Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право собственности общественных и религиозных организацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Субъекты права собственности общественных и религиозных организаций. Общественные организации—весьма широкое понятие, охватывающее, во-первых, политические партии и организации, причем не только строящиеся на началах членства, но и не имеющие жестко очерченных членством границ политизированные «общественные движения» («Саюдис» в Литве); во-вторых, добровольные организации (ДОСААФ) и общества (спортивные, культурно-просветительные—любителей книги, защиты памятников истории и культуры, борьбы за трезвость), в том числе общества по защите интересов тех или иных групп населения (например, слепых, глухих); в-третьих, творческие и аналогичные им союзы и объединения (театральных деятелей, журналистов, юристов и т. д.). К ним можно отнести благотворительные и иные фонды (Советский фонд культуры, Детский фонд. Фонд мира), особо выделяемые в п. 1 ст. 17 Закона о собственности. Наконец, к ним можно приравнять и религиозные организации (с имущественно-правовой точки зрения, по крайней мере), впервые за долгое время получившие нормативный имущественный статус на уровне закона (ст. 18 Закона о собственности). Общественные организации существуют как в виде простых, однозвенных структур (например, московский клуб любителей животных «Фауна»), так и в виде гораздо более распространенных многозвенных централизованных структур (например, профсоюзов—от профкомов организаций до федерации профсоюзов страны). Данное различие юридически важно потому, что одно-звенные общественные организации признаются юридическими лицами как целое и в силу этого становятся обычными субъектами правоотношений, в том числе и правоотношений собственности. Что касается многозвенных организаций, то в них дело обстоит значительно сложнее. Большие, массовые общественные организации с разветвленной структурой как целое не могут стать субъектами гражданского права — юридическими лицами, ибо столь громоздкая конструкция крайне осложнила бы реальное участие в имущественных отношениях низовых звеньев организации. Юридическими лицами в многозвенных общественных организациях обычно признаются их отдельные звенья, начиная с районных, городских, а иногда — и с первичных (например, профсоюзные комитеты на предприятиях и в учреждениях). Вместе с тем эти звенья не могут быть признаны собственниками находящегося у них имущества, ибо оно должно принадлежать общественной организации в целом. Принцип «единства фонда собственности» общественной организации, означающий принадлежность на праве собственности всего имущества общества (системы) в качестве единого фонда одному, единому собственнику—обществу (системе) как целому, общепризнан в нашей правовой науке (см.: Масляев А. И. Право собственности профсоюзов СССР. М., 1976. С. 52). Более того, он прямо закреплен в уставах некоторых общественных организаций (см., например, пп. 75 и 77 Устава Всероссийского общества глухих, п. 63 Устава Всероссийского общества слепых// Уставы добровольных обществ, Сборник нормативных актов. В двух частях. Ч. 2. М., 1986. С. 57, 67). (К сожалению, большинство уставов общественных организаций либо вообще обходит вопрос об их имущественной обособленности, либо решает его крайне нечетко и расплывчато.) В результате возникает определенная коллизия между признанием гражданской правосубъектности за отдельными звеньями общества и признанием права собственности за обществом в целом, не являющимся субъектом гражданского права (такая коллизия отсутствует лишь в однозвенных общественных организациях и в фондах). Ясно при этом, что отдельные звенья организации, не будучи собственниками, но являясь имущественно обособленными субъектами гражданских правоотношений, должны быть признаны обладателями ограниченного вещного права на закрепленное за ними имущество общества. Правда, данное положение прямо зафиксировано лишь в п. 78 Устава общества глухих, но отсутствие таких указаний в уставах других общественных организаций можно отнести исключительно на счет упущений, допущенных их составителями в силу неосведомленности. Признание крупных (многозвенных) общественных организаций едиными собственниками принадлежащего им имущества обладает, однако, не только недостатками чисто юридического характера, связанными с признанием субъектом права собственности неправосубъектного с точки зрения гражданского права образования. Традиционная и общепризнанная модель имущественных отношений, складывающихся внутри таких общественных организаций, по сути своей является слепком, копией традиционной мо- дели государственной собственности со всеми присущими ей недостатками (сверхцентрализация, отчужденность рядовых участников и нижестоящих звеньев от реального использования имущества и т. д.). Они еще более усугубляются отсутствием четкой нормативной регламентации рассматриваемых отношений, позволяющей, с одной стороны, фактически бесконтрольно распоряжаться данным имуществом центральным органам управления общественных организаций, с другой—не создавшей формальных препятствий для его фактического раздела или передела по национально-территориальному или любому другому принципу. Отмеченное обстоятельство подтверждают и широко развернувшиеся в последнее время споры относительно принадлежности имущества КПСС и ВЛКСМ, особенно в связи с усилением федеративных начал в их внутренней организации. С этой точки зрения более предпочтительной в современных условиях представляется «модель кооперативного союза», когда собственником признается каждое звено организации, причем верхние звенья на сугубо добровольных началах объединяют часть имущества нижестоящих звеньев. Тогда, например, областные и приравненные к ним звенья организации первоначально получают в собственность только то имущество, которое им добровольно передадут районные и аналогичные им звенья, а соответственно республиканские и всесоюзные—лишь то имущество, которое им подобным же образом передают областные звенья. Очевидно, что при таком подходе отпадает надобность в признании имущественной правосубъектности за организацией в целом, но одновременно устраняются и противоречия и недостатки, вызванные использованием для общественных организаций «принципа единства фонда», ранее свойственного государственной собственности. Здесь важно подчеркнуть, что в качестве правосубъект-ного «звена» общественной организации следовало бы рассматривать не ее орган управления (комитет, совет и т. п.) соответствующего уровня, а саму организацию—районную, областную (как совокупность районных), республиканскую (как совокупность областных) и т. д. Закрепленная же во многих действующих уставах общественных организаций конструкция «юридическое лицо—орган», как справедливо подметил А. И. Масляев, во-первых, противоречит закону, признающему юридическими лицами организации, а не их «органы» (ст. 11 Основ гражданского законодательства 1961 г.); во-вторых, способствует подавлению демократических начал и усилению бюрократизации управления имуществом общественных организаций, ограничивая возможность рядовых членов активно участвовать в этом процессе (см.: Масля ев А. И. Основные проблемы правового регулирования собственности общественных организаций//Сов. государство и право. 1989. № 1. С. 114). Следовательно, правами юридического лица необходимо наделять сами районные, областные, республиканские и аналогичные им организации, а их соответствующие органы управления рассматривать в качестве органов этих юридических лиц—собственников своего имущества. Разумеется, общественные организации в основном должны сами решать вопросы имущественной обособленности в своих уставах и положениях, однако существующая до сих пор практика показала свою полную несостоятельность. Закон о собственности, признавая в п. 1 ст. 17 общественные организации собственниками имущества, не решил (да и не должен был решать) вопроса о субъекте права собственности многозвенных общественных организаций. Поэтому предложенное выше решение не противоречит этому закону, а предполагает установление большей четкости в имущественно-организационных отношениях с учетом очевидной необходимости их демократизации. С учетом сказанного можно оценить установленное п. 1 ст. 17 Закона о собственности в РСФСР признание собственниками лишь тех общественных организаций (объединений), которые являются юридическими лицами. Важно также отметить, что в силу многообразия разновидностей общественных организаций вряд ли можно найти и обосновать какой-либо единый подход к их структуре и соответственно—к имущественной (гражданской) право-субъектности. \ Например, признание собственниками религиозных организаций в ст. 18 Закона о собственности само по себе тоже не предрешает вопроса о субъекте этой собственности, хотя и однозначно требует решения вопроса о право-субъектности религиозных организаций. Ведь, как известно, с момента принятия одного из первых декретов Советской власти (от 23 января 1918 г.) церковные организации в нормативном порядке были лишены прав юридического лица и, следовательно, возможности нормально участвовать в имущественных отношениях. Лишь в постановлении Совета Министров СССР от 10 января 1967 г. № 28 о хозяйственном снабжении церкви религиозные центры и епархиальные учреждения были наделены правами юридических лиц, но только в части приобретения транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений в собственность для своих нужд, производства церковной утвари, предметов культа и продажи их обществам верующих, т. е. главным образом для участия в некоторых, строго определенных обязательственных (договорных) отношениях. При этом низовые звенья церковных организаций (религиозные общины (приходы), монастыри и т. п.) прав юридического лица вообще не получили. Имущество же церкви, например православной, по-прежнему характери-, чуется принципом «единства фонда», т. е. именно право-,1 славная церковь как целое считается собственником своего имущества (значительная часть имущества находится у религиозных организаций на правах арендованного у государства). С этой позиции понятие «религиозная организация» как субъект права собственности (ст. 18 Закона о собственности) нуждается в легальном истолковании, которое должно последовать в готовящихся законодательных актах. Не случайно эстонский Закон о собственности в ч. 1 ст. 27 рассматривает в качестве собственников лишь религиозные общины и их объединения (как юридические лица). Аналогичное решение предусмотрено и п. 1 ст. 19 Закона о собственности в РСФСР, признающей собственниками только религиозные организации, получившие права юридического лица. С учетом того, что речь идет об отношениях коллективной собственности, субъектами которой сам закон объявил юридических лиц (п. 2 ст. 4 Закона о собственности), именно последние и должны, по общему правилу, рассматриваться в качестве юридических собственников. Поэтому столь важна четкая регламентация юридической личности общественных организаций, в значительной мере предопределяющая и характер их имущественной обособленности. Сказанное, конечно^ не означает, что всякое юридическое лицо в системе общественных организаций непременно должно быть собственником принадлежащего ему имущества. Так, благотворительный фонд как юридическое лицо обладает имуществом на праве собственности, а созданные им юридические лица, например, его отделения обладают имуществом йа ином (ограниченном) вещном праве. Но если организация как целое не имеет прав юридического лица, то признание ее собственником может повлечь самые неблагоприятные экономические и юридические последствия. Можно также констатировать, что новейшее законодательство стало в большей мере учитывать эти обстоятель- 1 ства. В частности, теперь юридически удовлетворительно разрешена довольно острая проблема имущественного положения органов территориального общественного самоуправления (советов и комитетов микрорайонов и т. п.), которые не только бурно росли в последнее время, но и приобрели имущество как за счет добровольных взносов и пожертвований населения и находящихся на их территории предприятий и организаций, так и частично за счет передачи им некоторых ресурсов местных Советов. На базе этого имущества данные организации развернули определенную хозяйственную деятельность (например, в Ленинском районе Москвы они вообще создавались не в виде советов микрорайонов, а в виде «социально-производственных комплексов»), включая создание новых, чисто хозяйственных организаций («хозрасчетных центров», кооперативов и т. д.). Законом СССР от 9 апреля 1990 г. об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267) органы территориального общественного самоуправления не только признаны в качестве составной части системы местного самоуправления (п. 1 ст. 2), но и наделены правами юридического лица (п. 6 ст. 6). Это дало возможность квалифицировать их правомочия по обладанию и самостоятельному использованию имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов (включая переданные местными Советами), а также право открывать банковские счета для денежных операций (ст. 21). Ясно, что эти органы общественного самоуправления, будучи юридическими лицами, являются коллективными собственниками находящегося у них имущества, Объекты права собственности общественных и религиозных организаций. Поскольку общественные и религиозные организации создаются не для коммерческих, а для политических и социально-культурных целей, их хозяйственная деятельность имеет вспомогательный характер, подчиненный главным целям. Поэтому находящееся у них имущество служит материальному обеспечению их основной уставной деятельности и имеет целевой характер (назначение), причем в его составе обычно преобладают объекты непроизводственного назначения. С этой точки зрения можно сказать, что экономические отношения собственности общественных организаций (как принадлежность, присвоенность ими соответствующих материальных благ) вообще формируются не в сфере производства, а в сфере распределения и обмена и уже в силу этого не могут считаться «равноправной» формой собственности. Не случайно в экономической литературе господствует отрицание собственности общественных организаций как самостоятельной разновидности (формы) экономических отношений собственности. Вместе с тем крупные общественные организации создают самостоятельные производственные предприятия и обладают ими (например, типографиями, фабриками по производству спортивного и охотничьего снаряжения, созданными спортивными и охотничьими обществами и союзами, производственными мастерскими и т. п., соответствующими, однако, их «профилю деятельности»). Указанные организации, приобретая права юридического лица, одновременно становятся обладателями ограниченных вещных прав (типа права полного хозяйственного ведения) на закрепленное на их самостоятельном балансе имущество общественных организаций. Более того, они вправе взять это имущество в аренду у общественных организаций-собственников и преобразоваться в арендное предприятие в соответствии со ст. 24 Основ законодательства об аренде. Практике известны и случаи выкупа имущества у общественной организации коллективом ее предприятия и создание затем самостоятельного коллективного предприятия-собственника. Это объясняется тем, что крупные общественные организации-собственники (профсоюзы, ДОСААФ и т. п.), обладавшие имуществом «на принципе единства фонда», столкнулись с теми же проблемами, что и государство-собственник, принципы хозяйствования которого они восприняли. Существуют особенности формирования имущества общественных организаций. В тех из них, которые строятся на началах формального членства, важнейшим источником образования объектов пбществе""ой собственности •с.гано-i ^тся членские взносы При создании благотворительных и иных общественных фондов их учредители должны передать в их собственность определенное имущество («первоначальный капитал»), правовой режим которого по сути аналогичен вступительным взносам. Вторым важным источником создания этого имущества являются добровольные пожертвования организаций и граждан, а нередко—и безвозмездная материальная помощь государства (за счет которой, например, была сформирована значительная часть имущества профсоюзов). Существенным источником обычно являются и доходы от собственной производственно-хозяйственной деятельности (например, издательской, полученной в виде значительной части прибыли собственных издательств или других производственных организаций), которая, однако, должна сохранять целевую направленность на обеспечение уставных задач организации. Имущество общественной организации подразделяется на фонды в соответствии с ее уставом и в определенном им порядке. Даже при наличии формального членства общественная организация и ее члены несут раздельную ответственность по имущественным обязательствам. Необходимо подчеркнуть, что при прекращении деятельности организации оставшееся у нее имущество идет на цели, предусмотренные ее уставом, а не распределяется между ее бывшими членами, как в кооперативах (п. 2 ст. 17 Закона о собственности). Данное положение прямо закреплено, например, в ч. 2 ст. 22 эстонского Закона о собственности. Оно, в частности, служит существенным отличием имущественного положения членов общественной организации и членов кооператива. При выходе из общественной организации никаких имущественных расчетов с нею у бывшего члена не возникает. Следовательно, никаких паевых, долевых и тому подобных отношений данная форма коллективной собственности не предусматривает. Законодательством могут определяться некоторые виды имущества, которые вообще не могут находиться в собственности общественных организаций, например, по соображениям безопасности. Вместе с тем определенные виды имущества, принадлежащие указанным организациям, забронированы от взыскания кредиторов. Например, их претензии не могут быть обращены на имущество культового' назначения, принадлежащее религиозным организациям. ЛИТЕРАТУРА: Б а с и н Ю. Г. Некоторые существенные особенности аренды государственного имущества/^Сов. государство и право. 1990. № 5. Бондарь Л., Бокарева М. Концерн по-министерски//Хозяй-ство и право. 1990. № 4. Гражданское и торговое право капиталистических стран/Под ред. В. П. Мозолина и М. И. Кулагина. М., 1980. § 4 гл. 4. Кудрявцева Г. А. Собственность общественных организаций в структуре социалистической собственности. — В кн: Право собственности в условиях совершенствования социализма. М., 1989. Кудрявцева Г. А. Имущественные права органов общесоюзных фондов и движений/^Сов. государство и право. 1990. № 4. Кулагин М. И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1987. Гл. II. Масляев А. И. Основные проблемы правового регулирования собственности общественных организаи,ий//Сов. государство и право. 1989. № 1. Право собственности в СССР/Под ред. Ю. К. Толстого, В. Ф. Яковлева. М., 1989. Разд. II (гл. гл. 3 и 4), разд. V. Правовое положение совместных предприятий на территории СССР. М., 1988. Прозоров В. Аренда предприятий (объединений)//Хозяйство и право. 1990. № 4. Рахмилович В., Пугинский С. Аренда государственных предприятий/УСов. юстиция. 1990. № 16. Сафиуллин Д. Общие положения об аренде//Хозяйство и право. 1990. № 3 Суханов Е. Консорциум? Концерн? Акционерное общество?// Коммерческий вестник. 1990. № 3. Суханов Е. Коллективная собственность//Коммерческий вестник. 1990. № 13. Сыродоева О. Рыночная экономика и законодательство о совместной хозяйственной деятельности//Сов. юстиция. 1990. № 16.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.045 с.) |