Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общенародная собственность и ее формыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание общенародной собственности. Традиционно в теоретической литературе и законодательстве государственная и общенародная собственность отождествлялись, рассматривались как равнозначные понятия. Это положение было прямо закреплено в ч. 1 ст. 10 Конституции СССР 1977 г. и в ст. 20 Основ гражданского законодательства (в редакции 1981 г.). Однако трактовка государственной собственности как «общего достояния всего советского народа» 'была не только абстрактной декларацией; она основывалась на смешении экономических и юридических отношений и их субъектов. В этом подходе под общенародной собственностью понимались экономические отношения присвоения (принадлежности) материальных благ, прежде всего основных средств производства, всему народу в целом, т. е. своеобразная высшая форма коллективного присвоения (собственности в экономическом смысле). Под государственной собственностью понимались правоотношения, оформляющие и закрепляющие принадлежность этих материальных благ государству как реальному представителю общенародного коллектива-собственника в конкретных имущественных отношениях (по существу право собственности). Но экономические и правовые отношения собственности не совпадают, как и народ (общество) и государство в качестве их субъектов. Уже из этого видно, какое значение приобретает четкое разграничение экономических отношений собственности и их правовых форм применительно к государственной собственности, пока сохраняющей фактическое господство в экономике нашего общества. Поэтому и ее анализ необходимо начать с выяснения экономической стороны вопроса. Известно, что К. Маркс усматривал «самую глубокую тайну, скрытую основу всего общественного строя» во взаимоотношении собственников условий производства и непосредственных производителей. Предполагалось, что в условиях обобществления основных средств производства трудящиеся одновременно выступают и как производители, и как собственники, «совладельцы» этого имущества ('предпосылок и результатов производства), и никакой «скрытой основы», «тайны» больше не существует. Организационной формой этого «коллективного владения» самих.производителей должно было стать новое, пролетарское государство, «каковым являются вооруженные рабочие» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 101). Однако каждый из производителей и даже их коллектив не может считаться единственным собственником условий производства, в том числе и тех, которые он непосредственно использует в процессе труда, а лишь их «совладельцем» вместе со всеми другими трудящимися. Значит, должна складываться специальная система отношений, с помощью которых «совладельцы» объединяются в единого, «высшего собственника», а этот собственник (государство), представляя их общие интересы, вступает в непосредственные отношения с каждым из производителей и их коллективами, а также с другими собственниками. Таким образом, как уже показано в нашей теоретической литературе (А. П. Бутенко), любой отдельный «совладелец» не может самостоятельно, независимо от других «совладельцев» осуществлять функции собственника условий производства: для этого необходима их общая, совокупная воля и особый механизм, выявляющий и централизующий ее (через посредство чиновников, идеологов, политиков), т. е. государство. Ситуация еще более усложняется, когда речь заходит об «общенародном государстве» и соответственно—общенародном присвоении, отражающим интересы и участие в этих отношениях не только «непосредственных производителей» материальных благ, но и других слоев населения—служащих, нетрудоспособных, учащихся и т. д. Отсюда можно сделать вывод, что отношения общественной (общенародной) собственности не могут быть представлены в виде простой схемы отношений «общество (народ)-собственник—все остальныйгнесобственники», ибо из этих «несобственников» и состоит само общество. Общенародная собственность (присвоение) — сложная система экономических отношений, многоуровневых, многосубъектных, переплетающихся. Ее главным участником '"Р (субъектом) является народ как единый собственник обобществленного имущества, но могут быть и другие участники—государство и государственные образований, органы государственного управления, трудовые коллективы, конкретные работники, различные слои и социальные группы, отдельные граждане как члены общенародного коллектива-собственника. Из этого, между поочин, опять-гаки вытекает, что все они, будучи участниками экономических отношений общенародной собственности, не обязательно должны быть признаны субъектами права собственности на общенародное имущество. Ведь право собственности—не единственная правовая форма закрепления их положения в системе экономических отношений общенародной собственности; а само право государственной собственности—лишь одна из правовых форм реализации данных экономических отношений Государственная собственность как форма общенародного присвоения. Народ, отдельные слои и социальные группы не могут быть непосредственными участниками правоотношений. Их общие интересы в имущественных отношениях в большинстве случаев неизбежно представляют государство и его органы, и с этой точки зрения государственная собственность как принадлежность материальных благ конкретному субъекту—государству—может быть представлена в качестве формы общенародного достояния. Государство и государственная собственность известны не только социализму, но и многим другим общественным формациям, и практически всегда государственное имущество так или иначе представляется национа^-ным (общегосударственным) достоянием, а не личным имуществом руководителей государства или собственностью органов государственного управления. С этой точки зрения полезно вспомнить правовое оформление национализации земли в 'первые годы Советской власти Как известно, ленинский Декрет о земле от 26 октября 1917 г. был составлен на основе «Крестьянского наказа о земле», в котором, в частности, говорилось: «Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково: 1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в ареичу либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля... отчуждается безвозмездно, обращается во всена- родное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней» (СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 3). В'принятом 6 февраля 1918 г. Декрете «О социализации земли» (ст. 1) устанавливалось, что «всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы... отменяется навсегда» (СУ РСФСР. 1918. № 25. Ст. 346). Наконец, в ст. 1 Положения о социалистическом землеустройстве от 14 февраля 1919 г. было определено, что «вся земля... считается единым государственным фондом» (СУ РСФСР. 1919. № 4. Ст. 43). В теоретической литературе весь этот процесс одно--значно трактовался как «национализация», т. е. обращение имущества в собственность государства (см.: Новицкий И. Б. История советского гражданского права. М., 1957. С. 32—35, 45). Устранение права частной собственности на землю приравнивалось к ликвидации всех Других форм земельной собственности, существовавших ранее («государственной, удельной, кабинетской, монастырской, церковной, посессионной, майоратной, частновладельческой, общественной, крестьянской и т. д.»), и переходу ее во «всенародное достояние», составившее «единый государственный фонд». Государственная собственность тем самым фактически рассматривалась как общенациональная. Из этого следует, что государственная собственность может рассматриваться не как правовая, а как экономическая категория—синоним общественного (общенародного, общенационального) присвоения. Именно в таком качестве она выступает и в первых советских законах о земле, и частично—в новом Законе о собственности. О праве государственной собственности речь должна идти в конкретных имущественных отношениях, где имущество государства противостоит имуществу других собственников, обособлено от них, а не 'применительно к сложной системе экономических отношений общенародной собственности (присвоения), участниками которых являются все члены общества, как «совладельцы» (в экономическом смысле) соответствующих материальных благ. Вообще совпадение общественного (общенародного) и государственного присвоения как экономических категорий стало возможным, когда государство стало рассматриваться как главный выразитель интересов значительной части общества или даже общества в целом, будучи 'при этом основным обладателем средств производства. Если же государство не рассматривать в таком качестве, де- лая упор не на совпадение, а на различие интересов государства и общества, тогда государственная собственность становится присвоением имущества централизованным бюрократическим аппаратом, по сути ничего общего не имеющим с общенародным присвоением. В этом смысле следует говорить о государственной собственности как разновидности коллективной, а не общественной собственности. Думается, однако, что исходя из реальностей нашего социально-экономического строя, государственную собственность правильнее рассматривать как основную форму общенародного присвоения. В. И. Ленин прямо говорил о том, что «задача социализма — переход всех средств производства в собственность всего народа, а вовсе не в том, чтобы суда перешли к судовым рабочим, банки—к банковским служащим... Мы задачу, цель социализма видим в том, чтобы превратить землю, предприятия в собственность Советской республики» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 411). Очевидно, не случайно здесь В. И. Ленин отождествлял «собственность всего народа» и «собственность Советской республики», рассматривая их не как идеологический штамп, а как реальные экономические категории. Ясно, что в его понимании собственником становился народ, организованный в государство, а не отдельные категории (слои, группы) трудящихся—«судовые рабочие», «банковские служащие» и т. д., которые помимо общей для всех организации—государства—не могли бы стать собственниками отдельных частей общенародного имущества. Иной подход вообще лишал бы смысла.понятие общенародной собственности, сводя все основные отношения собственности к тем или иным разновидностям коллективной (групповой) собственности. Непосредственное общенародное достояние как форма общенародного присвоения. Тем не менее, весьма опасная и в известном смысле объективная тенденция к бюрократизации государственной собственности, фактическому превращению ее в собственность госаппарата, несомненно, существует. Поэтому, в частности, новое советское законодательство о собственности пошло не только по -пути демократизации управления государственной собственностью как общенародным достоянием, но и выделило еще одну форму принадлежности материальных благ общест-ву (народу) в целом—«неотъемлемое достояние народов» (ст. 20 Закона о собственности).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.209.144 (0.013 с.) |