Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система юридических наук - это правоведение

Поиск

Методология – это применение совокупности определенных теоритических принципов, логических приемов и специальных способов исследований основных общих закономерностей, возникновения и развития гос. Правовых явлений.

Основные принципы методологии:

1. Историзм – (изучает причины происхождения и этапы разития, историческую взаимосвзь)

2. Объективность (истинное отражение Г.П. действительности в науном знании)

3. Конкретность – это точный учёт всех условий в которых находится объект познания.

4. Флюрализм – многократность в исследовании гос-ва и права.

Право и государство едины!!!

Логические приёмы

1.Анализ

2.Синтез

3.Дедукция

4.Индукция

5.Гипотеза

 

2. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.

Система юридических наук - это правоведение

В него входят три основные группы:

1) Приоритетно исторические науки – относятся:

История гос-ва и права

История политических и правовых систем

2) Отрослеве юридические науки:

Уголовное, семейное, процессуальное, конституционное и т.д. права

3) Специальные юридические науки:

Судебная медицина,судебная психиатрия, суд психология и.д.

По отношению к отраслевым наукам ТГП выступает, как обще –правовая наука.

ТГП как учебная дисциплина

В системе юридических дисциплин ТГП занимает ведущее место, тюк. Дает знание по наибольшим закономерностям.

Что изучает ТГП как дисциплина?

1. Теория гос-ва:

А) соотношение общества и гос-ва

Б) Сущность гос-ва

В) Характеристики правового гос-ва

Г) Формы и типы гос-ва

Д)Механизм и функции гос-ва

2. Теория права:

А) Что такое право?

Б) Что такое норма права

В) нормативно – правовые акты

Г) система законодательства

Д) формы реализации нормы и права

Основы право – применительной деятельности органов гос-ва.

Общие закономерности право – отношений

Правомерного поведения

Правонарушения

Юридической ответственности

Законности и правопорядка

 

3. Происхождение государства и права.

Государству предшествовало человеческое общество.

Общество –это совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.

Объединение чел. Общества происходит лишь на основе общего интереса.При этом общий интерес, может противоречить индивид. интересам.

Главное какие интересы преобладают в обществе!!!

Родовые отношения в П.О.С. – родовая община.

Племена - это территориальный союз.

Различные союзы племен:

Основой поведения в ПОС являются обычаи – это определенные правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения и стали естественной жизненной потребностью людей.

Причины возникновения гос-ва.

1. Совершенствование орудий труда (повышение производительности труда)

2. Разделение труда (скотоводство, земледелие, ремесло)

Появление избыточного продукта приводит к появлению частной собственности.

Гос-во является особой общественной организацией, кот. В отличае от организации власти ПОС состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественных дел.

 

Теологическая теория происхождения государства и права.

Теория общественного договора(ЛЕКЦИИ)

Марксизм о государстве и праве

В учении о государстве и праве общество Маркс рассматривал в единстве базиса и надстройки при определяющей роли базиса. Базис – производственные отношения, определяемые уровнем развития производительных сил, в основе которых лежит определенная форма собственности. Над базисом возвышается политическая и юридическая надстройка – определенные формы общественного сознания. Государство и право – части надстройки, имеют классовую природу, так как выражают волю и интерес господствующего класса.

Маркс и Энгельс подчеркивали классовую сущность государства и права. В рамках исторического материализма Маркс различал азиатский, античный феодальный и буржуазный способы производства и соответственно, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую социально-экономические эксплуататорские формации. Смена формаций неизбежна в результате развития средств производства. Освобождение труда произойдет лишь в рамках коммунистической формации, когда пролетариат захватит средства производства и труд станет непосредственно общественным. Для капитализма характерно противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост производственными отношениями. С одной стороны производственные отношения имеют общественный характер. С другой – сохраняется частное присвоение, основанное на частной собственности на средства производства. Проявление этого несоответствия – экономические кризисы. Сила, способная разрушить противоречия между производительными силами и производственными отношениями при капитализме, – пролетариат.

Ма первой стадии коммунизма (социализм) государство и право сохраняются «в небольшой части», так как призваны обеспечить распределение по труду. На второй (высшей) стадии право и государство исчезают, распределение производится по потребностям. Государство отмирает и сменяется общественным самоуправлением.

Несколько более сложной представлялась судьба права. Право – это воля господствующего класса, выраженная в законе. В буржуазном обществе права и свободы существуют для тех, кто имеет собственность, принадлежит к господствующему классу.

Первой стадией социалистической революции является завоевание пролетариатом политической власти. Затем вплоть до окончательного построения коммунизма пролетариат осуществляет свою диктатуру. Сама идея диктатуры пролетариата указывает на то, что государство диктатуры пролетариата никак не связано правом. Лишь на первой стадии коммунизма, когда распределение осуществляется по труду, существует «тень буржуазного права». Затем право окончательно отмирает на высшей стадии коммунизма.

Понятие государства.

1. Гос-во. Представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. При этом гос.-во обладает территориальным верховенством и имеет пространственный предел- гос. Границы.

 

2. Государство представляет собой особую организацию политической власти, кот. Распологает специальным аппаратом управления общества в целях обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

 

Особое место в гос-ве занимают органы осуществляющие принудительные и карательные функции.

 

3. Государство организует общественную жизнь в стране на правовых началах. Для этого оно издает нормативно – правовые документы, которые имеют обязательную силу для всего населения.

 

4. Государство представляет собой суверенную организацию власти.

Существует суверенитет

 

1) Внешний

2) Внутренний

 

Суверенитет гос-ва:

 

Это свойство гос-ва власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного гос-ва по отношению к любым другим властям внутри страны (внутренний),а так же в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права (внешний).

Государство- это единая политическая организация общества,которое распространяет свою власть на всю территорию страны и её населения, располагая для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех нормативные акты и обладает суверенитетом.

 

Правовое гос-во

Правовое гос-во это форма организации и деятельности организации власти, которая строится во взаимоотношениях с различными объединениями индивидов на основе норм права.

Признаки:

1) Верховенство законах во всех сферах общественной жизни

2) Реальность прав личности и обеспечение свободного развития личности

3) Взаимоответственность гос-ва и личности

4) Разделение властей:

Законодательная

Судебная

исполнительная (не должны зависеть друг от друга)

8. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

1. Формационный подход

Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

При этом подходе тип гос-ва опр. Основой того, какой экономический базис гос-во защищает. Интересам какого господствующего класса оно лужит.

Типы:

1) Рабовладельческий

2) Феодальный

3) Капиталистический

4) Социалистический

5) Можно так же упомянуть и о «переходном» типе.

1. Цивилизованный подход:

Представителями были Тоэмби, Макаэви, Елиинек

Цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью географических, религиозных, экономических, культурных и иных факторов.

1) Самая древняя Восточная(Китай, Индия, Вавилон и т.д.)

2) Древне – греческая

3) Древне – римская

4) Средневековая цивилизация (медиавистика)

5) Современная цивилизация

 

9. Государство и экономика.

Государство и экономика тесно связаны между собой. Государство может способствовать развитию экономики либо тормозить ее развитие.

Советское государство осуществляло политику "планирования 1000 мелочей", то есть вмешивалось во все экономические процессы, пыталось ими управлять на всех уровнях, начиная от высшего и кончая конкретным заводом и совхозом.

Подобная экономическая политика лишала инициативы и самостоятельности, понижала заинтересованность исполнителей в результатах труда и тормозила предприимчивость наиболее способных людей. Эта политика была направлена на уравниловку и распределение материальных благ.

Буржуазные государства накопили богатый опыт регулирования социально-экономических процессов.

Специалисты выделяют три теории государственного регулирования экономики:

1) классическая экономическая теория

2)кейнсианская экономическая теория

3) монетаристская экономическая теория

Эти теории признают, что конкурентная рыночная экономика должна функционировать под воздействием государства. Однако границы вмешательства государства в экономику разные теории определяют неодинаково.

Классическая экономическая теория отрицает необходимость какого-либо государственного вмешательства в экономику. Ее сторонники абсолютизируют способность рыночной экономики к саморегулированию. Эта теория была создана на стадии раннего капитализма и действовала до времени "великой экономической депрессии". Постулаты теории, согласно которой государство - "ночной сторож собственности", были справедливо поставлены под сомнение и отвергнуты на практике.

Эту теорию сменила концепция кейнсианства. Центральное положение этой теории заключается в том, что макроравновесие экономики может быть достигнуто только сочетанием саморегулирования и государственного регулирования. По мнению Джона Кейнса, государство должно осуществлять регулирование экономики как при уже свершившемся нарушении равновесия рынка, так и для предупреждения или блокирования неравновесия. Наиболее целесообразным использование кейнсианской теории является в экономике переходного периода.

Монетаристская экономическая теория предполагает ограниченное вмешательство государства в функционирование экономики. В соответствии с этим подходом задача государства заключается в установлении баланса денежной массы, находящейся в обращении, с суммарной стоимостью товарной массы. По мнению специалистов, монетаристская теория наиболее приемлема для стабильной экономики.

 

10. Понятие формы государства.

Это сложное общественное явление, которое включает в себя 3 взаимосвязанных элемента:

1. Форма правления

2. Форма гос. Устройтва

3. Форма гос. Режима

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Понятие формы государства охватывает:

1. организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

2. территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

3. методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организационной и управленческой деятельности.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, т. е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме устройства все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Государственно-правовой режим (политический) представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.

 

Древне – римская монархия

1)Принципат(власть Цезарей, есть монарх,но элементы правления Республики)

2) Доминат(разновидность абсолютной монархии)- все учреждении ликвидируются, вся власть у монарха.

Парламентарная монархия

Дуалистическая монархия

Парламентарная – правительство формируется из представителей партий победивших на выборах в парламент. Власть монарха отсутствует в законодательной, исполнительной, и судебной сферах. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. Правительство несет ответственность перед парламентом.

Дуалистическая монархия – Власть носит двойственный характер. Власть разделена между парламентом и правительством. Правительство несет ответственность перед монархом и формируется не зависимо от партийного состава в парламенте. У монарха в руках исполнительная власть.

 

Территориальная

Национальная

Конфедерация.

Это временный юридический союз суверенных государств, созданный обеспечения их общих интересов.

У конфедерации два пути- либо преобразуется в федерацию, либо распадается.

 

14. Демократический политический режим.

Государственный режим.

Форма гос. режима представляет совокупность способов и методов власти гос-ва.

Выделяют две разновидности гос. режима:

- демократический

-антидемократический

В свою очередь антидемократический режим делится на:

Тоталитарный

Авторитарный

Российский режим

Признаки демократического режима:

1. Население участвует в осуществлении и формировании гос. власти

2. Решение в гос-ве принимаются большинством учетом интересов меньшенства

3. Реальное обеспечение прав и свобод человека

4. Верховенство закона

5. Защищенность личности от произвола и беззакония

6. Политический плюрализм

 

15. Тоталитарный политический режим.

1. Полный контроль гос-ва над всеми сферами общественной жизни.

2. Подавление личности

3. Диктатура одной политической партии

4. Верховенство гос-ва над правом

5. Милитаризм общественной жизни (больше милиции)

6. Игнорирование интересов национальных меньшинств

7. Преследование за инакомыслие (религиозных и официально непризнанного режима)

 

16. Функции государства: понятие, классификация.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Элементы функций государства:

1. Объект – сфера общественных отношений;

2. Содержание – конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей;

В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.

Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества

 

17. Внешние функции государства.

Внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

1. Функция обороны страны;

2. Функция поддержания мирового порядка;

3. Функция сотрудничества с другими государствами;

По продолжительности осуществления:

1. Постоянны е – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

2. Временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

По значимости и степени общности:

Основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;

Неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

По сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

1. Экономические;

2. Политические;

3. Социальные;

4. Экологические;

5. Фискальные;

По функциональному назначению:

1. Охранительные;

2. Регулятивные;

В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества

 

Политическое общественное объединение - это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе. Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации. Законодательство устанавливает перечень требований, которым должно отвечать политическое общественное объединение.

Современные политические партии, в собственном смысле слова, возникли с XIX в., первыми были партии тори и виги в Великобритании. В России первые партии появились в 1898 - 1903 гг. в результате политических реформ.

Признаки политической партии:

- Партия - это всегда носитель идеологии;

- Партия - это организация, т. е. достаточно длительно существующее устойчивое объединение людей на разных уровнях политики - от местного до международного.

- Цель партии - завоевание и осуществление государственной власти.

- Стремление обеспечить себе широкую поддержку населения (поддержка может быть различной: от участия в избирательной кампании до активного членства).

- Специфическое положение партии в государстве (выражается в связи партии с государственным аппаратом, в том, что члены партий входят в состав парламента, правительства).

23. Понятие права. Основные концепции правопонимания.

Право – это система действующих в обществе общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных и охраняемых государством Признаки права:

1) государственно-волевой характер – выражает возведенную в закон общую волю (волю всего общества);

2) нормативность – содержанием права являются общеобязательные правила поведения, правовые нормы;

3) властно-регулятивная природа – регулирует общественные отношения, и это регулирование является государственным. Именно государство устанавливает и охраняет правовые нормы.

Для марксистского правопонимания характерно понимание сущности права в качестве возведенной в закон воли правящего класса.

Уже в нач. XIX в. нем. историч. школа юристов считала, что право является не продуктом чьей-либо воли, а результатом естеств. развития народного правосознания. Гос-во должно выявлять и систематизировать те нормы, которые стихийно возникают в общении между людьми, а не насаждать насильственно нормы, противоречащие «народному духу».

Еще более древней (времена Цицерона) является идея естественного права. И человек, и общ-во тесно связаны с природой. Естеств. права человека – право на жизнь, на неприкосновенность личности на стремление к счастью. Эти права происходят от самой природы человека, всякий человек имеет их от рождения. Гос-во должно учитывать эти права.

Нормативизм. Сущность права – в его нормативном характере и общеобязательности пр. норм. Разные концепции правопонимания. Еллинек (волюнтаристская концепция) понимал право как проявление гос. воли, авторитета. Иеринг («юриспруденция интересов») – в основе возникновения, развития и понимания объективного права всегда право субъективное. Субъективное право – это охраняемый законом интерес. Кельзен исследовал право с т. зрения его бытия, разработав «чистую теорию права». Сущ-т суждения с алетической модальностью (т. е. суждения о сущем, напр., снег белый) и суждения с деонтической модальностью (т. е. суждения о должном, напр., снег следует убрать). Пр. норма – это суждение о должном. (Напр., УК РФ прямо закрепляет, что УК основан на Конст. РФ. Такое суждение имеет алетическую модальность. Его следует преобразовать в суждение с деонтической модальностью – положения УК нельзя толковать так, чтобы они противоречили Конст. РФ.)

Социологич. теория права возникла в нач. XX в в Австрии (Эрлих) на почве позитивизма и получила разв. на почве америк. прагматизма. Право отождествляется со сложившейся суд. практикой его применения. Реальное право существует не в законе, а в суде, в админ. и ином органе, применяющем право. Америк, юрист Паунд развил эту теорию – судья, принимая решение, должен учитывать не только предписания закона, но и потребности обществ, развития.

 

24. Право в системе социальных норм. Технико – юридические нормы.

Социальные нормы – это правила поведения которые: 1) обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц и 2) регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями). Они обусловлены уровнем развития общества. Различаются между собой способами их установления и обеспечения (охраны)

Виды социальных норм:

Нормы права устанавливаются и охраняются государством, в том числе и путем государственного принуждения.

Нормы морали складываются стихийно на основе господствующих в обществе религиозных и этических идеалов, представлений о добре и зле. Охраняются они моральной санкцией (напр., в виде осуждения со стороны окружающих или наложения епитимьи, отлучением от церкви и др.). Наряду со всеобщей моралью имеется профессиональная этика, напр. врачебная, педагогическая, судейская и т. п. Иногда ее несоблюдение влечет правовые последствия напр., судья может быть отстранен от должности. Для того чтобы аморальный поступок повлек правовые последствия, необходима правовая норма, которая отсылала бы к нормам морали.

Обычаи складываются стихийно в результате неоднократного повторения. Выполняются добровольно, так как их соблюдение упрощает жизнь человека. Норма обычая может превратиться в правовую норму. ГК РФ предусматривает, что суд применяет обычаи делового оборота, если данное отношение не урегулировано нормативно-правовым актом или договором.

Нормы этикета складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Обеспечиваются автоматически, человеку выгодно соблюдать эти нормы, так как несоблюдение этикета усложнит общение.

Нормы традиций складываются стихийно и никак не охраняются (если не являются одновременно нормами морали, напр., воинские традиции).

Нормы ритуалов могут складываться стихийно, могут устанавливаться религиозными и иными организациями, они могут охраняться установившими их организациями, а могут и вовсе не охраняться.

Корпоративные нормы устанавливаются общественными объединениями и охраняются этими объединениями.

Технические нормы не являются социальными и регулируют не общественные отношения между людьми, а поведение лица в отношении какого-либо технического устройства. Они содержатся, напр. в инструкции к любой технике. Утверждаются не государством, а изготовителем устройства. Однако несоблюдение этих норм может повлечь правовые последствия. Напр., может быть утрачено право на бесплатный ремонт техники. Иногда несоблюдение технических норм может повлечь и уголовную ответственность, если в результате наступили тяжкие последствия. Но для того чтобы наступили правовые последствия в результате несоблюдения технических норм, необходима правовая норма, устанавливающая такие последствия. В таком случае технические нормы становятся технико-юридическими.

25. Теория естественного права

Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII—XVI II вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления — неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм — по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм — направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права — необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

 

26. Историческая школа права.

Фридрих Карл фон Савиньи в своей работе "Система современного римского права" (1840 г.) писал: "В юридической науке всякий успех зависит от взаимодействия различных видов духовной деятельности. С целью выделения одного из таких видов и определения соответствующего ему направления в правоведении я и другие исследователи в свое время ввели в употребление термин "историческая школа". В тот период эта сторона юридической науки особо выдвигалась на передний план, но делалось это отнюдь не для того, чтобы отрицать или преуменьшать ценность других направлений, а в связи с тем, что в течение длительного времени исторический подход не использовался в правоведении и поэтому здесь больше, чем где-либо было необходимо стимулирующее воздействие с тем, чтобы вновь восстановить естественные права историзма в юридической науке".
Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основателями были видные немецкие юристы - Гуго, Пухта, Савиньи, которые находились в оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей. Хотя позднее, уже в начале XX в., представители социологической школы в Германии Е. Эрлих и Г. Канторович обвинили историческую школу в том, что она не освободилась от концепции естественного права, согласно которой судья только познает и применяет право,но не создает его.
Действительно, общим у исторической школы права с естественно-правовой теорией можно считать положение о том, что право не создается законодателем, не творится его произволом. Основоположники исторической школы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности государства, так же как формирование духа народа и его языка. При этом главным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установилось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа.
Историческая школа права складывалась под влиянием процессов, происходящих в праве средневековой Европы, когда рецепция римского права требовала исторического анализа правового материала. В этой связи данное теоретическое направление способствовало становлению исторического метода в юридической науке. А историзм как метод вызвал к жизни новую науку -историю права. И во всем этом большая заслуга исторической школы права.

27. Социологическая школа права.

Социологическая школа права - одно из основных направлений правоведения XX века. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.
Основателем социологического направления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.014 с.)