Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Права на хозяйствование с имуществом собственникаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие и виды прав на хозяйствование с имуществом собственника. Вещные права, как уже отмечалось, являются основной правовой формой реализации экономических отношений собственности, особенно с учетом того обстотг-тельства, что и само право собственности—хотя и важнейшая, но далеко не единственная разновидность указанных прав. С этой точки зрения отношения присвоения произведенных материальных благ могут опосредоваться, оформляться юридически не только с помощью права собственности, но и путем признания за производителями иных прав. Признаваемые законом возможности владеть, пользоваться "и" распоряжаться' чyжимJИЦ^ццЁ£гвoм^JBOзникaющиe обычно по воле собственника и имеющие, ограниченное данной волей содёрж"аниё7"но'~защшц^емые в_ период их действия от любого вмешательства всех третьих лиц,, включая ~й"самого сбостГвенника, создают достаточно надежную правовую базу для вполне самостоятельной- производст-йённо-хозяйственн6ТГ"~деятельнбсти (даже если она осуществляется с помощью не принадлежащих непосредст- \ венному проиэводителхг средств" производствгГ). ' \___ Данные отношения кат? раз и охватываются группой вещных прав отдельных юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника. Существование названных прав предопределено наличием таких крупных собственников имущества, как государство, массовые общест- ' венные организации, другие коллективные собственники, которые не в состоянии непосредственно вести хозяйствен- ' ную деятельность со всем принадлежащим им имуществом, а вынуждены создавать для этого отдельные, самостоятельные хозяйственные организации с правами юри- ^дических лиц, Имущественная обособленность таких организаций от создавших их собственников, дающая им возможность самостоятельного участия в товарно-денежных отношениях, 1ребует признания за ними особых прав на переданное им имущество собственников, но при одновременном сохранении права собственности за их создателями. г С помощью конструкции иных (ограниченных) вещных прав и создается такое положение, когда имущество, на- : ходясь (сохраняясь) в собственности учредителя, передается для самостоятельного хозяйственного использования S новому юридическому лицу. Сохранение права собственности на имущество служит интересам собственника, а I абсолютный характер вещного права, защищаемого в том числе и против собственника, охраняет интересы и само- i стоятельнбсть пользователя. В условиях «огосударствления» экономики конструкция особого вещного права на государственное имущество регулировала правовое положение государственных хозяйственных и иных самостоятельных организаций. С этой •ючки зрения она сохраняет преимущественное значение для отношений государственной собственности. Не случайно, между прочим, и в зарубежных странах по мере развития государственной собственности и государственного сектора в экономике правовое положение государственных организаций и в первую очередь—государственных предприятий все чаще решается с помощью конструкции особого вещного права, а не путем признания двух «одинаковых» прав собственности (государства и предприятия) на одно и то же имущество (в рамках концепций «разделенной» или «доверительной» собствен-* ности—см.: Гражданское и семейное право развивающихся стран. Учебное пособие. М., 1989. С. 100; Зайцев В. М. Природа прав на имущество государственных промышленных предприятий в Мексике.—В кн.: Политические и правовые системы стран Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1983. С. 148). По мере укрепления имущественного положения других крупных собственников (например, массовых общественных организаций, крупных производственных кооперативов) необходимость в этой конструкции стала ощущаться и здесь, причем не только для определения характера прав создаваемых ими самостоятельных производственных организаций, но и для ограничения имущественных правомочий отдельных органов управления имуществом этих собственников (например, профсоюзных комитетов и советов всех уровней). Наконец, идея вещных прав доказала удачное в целом соответствие и таким ситуациям, когда несколько собственников по договору создавали новую правоспособную организацию при одновременном сохранении долевого права собственности на ее имущество. Более того, когда несколько государственных организаций — несобственников добровольно создавали новую организацию — юридическое лицо для каких-либо общих хозяйственных целей, стало возможным говорить о «производных» и даже «общих» вещных правах (см. Егоров Н. Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. Л., 1988. С. 71—76). В новом законодательстве вещные права юридических ^иц на хозяйствование с имуществом собственника составляют особую группу. В нее, как уже отмечалось, следует включать: право полного хозяйственного ведения (п. 1 ст. 24 Закона о собственности); близкое к нему по характеру право арендного предприятия на арендованное имущество (п. 1 ст. 18 Основ законодательства об аренде); право госбюджетного учреждения на самостоятельное распоряжение 'доходами от хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 26 Закона о собственности); право госбюджетного учреждения на оперативное управление закрепленным за ним имуществом (п. 1 ст. 26 Закона о собственности). Все они включают в себя известную триаду правомочий, осуществляемых в зависимости от воли собственника и в установленных им (и законом) пределах, а также защищаемых в абсолютном порядке. Различие же между ними состоит в конкретном объеме и пределах указанных правомочий. Наиболее широки они у обладателя права полного хозяйственного ведения, к которому вообще «применяются правила о праве собственности, если законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик не предусмотрено иное» (абз. 2 п. 1 ст. 24 Закона о собственности). Наиболее узки эти правомочия у субъекта права оперативного управления, традиционно использов,авоиегося нашим гражданским законодательством в качестве основного вида ограниченных вещных прав (ст. 26' Основ гражданского законодательства 1961 г.). Право полного хозяйственного ведения. При характеристике данного права необходимо подчеркнуть, что оно является наиболее широким по содержанию видом вещных прав, максимально приближенным по объему к правам собственника. Раскрывая его содержание, д. 1 ст. 24 Закона о собственности исходит из того, что оно не только складывается "из триады правомочий владения, пользования и распоряжения чужим (государственным) имуществом, что характерно для всей этой группы вещных прав, но и осуществляется его обладателем «по своему усмотрению» в рамках «любых действий, не противоречащих закону», что характерно уже только для права собственности (ср. п. 2.ст. 1 Закона о собственности), но не для вещных прав. С учетом принципиальной возможности распространения на этот институт «правил о праве собственности» можно сказать, что субъекту права полного хозяйственного ведения осталось буквально полшага до получения прав собственника. Такой подход законодателя к формулированию содержания рассматриваемого института становится понятным, если учесть, что основной сферой его действия самим законом объявлены отношения по поводу имущества государственного предприятия, т. е. по существу по поводу принадлежности средств производства (пока в основном сохраняющихся в государственной собственности) непосредственным производителям материальных благ—трудовым коллективам. Опять-таки не случайно в процессе подготовки и обсуждения законопроекта о собственности рядом ученых настойчиво предлагалось прямо объявить государственные предприятия (или их трудовые коллективы) собственниками закрепленного за ними государственного имущества либо той или иной его части (см.: Мозолин В. П. Право государственной (общенародной) собственности в условиях совершенствования социализма//Сов. государство и ^раво. 1987. № 5; Б а с и н Ю. Г. Правовая модель полного хозяйственного расчета//Сов. государство и право. 1988. № 4; Калмыков Ю. X. Общенародная собственность и трудовой коллективу/Хозяйство и право. 1988. № 12, и др.). Законодатель в конечном итоге не воспринял этих предложений, ведущих либо к установлению более чем спорной конструкции «двойной» («расщепленной») собственности на одно и то же имущество (и государства и трудового коллектива), либо вообще к полной и автоматической отмене государственной собственности в экономи- ке. Но он не смог пройти и мимо законных интересов трудовых коллективов госпредприятий, справедливо расширив их правомочия. Теперь в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о собственности «государственные органы, уполномоченные управлять государственным имуществом» (т. е. обладающие правом государства-собственника в имущественных отношениях), вправе осуществлять в отношении переданного госпредприятиям имущества лишь три основных правомочия: 1) принимать решения о создании предприятий и определении целей их деятельности; 2) принимать решения о реорганизации и ликвидации госпредприятий (причем 1рудовой коллектив предприятия вправе в этом случае по-эребовать передачи реорганизуемого или ликвидируемого предприятия в аренду или преобразования его в иное предприятие, основанное на коллективной собственности, если только речь не идет о банкротстве предприятия); 3) контролировать эффективность использования и сохранность вверенного госпредприятию имущества (рамки такого контроля определены законодательными актами Союза СОР—для общесоюзной собственности, республик—для республиканской собственности. Например, п. 1 ст. 35 Закона о предприятиях в СССР разрешает собственнику проводить комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности принадлежащих ему предприятий по своей инициативе не чаще одного раза в год). Все иные действия в отношении государственного имущества, переданного в полное хозяйственное ведение госпредприятий, включая возможность изъятия части имущества, выдачи обязательных плановых или иных заданий и т. п., могут предприниматься исключительно на договор-ьой (добровольной) основе. В противном случае они рассматриваются законом как неправомерное вмешательство в хозяйственную деятельность предприятия (ср. особенно абз. 3 п. 1 ст. 30 Закона о предприятиях в СССР) и влекут обязанность государственных органов по возмещению причиненных предприятию убытков (п. 2 ст. 30 Закона о предприятиях). Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что содержание права полного хозяйственного ведения ограничивается теперь законом через перечень действий, дозволяемых представителю собственника (субъекту рассматриваемого права разрешается все, что прямо не отнесено законом &. компетенции собственника), а не через установление каких-либо пределов его собственным правомочиям (как было раньше, когда госпредприятию разрешалось делать лишь то, что прямо предусматривалось законодательством). Это следует рассматривать как прямую конкретизацию принципа «дозволено все, что не запрещено», причем изъять какое-либо правомочие у субъекта права полного хозяйственного ведения и, наоборот, получить какое-либо правомочие на вмешательство в его хозяйственную дея-юльность собственник может лишь в случаях, предусмотренных законодательными, но не подзаконными актами Союза ССР, союзных и автономных республик (понимание «законодательных актов» как актов высших органов государственной власти, а не подзаконных постановлений союзного и республиканских правительств, особенно четко сформулировано теперь в п. 1 ст. 4 Закона о предприятиях в СССР). Все это служит дополнительной гарантией соблюдения правомочий полного хозяйственного ведения. Иначе говоря, у собственника, наделившего свое предприятие правом Полного хозяйственного ведения, по сути, остается не триа~1 да правомочий владения, пользования и распоряжения/ переданным такому предприятию имуществом, а лишь| л. «управленческие» возможности по созданию, реорганиза-1 ции (в том числе, ликвидации) и контролю за деятель-) ностью «своего» юридического лица. _J Разумеется, как собственник он сохраняет и право по*^ лучать доход от результатов деятельности созданного {; предприятия, однако и это право может быть ограничено:^ например, в одном из вариантов проекта Закона о собственности в РСФСР предполагалось установить предел—У размере, не превышающем плату, которую собственник получал бы при сдаче соответствующего имущественного комплекса в аренду. Тем самым обеспечиваются права f ^предприятия (его трудового коллектива) на часть полу-',У денного дохода (за вычетом налогов и указанного «Пред-4/ принимательского дохода» собственника). Значение та- ^ кого подхода можно оценить, если учесть, что основным / ' собственником такого имущества, как производственные ^ предприятия (объединения), пока, несомненно, остается государство. В числе субъектов права полного хозяйственного ведения следует назвать не только государственные предприятия, но и предприятия, создаваемые другими собственниками —акционерными обществами и другими хозяйственными обществами и товариществами, кооперативами, об- i86 щественными и религиозными организациями (ср. п. 1 ст. 2 и п. 2 ст. 10 Закона о предприятиях в СССР), а также отдельными гражданами (индивидуальными и семейными (групповыми) владельцами). Третью группу субъектов этого права должны теперь составить «дочерние предприятия», т. е. самостоятельные предприятия—юридические лица, созданные другими предприятиями (п. 1 ст. 7 Закона о предприятиях в СССР). Ясно, что производственные предприятия, большинство из которых не является и, очевидно, не будет являться собственниками своего имущества, по самой логике вещей не могут создать нового собственника, но вправе образовать субъекта иного вещного права. Наконец, четвертую группу субъектов права полного хозяйственного ведения составляют «совместные предприя-1ия», создаваемые на основе объединения имущества учредителей — собственников (п. 2 ст. 2 Закона о предприятиях в СССР), но только в том случае, если это прямо предусмотрено учредительными документами или законом. Например, в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона о кооперации кооператив сохраняет право собственности (долевой) на имущество создаваемых им совместных предприятий и организаций, в том числе и объединений с его участием, а также на имущество кооперативных союзов, если последнее не становится собственностью союза в целом. Аналогичное правило предусмотрено теперь ст.ст. 24 и 25 эстонского Закона о собственности. Отсюда следует, что сами организации, создаваемые при имущественном участии кооперативов, не могут быть собственниками, а должны быть признаны обладателями права полного хозяйственного ведения на объединенное имущество учредителей. Следует еще раз подчеркнуть, что празо полного хозяйственного ведения по сути может принадлежать только производственным предприятиям. Объектами права полного хозяйственного ведения прежде всего являются сами производственные предприятия как особые имущественные комплексы. Имущество предприятия состоит из основных фондов, оборотных средств и иных ценностей, стоимость которых отражается в его балансе (п. 1 ст. 10 Закона о предприятиях в СССР). Их совокупность обычно охватывается понятием уставного фонда. К основным фондам в соответствии с законодательством о бухгалтерских отчетах и балансах, по общему правилу, относится имущество сроком службы более одного года или стоимостью более 100 руб. за единицу: здания, сооружения (в том числе и непроизводственного характера), оборудование, транспортные средства и тому подобное имущество, не потребляемое в процессе (цикле) производства, а переносящее стоимость на готовую продукцию постепенно, частями—в виде амортизационных отчислений. К оборотным средствам относится иное («потребляемое») имущество—сырье и материалы (мелкие инструменты), готовая продукция, определенные денежные средства («фонды обращения»). Кроме того, на предприятии образуются и некоторые специальные фонды финансового (денежного) характера (ст. 3 Закона о госпредприятии). Это, ро-первых, поощрительные фонды, предназначенные для удовлетворения потребностей трудового коллектива предприятия: фонд зарплаты, фонд материального поощрения (предназначенный для премиальных выплат и оказания материальной помощи работникам), который может объединяться с фондом зарплаты в единый фонд (платы труда, а также фонд социального развития (предназначенный на жилищное и социально-культурное строительство и для удовлетворения других социальных потребностей). Во-вторых, фонды, предназначенные для производственных нужд. К ним относятся: фонд развития производства, науки и техники и ремонтный фонд, цели которых очевидны из их наименования. Наконец, имеется группа фондов «смешанного характера», например фонд валютных отчислений (который, например, может использоваться как для закупки импортной техники, так и для социальных нужд коллектива) и финансовый резерв. При необходимости могут образовываться и иные фонды (подробнее см.: Бибиков А. И. Фонды экономического стимулирования в системе хозяйственного механизма. Экономико-правовые вопросы. Учебное пособие. Ива-ново, 1989; Заменгоф З.М. Правовой режим материальных и финансовых ресурсов в хозяйственных системах. М., 1987). Долгое время подзаконные, особенно ведомственные нормативные акты тщательно регулировали порядок образования и использования (расходования) всех имущественных фондов предприятий (с учетом того, что большинство из них составляли государственные предприятия), включая жесткие нормативы их образования. Особенно строго контролировался запрет использования денежных и иных материальных ресурсов не по целевому назначению (например, пресекались любые попытки израсходовать средства одного фонда на цели, для которых существовал другой фонд, в случае его недостатка). Соблюдение этого запрета считалось одним из важнейших способов поддержания пропорциональности в развитии народного хозяйства. С принятием Закона о госпредприятии в 1987 году эти запреты и рамки несколько ослабли. Провозгласив в п. 3 ст. 2 возможность для трудового коллектива «самостоятельно решать все вопросы производственного и социального развития», данный Закон разрешил государственным предприятиям продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы другим предприятиям и организациям основные и оборотные средства, а также списывать их с баланса, если они изношены или морально устарели (п. 4 ст. 4). Однако одновременно им были установлены две модели распределения дохода («модели хозрасчета»), применявшиеся госпредприятиями по решению вышестоящего органа и предусматривавшие довольно жесткий порядок и нормативы образования специальных имущественных фондов (ст. 3 Закона). Лишь редакцией этого Закона от 3 августа 1989 г. предприятию было предоставлено право самому решать вопрос о том, на какой «модели хозрасчета» ему рабо-1ать, причем абз. 5 п. 1 ст. 3 было разрешено по своему усмотрению прибегать к использованию и «других форм хозяйственного расчета, а также арендных отношений». Так, в 1989 году предприятия электротехнической промышленности и геологии проводили эксперимент по использованию системы «налогообложения доходов» (см.: Лаврентьев А. Облагается налогом//Эконом. газ. 1989. №35. С. 10). В одяом из вариантов этой системы предприятия за счет своих доходов создают любые фонды, которые они считают необходимыми (как традиционные, так и новые, например фонд риска), по самостоятельно определяемым ими нормативам и направлениям использования, а в другом варианте фонды вообще не создаются, а полученный доход расходуется предприятием по единой смете. Закон о предприятиях в СССР в п. 2 ст. 21 устанавливает, что прибыль, оставшаяся у предприятия после упла- ты налогов и других необходимых платежей в бюджет! (чистая прибыль), поступает в «полное его распоряже-; ние», и предприятие самостоятельно определяет направ-; ления ее использования, если иное не предусмотрено его •уставом. Иными словами, предприятие само должно решать, какие фонды, в каком объеме (по каким нормативам) и для каких нужд ему создавать, что полностью соответствует характеру его права полного хозяйственного ведения. Разумеегся, учетное значение сохраняет деление имущества на основные и оборотные средства, а экономическая целесообразность приводит к созданию на предприятии производственных, социальных (поощрительных) и иных специальных фондов. Воздействие государства на их образование и расходование будет осуществляться не с помощью прямых предписаний органов государственного управления, а «через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции» (абз. 2 п. 2 ст. 21 Закона о предприятиях в СССР). Более того, предприятия получили теперь право продавать и сдавать в аренду средства производства и иные материальные ценности не только другим юридическим лицам, но и гражданам (если иное не предусмотрено их уставами либо не касается имущества, которое в соответствии с законом вообще не может находиться в собственности или в пользовании граждан). С согласия собственника или уполномоченного им органа допускается и безвозмездная передача имущества в собственность или в пользование граждан (при соблюдении тех же запретов). Ведь граждане как собственники уравнены в правах с коллективными собственниками. Таким образом, не будучи собственниками, субъекты права полного хозяйственного ведения имеют весьма широкие правомочия не только по владению и пользованию, но и по распоряжению закрепленным за ними имуществом. Об этом свидетельствует и характер источников формирования находящегося у них имущества. Наряду с материальными взносами учредителей-собственников и доходами от собственной хозяйственной деятельности к ним отнесены и доходы от ценных бумаг (п. 3 ст. 10 Закона о предприятиях в СССР). Государственным предприятиям право выпуска ценных бумаг и осуществления целевых займов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов было предоставлено ранее п. 3 ст. 2 Закона о госпредприятии в редакции от 3 августа 1989 г. Закон о предприятиях в СССР прямо разрешил сверх того взаимный (коммерческий) кредит предприятий, т. е. реализацию потребителям своей продукции (работ, услуг) с рассрочкой платежа и уплатой за это процентов, оформляемых векселями получателей такого кредита (п. 5 ст. 27). Следовательно, выпуск ценных бумаг (облигаций, векселей, «акций трудового коллектива» и т. п.) и полученный за счет этого доход становятся нормальным, обычным источником образования имущества производственного предприятия. Важно также подчеркнуть, что широкие правомочия субъекта права полного хозяйственного ведения сочетаются с его полной имущественной ответственностью за результаты деятельности. Здесь важны два обстоятельства. Во-первых, сохраняется принцип раздельной ответственности собственника и созданного им юридического лица по обязательствам, если иное специально не предусмотрено законом (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона о собственности). Сказанное означает, что по долгам юридического лица, получившего от собственника право полного хозяйственного ведения соответствующей частью его имущества, кредиторы данного юридического лица не смогут обратить взыскание на иное имущество собственника (ссылаясь на то, что обязательство возникло на базе имущества, принадлежащего собственнику). Во-вторых, по обязательствам юридического лица взыскание может быть обращено на любое имущество, принадлежащее ему на праве полного хозяйственного ведения (абз. 1 п. 1 ст. 5 Закона о собственности). В силу этого прекращается действие всех традиционных для нашего гражданского законодательства правил об ограничении ответственности организаций перед кредиторами только их денежными средствами и оборотными фондами (ст.ст. 22, 23, 24 Основ гражданского законодательства 1961 года). Основные фонды нельзя более считать забронированными от взыскания кредиторов. Изложенное означает, в частности, что при отсутствии } предприятия, например государственного, денежных средств на уплату санкций и убытков за ненадлежащее исполнение обязательств кредитор вправе потребовать продажи иного имущества предприятия, включая основные фонды, с публичных торгов (аукциона) и удовлетворения гфетензий за счет вырученных сумм. Тем самым понятия «неплатежеспособности» и «убыточности» (ср. п. 1 ст. 23 Закона о госпредприятии), ранее лишь осложнявшие деятельность соответствующих предприятий и являвшиеся лишь одним из теоретически возможных оснований ее прекращения, теперь трансформируются з конкретное понятие «банкротства», как бесспорное и безусловное основание для его ликвидации (ср. п. 2 ст. 37 Закона о предприятиях в СССР). В свете указанного положение о «полной имущественной ответственности» предприятия по всем его обязательствам (включая, например, и обязательства, возникшие в силу выдачи им векселей и других ценных бумаг), провозглашенное п. 1 ст. 34 Закона о предприятиях в СССР, приобретает новый, реальный смысл, а имущественная обособленность субъекта права полного хозяйственного ведения — законченный характер. Суммируя изложенное, можно оказать, что право пол' ного хозяйственного ведения представляет собой особое вещное право юридического лица (производственного пред» приятия) по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государства или иного собственника в пределах, установленных законом и целями деятельности данной организации (закрепленными собственником в ее уставе). В заключение необходимо отметить одну особенность рассматриваемого института в новых условиях хозяйствования. Как известно, для государственных предприятий остановлена обязанность передачи части чистой прибыли в долевую собственность членов его трудового коллектива (ст. 25 Закона о собственности). Поскольку такое имущество (денежные средства) обычно не изымается его работниками у предприятия, а остается в его распоряжении, следует признать, что государственное предприятие теперь осуществляет правомочия полного хозяйственного ведения по отношению не только к государственному имуществу, но и к имуществу своих работников в виде находящейся в их долевой собственности части чистого дохода. Это—новое явление в нашем законодательстве и хо-вяйственной практике. На него важно обратить внимание 1 еще и потому, что Закон о предприятиях в СССР распро-| странил данное положение и на другие (негосударствен-1 ные) предприятия в случаях, предусмотренных законом или уставом предприятия (п. 3 ст. 21). В силу сказанного возможно и более широкое распространение ситуаций, когда в полном хозяйственном ведении юридического лица (предприятия) находится имущество, принадлежащее гражданам, а не государству или коллективным собственникам. Право арендного предприятия на арендованное имущество. Аренда государственных предприятий их трудовыми коллективами, как уже отмечалось, представляет собой отнюдь не разновидность гражданско-правового договора имущественного найма, а особый способ «разгосударствления» экономики, одну из главных форм преобразования государственной собственности в коллективную (п. 2 ст. 10 Закона о собственности). Соответственно этому правомочия арендного предприятия на переданное ему в аренду государственное имущество определяются не нормами гражданского права о договоре имущественного найма (аренды) и правах нанимателя (арендатора), а законодательством об аренде, договором с арендодателем и уставом арендного предприятия. Правомочия арендного предприятия относительно арендованного имущества достаточно широки и близки к пра-ьомочиям субъекта права полного хозяйственного ведения. Арендное предприятие также владеет, пользуется и распоряжается арендованным имуществом и, в частности, имеет право продавать его, обменивать, сдавать в субаренду (поднаем), предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы, не испрашивая согласия собственника (арендодателя), а также самостоятельно вносить изменения в состав арендованного имущества, проводить его реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, увеличивающие его стоимость (п. 1 ст. 18 Основ законодательства об аренде). Однако эти правомочия осуществляются арендным предприятием не «по своему усмотрению», а в соответствии с договором аренды. Арендное предприятие свободно в хозяйственной деятельности и вправе самостоятельно определять ее направления только «за пределами исполнения обязательств по договору аренды» (ст. 11 Основ законодательства об аренде). Гранады распоряжения арендованным имуществом ему ^aкжe сгавят условия договора аренды, которые могут за- 13 Заказ 6530 193 прещать отчуждение или изменение арендованного иму- j щества без согласия собственника (арендодателя). Более i того, этим договором арендное предприятие обычно обя-зуется принимать на себя выполнение госзаказа и других ^ заказов по сложившимся до его образования у арендуемого госпредприятия хозяйственным связям (тогда как на имущество, являющееся его коллективной собственностью, оно принимает госзаказы и иные обязательства в строго добровольном порядке—см. п. 4 ст. 18 Основ законодательства об аренде). В соответствии с п. 4 ст. 16 Основ законодательства об аренде арендное предприятие рассматривается в качестве правопреемника взятого им в аренду госпредприятия и обладает как его правами, так и несет ряд обязанностей, условия дальнейшего осуществления которых опять-таки предусматриваются в договоре аренды. Таким образом, арендный договор, в известной мере отражающий и волю собственника-арендодателя, наряду с уставом арендного предприятия (п. 2 ст. 16 Основ законодательства об аренде) устанавливает пределы прав арендного предприятия. Разумеется, арендный договор отражает и волю арендного предприятия. Более того, оно вправе добиваться от собственника (или уполномоченного им органа) принудительного заключения договора аренды через арбитраж (абз. 3 п. 1 ст. 16 Основ законодательства об аренде), и даже требовать через арбитраж включения в условия договора пункта о полном или частичном выкупе арендованного имущества, если только общесоюзным или республиканским законодательством не определены ограничения или запреты такого выкупа (п. 1 ст. 10 Основ законодательства об аренде). Иными словами, оно может добиваться возникновения особого вещного прача на арендуемое государственное имущество с возможностью его последующего преобразования ь право собственности (коллективной). Такой специфичный порядок появления вещного права арендного предприятия чоже существенно отличает ото от права полного хозяйственного ведения, возникающего по прямому указанию закона. Субъектом права арендного предприятия на арендованное имущество является само предприятие как юридическое лицо. Порядок его образования из трудового коллектива бывшего государственного предприятия предусмотрен п. 1 ст. 16 Основ законодательства об аренде и уже осве- i94 щался при рассмотрении вопроса о праве собственности такого предприятия. Здесь важно отметить, что субъектом данного права может стать и арендное предприятие, возникшее на основе 1 рудового коллектива не государственного предприятия, а предприятия, принадлежавшего общественной организации (ст. 24 Основ законодательства об аренде). Кроме того, им может стать и кооператив, арендующий государственное предприятие (ст. 25 Основ законодательства об аренде). Вместе с тем надо иметь в виду, что во всех других видах аренды (аренда имущества гражданами, «арендный подряд») у арендаторов возникает не вещное право, а обязательственное. Поскольку вещное право юридического лица-арендатора возникает только в случае аренды государственного (или общественного) предприятия или объединен я v>^ целого, следует сказать, что основным объедок вьшни о права арендного предприятия является особый им.,1',-сг- венный комплекс —производственное предприятие: или объединение в целом как определенная совокупность имущества (основных, оборотных и других имущественных фондов, а также имущественных прав и обязанностей арендуемого пр едпр иятия). Здесь необходимо различать имущество, сохраняющееся в собственности арендатора (и находящееся у арендного предприятия на особом вещном праве), и имущество, становящееся коллективной собственностью арендного предприятия. К последнему в соответствии со ст. 11 Закона о собственности и п. 1 ст. 9, ст. 19, п. 1 ст. 21 Основ законодательства об аренде относятся готовая продукция, полученные доходы (прибыль) и приобретенное за счет средств данного предприятия имущество. (На обычном государст-ьенно.у предприятии указанные виды имущества находят-с" в его полном хозяйственном ведении, а не в собственности.) Вклады членов трудового коллектива арендного предприятия, образуемые в соответствии с п. 2 ст. 21 Основ законодательства об аренде, касаются только имущества, находящегося в собственности арендного предприятия и в силу этого не распространяются на имущество, находящееся у него на самостоятельном вещном праве. Таким Образом, арендное предприятие часть имущества имеет в собственности, а часть (главным образом, основные фонды) — на указанном вещном праве. 13* 195 Арендное предприятие может быть создано на основе аренды имущества отдельного производства (цеха), cipyn-турной единицы или другого подразделения предприятия (объединения), что предусмотрено ст. 22 Основ законодательства об аренде. В таком случае объектом рассматриваемого вещного права становится данная структурная единица, цех, иное подразделение предприятия (объединения) как самостоятельный имущественный комплекс. Вещное право арендного предприятия пользуется абсолютной защитой, приравненной к защите права собственности, причем требования о его защите могут быть предъ-рвлены ко всем лицам, включая арендодателя-собственника (п. 1 ст. 15 Основ законодательства об аренде).. Важной дополнительной гарантией рассматриваемого права является запрет обращения взыскания по долгам арендодагеля (собственника) на сданное в аренду имущество (п. 2 ст. 15 Основ законодательства об аренде). Сказанное означает,-что в период действия договора аренды собственник имущества не может измениться и соответственно условия договора не могут быть пересмотрены. Можно сказать, что вещное право арендного предприятия представляет собой особое вещное право юридическо-ю лица владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государственного или общественного предприятия (объединения, его подразделения) в пределах, установленных договором с собственником-арендодателем. Вещные права госбюджетного учреждения. Находящиеся на бюджетно
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.013 с.) |