Земельная реформа в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земельная реформа в Российской Федерации



Третий этап экономических реформ на территории Российской Федерации (для новой России - первый этап) начался с земельной реформы, идеи которой, основные цели, принципы и механизмы проведения впервые были закреплены в Законах РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" и от 22 ноября 1990г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в ред. от 21 марта 2002 г.).

Закон "О земельной реформе" был адресован только пользователям земель сельскохозяйственного назначения - субъектам аграрного права. Целью земельной реформы было намечено перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики, рациональное использование и охрана земель. На первый план выдвигалась идея реформирования колхозов и совхозов, а рациональное использование земли - в последнюю очередь.

Далее в Законе были даны категории субъектов с разными титулами и целями землепользования:

1) собственность граждан - земля предоставлялась для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства и иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства;

2)право граждан на пожизненное наследуемое владение земельными участками либо на использование, в том числе на аренду;

3)земельные участки могли быть предоставлены колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества в коллективную (совместную или долевую) собственность; при этом каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства был наделен правом получения своей доли в виде земельного участка.

Передача земли в собственность гражданам должна была производиться бесплатно для ведения:

1) крестьянского хозяйства и формирования коллективно-долевой собственности в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе;

2) личного подсобного хозяйства - в пределах норм, устанавливаемых местными Советами народных депутатов;

3) садоводства и животноводства - все ранее предоставленные земли, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли, В остальных случаях (приобретение дополнительных земельных участков, создание новых садоводческих и других организаций на обычных сельскохозяйственных землях) земельные участки предоставлялись за плату. Закон закрепил также платность использования земли с помощью земельного налога.

Закон не предусматривал права распоряжения собственниками земельных участков, кроме передачи по наследству. Наоборот, был объявлен мораторий на куплю-продажу земельных участков сроком на 10 лет. Допускалась продажа земли или иное ее отчуждение только государству.

Возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам (по современной терминологии "реституция") не допускался, они могли получить земельные участки в собственность на общих основаниях. Исключалась также передача земельных участков в собственность иностранным гражданам.

Таким образом, в Законе РСФСР "О земельной реформе" была фактически сконструирована полная модель земельной реформы, основанная на переводе государственной собственности на землю в частную, воспроизведенная в последующих законах и иных нормативных правовых актах с разной степенью изменения. Этот Закон (как и все другие земельно-правовые акты) утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. " Оприведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации". Однако его роль в судьбе сельского хозяйства и всего общества оказалась в основном негативной.

В Законе РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" была также предусмотрена схема раздела земель колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств в двух вариантах:

а) выдача колхозникам, работникам совхозов денежных акций (с правом наследования и получения дивидендов), удостоверяющих долю каждого из них в стоимости сельскохозяйственных угодий;

б) условный раздел земли между членами коллектива на паи (с правом наследования и получения дивидендов).

Однако такое решение экономически и юридически было несостоятельно, противоречило специальному Закону РСФСР "О земельной реформе" и потому не имело юридической силы.

В Земельном кодексе РСФСР 1991 г. были воспроизведены нормы Закона "О земельной реформе": о гражданах как субъектах частной собственности на землю и видах ее целевого назначения; о коллективно-долевой собственности на земельные участки; о моратории на продажу и иное отчуждение земельных участков (ст. 12 Конституции РСФСР).

Особое внимание следует обратить на следующие особенности Земельного кодекса РСФСР.

1) Кроме права наследования и трех случаев возможной передачи земельных участков гражданами (их собственниками) в аренду (временная нетрудоспособность, призыв на военную службу, поступление на учебу) сроком на пять лет и наследование несовершеннолетними детьми никаких правомочий распоряжения земельными участками не предусматривалось. Аренда допускалась лишь у местных Советов народных депутатов в форме краткосрочной (для выпасов, сенокошения и др.) до 5 лет и долгосрочной - до 50 лет.

2) Кодекс не предусматривал права собственности юридических лиц (в ст. 6, 13 собственниками земельных участков ошибочно назывались колхозы).

В последующих нормативных правовых актах некоторые направления земельной реформы изменялись.

1. Расширен перечень категорий граждан, получивших право собственности на земельную долю (кроме работающих в сельскохозяйственных организациях, пенсионеров, постоянно проживающих на их территориях, и лиц, занятых в социальной сфере).

2. "Раскрепощалось" право распоряжения всеми собственниками земельных участков и земельных долей:

а) сняты ограничения на куплю-продажу земельных участков сугубо потребительского назначения;

б) с 1 января 1992 г. гражданам, владеющим земельными участками на правах собственности, разрешена их продажа другим гражданам и оформление в местной организации в следующих случаях: при выходе на пенсию по старости (за выслугу лет); при получении земли в порядке наследования; при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на свободных землях фонда перераспределения; при вложении вырученных средств от продажи земли в перерабатывающие, торговые, строительные и обслуживающие предприятия на селе;

в) установлено абсолютное право частной собственности на земельные участки и земельные доли с полным набором правомочий по распоряжению ими: продажа, передача по наследству, дарение, сдача в залог, аренду, обмен, передача в качестве взноса в уставные (паевые) фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями; дано разрешение на продажу земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации.

Таким образом, на этой стадии (в канун принятия новой Конституции РФ) земельная реформа достигла своего апогея - вовлечение земельных участков в качестве товара в свободный рынок с использованием конкурсов и аукционов. Земельные участки, как и все прочно с ними связанное, отнесены к недвижимости, и потому все сделки должны регулироваться гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.

Итак, правовое регулирование земельной реформы в сельском хозяйстве на первом этапе ее практического осуществления 1991-1993 гг. ознаменовалось переходом основной части земель сельскохозяйственных организаций из государственной собственности в коллективно-долевую частную собственность граждан (98% земельных участков хозяйственных обществ и 99,1% - сельскохозяйственных кооперативов, т.е. в собственность юридических лиц передано соответственно 2 и 0,9%), а затем после принятия Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 - в собственность владельцев крупного капитала, далеких от сельскохозяйственной деятельности. Абсолютная свобода распоряжения земельными участками без каких-либо ограничений, которая нигде в мире не существует, нанесла непоправимый ущерб сельскохозяйственным организациям, разрушила их как единые технологические комплексы, привела к невосполнимой утрате плодородия почв, нарушению требований охраны окружающей среды.

Мораторий на продажу земли в течение 10 лет, закрепленный в первых законах РСФСР "О земельной реформе" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и в ст. 12 Конституции РСФСР (1978 г.), был вначале сведен на нет (первый Указ Президента РФ), а затем полностью проигнорирован.

Второй этап земельной реформы в сельском хозяйстве охватывает период 1993 по 2000 г. Основой изменений земельного законодательства явилась ст. 36 (п. 2) Конституции РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Это первая в российском законодательстве сложная частнопубличная норма, отражающая, хотя и не в полной мере, социальную функцию собственности на землю, которая занимает основополагающее место в зарубежном законодательстве.

По Указу Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" (ст. 10) местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных долей для образования крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется в месячный срок по соглашению между собственниками земельных долей.

На современном этапе развития земельной реформы с 2001г. правило единогласия собственников земельных долей при решении вопроса о местонахождении земельного участка, при выделении его в натуре в счет земельной доли в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 3 декабря 2008 г.) *(110) нарушено. Согласно ст. 13 участник долевой собственности обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников или опубликовать сообщение в средствах массовой информации с указанием местоположения выделяемого земельного участка, а также требования направлять возражения в письменной форме. Оба способа уведомления участников долевой собственности и тем более их возражения практически нереальны. Не обеспечивается даже квалифицированным большинством голосов решение общего собрания участников долевой собственности о порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком, находящимся в долевой собственности, связанного с межеванием, установлением границ участков, принимаемого по правилам, прописанным в ст. 14 Закона, где оно считается принятым при голосовании за него участниками, владеющими более 50% долей от их общего числа.

Современный этап земельной реформы характеризуется четкой установкой на завершение приватизации земель, используемых приватизированными несельскохозяйственными предприятиями на праве постоянного (бессрочного) пользования, в 2009 г. или на перевод их на арендные условия землепользования. Что касается сельскохозяйственных организаций (негосударственных и унитарных), то согласно принятым субъектами Федерации законам об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация их земельных участков в ряде регионов будет осуществляться намного позже и затянется на несколько лет (см. гл. II).

Аграрные правоотношения – общие отношения, которые складываются, изменяются, прекращаются в сфере с/х деятельности и урегулированные нормами аграрного права. Это правовая форма, выражающая, закрепляющая аграрные общественные отношения как экономическую категорию (разновидность производственных отношений), которая развивается в процессе организации, ведения с/х производства.

АП отличаются масштабностью, многообразием правовых форм хозяйствования.

Субъектный состав: аграрные предприятия (АО, ООО, с/х кооперативы)

Основания возникновения АПО: В силу различных юридических фактов: договоры, иные сделки (агрострахование); акты государственных органов, органов мсу; судебные решения (изъятие земель, возмещение ущерба). В результате приобретения имущества (приватизация). В результате причинения вреда. В следствие неосновательного обогащения.

Действия и События. Критерии: 1. АПО складываются в сфере с/х деятельности; 2. Возникают в сфере товарообмена; 3. Норма права, где выражена степень связанности технических и иных норм с особенностями с/х производства.

Внешние АПО – агрокредитование, агролизинг, по поводу обеспечения охраны частной собственности, договорные, налоговые. Внутренние – связанные с организационной структурой каждого предприятия: организационно-управленческие.

 

· Потребительский кредит.

Потребительский кредит. Потребительский кредит - кредит, предоставляемый физическим лицам для приобретения в рассрочку предметов личного потребления. По форме погашения различают потребительские кредиты с разовым погашением и потребительские кредиты с рассрочкой платежа.

В России к потребительским ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению. По сути своей - это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.п.). В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. В качестве заемщика выступает население, а предоставляют основную часть потребительского кредита банки. При получении потребительского кредита еще имеется, как правило, посредник - торговая фирма, продающая товары в кредит.

Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - люди. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счёт банковских ссуд, то фактически 9/10 всей суммы потребительского кредита предоставляется банками. Погашается потребительский кредит в разовом порядке или с расчётного платежа.

По направлениям использования (объектам кредитования) в России потребительский кредит подразделяют на кредиты: на неотложные нужды; под залог ценных бумаг; строительство и приобретение жилья; капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, их газификацию и присоединение к сетям водопроводам и канализациям. Гражданам, проживающим в сельской местности, кроме того выдаются кредиты на строительство надводных построек для содержания скота и птицы и приобретение средств малой механизации для выполнения работ в личном подсобном хозяйстве. Членам садоводческих кооперативов и товариществ предоставляются долгосрочные ссуды на приобретение или строительство садовых домиков и на благоустройство садовых участков.

 

· Общая характеристика источников АП.

Источники права — это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В аграрно—правовой доктрине распространенной является трехчленная классификация источников аграрного права.

Они делятся по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества. В аграрном праве в большой степени, чем в других отраслях права, используются в качестве источников права акты санкционированного и делегированного правотворчества.

Санкционирующая деятельность — многообразная правовая деятельность государства по утверждения, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян – Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Специфика делегированного правотворчества выражается в том, что уполномачивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно—правовых актов, государство тем не менее не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аграрных отношений. Делегированное правотворчество в сфере государственного управления связано, как правило, с временным предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет компетенцию делегирующего органа. Наиболее распространенной формой источника права являются нормативно—правовые акты.

1. Главным источником аграрного права, как и для всех остальных отраслей российского права является Конституция Российской Федерации, которая обладает верховенством над всеми правовыми актами в Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу.

2. Федеральные конституционные законы, которые комментируют многие положения Конституции РФ, в том числе и связанные с аграрным правом.

3. Федеральные Законы.

4. Подзаконные акты – указы Президента. С 1991 г. президенту предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства, с этого момента указы президента приобрели силу законов, это явление стали называть «указным законодательством», а также постановления Правительства РФ, которые также относятся к подзаконным актам.

5. Немалую роль в регулировании аграрных правоотношений играют нормативно—правовые акты субъектов Российской Федерации и локальные акты. Главной особенностью таких актов является то, что они ограничены в применении территориальными признаками.

 

· Договор аренды зем участка.

Аренда земельного участка. Фермер - собственник участка вправе сдать его в аренду с соблюдением условий и ограничений, установленных земельным законодательством.

В соответствии с Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель с/х назначения подают в исполнительный орган гос.власти или омсу заявление. ОМСУ или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган гос. власти или омсу в течение 14 дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.

Максимальный срок аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может превышать 49 лет.

Законом субъекта Федерации может быть установлен минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду.

Договором аренды земельного участка может быть предусмотрена передача арендуемого участка в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

В случае аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор также вправе приобрести арендуемый земельный участок в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

В целях более полного использования земель сельскохозяйственного назначения установлено правило, согласно которому площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

· Рынок труда в с/х.

Рынок труда - это проявление товарно-денежных отношений, т.е. отношений купли продажи в сфере занятости. Рос. зак-во не предусматривает единого унифицированного регулирования труд. отношений работников всех отраслей хозяйства и форм соб-сти на средства производства.

Правовое регулирование трудовых отношений в с/х осуществляется тремя способами: 1) отношения работника и предприятия, возникающие на основе трудового договора, регулируются зак-вом о труде; 2) отношения работника и предприятия на основе членства в хозяйственном товариществе, с/х кооперативе, регулируются аграрным зак-вом и учредительными документами товарищества, кооператива; 3) трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и регулируются Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Наибольшей свободой в регулировании трудовых отношений обладают предприятия коллективной формы собственности. За ними идут предприятия акционерного типа, в которых трудовым законодательством регулируются отношения только с наемными работниками. Наименьшая свобода регулирования предоставлена предприятиям государственным. Изменения, произошедшие в трудовом законодательстве, требующие письменной формы трудовых договоров, увеличения срочных договоров до 5 лет, установления максимальной продолжительности рабочей недели до 40 часов, а отпусков не менее 24 рабочих дней, учета специфики женского и подросткового труда, в полной мере относятся и к С/Х предприятиям. Значительная часть из перечисленных вопросов урегулирована Минсельхозпродом России в его рекомендациях от 21 декабря 1995 г. № 36-1/116 «О рекомендациях по заключению коллективного договора».

Рыночные отношения внесли изменения в отдельные институты трудовых отношений. Возросла роль договорного фактора, поскольку труд в условиях рынка стал предметом договора. Для работника возрастает значение права на труд, на охрану имущественных интересов и здоровья, обеспечения техники безопасности, участия в управлении производством, права на судебную защиту. Центр тяжести в регулировании трудовых отношений сейчас переносится на специальное законодательство о деятельности предприятий нового типа и новых форм.

Кон. РФ относит к ведению Федерации область трудовых отношений (ст. 37) — определение продолжительности рабочего времени, времени отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Фед. зак-во: гарантирует соц. обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери трудоспособности, потери кормильца; устанавливает гос. пенсии, право на охрану здоровья, обязанность внесения страховых платежей по социальному страхованию, материальной ответственности наймодателя за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой.

В централизованном порядке устанавливаются нормы по охране труда, технике безопасности, минимальные размеры отпусков, макс. продолжительность рабочего времени, единые нормы и гарантии материальной ответственности, нормы социальной защиты. В целях повышения соц. защиты сельского населения сейчас рассматриваются вопросы защиты сельских тружеников от безработицы, от влияния инфляционных процессов, идет перестройка пенсионных отношений.

· Ассоциации союзов субъектов аграрных отношений.

Кооперативы самостоятельно или совместно с другими юридическими лицами – сельскохозяйственными товаропроизводителями – в целях координации своей деятельности, а также в целях представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов, являющихся некоммерческими организациями.

Союз (ассоциация) создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.

Число учредителей не ограничено, но союзы и ассоциации не могут быть учреждены одним лицом. Союз (ассоциация) считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Союз (ассоциация) должен иметь самостоятельный баланс.

Он вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории РФ и за ее пределами, а также создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ. Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Учредительные документы союза (ассоциации) должны содержать условия о составе и компетенции его органов управления и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, по которым решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов союза.

Учредительными документами союзов (ассоциаций) являются и учредительный договор, и устав.

Выход из союза оговорен условием – окончание финансового года. Право участника на возврат ему взноса, сделанного при создании союза, законодательством не предусмотрено.

Что касается вступления в союз новых членов, то п. 8 ст. 5 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» говорит о порядке, предусмотренном уставом союза, а п. 3 ст. 123 ГК РФ – о том, что новый участник может войти в ассоциацию (союз) только с согласия ее членов.

Сельскохозяйственный союз (ассоциация) может быть реорганизован путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (ст. 57

ГК РФ).

Особенностью порядка ликвидации сельскохозяйственного союза (ассоциации) как некоммерческой организации является то, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами союза или ассоциации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.209.162 (0.053 с.)