Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право собственности хозяйственных ассоциаций (объединений)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Субъект права собственности хозяйственных ассоциаций ^объединений). Статьей 3 Закона о предприятиях в СССР и п. 7 ст. 5 Закона о госпредприятии государственным предприятиям, объединениям и организациям, независимо от ведомственной принадлежности, предоставлено право самостоятельно создавать на договорных началах концерны, консорциумы,, межотраслевые государственные объединения, государственные производственные (отраслевые) объединения, различные ассоциации и другие крупные организационные структуры, в том числе с участием кооперативов и совместных предприятий, создаваемых с фирмами иностранных государств, т. е. иных (негосударственных) •собственников. Такое же право предоставлено арендаторам ст. 6 Основ законодательства об аренде и кооперативам—п. 3 ст. 10 Закона о кооперации. Речь, таким образом, идет о различных добровольных организационных формах объединения государственных и иных юридических лиц, создающих новую правосубъект-иую организацию (объединение). К сожалению,, наше законодательство не проводит различий между перечисленными организационными формами, более Того, зачастую рассматривает их как равнозначные, чем ставит в тупик при выборе той или иной формы: какой из них отдать предпочтение и по какой причине? Ведь по прямому указанию закона предприятие или организация, добровольно вошедшая в любую из перечисленных форм объединений, сохраняет юридическую и экономическую самостоятельность. Следовательно, отличия надо искать в правовом положении данных объединений, а при -лх отсутствии существование таких разнообразных форм теряет смысл. При этом можно учесть, что некоторые из названных категорий уже давно используются в коммерческой прак- тике и приобрели более или менее устоявшееся содержание (а в ряде случаев и нормативное закрепление), пренебрежение которым может привести к путанице и практическим затруднениям. С точки зрения добровольного объединения материальных и иных ресурсов для достижения тех или иных хозяйственных целей наименьшей степенью концентрации характеризуется (или во всяком'случае должен характеризоваться) консорциум. Он обычно представляет собой временное соглашение (договор) организаций-участниц об объединении ресурсов^ как правило, с целью создания или финансирования единого, крупного хозяйственного объекта. Сам консорциум не является юридическим лицом как-целое, но управляется по взаимному согласию всех участников, подчиняющихся общему согласованному руководству только в части достижения совместных целей. По достижении общих целей консорциум прекращает действие. Каждый из участников в соответствии с договором вносит свою долю, расходуемую на общие нужды, и несет ответственность по общим обязательствам консорциума & пределах этой доли, а при недостатке общего имущества — и другим имуществом (как участник договора о совместной хозяйственной деятельности, каковым по сути и является консорциум). Фактически консорциум может рассматриваться и как. простое товарищество с той лишь разницей, что его участниками всегда являются только юридические лица и масштаб их хозяйственной деятельности достаточно велик. Попытка в нормативном порядке определить понятие консорциума, а также ассоциации и концерна, пожалуй, впервые-в нашем законодательстве предпринята в постановлении Совета Министров Литовской ССР от 25 сентября 1989 г. № 199 «О порядке создания и регистрации объединений, предприятий и организаций вневедомственного статуса хозяйства Литовской ССР,' а также ассоциаций, концернов и консорциумов» (Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР, 1989. № 29. Ст. 386). В п. 3 данного постановления говорится о праве организаций создавать консорциумы, в которых «несколько банков или предприятий договариваются совместно использовать заем или проводить коммерческие операции большого масштаба». При всем его несовершенстве данное определение может служить известной иллюстрацией к понятию консор- диума. Конкретным примером может служить созданный в одном из районов Киевской области агропромышленный консорциум «Володарка», участниками которого стали киевский политехнический институт, облагрострой, областное отделение Агропромбанка и районное агропромышленное объединение, а целью деятельности—строительство крупного комбината стройматериалов (см.: Экономика и жизнь. 1990. №5. С. 2). Следующей, более высокой ступенью является ассоциация (союз) как добровольное объединение предприятий и организаций по отраслевому, территориальному или иному признаку. В отличие от консорциума ассоциация — более устойчивое образование, носящее постоянный, а не срочный характер. В п. 2 постановления Совета Министров Литовской ССР от 25 сентября 1989 г. ассоциация определяется как добровольный общественный союз или другое формирование самостоятельных объединений,, предприятий, организаций, который создан для осуществления совместной хозяйственной, научной, социальной, культурной или другой цели. Ассоциация как целое может и не быть юридическим лицом. Однако на практике возможно и создание ассоциации с правами юридического лица как целого. Такова, например, Государственная агрохимическая ассоциация «Аг-рохим», созданная постановлением Совета Министров СССР от 5 августа 1989 г. № 611 (СП СССР. 1989. Отд. 1. № 28. Ст. 112), в которую вошли предприятия бывшего Министерства по производству минеральных удобрений и объединения «Союзсельхозхимия». В данном случае участники возлагают на ассоциацию централизованное выполнение определенных производственно-хозяйственных функций, а она начинает играть по отношению к ним роль органа управления. Фактически эти функции выполняет обособленный аппарат управления ассоциации,, выступающий, однако, не от своего имени, а от имени ассоциации в целом (и соответственно—под ее имущественную ответственность). Более предпочтителен поэтому вариант ассоциации, в которой юридическим лицом является, по крайней мере, обособленный аппарат управления, выступающий от своего имени и под собственную имущественную ответственность. В случае же с «Агрохимом», объявленным в п. 2 названного постановления правительства юридическим лицом как целое, по существу произошла очередная «смена выве- ски», превратившая аппарат бывшего министерства в аппарат управления «ассоциации», а нечеткость законодательства лишь содействовала этим «бюрократическим играм». В настоящее время наиболее распространены у нас «ассоциации делового сотрудничества», представляющие добровольные объединения советских производственных предприятий и объединений и внешнеэкономических организаций, образованные с целью содействия экспортно-импортным операциям. Такими ассоциациями являются также «торговые дома», образуемые специализированными организациями, которым разрешено осуществлять розничную торговлю и оказывать услуги на иностранную валюту (см.: пп. 1—4 постановления Совета Министров СССР от 20 июля 1990 г. № 712 «О совершенствовании розничной торговли и оказания услуг на иностранную валюту на территории СССР»// СП СССР. 1990. Отд. 1. № 17. Ст. 92). Еще более централизованную структуру представляют собой концерн и межотраслевое государственное объединение (МГО) как его разновидность. (МГО, как можно судить уже по названию, является объединением государственных организаций межотраслевого характера, тогда как концерн может быть и отраслевым,, и негосударственным объединением, включающим в себя, например, кооперативы или арендные предприятия.) Литовское законодательство также рассматривает концерны как «более высокие формы объединения предприятий, когда предприятия формально остаются независимыми, однако в финансовом отношении подчиняются господствующей группе участников концерна» (п. 3 постановления Совета Министров Литовской ССР от 25 сентября 1989 г.). Концерн является добровольным объединением предприятий и организаций, обычно по производственному признаку, но всегда с правами юридического лица как целого (хотя и не обязательно с обособленным аппаратом управления,, ибо централизованные функции могут быть возложены участниками на головную организацию концерна). Организации, вошедшие в состав концерна или МГО, составляют единый хозяйственный комплекс, но внутренние взаимоотношения строят на основе взаимных договоров, а не иерархической подчиненности, сохраняя экономическую и юридическую самостоятельность. В концерне обычно образуются централизованные фон- ды и создаются общие «хозрасчетные фирмы» (внешнеторговые, рекламно-сбытовые и др.), а нередко—и свой коммерческий (отраслевой) банк. Таков, например, государственный концерн «Норильский никель», созданный Норильским горно-металлургическим комбинатом, комбинатами «Североникель», «Печенгани-кель», Красноярским заводом цветных металлов и Олене-горским механическим заводом, ранее входившими в систему Министерства металлургии СССР (см.: Эконом. газ. 1989. №47. С. 8). Форму концерна избрали и получившие права юридического лица шахты бывшего объединения «Интауголь» (см.: Экономика и жизнь. 1990. № 6. С. 5), рассматривающие его как «союз равноправных производителей». Вместе с тем более жесткую, чем в других объединениях, структуру управления концерном вновь использовали для сохранения прежнего аппарата управления некоторых министерств. Например, в бывшем Министерстве промышленности •стройматериалов входившие в его состав всесоюзные промышленные объединения преобразованы в 8 «концернов» («Цемент», «Асбест», «Асбестоцемент», «Техстекло», «Стромтепломаш», «Спецжелезобетон», «Союзминерал», -«Строминноцентр»), а их объединили в Государственную ассоциацию «Союзстройматериалы», которой фактически объявили бывшее Минстройматериалов (см.: Правительственный вестник. 1989. № 24. С. 2). А на базе бывшего Министерства газовой промышленности «возник» государственный концерн «Газпром», объявленный добровольным объединением предприятий данного министерства. Из этого, между прочим, видно,, что министерство, принимая любую форму—«ассоциации» (Минудобрений), «концерна» (Мингазпром) и т. д., стремится к введению в принципе одинаковой, традиционной управленческой структуры, смазывая различия указанных организационных форм и используя для этого недостатки законодательства. В связи с созданием всех перечисленных объединений возникает вопрос об их имущественной обособленности и правомочиях относительно переданного им участниками объединений имущества. Такой вопрос не возникает лишь при создании консорциума, поскольку он, как правило, неправосубъектен и речь может идти только о праве общей долевой собственности участников (либо о соответствующем долевом вещном праве, если участники консорциума сами не являются }22 собственниками имущества, как, например, государственные организации). Что же касается ассоциаций и концернов, а также отраслевых,, межотраслевых, региональных и иных хозяйственных объединений—юридических лиц, то, становясь самостоятельными субъектами права—новыми юридическими лицами,—данные организации получают и соответствующую их статусу имущественную самостоятельность. При этом возможные сомнения относительно характера' прав хозяйственной ассоциации, созданной исключительно-несобственниками (государственными организациями в-первую очередь), теперь прямо разрешены законом. Согласно п. 1 ст. 16 Закона о собственности, любая хозяйственная ассоциация (в том числе и созданная исключительно государственными организациями) обладает правом собственности на имущество, добровольно переданное ей предприятиями и организациями, а также полученное в результате ее хозяйственной деятельности. (Обращд-ет на себя внимание, что в числе хозяйственных ассоциаций Законом о собственности обоснованно не упомянут консорциум.) С этой точки зрения добровольное создание государственными предприятиями различных хозяйственных ассоциаций, осуществляемое ими «самостоятельно на договорных началах», как говорил п. 7 ст. 5 Закона о госпредприятии (в редакции '1989 г.), можно рассматривать как еще одну форму «разгосударствления» экономики, ибо передаваемое ассоциации имущество по прямому указанию Закона тем самым выбывает из государственной собственности и превращается в коллективную собственность ассоциации. Последняя, следовательно, становится самостоятельным субъектом отношений собственности, а принадлежащее ей право собственности—самостоятельной разновидностью права собственности юридических лиц. Но если такое решение может быть оправдано применительно к имуществу, добровольно объединенному производственными предприятиями для общих хозяйственных нужд, то оно вызывает большие сомнения в отношении имущества объявивших себя «ассоциациями» и «концернами» министерств и их главков (ВПО). Ведь такое имущество во многих случаях не было им добровольно передано предприятиями и объединениями, оно не было ни заработано, ни арендовано, ни выкуплено ими, а получено от государства практически безвозмездно. Все это напоминает почти анекдотическую историю с 12$ созданием в Ленинском районе Москвы в 1989 г. кооператива «Дорожник». В собственность кооператива, согласно его уставу, зарегистрированному райисполкомом, безвозмездно перешли «все основные и производственные фонды райдоруправления Ленинского исполкома, как и прочее имущество», причем членами кооператива, не внеся ни копейки взносов, стали 6 человек: бывшие начальник управления, его заместитель, главный инженер, главный экономист, секретарь партбюро и председатель профкома, а остальные 310 работников стали его сотрудниками «по договору» (см.: Графов Д. Кооператив узкого круга//Мэ-сковская правда. 1989. 19 сент.). По существу, и здесь аппарат управления стал собственником государственного имущества (в форме столь своеобразного «кооператива»). Все это в значительной мере стало возможно благодаря недостаткам и непродуманности ряда законодательных решений. Более правильно было бы рассмотрение государственных хозяйственных объединений такого типа не в качестве •собственников, а в качестве субъектов ограниченного вещного права на переданное им государственное имущество. Объекты права собственности хозяйственных ассоциаций. Здесь важно обратить внимание на то, что объектом права собственности хозяйственной ассоциации является лишь добровольно переданное ей организациями-учредителями имущество (и имущество, полученное в результате собственной хозяйственной деятельности), но не имущество входящих в ассоциацию предприятий и организаций (п. 2 ст. 16 Закона о собственности). Поскольку последние сохраняют полную экономическую и юридическую самостоятельность, даже находясь в составе концернов, никаких вещных прав на их имущество объединение в целом (и тем более его аппарат управления) не приобретает. Ассоциация становится собственником полученных ею в результате хозяйственной деятельности доходов и приобретенных имущественных комплексов (предприятий и организаций). Если эти предприятия и организации получают права юридического лица, то они одновременно становятся субъектами ограниченного вещного права на хозяйствование с имуществом, остающимся собственностью ассоциации. Что касается централизованных фондов, создаваемых участниками ассоциации, то они в зависимости от договоренности учредителей могут рассматриваться и как их общая собственность, и как собственность ассоциации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.160.58 (0.013 с.) |