Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По отношению к отраслевым наукам тгп выступает , как обще –правовая наука.

Поиск

ТГП как учебная дисциплина

В системе юридических дисциплин ТГП занимает ведущее место, тюк. Дает знание по наибольшим закономерностям.

Что изучает ТГП как дисциплина?

1. Теория гос-ва:

А) соотношение общества и гос-ва

Б) Сущность гос-ва

В) Характеристики правового гос-ва

Г) Формы и типы гос-ва

Д)Механизм и функции гос-ва

2. Теория права:

А) Что такое право?

Б) Что такое норма права

В) нормативно – правовые акты

Г) система законодательства

Д) формы реализации нормы и права

Основы право – применительной деятельности органов гос-ва.

Общие закономерности право – отношений

Правомерного поведения

Правонарушения

Юридической ответственности

Законности и правопорядка

 

3. Происхождение государства и права.

Государству предшествовало человеческое общество.

Общество –это совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.

Объединение чел. Общества происходит лишь на основе общего интереса.При этом общий интерес, может противоречить индивид. интересам.

Главное какие интересы преобладают в обществе!!!

Родовые отношения в П.О.С. – родовая община.

Племена - это территориальный союз.

Различные союзы племен:

Основой поведения в ПОС являются обычаи – это определенные правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения и стали естественной жизненной потребностью людей.

Причины возникновения гос-ва.

1. Совершенствование орудий труда (повышение производительности труда)

2. Разделение труда (скотоводство, земледелие, ремесло)

Появление избыточного продукта приводит к появлению частной собственности.

Гос-во является особой общественной организацией, кот. В отличае от организации власти ПОС состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественных дел.

 

Теологическая теория происхождения государства и права.

Теория общественного договора(ЛЕКЦИИ)

Марксизм о государстве и праве

В учении о государстве и праве общество Маркс рассматривал в единстве базиса и надстройки при определяющей роли базиса. Базис – производственные отношения, определяемые уровнем развития производительных сил, в основе которых лежит определенная форма собственности. Над базисом возвышается политическая и юридическая надстройка – определенные формы общественного сознания. Государство и право – части надстройки, имеют классовую природу, так как выражают волю и интерес господствующего класса.

Маркс и Энгельс подчеркивали классовую сущность государства и права. В рамках исторического материализма Маркс различал азиатский, античный феодальный и буржуазный способы производства и соответственно, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую социально-экономические эксплуататорские формации. Смена формаций неизбежна в результате развития средств производства. Освобождение труда произойдет лишь в рамках коммунистической формации, когда пролетариат захватит средства производства и труд станет непосредственно общественным. Для капитализма характерно противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост производственными отношениями. С одной стороны производственные отношения имеют общественный характер. С другой – сохраняется частное присвоение, основанное на частной собственности на средства производства. Проявление этого несоответствия – экономические кризисы. Сила, способная разрушить противоречия между производительными силами и производственными отношениями при капитализме, – пролетариат.

Ма первой стадии коммунизма (социализм) государство и право сохраняются «в небольшой части», так как призваны обеспечить распределение по труду. На второй (высшей) стадии право и государство исчезают, распределение производится по потребностям. Государство отмирает и сменяется общественным самоуправлением.

Несколько более сложной представлялась судьба права. Право – это воля господствующего класса, выраженная в законе. В буржуазном обществе права и свободы существуют для тех, кто имеет собственность, принадлежит к господствующему классу.

Первой стадией социалистической революции является завоевание пролетариатом политической власти. Затем вплоть до окончательного построения коммунизма пролетариат осуществляет свою диктатуру. Сама идея диктатуры пролетариата указывает на то, что государство диктатуры пролетариата никак не связано правом. Лишь на первой стадии коммунизма, когда распределение осуществляется по труду, существует «тень буржуазного права». Затем право окончательно отмирает на высшей стадии коммунизма.

Понятие государства.

1. Гос-во. Представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. При этом гос.-во обладает территориальным верховенством и имеет пространственный предел- гос. Границы.

 

2. Государство представляет собой особую организацию политической власти, кот. Распологает специальным аппаратом управления общества в целях обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

 

Особое место в гос-ве занимают органы осуществляющие принудительные и карательные функции.

 

3. Государство организует общественную жизнь в стране на правовых началах. Для этого оно издает нормативно – правовые документы, которые имеют обязательную силу для всего населения.

 

4. Государство представляет собой суверенную организацию власти.

Существует суверенитет

 

1) Внешний

2) Внутренний

 

Суверенитет гос-ва:

 

Это свойство гос-ва власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного гос-ва по отношению к любым другим властям внутри страны (внутренний),а так же в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права (внешний).

Государство- это единая политическая организация общества,которое распространяет свою власть на всю территорию страны и её населения, располагая для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех нормативные акты и обладает суверенитетом.

 

Правовое гос-во

Правовое гос-во это форма организации и деятельности организации власти, которая строится во взаимоотношениях с различными объединениями индивидов на основе норм права.

Признаки:

1) Верховенство законах во всех сферах общественной жизни

2) Реальность прав личности и обеспечение свободного развития личности

3) Взаимоответственность гос-ва и личности

4) Разделение властей:

Законодательная

Судебная

исполнительная (не должны зависеть друг от друга)

8. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

1. Формационный подход

Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

При этом подходе тип гос-ва опр. Основой того, какой экономический базис гос-во защищает. Интересам какого господствующего класса оно лужит.

Типы:

1) Рабовладельческий

2) Феодальный

3) Капиталистический

4) Социалистический

5) Можно так же упомянуть и о «переходном» типе.

1. Цивилизованный подход:

Представителями были Тоэмби, Макаэви, Елиинек

Цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью географических, религиозных, экономических, культурных и иных факторов.

1) Самая древняя Восточная(Китай, Индия, Вавилон и т.д.)

2) Древне – греческая

3) Древне – римская

4) Средневековая цивилизация (медиавистика)

5) Современная цивилизация

 

9. Государство и экономика.

Государство и экономика тесно связаны между собой. Государство может способствовать развитию экономики либо тормозить ее развитие.

Советское государство осуществляло политику "планирования 1000 мелочей", то есть вмешивалось во все экономические процессы, пыталось ими управлять на всех уровнях, начиная от высшего и кончая конкретным заводом и совхозом.

Подобная экономическая политика лишала инициативы и самостоятельности, понижала заинтересованность исполнителей в результатах труда и тормозила предприимчивость наиболее способных людей. Эта политика была направлена на уравниловку и распределение материальных благ.

Буржуазные государства накопили богатый опыт регулирования социально-экономических процессов.

Специалисты выделяют три теории государственного регулирования экономики:

1) классическая экономическая теория

2)кейнсианская экономическая теория

3) монетаристская экономическая теория

Эти теории признают, что конкурентная рыночная экономика должна функционировать под воздействием государства. Однако границы вмешательства государства в экономику разные теории определяют неодинаково.

Классическая экономическая теория отрицает необходимость какого-либо государственного вмешательства в экономику. Ее сторонники абсолютизируют способность рыночной экономики к саморегулированию. Эта теория была создана на стадии раннего капитализма и действовала до времени "великой экономической депрессии". Постулаты теории, согласно которой государство - "ночной сторож собственности", были справедливо поставлены под сомнение и отвергнуты на практике.

Эту теорию сменила концепция кейнсианства. Центральное положение этой теории заключается в том, что макроравновесие экономики может быть достигнуто только сочетанием саморегулирования и государственного регулирования. По мнению Джона Кейнса, государство должно осуществлять регулирование экономики как при уже свершившемся нарушении равновесия рынка, так и для предупреждения или блокирования неравновесия. Наиболее целесообразным использование кейнсианской теории является в экономике переходного периода.

Монетаристская экономическая теория предполагает ограниченное вмешательство государства в функционирование экономики. В соответствии с этим подходом задача государства заключается в установлении баланса денежной массы, находящейся в обращении, с суммарной стоимостью товарной массы. По мнению специалистов, монетаристская теория наиболее приемлема для стабильной экономики.

 

10. Понятие формы государства.

Это сложное общественное явление, которое включает в себя 3 взаимосвязанных элемента:

1. Форма правления

2. Форма гос. Устройтва

3. Форма гос. Режима

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Понятие формы государства охватывает:

1. организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

2. территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

3. методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организационной и управленческой деятельности.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, т. е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме устройства все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Государственно-правовой режим (политический) представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.172 (0.009 с.)