не может. Но зато, по нашему законодательству, хозрасчетным может.быть даже неправосубъектное образование, например, внешнеторговая фирма государственного хозяйственного объединения. Не -будучи юридическим лицом, такая организация не может стать не только собственником, но и, строго говоря, вообще субъектом имущественных (гражданских) правоотношений. Многие ученые-цивилисты, характеризуя правомочия собственника, не ограничивались перечислением известной «триады», а указывали на ее осуществление «своей властью и в своем интересе» (А. В. Венедиктов), «по своему усмот-Г 'рению» (Д. М. Генкин), «независимо» от врех других лиц 1 С (С. М. Корнеев) и т. д. По этому же пути вполне обосно- \ ванно пошел и новый Закон о собственности в 'СССР, установивший в п. 2 ст. 1, что «собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом». При этом в Законе отсутствует прямое упоминание о «пределах» названных правомочий, содержавшееся ранее в кодифицированных актах гражданского законодательства. Напротив, законодатель далее специально подчеркивает, что «собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону», особо выделяя возможность его использования для «любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом». Тем самым закреплен наиболее широкий^ всеобъемлющий характер 'прав собственника, реализующего «хозяйственное господство» над своим имуществом. С учетом изложенного можно сказать, что субъективное право собственности предоставляет обладателю исключительную и всеобъемлющую возможность полного хозяйственного господства над имуществом, заключающуюся в правомочиях владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, т. е. совершать в отношении имущества любые действия, не противоречащие закону. В исключительном и всеобъемлющем характере правомочий собственника, в независимости его имущественно-правового положения от других лиц и заключается юридическая специфика данного права. Вместе с тем важно подчеркнуть, что наличие такого права прежде всего включает возможность самостоятель- ^4 ной организации хозяйственной (предпринимательской) деятельности и участия в товарном обороте на базе соответствующего имущества. Сведение права собственности к абстрактной «триаде» правомочий долгое время позволяло формально считать собственниками таких субъектов, которые в действительности были почти полностью лишены возможности свободного хозяйственного и иного использования принадлежащего им имущества (в частности, колхозы). Точно так же, например, и отдельные граждане как личные собственники были законодательно лишены права на самостоятельное хозяйственное использование своего имущества. Их «хозяйственное господство» жестко ограничивалось рамками сферы потребления. Поэтому законодатель специально отметил право собственника использовать имущество для любой не запрещенной законом хозяйственной деятельности, имея в виду признание за всяким, прежде всего—коллективным или индивидуальным собственником особого субъективного права (правомочия) на собственную хозяйственную деятельность (см.: Сафиуллин Д. Н. Теория и практика правового регулирования хозяйственных связей в СССР. Свердловск, 1990. С. 15). В новых условиях такой подход приобретает принципиальное значение, закрепляя одно из основных условий становления и функционирования современной рыночной экономики. Объекты права собственности Понятие объекта права собственности. Несмотря на всю специфику, право собственности есть лишь разновидность более широкой категории—гражданских прав. С этой точки зрения объекты права собственности тоже включаются в известное понятие объектов гражданских прав, будучи их разновидностью. Тем не менее, о них нужно сказать особо, поскольку объекты гражданских прав—весьма широкая категория, как известно, включающая даже определенные личные, неимущественные блага. Объектом же права собственности может быть только имущество, имеющее некую экономическую ценность (ведь речь идет о волевой стороне определенных экономических отношений). Далеко не всякое благо (материальное или духовное) способно стать объектом права собственности. f Исходя из экономической природы отношений собственности, можно 'было бы сказать, что объектом права собственности способно быть все то, что может отчуждаться как товар, быть предметом рыночных отношений независимых товаровладельцев. Но это был бы слишком широкий подход, поскольку товаром может в конкретном случае стать все, что так или иначе попадает в орбиту деятельности человека (в том числе, например, и сам человеческий организм как объект донорства и трансплантации), и даже то, до чего человек еще не добрался, но имеет хотя бы теоретические шансы добраться (например, известные за рубежом случаи «торговли» участками на Луне). Необходимо уточнить, что объектом права собственно^ сти может быть не просто товар, а продукт труда, имеющий форму товара, т. е. присвоенный кем-то, отвоеванный у природы в результате процесса производства. '*' Все остальные объекты человеческой деятельности в случае получения ими товарной формы могут быть предметом отношений, которые в том или ином объеме могут регулироваться с помощью некоторых норм права собственности, но все равно приобретают особый правовой режим, ибо распространить на них правила о собственности в полном объеме, без каких-либо изъятий, не представляется возможным. Ведь сами эти объекты по своей природе не допускают «полного хозяйственного господства» над собой их обладателя, а предоставляют ему довольно ограниченные возможности использования (например, донорская кровь, полученная хотя бы и возмездно). Необходимость отметить эти, как будто очевидные, на первый взгляд, обстоятельства связана с многочисленными 'попытками, 'предпринимавшимися в ходе разработки проекта Закона о собственности, объявить объектами права собственности категории, не способные выступать в этой роли по самой своей природе: жизнь и интеллект человека, его творческие способности; атмосферный воздух (воздушный бассейн), природные и этнические ландшафты и т. д. К сожалению, некоторые из них увенчались успехом: благодаря им, в частности, в п. 2 ст. 6 Закона о собственности появилось исключительное право гражданина «распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду», 'представляющее собой скрытую форму «права собственности на рабочую силу». Между тем, интеллектуальные и физические способности человека, в определенных ситуациях приобретающие ?б товарную форму (при «продаже» рабочей силы на рынке труда), не являются продуктом его производительного труда, а представляют собой результат его биологического развития (если, конечно, не рассматривать человека в качестве объекта права, как в рабовладельческом обществе). Данные способности не могут отчуждаться от своего носителя в результате товарных сделок, как это происходит с 'продуктом труда. Наличие правового регулирования трудовых отношений еще не свидетельствует о том, что такое регулирование осуществляется или должно осуществляться с помощью норм о праве собственности. Сказанное свидетельствует о том, что «право распоряжаться своими способностями к труду» не имеет ничего общего с правом собственности, и его включение в Закон о собственности нужно рассматривать как недоразумение (в прямом смысле слова). Аналогичные в принципе соображения можно высказать и по поводу закрепления в качестве объектов 'права собственности некоторых природных ресурсов. Так, ч. I ст. 15 Закона Эстонской ССР от 18 мая 1989 г. «Основы хозяйственного расчета Эстонской ССР» (Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР. 1989. № 18. Ст. 223) объявила исключительной собственностью Эстонской ССР «воздушное пространство над территорией республики». Но едва ли можно всерьез говорить об осуществлении «хозяйственного господства» над воздушным пространством, т. е. над воздухом в его естественном состоянии. Такого рода «предмет» в принципе не способен быть объектом имущественного (товарного) оборота, не будучи определен ни индивидуальными, ни родовыми признаками, ни иным образом обособлен в качестве «имущества». Иное дело—воздух или его составные части, измененные под воздействием труда человека и соответствующим образом обособленные (нагретый воздух—пар, «сжатый воздух» с помощью компрессора, «сжиженный воздух» (газ) и т. д., являющиеся объектами гражданско-правовых сделок). Теоретически объектом права собственности может быть и обычный воздух, однако опять-таки обособленный от «воздушного пространства», например, запаянный в какую-то емкость—и с этой точки зрения также отвоеванный человеком у природы в процессе его труда. В нашем же случае речь, конечно, идет не о «воздухе» как объекте права, а о воздушном пространстве, на которое распрост- раняется суверенитет государства — категория государственного и международного, а отнюдь не гражданского права. С этой точки зрения не вызывают каких-либо возражений формулы законодательства других прибалтийских республик: «исключительные права в отношении воздушного пространства над территорией Республики» (ч. 2 ст. 13 Закона Литовской ССР от 18 мая 1989 г. «Об основах экономической самостоятельности Литовской ССР»//Ве-домости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР. 1989. № 15. Ст. 168), «исключительная юрисдикция в отношении воздушного пространства» (ч. 3 ст. 17 Закона Латвийской ССР от 27 июля 1989 г. «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР»//Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской ССР. 1989. №32. Ст. 450). Точно так же результатом недоразумения следует считать и настойчивые попытки включить в сферу действия Закона о собственности отношения, связанные с так называемой «интеллектуальной собственностью», т. е. возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, изобретений и рационализаторских предложений, промышленных образцов, товарных знаков и т. п. Речь здесь идет о результатах интеллектуальной, творческой деятельности их авторов (создателей), выражающихся в соответствующим образом оформленных научных и технических идеях, системах художественных образов и т. д. Особенностью складывающихся при этом отношений является не только невозможность для автора осуществлять в классическом виде «хозяйственное господство» над результатом интеллектуального творчества, но и широкая возможность для всех лиц «извлекать полезные свойства» из этого результата (пользоваться им) без согласия создателя иным путем, нежели обладание (владение) им. Автору достаточно распространить свою идею, например, путем опубликования, и все другие лица получают фактическую возможность воспользоваться плодами его творчества. Более того, использование здесь модели отношений собственности способно ухудшить положение автора, ибо в таком случае художник, продавший картину, или автор, продавший рукопись издателю, должен терять все 'права не только на материальный носитель (холст, бумагу, магнитную ленту и т. д.), но и на само произведение, а при- гз обретатель вправе считать себя не только владельцем, но и создателем, что было бы абсурдным. Поэтому данные отношения хотя и строятся в форме исключительных правомочий автора (т. е. однотипных по юридической природе правомочиям собственника), но обеспечивают защиту его интересов особым путем—признавая за автором неотъемлемые правомочия 'безотносительно к тому, у кого фактически находится материальный носитель его произведения. Иными словами, за автором признаются особые, авторские права, обеспечивающие его интерес как творца произведения, но не как лица, осуществляющего «хозяйственное господство» над вещью. Не случайно рассматриваемые отношения имеют прежде всего неимущественный характер, хотя и сохраняют связь с имущественными отношениями. Этот их двойственный, особый характер общепризнан и как основа для особого правового регулирования нормами авторского права, изобретательского права и тому подобных институтов, а не нормами права собственности (см., например: Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. М., '1989. С. 18—19). Следует приветствовать то обстоятельство, что и наш законодатель в конце концов исключил «отношения интеллектуальной собственности» из сферы действия Закона о собственности (п. 4 ст. 2). Природные ресурсы как объекты права собственности. Изложенное понимание объекта права собственности дает возможность разобраться в сложной проблеме собственности на землю и оценить ее решение, предложенное Законом о собственности. Будучи естественным, природным объектом, земля, ее недра, другие природные ресурсы обычно не являются результатом труда человека (если не учитывать, скажем, искусственные лесопосадки или, например, разведение диких пушных зверей) и потому по справедливости не должны бы присваиваться, поступать в чью-либо собственность. «Первоначальный факт завоевания» земли лишь был, по выражению Маркса, «прикрыт» естественным правом (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 54). Более того, установление права отдельных лиц на свободное, полное владение земельными участками, как показал исторический опыт, неизбежно влечет их последующую концентрацию в руках сравнительно узкого круга лиц. Как отмечал Ф. Энгельс в «Происхождении семьи, ча- стной собственности и государства», «едва была установлена собственность на землю, как была уже изобретена и ипотека (см. Афины)», т. е. залог недвижимости, препятствующий ее дальнейшему отчуждению, «оборотоопособнос-ти». И это—при крайней ограниченности природных, в том числе земельных ресурсов, которыми располагает человечество. Поэтому К. Маркс говорил, что частная собственность на землю должна представляться «в такой же мере нелепой, как частная собственность одного человека на другого человека. Даже целое общество, нация и даже все одновременно существующие общества, взятые вместе, не есть собственники земли. Они лишь ее владельцы, пользующиеся ею, и... должны оставить ее улучшенной последующим поколениям» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. II. С. 337). Примечательно, что право собственности на землю и в буржуазном праве отличается большим количеством разнообразных ограничений, вплоть до установления исключительной собственности государства на некоторые природ- Д ные ресурсы и повсеместно закрепленной возможности • изъятия у собственника земельного участка «в публичных Д интересах» с выплатой компенсации (см., например: Кулагин М. И. Эволюция гражданского права в современных капиталистических странах—В кн.: Советское и иностранное гражданское 'право (проблемы взаимодействия и развития). М., 1989. С. 206—208). Отсюда — «естественная» идея «социализации земли», объявления ее народным достоянием, при отмене всякой иной, кроме народной, собственности на природные ресурсы. Смысл этой идеи состоит в том, что 'при отсутствии конкретного, юридического собственника на землю (ибо «народ» как целое не может быть признан субъектом имущественных правоотношений) органы государственной власти и управления получают определенную компетенцию по распоряжению земельными и другими природными ресурсами, а отдельные организации и граждане—необходимые для ведения хозяйственной и иной деятельности вещные права по их использованию, но не право собственности. Именно поэтому в п. 1 ст. 20 Закона о собственности земля, ее недра, воды, растительный и животный мир объявлены «неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории». Очевидно, что особенность этих объектов как объектов природы, а не продуктов человеческого труда, не могла быть не учтена при определении их правового режима. Вместе с тем следовало учитывать и сохраняющуюся возможность совершения, определенных юридических действий, в том числе сделок, с данными Объектами (например, сдача в аренду, установление вещных прав и т. д.). В этом случае неизбежно возникает вопрос о том, кто же может выступать в гражданском (имущественном) обороте от имени народа как целого, являющегося в экономическом смысле собственником земли и других природных объектов, поскольку они составляют его «неотъемлемое достояние»? Ничего иного, кроме конструкции исключительного права собственности государства, рассматриваемого в качестве единственно возможной правовой формы реализации экономических отношений земельной собственности, найти не удастся. Не случайно именно этот путь избрало законодательство всех прибалтийских республик, прямо закрепившее «исключительную собственность» соответствующей республики на данные объекты (ч. 1 ст. 15 Закона Эстонской ССР от 18 мая 1989 г. «Основы хозяйственного расчета Эстонской ССР», п. 1 ч. 1 ст. 13 аналогичного Закона Литовской ССР от 18 мая 1989 г., ч. 1 ст. 17 аналогичною Закона Латвийской ССР от 27 июля 1989 г.). В принятом 13 июня 1990 г. Законе Эстонской Республики о собственности (Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской Республики. 1990. № 20. Ст. 299) «земля, ее недра, воздушное 'пространство над территорией республики, внутренние водоемы и территориальные воды, шельф, леса и другие природные ресурсы» объявлены объектами права государственной собственности республики, вытекающего из неотъемлемого права народа Эстонии на землю и другие природные ресурсы Эстонии. Изложенными соображениями можно объяснить указание на землю и другие природные ресурсы как на объекты права собственности в п. 1 ст. 3 Закона о собственности в СССР, заголовке ст. 20 Закона «Собственность на землю и другие природные ресурсы» и помещение этой статьи в разд. IV Закона, названный «Государственная собственность». Данные обстоятельства в совокупности дают известные основания говорить о фактическом сохранении в нашем гражданском праве исключительной собственности государства на землю и другие природные ресурсы именно как гражданско-правового понятия, как правовой формы реализации экономических отношений общенародной принад- лежности данных материальных благ (тем более, что в действительности в земельные угодья вложен большой человеческий труд, причем не одного поколения людей, и с этой точки зрения правомерно говорить об их экономической присвоенности). Однако право государственной собственности в тради- | ционном виде чревато возможностью сосредоточения и осуществления правомочий собственника в руках представляющих его органов управления—ведомств различного уровня, обычно преследующих не только общегосударственные, но и ведомственные интересы. В отсутствие правовых гарантий интересов конкретных землепользователей и землевладельцев данная возможность вполне способна сохранить их «отчужденность» от природных объектов и все связанные с этим последствия такого хозяйствования. Появляется необходимость, с одной стороны, ограничить органы государства в их воздействии на имущественные отношения пользователей природных ресурсов, подчеркнуть их положение как несобственников — органов управления общенародным достоянием, а с другой — предоставить конкретным пользователям четко очерченные и защищаемые правомочия по его использованию. В связи с этим в тексте ст. 20 Закона о собственности | законодатель не применяет само понятие «собственность» (кроме заголовка) к отдельным государственным образованиям, подчеркивая тем самым зависимость их правомо- ' чий от «неотъемлемых» прав народов, проживающих яа данной территории (хотя сами эти правомочия, как нетрудно заметить, формулируются как одноименные правомо-, чиям собственника). При разрешении данной проблемы законодателю пришлось учитывать федеративный характер нашего государства, а также наличие во многих союзных республиках (в отличие от 'прибалтийских) автономных образований. «Многосубъектность» государства потребовала не огра- 1 ничиваться обычным указанием на «государство» как таковое, а конкретно определить правомочия Союза, союйной республики, автономной республики и другого автономного образования. Здесь основная сложность состояла в том, что объекты прав всех упомянутых государственных образований совпадают, так как, например, земля автономной республики одновременно является землей союзной республики и территорией Союза ССР в целом. Разрешить ее с помощью одновременного установления одинаковых прав (например, права собственности) нескольких субъектов на один и тот же объект (по концепции «расщепленной», или «сопряженной» собственности нескольких субъектов на одно и то же имущество, предлагавшейся некоторыми учеными) оказалось невозможным из-за принципиальной неразрешимости возникающих между такими субъектами противоречий. Ведь при полном равенстве их прав нет никаких оснований предпочесть интересы одного интересам другого, а во всех иных случаях оказывается, что кто-то из них на самом деле—собственник,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.135 (0.022 с.) |