Статья 10. Сведения об объектах сельскохозяйственной переписи и порядок сбора этих сведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 10. Сведения об объектах сельскохозяйственной переписи и порядок сбора этих сведений



1. Сведения о физических и юридических лицах - объектах сельскохозяйственной переписи, сбор которых осуществляется при проведении сельскохозяйственной переписи, включают в себя указание на:

а) место осуществления производства сельскохозяйственной продукции, место проживания (для физического лица) и место нахождения (для юридического лица) (наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования);

б) образование, пол, возраст членов семьи физического лица - объекта сельскохозяйственной переписи, иных работников, вид осуществляемой ими деятельности, а также стаж работы в сельском хозяйстве физического лица - объекта сельскохозяйственной переписи;

в) земельные ресурсы (площадь земельных участков, их распределение по основаниям их предоставления и их целевому использованию);

г) площадь земельных участков, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодово-ягодными насаждениями;

д) количество сельскохозяйственных животных;

е) объем реализации сельскохозяйственной продукции;

ж) участие в сельскохозяйственных кооперативах и иных сельскохозяйственных организациях;

з) производственно-технические условия и инфраструктуру;

и) виды деятельности, связанные с ведением сельского хозяйства;

к) предоставление услуг, связанных с ведением сельского хозяйства.

· Основные этапы развития аграрного законодательства.

1. Аграрная реформа в России 1861г. отмена крепостного права. С/х производство было весьма отсталое и крепостной строй не оставлял большие надежды на его развитие. 19 февраля 1861 года был подписан Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Суть – крестьяне д. б. выкупиться из крепостной зависимости у помещика и получить землю в постоянное пользование за рентную плату. Этот выкуп д. б. продолжаться до 1906 г. Далее отмена взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин.

2. Столыпинская реформа. Начало реформы относят к выходу Указа императора Николая II от 9 ноября 1906 г. «О новом льготном порядке выдела из общины». Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской зем. соб-сти. Разрешением продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни и происходила концентрация земли в руках зажиточных крестьян.

3. Особенности регулирования аграрных отношений в первые годы Советской власти (до 1921г.) Декрет о земле 1917г. Этим декретом был уничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый зем строй России: 1) декрет установил, что помещичья соб-сть на землю отменяется немедленно и без всякого выкупа; 2) все земли обращаются во всенародное достояние, и переходит в пользование всех трудящихся. Декрет о социализации земли 1918г, им была закреплена всенародная соб-сть на землю, трудовой хар-р землепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя из потребительско - трудовой нормы землепользования на землях с/х значения. А положения “О социалистическом землеустройстве” и “О мерах перехода к соц-кому землепользованию” 1919 года закрепили две основные формы: гос. и коллективную.

4. Особенности регулирования аграрных отношений в период НЭПа. Зем. кодекс РСФСР 1922 г. Закон о трудовом землепользовании 1922 г. ЗК подробно регулировал землепользование совхозов, с/х артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли, регулировал землепользование единоличных крестьянских хозяйств, правовое положение зем. общества и крестьянского двора, допускал в виде исключения трудовую аренду и вспомогательный наемный труд, закрепил право гос собственности на землю и установил зем. категории в зависимости от их целевого назначения: 1- луговой (для с/х) фонд, 2- лесной фонд, 3- гос имущества, вводил единый с/х налог, который взимался в зависимости от количества и качества земли. Налогоплательщиком признано крестьянское хозяйство.

5. Особенности регулирования аграрных отношений в период коллективизации. Примерный устав колхоза 1935г. 15 декабря 1928 г. «Общие начала землепользования и землеустройства». В постановлении преобладающей формой с/х производства названы колхозы (объединение крестьян на основе обобществлении земли и орудий труда и скота).

6. Особенности регулирования земельных отношений в период целинных и залежных земель. Преобразование колхозов в совхозы. Земельный кодекс РСФСР 1968г. Он сохранял тенденцию деления зем. фонда РФ на категории в зависимости от их целевого назначения (- земли с/х назначения, земли поселений, земли промышленности, транспорта и связи, особо охраняемые территории (заповедники, парки), земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запасов). Особенность ЗК 1968 г. – официальное признание правовой значимости фигуры землепользователя (граждане). Земля в эти годы товаром не являлась. Ее распоряжались. Поэтому доход принадлежал гос-ву полностью. Поэтому у колхозников и работников совхоза интереса к особому использованию земли не было, т.е. не было энтузиазма. 1968 г. ввод зем. кадастра (нужна была инвентаризация земель, главная задача – определить стоимость земли).

7. Особенности регулирования аграрных отношений в период перестройки. Закон СССР «О кооперации в СССР» 1988г. т. Восстановление кооперативной природы колхозов и создание системы межхозяйственной кооперации. Хозрасчет – самоокупаемость и самофинансируемость. Закон СССР «об аренде и арендных отношениях в СССР» 1989 г.предоставлял право сельским и городским жителям брать землю в аренду в наследованное пользование на срок до 50 лет со свободой распоряжения продукцией.

8. Правовые акты земельной реформы в 90-е г. На правовое обеспечение аграрной реформы на данном этапе были направлены принятые в 1990—1993 гг. ЗК РСФСР, Законы РФ “О зем. реформе”, “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, “О собственности”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О соц. развитии села” и др. В них было впервые в России закреплено право частной соб-сти на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела зем. доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов. 25 апреля 1991г принят новый ЗК. Новизна - установление суд. разрешения всех зем. споров. Указ Президента 1993г. о регулировании зем. отношений и развитии аграрной реформы. Закрепилось право частной собственности на землю. Принятие на всенародном референдуме в декабре 1993 г. новой Конституции открыло новый этап развития аграрного зак-ва. При этом особо следует выделить нормы самой Кон., способствующие проведению аграрных преобразований в стране. Это прежде всего п. 2. ст. 8 Конституции, где признаются и защищаются частная, гос., мун. и иные формы соб-сти. Развитию и совершенствованию аграрного зак-ва в определенной мере призвана способствовать “Фед. целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996—2000 годы”, утвержденная Указом Президента 1996 г. Целями названной программы являются: вывод аграрной экономики из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение эконом. эффективности агропромышленного производства, социальное обновление села. Принятием в 2001г. ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель с \х назначения от 24 июля 2002г.

 

· Правовое регулирование социального развития села.

В РФ отношения в сфере сельского развития до 2005 года регулировались двумя основными законами: ФЗ 1997 года «О гос. регулировании агропромышленного производства» и Законом РСФСР 1990 года "О социальном развитии села".

Закон РСФСР «О социальном развитии села» определял основные положения приоритетности развития соц. сферы села и материально - технической базы агропромышленного комплекса в структуре народного хозяйства РФ. Закон определял отношения в сфере здравоохранения, культуры и образования с учётом специфики сельской жизни, социальную политику на селе переселенцам - льготы по оплате жилья и ком. услуг; безвозмездная помощи для организации личного подсобного хозяйства; работникам колхозов, совхозов, ассоциаций и других предприятий предоставление кредитов под строительство, кап. ремонт, реконструкцию и инженерное обустройство индивидуальных жилых домов в сельской местности, а также обеспечение в полном объеме строительными материалами; специалистам соц.-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим на селе, устанавливались повышенные на 25 процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.

Но на практике эти законы не работали и в 2004 г. утратили силу. Были приняты и другие ФЗ, направленные на сельское развитие. Это фз «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О КФХ» и «О личном подсобном хозяйстве». Правовые основы реализации гос. социально-эконом. политики в сфере развития с/х устанавливает ФЗ от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юр. лицами, признанными на основании настоящего закона с/х товаропроизводителями, иными гражданами, юр. лицами, органами гос. власти в сфере развития сельского хозяйства. Законом регулируется отношения в сфере развития с/х, устойчивого развития сельских территорий (в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог) и т.д.

В 2002 году Правительством РФ "Постановление о ФЦП Соц. развитие села до 2012 года", основными целями Программы являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития соц. инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, в сельской местности; создание условий для улучшения социально- демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.

Основными задачами Программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта; улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; активизация культурной деятельности на селе; повышение уровня и качества электро-,водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности; расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

· Предмет аграрного права. Предпосылки развития.

Предмет – определённая группа общественных отношений, связанных организацией, управлением имущественного отношения, организацией оплаты труда, договорными отношениями с/х-х предприятий, связанных с гражданским правом, трудовым, финансовым и др. отраслями права.

Идея комплексных отраслей права, следовательно, АП вторично.

Учитывается специфика аграрных правоотношений – включаются земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие, финансовые правоотношения.

· Земельные отношения – связанные с использованием земель в качестве средств производства. Ст. 77 ЗК «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения» Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

· Имущественные правоотношения – в сфере производства продукции растениеводства, животноводства, реализации продуктов, сырья. ФЗ 2003г. «О порядке финансового оздоровления с/х производителей» - не работает.

· Трудовые правоотношения – по поводу организации системы оплаты труда в крестьянских хозяйствах, кооперативах. Особенности организации труда: сезонный, срочный характер работ.

· Организационно-управленческий правоотношения:

· внутренние (с/х общества и с/х предприятия: локальные НПА, диспозитивные нормы, уставные соглашения);

· внешние (государственное регулирование, взаимодействие государства и с/х обществ, кредитные отношения, страхование, налоги и т.д.)

Опираясь на отечественное и зарубежное аграрное законодательство, можно заключить, что современное аграрное право охватывает 3 взаимосвязанные между собой сферы правового регулирования: традиционная область в сфере с/х отношений при обработке земли; в сфере производства продукции, растениеводства, животноводства; в сфере промышленной переработки с/х продукции, её реализации; сфера агрообслуживания.

Предмет Аграрного права – аграрные отношения как организационный комплекс взаимосвязанных между собой земельных, имущественных, трудовых, организационно-управленческих, финансовых, кредитных отношений, основанных на частной, государственной, муниципальной формах собственности, складывающейся в сфере агропредпринимательской или иной социально-экономической деятельности СХТП, в качестве которой выступают различные АО, КФТ, с/х ПК и ЛПХ.

 

· Право частной собственности в с/х.

Право ч.с - одна из основ кон. строя, как это установлено ст.8 и 9 Кон. РФ. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность. Отдельно закреплено в Кон. РФ право частной собственности на землю. Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство РФ, а также их объединениям. В соответствии с Кон. РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35). Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность.

ГК РФ закрепляет основания приобретения и прекращения права соб-сти, устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которое в соответствии с законом не может им принадлежать (например, ЗК - зем. участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную соб-сть, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражд. зак-вом). Гл. 3 ЗК «соб-сть на землю» 1. Собственностью граждан и юр. лиц (ч.с) являются зем. участки, приобретенные гражданами и юр. лицами по основаниям, предусмотренным зак-вом РФ. 2. Граждане и юр. лица имеют право на равный доступ к приобретению зем. участков в соб-сть. Зем. участки, находящиеся в гос. или мун. собственности, могут быть предоставлены в соб-сть граждан и юр. лиц, за исключением зем. участков, которые в соотв. с настоящим Кодексом, ФЗ не могут находиться в ч.с

Право ч.с, таким образом, является комплексным институтом, регулируемым многими отраслями рос. права. Введение права ч.с на землю, во-первых, выступило основой фермеризации рос. с/х, во-вторых, породило "паявизацию", то есть бесплатную раздачу с/х предприятиями зем. имущественных паев, в-третьих, стало стимулом быстрого развития ЛПХ. В программе земельно-аграрной реформы в России было определено, что главная причина низкой эффективности с/х производства как раз заключается в отсутствии ч.с на средства производства и прежде всего на землю. Исходя из этого основными задачами реформы в с/х были названы приватизация земли и реорганизация колхозов и совхозов.

Указом от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению зем. реформы в РСФСР» предусмотрен механизм приватизации земель при реорганизации колхозов и совхозов, а также право граждан на распоряжение зем. участками. Отношения платы за зем. участки урегулированы Указами от 2 марта 1992 г. «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в соб-сть граждан»; от 14 июня 1992 г. О продаже зем. участков гражданам и юр. лицам при приватизации гос.и мун. предприятий». Частными собственниками земли в основном являются владельцы ЛПХ и фермеры. Для тех и других законодательно установлены верхние пределы размеров, находящегося в собственности участка. Для ЛПХ эти пределы устанавливаются сельской администрацией и зависят от плотности застройки сельского поселения, плотности населения в данной местности. Для фермеров верхний предел земель в частной собственности (не путать с районной нормой бесплатного наделения землей) устанавливается субъектом Федерации.

· Функции аграрного права в правовой системе.

Функции права – основные направления правового воздействия на регулируемые общ отн. Изучая норм. акты по вопросам сельского хозяйства, аграрное право занимается сопоставлением, анализом и толкованием содержащихся в них норм. Три основные: охранительная, регулятивная, нормоприменительная. Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности: а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ; б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы; в) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей; г) коммутативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления; д) экологическую функцию. 2. Специально юридические функции: а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка; б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм; в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют: общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права; межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право; отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение); функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.

 

· Крестьянское хоз-во: порядок создания и деят-ть.

КХ. 11 июня 2003г. ФЗ «О КФХ» №77-ФЗ, последние изменения 30.11.2009г. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.029 с.)