Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения



Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественно-политических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются прежде всего своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы.

Партия - это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.

Современные политические партии, в собственном смысле слова, возникли с XIX в., первыми были партии тори и виги в Великобритании. В России первые партии появились в 1898 - 1903 гг. в результате политических реформ.

Признаки политической партии:

- Партия - это всегда носитель идеологии;

- Партия - это организация, т. е. достаточно длительно существующее устойчивое объединение людей на разных уровнях политики - от местного до международного.

- Цель партии - завоевание и осуществление государственной власти.

- Стремление обеспечить себе широкую поддержку населения (поддержка может быть различной: от участия в избирательной кампании до активного членства).

- Специфическое положение партии в государстве (выражается в связи партии с государственным аппаратом, в том, что члены партий входят в состав парламента, правительства).

23. Понятие права. Основные концепции правопонимания.

Право – это система действующих в обществе общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных и охраняемых государством Признаки права:

1) государственно-волевой характер – выражает возведенную в закон общую волю (волю всего общества);

2) нормативность – содержанием права являются общеобязательные правила поведения, правовые нормы;

3) властно-регулятивная природа – регулирует общественные отношения, и это регулирование является государственным. Именно государство устанавливает и охраняет правовые нормы.

Для марксистского правопонимания характерно понимание сущности права в качестве возведенной в закон воли правящего класса.

Уже в нач. XIX в. нем. историч. школа юристов считала, что право является не продуктом чьей-либо воли, а результатом естеств. развития народного правосознания. Гос-во должно выявлять и систематизировать те нормы, которые стихийно возникают в общении между людьми, а не насаждать насильственно нормы, противоречащие «народному духу».

Еще более древней (времена Цицерона) является идея естественного права. И человек, и общ-во тесно связаны с природой. Естеств. права человека – право на жизнь, на неприкосновенность личности на стремление к счастью. Эти права происходят от самой природы человека, всякий человек имеет их от рождения. Гос-во должно учитывать эти права.

Нормативизм. Сущность права – в его нормативном характере и общеобязательности пр. норм. Разные концепции правопонимания. Еллинек (волюнтаристская концепция) понимал право как проявление гос. воли, авторитета. Иеринг («юриспруденция интересов») – в основе возникновения, развития и понимания объективного права всегда право субъективное. Субъективное право – это охраняемый законом интерес. Кельзен исследовал право с т. зрения его бытия, разработав «чистую теорию права». Сущ-т суждения с алетической модальностью (т. е. суждения о сущем, напр., снег белый) и суждения с деонтической модальностью (т. е. суждения о должном, напр., снег следует убрать). Пр. норма – это суждение о должном. (Напр., УК РФ прямо закрепляет, что УК основан на Конст. РФ. Такое суждение имеет алетическую модальность. Его следует преобразовать в суждение с деонтической модальностью – положения УК нельзя толковать так, чтобы они противоречили Конст. РФ.)

Социологич. теория права возникла в нач. XX в в Австрии (Эрлих) на почве позитивизма и получила разв. на почве америк. прагматизма. Право отождествляется со сложившейся суд. практикой его применения. Реальное право существует не в законе, а в суде, в админ. и ином органе, применяющем право. Америк, юрист Паунд развил эту теорию – судья, принимая решение, должен учитывать не только предписания закона, но и потребности обществ, развития.

 

24. Право в системе социальных норм. Технико – юридические нормы.

Социальные нормы – это правила поведения которые: 1) обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц и 2) регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями). Они обусловлены уровнем развития общества. Различаются между собой способами их установления и обеспечения (охраны)

Виды социальных норм:

Нормы права устанавливаются и охраняются государством, в том числе и путем государственного принуждения.

Нормы морали складываются стихийно на основе господствующих в обществе религиозных и этических идеалов, представлений о добре и зле. Охраняются они моральной санкцией (напр., в виде осуждения со стороны окружающих или наложения епитимьи, отлучением от церкви и др.). Наряду со всеобщей моралью имеется профессиональная этика, напр. врачебная, педагогическая, судейская и т. п. Иногда ее несоблюдение влечет правовые последствия напр., судья может быть отстранен от должности. Для того чтобы аморальный поступок повлек правовые последствия, необходима правовая норма, которая отсылала бы к нормам морали.

Обычаи складываются стихийно в результате неоднократного повторения. Выполняются добровольно, так как их соблюдение упрощает жизнь человека. Норма обычая может превратиться в правовую норму. ГК РФ предусматривает, что суд применяет обычаи делового оборота, если данное отношение не урегулировано нормативно-правовым актом или договором.

Нормы этикета складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Обеспечиваются автоматически, человеку выгодно соблюдать эти нормы, так как несоблюдение этикета усложнит общение.

Нормы традиций складываются стихийно и никак не охраняются (если не являются одновременно нормами морали, напр., воинские традиции).

Нормы ритуалов могут складываться стихийно, могут устанавливаться религиозными и иными организациями, они могут охраняться установившими их организациями, а могут и вовсе не охраняться.

Корпоративные нормы устанавливаются общественными объединениями и охраняются этими объединениями.

Технические нормы не являются социальными и регулируют не общественные отношения между людьми, а поведение лица в отношении какого-либо технического устройства. Они содержатся, напр. в инструкции к любой технике. Утверждаются не государством, а изготовителем устройства. Однако несоблюдение этих норм может повлечь правовые последствия. Напр., может быть утрачено право на бесплатный ремонт техники. Иногда несоблюдение технических норм может повлечь и уголовную ответственность, если в результате наступили тяжкие последствия. Но для того чтобы наступили правовые последствия в результате несоблюдения технических норм, необходима правовая норма, устанавливающая такие последствия. В таком случае технические нормы становятся технико-юридическими.

25. Теория естественного права

Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII—XVI II вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления — неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм — по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

"Светская" доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм — направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права — необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

 

26. Историческая школа права.

Фридрих Карл фон Савиньи в своей работе "Система современного римского права" (1840 г.) писал: "В юридической науке всякий успех зависит от взаимодействия различных видов духовной деятельности. С целью выделения одного из таких видов и определения соответствующего ему направления в правоведении я и другие исследователи в свое время ввели в употребление термин "историческая школа". В тот период эта сторона юридической науки особо выдвигалась на передний план, но делалось это отнюдь не для того, чтобы отрицать или преуменьшать ценность других направлений, а в связи с тем, что в течение длительного времени исторический подход не использовался в правоведении и поэтому здесь больше, чем где-либо было необходимо стимулирующее воздействие с тем, чтобы вновь восстановить естественные права историзма в юридической науке".
Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основателями были видные немецкие юристы - Гуго, Пухта, Савиньи, которые находились в оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей. Хотя позднее, уже в начале XX в., представители социологической школы в Германии Е. Эрлих и Г. Канторович обвинили историческую школу в том, что она не освободилась от концепции естественного права, согласно которой судья только познает и применяет право,но не создает его.
Действительно, общим у исторической школы права с естественно-правовой теорией можно считать положение о том, что право не создается законодателем, не творится его произволом. Основоположники исторической школы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности государства, так же как формирование духа народа и его языка. При этом главным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установилось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа.
Историческая школа права складывалась под влиянием процессов, происходящих в праве средневековой Европы, когда рецепция римского права требовала исторического анализа правового материала. В этой связи данное теоретическое направление способствовало становлению исторического метода в юридической науке. А историзм как метод вызвал к жизни новую науку -историю права. И во всем этом большая заслуга исторической школы права.

27. Социологическая школа права.

Социологическая школа права - одно из основных направлений правоведения XX века. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.
Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга которого «Социология права» (1911 г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления. В России социологическую школу представляли С.М. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права считаются Р.Паунд.
Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.
В трактовке Дюги, социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.
Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

 

28. Психологическая теория права

Существует множество версий, теорий, которые связаны с вопросом происхождения права. Как одну из наиболее распространенных наряду с естественно-правовой, исторической, социологической можно выделить психологическую теорию права.

Психологическая теория права была разработана российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким в начале xx в. Суть ее изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе приверженцев, последователей этой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А. Рейснер. Психологическая теория оказала большое влияние на развитие правовых исследований, в том числе на современную американскую теорию права. Л.И. Петражицкий направил свое внимание на психологическую сторону формирования правового поведения, вынося его даже за рамки интеллектуальной стороны. Он считал, что особенная природа явлений права находится в сфере эмоционального, в области переживаний, но никак не в области разума. Данное право он назвал интуитивным, отличая его от права позитивного. К последнему он относил нормы, веления, запреты, которые были направлены к лицам, находящимся в подчиненном отношении к праву и правоотношениям. Интуитивное право, по Петражицкому, определяет психологическое отношение адресата к объективному, официальному (позитивному) праву.

Таким образом, можно выделить основные положения психологической теории права, а именно:

1) психологическая теория права, которая различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право;

2) позитивное право – действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права;

3) интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенные действия.

 

29. Нормативистская теория права.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. австрийским юристом Г. Кельзеном.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

- по Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствова­ния и его сила зависит от логичности и стройности системы юридичес­ких правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политически­ми, социально-экономическими и другими оценками;

- исходным является пред­ставление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

- в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответст­вовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

- верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формаль­ной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием послед­них по тексту нормативных актов;

- признаются широкие возможности государства влиять на общест­венное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечива­ет основную норму.

Недостатки:

- данную теорию критикуют за увлеченность фор­мальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юри­дических норм, соответствия их объективным потребностям общест­венного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факто­рами;

- признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффектив­ных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетво­ряться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

 

30. Право и политика.

Политика – деятельность гос-ва и иных полит, институтов (прежде всего – полит, партий), направленная на решение задач, имеющих общесоциальное значение. Основной субъект политики – гос-во как полит, организация всего общества.

Взаимодействие политики и права можно рассматривать в следующих аспектах:

1) влияние политики на право. Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм;

2) возможность осуществления политики вне правовых форм (т. н. «прямое действие»). Гос-во проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Гос-во может использовать и иные механизмы, как правомерные (напр., разъяснение политики гос-ва в печати, обращ. к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (напр., запугивание полит, оппонентов). Для правового гос-ва является аксиомой, что всякое действие гос-ва, ограничивающее права и свободы человека, возможно только на основании правовой нормы.

3) влияние права на политику (прямое или косвенное). В качестве примера прямого влияния можно привести положения Конст. об основах конст. строя и правах и свободах человека и гражданина. В частности, Конст.:

1) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью;

2) указывает на демократич. социальный и правовой хар-р гос-ва;

3) гарантирует свободу эконом, деятельностити;

4) гарантирует разделение властей;

5) запрещает цензуру и т. п.

По этим и многим другим вопросам политика гос-ва жестко связана правом. Косвенное влияние права на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в полит, деятельности;

4) возможность несоответствия права политике. Право всегда более консервативно, чем политика, отстает от политики. Напр., в случае принятия политич. решения, требующего реализации в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодат. процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия.

 

31. Право и экономика.

Требования экономических законов (Закон денежного обращения, производства и сбыта, спроса и предложения и другие) находят свое выражение в государственно-правовых актах. Так, конституции различных стран фиксируют принципы экономического базиса государства и задачи экономического развития. Законы, как правило, определяют формы собственности, гарантируют ее защиту, устанавливают систему налогов, бюджет, кредитную систему, финансовую и денежную политику. Гражданский кодекс каждого государства – это своеобразная экономическая конституция.

 

В результате различного соотношения права и экономики возможны три различных способа управления экономикой. Первый – командный, административный, характеризирующийся тотальным государственно-правовым регулированием экономики. Закон регламентирует все процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Все объективные закономерности развития экономики игнорируются. Второй – стихийный, рыночный, основанный на стихийном саморегулировании экономики, когда правовой и государственный механизмы самоустраняются от всякого вмешательства в экономику. В абсолютном виде в настоящее время нигде не наблюдается. Наконец, третий – смешанный, сочетающий рыночные законы с разумным юридическим регулированием экономики, налогов, рынка сбыта, рабочей силы и т.д. Этот способ государственно-правового управления экономикой способствует ее поступательному развитию, поскольку государство защищает свободное предпринимательство от кризисов, предпринимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни используя при этом юридические формы таких экономических рычагов как налоги, кредит, инвестиции и другие. Политика приватизации собственности, либерализации экономимики, бюджетная политика, плата за производственные фонды и природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы – реальные правовые средства в оптимальной хозяйственной жизни. Говоря о соотношении экономических и правовых норм важно определить пределы государственно-правового вмешательства в экономику. Юридические нормы должны определить цели, задачи, принципы рыночных отношений, законодательным путем, зафиксировать рамки и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить и гарантировать все формы собственности, запретить монополию и недобросовестную конкуренцию, определить порядок разрешения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров.

 

32. Право и мораль.

Мораль – это система господствующих в обществе этических представлений и чувств (т. е. идей о справедливости, добре и зле, чувство морального удовлетворения или стыда), а также основанных на них норм. Мораль – синоним нравственности. Есть и другая точка зрения (И. Кант): если мораль является объективно существующей нормативной системой, то нравственность – это субъективная способность человека априорно воспринимать добро и зло. В этом смысле нормы морали, существующие в нравственно неразвитом обществе, могут быть безнравственны.

Взаимодействие права и морали

1. Общее в праве и морали: 1) относятся к надстройке над экономич. базисом общества, они меняются в связи с изменением экономич отношений; 2) нормы права и морали являются социальными нормами, т. е. регулируют обществ, отношения.

2. Различия права и морали: 1) право возникает одновременно с гос-вом, а мораль значительно раньше (существование даже первобытной общины невозможно без морали); 2) нормы права устанавливаются гос-вом, нормы морали возникают стихийно, а иногда в результате религиозного или иного воспитания; 3) мораль включает не только нормы, но и представления чувства; 4) нормы морали охраняются силой общественного мнения, нормы права охраняются гос-вом; 5) право имеет дело только с поведением, выраженным вовне (т. е. с действием или бездействием), аморальными могут быть и мысли.

3. Соотношение норм права и морали по содержанию. Тут есть разные точки зрения. Р. Иеринг. напр., считал право «этическим минимумом»

В советском правоведении преобладала точка зрения, что все незаконные действия аморальны уже ввиду того, что они незаконны.

Но при этом, напр., организация Социалистической революции в 1917 г. не считалась аморальной. Вообще для марксизма характерен нравственный релятивизм – нравственным считается все, что выгодно рабочему классу в данный момент времени, цель оправдывает средства. Сам этот тезис представляется безнравственным.

4. Возможность несоответствия норм морали и права. Полное соответствие права и морали возможно только в идеальном государстве, а идеальных государств не бывает – это утопия Пример аморального закона – положение уголовного кодекса о добровольном отказе подстрекателя, освобождающем его от ответственности в случае своевременного сообщения им в органы власти о преступлении.

 

33. Формы (источники) права.

Источники права – это исходящие от гос-ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Официальный характер источник права приобретает: 1) путем правотворчества либо 2) путем санкционирования (напр., при применении судом обычая). Виды источников права:

1) нормативные правовые акты – офиц. документы, содержащие юр. нормы (т. е. общеобязат. правила поведения), принимаемые гос. органами либо иными уполномоченными органами или лицами. В России в систему норм. – пр. актов входят: 1) Конституция; 2) законы (фед. конституционные; простые ФЗ; законы субъекта Федерации, принятые по предмету ведения субъекта Федерации); 3) подзаконные акты (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; норм, акты фед. министерств и ведомств; норм, акты органов исполнит, власти субъектов РФ; норм, акты органов местного самоупр.; локальные акты, напр. правила внутр. распорядка любой организации)

2) правовые обычаи – обычаи, которым гос-во придало общеобязат. значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой (напр., по ГК, если отношение не урегулировано законом или договором, применяются обычаи делового оборота);

3) судебные и административные прецеденты – это суд. или админ. решения по конкретному делу, которым придается сила источника права в странах англосаксонской правовой семьи;

4) нормативные договоры – соглашение двух или более субъектов, содержащее нормы права (Федеративный договор; договоры о разгранич предметов ведения между Федерацией и ее субъектами; междунар. договоры; коллективные договоры и соц. – партнерские соглашения в трудовом праве). Можно ли считать источником права постановления Пленума Верх. Суда РФ? Преобладает точка зрения, что нельзя. Это не источник права, а вид офиц. толкования закона. Они являются руководящими разъяснениями и обязательны для судов и иных органов, применяющих право. А можно ли считать источником права постановления Конст. Суда РФ? Преобладает точка зрения, что можно. Причем Конст. Суд иногда признает за ними силу прецедентов и отказывает в принятии к рассмотрению дел если сходное дело уже рассматривалось в отношении конституционности другого закона. Существует точка зрения, что постановления Конст. Суда РФ нужно рассматривать не в качестве источника права, а в качестве акта применения права (Конституции).

 

34. Нормативно – правовой акт: понятие, виды.

Нормативные правовые акты (НПА) – официальные документы, содержащие юрид. нормы (т. е. общеобязательные правила поведения), принимаемые гос. органами либо иными уполномоченными органами или лицами. Признаки НПА: 1) это письменный документ; 2) содержит властное волеизъявление; 3) это волеизъявление устанавливает нормы права; 4) акт утверждается уполномоченным органом. Это может быть не только гос. орган, но и орган местного самоуправления, а также администрация любой организации, утверждающая локальный акт. напр. правила внутреннего распорядка.

Система НПА: 1) Конституция; 2) законы; 3) подзаконные акты.

Закон – это НПА, обладающий высшей юрид. силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

1) закон – это НПА;

2) обладает высшей юридической силой. Существует иерархия законов: а) Конституция РФ. Федеральные конституционные законы не должны противоречить Конституции; б) международные договоры являются частью правовой системы РФ. В случае противоречия закона международному договору применяются правила международного договора. Юридическая сила международного договора выше юридической силы конституционного закона, но ниже, чем у Конституции; в) простые федеральные законы (ФЗ) не должны противоречить Конституции и конституционным ФЗ; г) в некоторых кодексах содержатся нормы, согласно которым им придается особая юридическая сила по сравнению с др. простыми ФЗ; д) законы субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ; е) законы субъектов РФ, принятые по предметам ведения субъекта РФ, не должны противоречить Конституции РФ;

3) особый порядок принятия – парламентским путем или путем референдума: а) Конституция была принята путем референдума 12 декабря 1993 г. Ее главы об основах конст. строя, о правах и свободах человека и гражданина, а также о порядке ее изменения могут быть изменены только путем пересмотра Конституции. Остальные положения – путем внесения поправок; б) федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, по которым Конституция прямо предусматривает принятие ФКЗ (о судебной системе). Квалифицированным большинством в 3/4 °т числа членов Совета Федерации и 2/3 депутатов Думы. Президент не имеет права вето при принятии ФКЗ; в) ФЗ принимаются Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Президент имеет право отлагательного вето. Оно преодолевается квалифицированным большинством в 2/3 голосов в каждой из палат; г) законы субъектов РФ принимаются в порядке, установленном Конституцией или Уставом субъекта РФ;

4) закон регулирует наиболее важные общественные отношения. В частности, ограничение конституционных прав и свобод граждан производится только на основании ФЗ.

 

35. Норма права: Понятие, структура, классификация. Способы изложения норм права в нормативно – правовых актах.

1. По отраслям права выделяются нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

2. По функциям: регулятивные нормы и охранительные. На основе этой классификации была предложена ныне популярная двухэлементная структура нормы права: регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные – из диспозиции и санкции.

3. По характеру закрепленных в нормах правил поведения: 1) обязывающие (предписывающие) – устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия 2) запрещающие – запрещают совершать определенные действия; 3) управомочивающие – предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.

4. По степени определенности элементов нормы: абсолютно определенные – это нормы которые с абсолютной точностью определяют гипотезу, диспозицию и санкцию (напр., при принятии Федеральным Собранием конституционного закона Президент обязан его подписать и не имеет права наложить на него вето); относительно определенные – определяют обычно санкцию, а иногда и иные элементы нормы не абсолютно, а указанием на минимальный и максимальный предел какого-либо из признаков, характеризующих элемент нормы (напр., убийство по общей норме наказывается лишением свободы от 6 до 15 лет); альтернативные – это нормы, предусматривающие несколько вариантов в описании их гипотезы диспозиции или санкции (напр., убийство при отягчающих обстоятельствах наказывается альтернативно лишением свободы на срок до 20 лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью). 5. По логическому объему нормы бывают общие и специальные. Общая норма всегда логически охватывает специальную. При конкуренции общей и специальной нормы применяется специальная норма. Напр., норма об убийстве – общая, норма об убийстве в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.078 с.)