Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иски к государственным органам об оспариваний законности их решений, нарушающих право собственностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие и виды исков к государственным органам о защите права собственности. Эта новая группа гражданско-правовых способов защиты права собственности введена Законом о собственности. Их основная особенность заключаегся в том, что ответчиками по таким требованиям выступаю г непосредственно органы государства, обладающие властными полномочиями. Ранее такая ответственность не предусматривалась нашим гражданским законодательством. Лишь в случаях сноса принадлежавших гражданам домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд могли возникнуть споры с гражданами о порядке и размерах предоставляемой компенсации, однако ответчиками по таким спорам в большинстве случаев выступали организации, для которых отводились соответствующие земельные участки, и лишь как исключение — исполкомы местных Советов народных депутатов. При этом речь шла не об оспариваний законности их действий, а о предоставляемой собственникам компенсации за их имущество, т. е. добиваться сохранения самого права собственности с помощью таких требований было невозможно. С этих позиций они напоминали обязательственно-правовые иски о возмещении причиненного собственнику вреда. Что касается исков об исключении из описи имущества, предназначенного для конфискации, то и в них в качестве одного из ответчиков выступал не орган, принявший решение об аресте соответствующего имущества, а представитель государства-собственника как обычного субъекта гражданских правоотношений. В рассматриваемых же ьдесь случаях речь фактически идет о возможности оспорить законность властного акта органа государства и тем самым восстановить право собственности и привлечь к имущественной ответственности перед собственником государство, нарушившее его правомочия. Изложенное означает признание возможности ответственности юсударства перед гражданином или коллективом-собственником и вполне соответствует концепции правового государства и идее равенства всех форм собственности. Установление таких исков следует считать большим достижением нового законодательства. С их помощью впервые стало возможным защищать право собственности не только от других граждан и организаций-участников товарно-денежных отношений, но и от неоправданного властного вмешательства государства в лице его органов в отношения собственности. Важно, что именно уьазанные органы, а не другие организации (и даже не «финансовые органы», пока представляющие в гражданских правоотношениях государство как целое) являются неносредственными ответчиками по иску и отвечают за причиненные собственнику убытки средствами, находящи- мися в и< распоряжении (абз. 2 ст. 34 Закона о собственности). В зависимости от характера принятого государственным органом решения (нормативного или индивидуального) и от характера нарушения самого права собственности законодательство предоставляет собственнику два разных иска: об оспариваний индивидуального акта органа государственного управления, влекущего прекращение его прави собственности по основаниям, допускаемым законом (например, в связи с решением об изъятии земельного участка), и об оспариваний нормативного акта такого органа или даже местного органа государственной власти, непосредственно нарушающего или прекращающего права собственника или другого (титульного) владельца. В обоих случаях речь идет о споре гражданина или юридического лица с государственным органом, нарушившим властны.л решением их право собственности (или иного титульного владения). Важной гарантией права собственности стало установление обязанности государственных образований (Союза ССР, союзных и автономных республик) в полном объеме возмещать собственнику убытки, причиненные в результате принятия ими законодательных актов, прекращающих право собственности. Речь идет о том, что суверенные государства вправе принимать законы, в том числе включающие положения об изъятии того или иного имущества у тех или иных собственников (о его национализации), однако права собственников имущества должны быть гарантированы и в данном случае. Правило п. 2 ст. 31 Закона о собствевности как раз и направлено на охрану имущественных интересов люоого собственника от возможной национализации его имущества. В свете сказанного можно оценить обоснованность распространенных призывов к национализации имущества некоторых массовых общественных организаций решениями органов государственной власти. Конечно, путем предъявления судебного иска о полном возмещении убытков, причиненных собственнику в связи с изданием законодательного акта, нельзя оспорить законность или обоснованность такого акта, да и сами указанные иски по сути являются разновидностью исков о возмещении вреда (обязательственно-правовых способов защиты). Но в силу их прямой направленности на охрану интересов собственников от вмешательства государства новый способ защиты их прав может быть включен в рассматри-' ваемую группу гражданско-правовых способов защиты права собственности. Иск о защите прав собственника при их прекращении по законным основаниям. В данном случае дело касается ситуаций, когда в случаях и в порядке, предусмотренных законами Союза ССР, союзной или автономной республики, компетентный государственный орган принимает решение, хотя и не направленное непосредственно на изъятие имущества у собственника, но автоматически прекращающее его из-за фактической невозможности осуществления (изъятие земельного участка, на котором находятся принадлежащие собственнику строения и насаждения, и т. п.). Убытки, причиненные прекращением права собственности, возмещаются собственнику в полном объеме (с учетом неполученных будущих доходов—л. 2 ст. 56 Основ гражданского законодательства, п.1 ст.ЗЗ Закона о собственности). Однако собственник вправе не согласиться с таким решением, хотя бы и основанном, по мнению принявшего его государственного органа, на законе. Исполнение такого решения приостанавливается до рассмотрения спора судом или арбитражем (абз. 2 п. 1 ст. 33 Закона о собственности). Представляется, что орган государства, принявший оспариваемое решение, как ответчик по делу обязан будет доказать не только законность, но и целесообразность принятого решения, влекущего прекращение права собственности (при необходимости оценки приводимых им доводов суд или ррбитаж вправе привлечь независимых экспертов), а также полноту объема возмещаемых собственнику убытков. При недоказанности первых из двух перечисленных обстоятельств суд или арбитаж должен удовлетворить требования собственника, объявив решение государственного органа недействительным (неправомочным), а в последнем случае принять решение о дополнительном возмещении собственнику соответствующих понесенных убытков. Таким образом, объектом этого иска 'могут стать либо оспариваемое собственником решение государственного органа, либо объем и порядок возмещения причиненных ему имущественных убытков. В последнем случае речь надо вести о разновидности иска о возмещении причиненного вреда (хотя бы вред был причинен правомерными действиями ответчика), а не об оспариваний законности реше- ния органа государства. Конечно, и такой иск служит в конечном итоге защите права собственности (во всяком случае, защищает определенные имущественные интересы собственника). В развитии названных правил п. 2 ст. 31 Закона о собственности в РСФСР предусмотрел для собственника также возможность требовать предоставления ему равноценного имущества (вместо полного возмещения убытков), что существенно дополняет защиту его законных интересов. Иск о признании недействительным акта, нарушающего право собственности. В данном случае речь идет по существу об оспариваний законности нормативного (подзаконного) акта, прямо нарушающего права собственников или иных титульных владельцев. По замыслу закона (ч. 1 ст. 34 Закона о собственности) здесь имеется в виду именно нормативный акт, а не «решение» государственного органа, носящее индивидуальный характер (ср. п. 1 ст. 33 Закона о собственности). Возможность собственников—граждан и юридических лиц непосредственно оспаривать нарушающие их правомочия подзаконные акты нормативного характера (приказы, постановления, инструкции и т. д.), ранее принципиально исключавшаяся для них из нашего правопорядка как присущая исключительно вышестоящим в иерархическом отношении органам или прокурорскому надзору, представляет собой исключительную по значимости законодательную новеллу. В указанном порядке возможно признание недействительными актов, во-первых, любых органов государственного управления (от министерств 'и 'ведомств СССР до отделов и управлений исполкомов местных Советов); во-вто-рых, местных органов государственной власти (краевых, областных и нижестоящих Советов народных депутатов и их исполкомов). Основанием признания указанных актов недействительными является не само нарушение ими прав собствени-иков, а противоречие закону как акту высшего органа государственной власти. В этом качестве следует рассматривать акты Съездов народных депутатов СССР и союзных республик, Верховных Советов СССР, союзных и автономных республик. При полном соответствии оспариваемых актов закону иск, разумеется, удовлетворен быть не может. Последствием его удовлетворения является не только признание недействительным соответствующего нормативного акта, но и возложение на принявший его орган власти или управления обязанности возместить собственнику все убытки, причиненные в результате издания оспоренного акта, причем в полном объеме. Примерами издания такого рода актов могут служить некоторые решения местных Советов народных депутатов о необоснованном (нарушающим правила Закона о собственности) изъятии имущества, находившегося в собственности КПСС, профсоюзов, некоторых других общественных организаций. В отсутствие конкретной практики применения всех этих правил можно лишь прогнозировать их реальное значение и возможные сложности в их использовании. Однако ясность и простота предложенных ими условий удовлетворения соответствующих исков, а главное — назревшая потребность в таких способах охраны права собственности позволяют надеяться на их эффективность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.009 с.) |