ФЗ О сельскохозяйственной кооперации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФЗ О сельскохозяйственной кооперации



Статья 5. Союзы (ассоциации) кооперативов. Кооперативы самостоятельно или совместно с другими юридическими лицами - сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях координации своей деятельности, а также в целях представления и защиты общих имущественных интересов, осуществления ревизий кооперативов, союзов (ассоциаций) кооперативов - членов союза (ассоциации) могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов.

Если по решению членов союза (ассоциации) на союз (ассоциацию) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такой союз (ассоциация) преобразуется в хозяйственное общество или в товарищество в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или может участвовать в таком обществе.

Члены союза (ассоциации) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Учредительными документами союза (ассоциации) являются учредительный договор, подписанный его членами, и утвержденный ими устав.

Члены союза (ассоциации) вправе безвозмездно пользоваться его услугами.
Член союза (ассоциации) вправе по своему усмотрению выйти из союза (ассоциации) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Член союза (ассоциации) может быть исключен из него по решению остающихся членов союза (ассоциации) в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами союза (ассоциации). В отношении ответственности исключенного члена союза (ассоциации) применяются правила, относящиеся к выходу из союза (ассоциации).

Прием в союз (ассоциацию) новых членов осуществляется в порядке, предусмотренном уставом союза (ассоциации). Вступление в союз (ассоциацию) новых членов может быть обусловлено их субсидиарной ответственностью по обязательствам союза (ассоциации), возникшим до их вступления.

Союзы (ассоциации) вправе создавать по договору между собой объединения в форме союза (ассоциации) последующего уровня, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязаны создавать указанные.

Наименование союза (ассоциации) должно содержать указание на основной предмет его деятельности и территорию, на которой он осуществляет свою деятельность, с включением слов "союз сельскохозяйственных кооперативов" или "ассоциация сельскохозяйственных кооперативов", "союз рыболовецких колхозов" или "ассоциация рыболовецких колхозов.

 

· Аграрное право как отрасль права и учебная дисциплина.

АП как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об аграрном праве как отрасли права, его становлении и развитии, принципах и особенностях правового регулирования аграрных отношений, основных институтах АП, государственном регулировании сельского хозяйства, организационно-правовых формах с\х коммерческих и некоммерческих организаций, правовом режиме их имущества, приватизации гос и муниципальных предприятий и особенностях ее осуществления в агропромышленном комплексе и др. Аграрно-правовая наука изучает также зарубежное аграрное законодательство, проводя его сравнительно-правовой анализ, правовое регулирование земельных и аграрных преобразований в зарубежных странах.

Аграрное право относится к комплексным отраслям права. В основе выделения аграрного права в комплексную отрасль права лежат: 1) наличие предмета правового регулирования как главного материального основания разграничения норм права по отраслям, а именно специфического круга общественных отношений, обладающих достаточно крупной общественной значимостью и требующих специального правового регулирования, основу которых составляют отношения, складывающиеся в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции; 2) методы и принципы правового регулирования; 3) существование необходимого нормативного материала и прежде всего наличие собственных источников (аграрного законодательства), которые не входят ни в одну их основных отраслей права; 4) аграрная политика государства как субъективная основа формирования и развития аграрного права.

Как учебная дисциплина АП - это система научных знаний об аграрном праве как отрасли права, правовом регулировании общественных отношений в аграрной сфере, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

· Потребительский кооператив.

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. Два и более производственных и (или) потребительских кооператива могут образовывать потребительские кооперативы последующих уровней, вплоть до всероссийских и международных потребительских кооперативов. Не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.

Учредительный документ кооператива - устав. Общие сведения, обязательные для устава потребительского и производственного кооператива, предусмотрены в ст. 11 Закона. Кроме них, устав кооператива может предусматривать обязательство пользоваться услугами кооператива; удаленность от хозяйства лица, принимаемого в члены кооператива; требования к ассортименту и качеству продукции, производимой лицом, принимаемым в члены потребительского кооператива, поскольку членами кооператива являются сельскохозяйственные товаропроизводители (юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства), а также лица, ведущие личное подсобное хозяйство. Минимальное количество членов кооператива - пять физических и (или) два юридических лица, за исключением кредитных кооперативов: образовать кредитный кооператив могут не менее 15 физических лиц и (или) 5 юридических лиц. Члены потребительского кооператива должны принимать участие в его хозяйственной деятельности: осуществлять поставки в кооператив продукции, сырья для переработки, приобретать товары производственного назначения, пользоваться услугами кооператива и др.

К правам члена кооператива относятся: право на участие в управлении, на получение информации о финансовом состоянии кооператива, на участие в распределении прибыли.

Основные обязанности члена кооператива: вносить паевой взнос, нести ответственность по убыткам кооператива, соблюдать устав, пользоваться услугами кооператива.

Потребительские кооперативы являются некоммерческими. Виды СХПК: перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, садоводческие, животноводческие.

К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других).

Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по страхованию (страховые кооперативы), научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы.

Снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).

Садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.

· ФЗ «О развитии с/х» 2006г..

ФЗ «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 29.12.2006г. был принят Государственной Думой 22.12.2006г. Закон очень небольшой по объему и включает в себя всего 18 статей. Вообще, он представляет собой экономическую программу взаимодействия между государством и с/хтоваропроизводителями.

Однако, закон принимался в спешке, в течение нескольких дней, поэтому в нем немало пробелов. Например, нет статей о лизинге, нет четкости прав (нет защиты публичных интересов, нет статей про экспорт зерна). В Законе не содержится санкций и поощрений за нарушение и исполнение закона. Слишком политиированный закон. Закон критикуют все кому не лень, он плохой и его надо пересмотреть. Место ФЗ во многом определяется не только его содержанием, формой, юридическим статусом субъектов, но и эффективностью самого ФЗ. Для этого проводится мониторинг реализации закона, национальных программ в сфере с/х с целью оценки их эффективности.

Из ФЗ: ст. 8

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - государственная программа) является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.

2. Государственная программа утверждается Правительством Российской Федерации на пятилетний период не позднее 15 июля года, предшествующего первому году ее действия, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства. Государственная программа разрабатывается по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

 

Концепция ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» заключается в следующем:

· 1) фермерское хозяйство – это объединение граждан, связанных родством, имеющих в общей собственности имущество и осуществляющих производственную деятельность, причем основанную на их личном участии в этой деятельности по производству, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции;

· 2) фермерское хозяйство не может быть зарегистрировано в качестве юридического лица. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, что соответствует положениям ст. 23 ГК РФ;

· 3) право на создание фермерского хозяйства имеют как российские граждане, так и иностранные граждане;

· 4) в ст. 23 ГК РФ глава фермерского хозяйства признается предпринимателем;

· 5) отсутствуют квалификационные требования, предъявляемые к главе фермерского хозяйства;

· 6) членами фермерского хозяйства могут быть супруги и их близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки) без ограничения их количества, но не более чем из трех семей, а также не более пяти граждан, которые не состоят в родстве с главой фермерского хозяйства;

· 7) количество граждан, работающих в фермерском хозяйстве по трудовому соглашению (наемные работники), не ограничивается;

· 8) учредительным документом фермерского хозяйства является Соглашение его членов о создании фермерского хозяйства;

· 9) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между его членами;

· 10) в случае выхода членов фермерского хозяйства гражданин имеет право на получение только денежной компенсации, соразмерной его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства;

· 11) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским и земельным законодательством, а для строительства зданий, строений и сооружений разрешается также предоставлять и приобретать их и из земель иных категорий;

· 12) максимальные размеры земельных участков фермерского хозяйства устанавливаются законом субъекта РФ, но не менее 10 % от общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно—территориального образования на момент предоставления и (или) приобретения этих земельных участков.

· С/х производственная кооперация: создание и деятельность.

Сущность кооперации: обеспечивает условия для самостоятельной организации и объединения инициативных людей, цель которой – улучшить свое экономическое положение. Петровский завод. забайкальский край. 46% стран ЕС – кооперации есть. Международный кооперационный Альянс объединяет более 200 международных национальных кооперационных организаций, это приблизительно 210 стран.

В Своде законов Российской империи был раздел посвящённые кооперациям. 1917г. – проект закона о кооперации. Принят Сенатом, временным правительством. В условиях НЭПа применялись принципы кооперации. Далее кооперация была свёрнута. 80-е годы развитие колхозной кооперации (были потребительские кооперации, гражданские, жилищно-строительные). 1988г. закон «О кооперации в СССР». 1990г. более 300 тысяч кооперативов. 1996г. ФЗ «О производственных кооперативах»

ПК – объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового, или иного участия, первоначальное имущество которого, складывается из паев участников объединения.

Производственный кооператив является коммерческой организацией. Видами производственных кооперативов являются: 1) сельскохозяйственная артель (колхоз); 2) рыболовецкая артель (колхоз); 3) кооперативное хозяйство (колхоз); 4) иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 1 ст. 3 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

ФЗ «О с\х производственных кооперативах». Основные цели кооперации: 1. Интегрирование решения социально-экономических задач участников кооператива. 2. Это способ защиты, реализации экономических, социальных интересов населения посредством его самодеятельности, самоорганизации, саморегулирования, самофинансирования, самоуправления. 3. Позволяет обеспечивать возможность включения в хозяйственный оборот в с/х неиспользуемые ресурсы. 4. Стремление по средствам кооперационного труда наиболее эффективной организации инфраструктуры труда в с/х. 5. Способ увязывания дифференцированных доходов и благосостояния людей с результатом их деятельности.

СХПК – организация, созданная лицами ведущими ЛПХ, на основе добровольного, членства, для совместной производственной или иной социальной деятельности, основной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения их материальных или иных потребностей. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Виды кооперативов: в форме с/х, рыболовецких артелей, колхозов, савхозов.

Устав должен содержать ряд сведений:

1. Обязательные данные: 1) наименование кооп.; 2) место нахождения; 3) срок деятельности кооп-а; 4) предмет и цели деятельности; 5) порядок и условия вступления в кооператив, основания и порядок прекращения членства; 6) условия о размере паевых взносов; 7) состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательства по их внесению; 8) размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены; 9) условия образования и использования иных фондов; 10) порядок распределения прибыли и убытков; 11) условия субсидиарной ответственности членов кооп-а; 12) состав и компетенцию органов управления кооп-вом, порядок принятия ими решений; 13) права и обязанности членов кооп-ва; 14) характер, порядок и минимальный размер личного трудового участия в деятельности производственного кооператива; 15) время начала и конца финансового года; 16) порядок оценки имущества, вносимого в счет паевого взноса; 17) порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и реорганизации кооператива в официальном органе; 18) порядок и условия реорганизации и ликвидации кооператива;

2. Дополнительные: по усмотрению членов кооп-ва.

Институт членства. Наряду с с основными членами есть ассоциирование члены, т.е. ф.л. или ю.л., которые внесли паевой взнос, по которому это лицо получает дивиденды, несёт риск убытков, связанных с вязанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений.

Членами не могут быть иностранные граждане, лица без гражданства.

Нижний предел на менее 5 человек.

Основные принципы создания, функционирования кооперации: 1. Добровольность; 2. взаимопомощь; 3. распределение прибыли; 4. ограничение участия членов которые не является членами с трудовым участием. 5. ограничение дивидендов по денежным взносам членов, по взносам ассоциированных членов. 6. управление деятельностью на демократических началах (1 член = 1 голос). 7. доступность информации.

Субсидиарная ответственность членов кооператива ответственность членов кооператива, дополнительная к ответственности кооператива по его обязательствам и возникающая в случае невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить предъявленные к нему требования кредиторов.

 

· Методы регулирования в аграрном праве.

В аграрном праве, предметом которого служит комплекс тесно связанных между собой отношений, используются различные методы правового регулирования, применяемые в различных отраслях права. Это такие общие способы воздействия, как: запрет, предписание (императивные), разрешение (диспозитивные), согласование. При этом отдельным группам отношений, регулируемых аграрным правом, присущи в большей степени свои специфические методы, например, управленческим отношениям - методы власти-подчинения, дозволения и координации, имущественным - методы равноправия сторон и свободы вступления ими в отношения друг с другом.

Говоря о методах регулирования АП можно выделить:

· Метод равноправия сторон в имущественных отношения.

· Метод дозволения в хозяйственных отношения;

· Метод власти-подчинения в управленческих отношениях;

· Метод координации и субординации.

В зависимости от соотношений этих 4х способов воздействия различаются 2 типа правового регулирования аграрных правоотношений:

· Ограничительно-запретительный метод;

· Разрешительный метод.

Преобладает дозволение. Выбор метода зависит от факторов, от интересов государства.

 

· Трудовые правоотношения в с/х.

Правовое регулирование трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях существенно отличается от регулирования трудовых отношений в других отраслях экономики. Оно обусловлено спецификой сельскохозяйственного производства, зависимостью от природных факторов (широкая пространственность применения труда, плодородие и иное качество земельных участков, погодно-климатические условия), особенностями предмета труда - почвы, а также живых организмов (растений и животных) и организационно-правовой формы ведения сельскохозяйственной деятельности. Применяются специфические формы организации труда, его учета, режима, оплаты и охраны.

Своеобразие правового регулирования труда членов сельскохозяйственных производственных кооперативов обусловлено тем, что они выступают как: 1) собственники имущества кооператива (вкладчики); 2) лица, обязанные в силу членства осуществлять личное трудовое участие; 3) члены кооперативной организации, имеющие право активно участвовать в управлении делами кооператива по принципу равенства голосов.

Сельскохозяйственный производственный кооператив вправе использовать труд наемных работников. Но при этом законодательство устанавливает приоритетное право члена производственного кооператива и его наследников на получение работы в кооперативе в соответствии со своей специальностью и квалификацией. В случае невозможности обеспечить члена кооператива работой в данном хозяйстве ему может быть временно предоставлено право на трудоустройство вне данного кооператива без утраты членства в нем.

В Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации" вопросам правового регулирования трудовых отношений в кооперативах посвящена лишь одна ст. 40. Это неоправданно особенно с позиции защиты прав как членов кооператива, так и постоянно занятых в них работников, поскольку при абсолютном характере локального (т.е. автономного) правового регулирования трудно, а порой невозможно, консенсуально достичь решений по многим важнейшим трудовым вопросам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.219.157 (0.13 с.)