Право как социальный регулятор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право как социальный регулятор.



ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – определенные образцы, стандарты, модели поведения участников общественных отношений.

Общие признаки социальных норм:

1) с оциальность (социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества);

2) нормативность (социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер (сформулированы в виде общей модели поведения); их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т.п.); они рассчитаны на многократное применение, то есть вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация);

3) сочетание объективности и субъективности (социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей);

4) культурная обусловленность (социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений).

Виды социальных норм:

- правовые нормы,

- моральные нормы,

- религиозные нормы,

- нормы обычаев, традиций,

- семейные нормы,

- корпоративные (нормы организаций и объединений),

- эстетические нормы,

- правила этикета, корректности, приличия, обрядов и ритуалов.

ПРАВО:

1) это нормативное выражение исторически сложившегося и официально признанного государством порядка общественных отношений между свободными и равными субъектами, отклонения от которого могут быть устранены средствами государственного принуждения;

2) это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.

ПРИЗНАКИ ПРАВА:

1) общезначимость (право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения. Именно высокая социальная значимость этих отношений позволяет рассматривать их в качестве общезначимых);

2) публичность (право принимается от имени всего общества и распространяет свое воздействие на всех членов сообщества, независимо от их участия в правотворческой деятельности и внутренней психологической оценки, значимости устанавливаемых при помощи права правил поведения);

3) формальная определенность (правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме правовых обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.) и, как правило (на современном этапе развития общества), имеют письменное закрепление);

4) о беспеченность системой государственных гарантий (государство, установив общезначимые правила поведения (нормы права), обеспечивает их реализацию путем создания условий, с наличием которых связывается наибольшая эффективность правового воздействия. Важнейшей гарантией реализации права является его обеспеченность мерами государственного принуждения);

5) санкционированность (за нарушение требований правовых предписаний государством определяются меры юридической ответственности, предполагающие применение к нарушителям наказаний, вид и размер которых определяется в законодательном порядке).

ФУНКЦИИ ПРАВА это основные направления правового воздействия на общественные отношения, в рамках которых выражается социально-юридическая природа права.

Функция права ценностная означает определение и закрепление при помощи права наиболее значимых для общества ценностных критериев (жизнь, здоровье, социально-политическая стабильность, собственность и т.д.).

Функция права познавательная предполагает использование юридических средств и методов в процессе познания окружающей действительности. В данном случае знакомство с правом позволяет уяснить содержание общезначимых правил поведения, чтобы в дальнейшем уметь их правильно реализовать.

Функция права информативная позволяет говорить о праве как о мощнейшей информационной системе содержащей в себе сведения самого различного плана и, прежде всего, информацию о правилах возможного, должного, недопустимого поведения. При этом в абсолютном большинстве случаев право несет в себе информацию открытого характера. В частности, в соответствии с законодательством России не может вступить в юридическую силу закон, не опубликованный в средствах массовой информации (в «Российской газете», в Собрании законодательства Российской Федерации).

Функция права коммуникативная характеризует право как связующий элемент, при помощи которого осуществляется общение между людьми, общественными организациями, государствами. К примеру, именно с помощью права устанавливаются социально-юридические контакты в сфере гражданского права и процесса, уголовного процесса и т.д.

Функция права регулятивная заключается в определении и формальном закреплении стандартов общезначимого поведения, ориентируясь на которые субъекты самостоятельно, либо с помощью компетентных государственных органов, реализуют свои позитивные интересы. Регулятивная функция, в свою очередь, складывается из статической и динамической функций.

Регулятивная статическая функция права предполагает использование правовых средств и методов для обеспечения стабильности социально-политической системы. Названная функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Право в данном случае, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.

Регулятивная динамическая функция права предполагает использование правовых средств и методов для внесения позитивных изменений в сложившийся правопорядок.

Функция права охранительная направлена на недопущение нарушений установленного при помощи юридических норм правопорядка, своевременное выявление и пресечение правонарушений, привлечение к юридической ответственности правонарушителей. Иными словами, охранительная функция выражается в направлениях правового воздействия, нацеленных на охрану господствующих нормальных общественных отношений, их неприкосновенность и, сообразно этому, на вытеснение отношений, противоречащих интересам данного общественного строя. Охранительная функция, в свою очередь, складывается из профилактической и оперативной.

Профилактическая функция предполагает использование правовых средств и методов в целях недопущения возможных, однако, еще не совершенных правонарушений. Она может осуществляться как в отношении всех субъектов права (важнейшей задачей правового режима законности является недопущение фактов противоправного поведения со стороны всех без исключения членов сообщества), так и в отношении определенных социальных групп, представители которых наиболее склонны к совершению правонарушений (лица, освободившиеся из мест лишения свободы, «трудные подростки», лица, склонные к злоупотреблению алкоголем и т.д.).

Оперативная функция предполагает использование правовых средств и методов для выявления и пресечения правонарушений, привлечения к юридической ответственности правонарушителей, осуществления правосудия, исполнения наказаний. В отличие от профилактической функции, реализуемой в отношении неперсонифицированного круга лиц, оперативная функция осуществляется в персонифицированном порядке, то есть в отношении конкретных лиц (правонарушителей).

ПРИНЦИПЫ ПРАВА – это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено. Принципы выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые (справедливость, гуманизм, демократизм и др.), межотраслевые (принцип неотвратимости юридической ответственности за правонарушение, принцип состязательности и гласности судопроизводства, принцип недопустимости обратной силы закона и др.) и отраслевые принципы (принцип вины в уголовном праве, принцип равенства сторон в гражданском процессе и др.).

Верховенство права –общеправовой принцип, закрепляющий приоритетное положение права в системе социальных регуляторов. При возникновении противоречия правовых норм с неправовыми социальными нормами (религиозными, моральными, корпоративными) спорная ситуация разрешается в соответствии с правовыми предписаниями в порядке установленных правом процедур.

ТЕМА 11.

ТИПОЛОГИЯ ПРАВОПОНИМАНИЯ

ПРАВОПОНИМАНИЕ – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

ФУНКЦИЯМИ ПРАВОПОНИМАНИЯ являются:

1) познание права;

2) восприятие права;

3) оценка права;

4) отношение к праву как к целостному социальному явлению.

ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ:

1) это обобщенная идеологизированная модель права, отражающая общие существенные признаки определенного множества конкретных правовых представлений и понятий, которые, в свою очередь, соответствуют этой идеологизированной модели как образцу;

2) это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения.

ТИПОЛОГИЯ ПРАВОПОНИМАНИЯ – процесс научно-юридического познания, основу которого составляет теоретическое расчленение правопонимания как целостного системного феномена на элементы и группировка этих элементов по типам.

Тип правопонимания нормативистский: право представляет собой материализованную волю государственной власти и носит производный от государства характер. Никакого иного права, кроме опирающейся на государство системы нормативных установок, не существует. В свою очередь, обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из обеспечивающего правовые предписания государственного принуждения.

Тип правопонимания социологический: право представляет собой совокупность правил поведения, которые возникают и приобретают общезначимый характер не по воле государства, а в силу объективных закономерностей общественного развития. Государство, заботясь о сохранении и динамическом развитии общества, наделяет юридической силой (обеспечивает системой юридических гарантий и санкций) уже сложившиеся в обществе правила, которые в силу своей социальной полезности признаются полезными и для государства. Кроме того, социологический подход к правопониманию предполагает, что право приобретает свою фактическую (юридическую) значимость только в том случае, если оно реализуется, а раз так, то право – это не только совокупность документов, содержащих правовые предписания, но и сами отношения этими предписаниями регламентированные. Иными словами, в рамках социологического подхода право – это неразрывная совокупность правовых норм и правоотношений, этими нормами регламентированных.

Тип правопонимания естественно-правовой: существуют и взаимодействуют две системы права – естественное и позитивное. Позитивное, или положительное, право – это официально признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти. Естественное право, в отличие от позитивного, проистекает из природы человеческого разума и всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы. Иными словами, естественное право – это некий идеальный образ, к которому следует стремиться. Структуру естественного права образуют прирожденные, неотчуждаемые права человека которые дает ему природа и на пути осуществления которых в естественном состоянии не существует никаких формальных пределов. К естественным и неотъемлемым правам человека, прежде всего, относятся: право на жизнь, свободу, равенство, продолжение рода и т.п. Соблюдение этих прав есть критерий справедливости и потому их охрана является целью государства. В свою очередь, позитивное право, противоречащее требованиям права естественного, подлежит замене на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало бы практической реализации идей и принципов естественного права.

ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО – это система правовых норм, принимаемых государством от имени всего общества и распространяющих свое регулятивно-охранительное воздействие на всех членов сообщества. Реализация норм объективного права не зависит от их субъективной оценки членами сообщества. С точки зрения нормативистского типа правопонимания, объективное право – это действующее в данном государстве законодательство.

Объективный характер законодательства предопределяется следующими обстоятельствами:

а) законодательный акт считается действующим независимо от того, принимал ли участие в его принятии конкретный субъект, поведение которого данным актом регламентируется или нет;

б) юридическая сила предписания закрепленного в законодательном акте не зависит от его субъективной оценки (согласия либо не согласия с ним) со стороны заинтересованного лица;

в) акт считается действующим независимо от того, применяется он в отношении конкретного субъекта или нет.

СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО – это совокупность определенных нормами объективного права правил поведения, претворение в жизнь которых зависит от воли заинтересованных субъектов, руководствующихся этими правилами в рамках непосредственных форм реализации права (соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования возможностей).

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА – структурный элемент субъективного права, включающий такие варианты возможного поведения субъекта, как:

а) право лица самостоятельными действиями удовлетворять собственные позитивные интересы. К примеру, право на участие в формировании представительных органов государственной власти может быть реализовано гражданином путем голосования по поводу той или иной кандидатуры;

б) право лица требовать от другого субъекта правоотношения осуществления обязанностей, с которыми связывается реализация соответствующих возможностей. К примеру, возможность покупателя купить вещь предполагает наличие у него права потребовать у продавца предоставления этой вещи;

в) право лица требовать от компетентных государственных органов объективного разрешения спорной ситуации либо защиты законного интереса. Конституция России предусматривает право каждого на судебную защиту прав и свобод (ст. 46). Причем субъект может обратиться за защитой как в федеральные органы правосудия, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

ТЕМА 12.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

 

ИСТОЧНИК ПРАВА:

1) источник права в материальном смысле – это общественные отношения, складывающиеся в процессе социально-политического развития общества и требующие регулятивно-охранительного воздействия со стороны государства;

2) источник права в идеальном смысле – идеи, взгляды, теории, отражающие сущность социально-правового регулирования и оказывающие серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность;

3) источник права в формально-юридическом смысле: – это сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций;

4) источник права – это форма юридического закрепления и внешнего выражения правового предписания.

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ – правило поведения, возникшее в процессе социально-политического развития, в результате многократного повторения явления, признаваемого общественно полезным и в силу этого воспринятого государством в качестве правового регулятора. Правовой обычай является исторически первым источником права. Правовые системы, в основу которых были положены определенным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев – Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская Правда и т.д.

Адат – обычай у народов, принявших ислам (побратимство, калым и др.). Виды и содержание адатов обусловливаются особенностями местных условий.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО нормы права, содержащиеся в церковных канонах, то есть в правилах, установленных церковью и относящихся к устройству церкви, церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также к жизни верующих. Каноны включают так называемые апостольские правила, то есть правила, извлеченные из сочинений отцов церкви, постановления церковных соборов – Вселенских и поместных, а также постановления главы католической церкви – Папы Римского.

ПРАВОВОЙ ПРЕЦЕДЕНТ – решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных дел одноуровневыми либо нижестоящими органами. Видами правовых прецедентов являются судебные и административные прецеденты. Наибольшее распространение прецеденты получили в странах англо-саксонской правовой семьи (Великобритания, США, Новая Зеландия, Австралия и т.д.). Прецедентное право, сложившееся в этих странах, представляет собой сумму норм, содержащихся в судебных и административных решениях, рассматриваемых в качестве эталонов для последующей юридической практики.

НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР это соглашение между двумя и более субъектами права, заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон. Правила поведения (нормы), закрепленные в нормативных договорах, являются обязательными только для субъектов его заключивших. При этом, во-первых, круг договаривающихся субъектов носит вполне определенный, но не персонифицированный характер, во-вторых, конкретизированы субъективные права и юридические обязанности, которые реализуются субъектами в рамках урегулированного договором правоотношения. Обязательными условиями заключения нормативного договора являются равенство, взаимная ответственность сторон, согласие участников по всем существенным аспектам соглашения. Сторонами нормативного договора могут выступать индивидуальные и коллективные субъекты. Примером нормативного договора с участием индивидуального субъекта может быть трудовой договор (контракт). Примером нормативного договора с участием коллективного субъекта является международный договор. Спецификой данного вида договоров является то, что в качестве коллективного субъекта – договаривающейся стороны – выступает государство в целом. В соответствии с Конституцией России 1993 г. международные договоры, подписанные Российской Федерацией, являются источниками российского права, причем при возникновении противоречий между международными договорами и национальным законодательством приоритетом обладают именно международные правовые акты.

АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ – подлинный текст международного договора, выполненный со всеми формальностями и снабженный соответствующими подписями лиц, на то уполномоченных. В том случае, если договор изложен на нескольких языках, в заключительных статьях указывается, какой текст (тексты) считать аутентичным. Как правило, аутентичными признаются тексты на каждом из языков, подписавших договор сторон.

КОНВЕНЦИЯ – вид международного договора. В отличие от договора в собственном смысле слова, конвенция фиксирует договоренность уже в основных чертах существующую между сторонами.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ – это официальный документ, принимаемый от имени государства, в порядке установленной государством процедуры, содержащий правило поведения обобщенного характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которого распространяется на неперсонифицированный круг субъектов.

Признаки нормативно-правового акта:

1) принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры;

2) является результатом правотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т.д.), которым право на нормотворчество делегировано государством);

3) содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;

4) реализуется в особом процессуальном порядке, имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);

5) направлен на регулирование типичных общественных отношений;

6) обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

ЗАКОН – это нормативно-правовой акт, изданный органом законодательной власти государства (субъекта федерации) или принятый на референдуме в порядке определенной процедуры, содержащий наиболее значимые нормы права и в силу этого обладающий высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам.

Признаки закона:

1) принимается законодательными органами государства либо всенародным голосованием граждан (на референдуме);

2) принимается в порядке особой процедуры;

3) содержит наиболее значимые нормы права;

4) обладает приоритетом по отношению к другим правовым актам.

КОДЕКС – единый законодательный акт, содержащий в систематическом изложении нормы права и выступающий в качестве самостоятельного источника права. В России в зависимости от уровней кодификационной деятельности выделяются кодифицированная Конституция (являющаяся результатом генеральной кодификации), отраслевые кодексы (уголовный, гражданский и др.), ведомственные кодексы (таможенный, лесной, земельный и др.)

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ – содержащие нормы права документы, принимаемые на основании законов в целях конкретизации их положений и закрепления механизмов их реализации. Основным принципом соотношения законов и подзаконных актов является их непротиворечие друг другу. При этом законы, так же как и подзаконные акты, обладают прямым действием и могут непосредственно применяться в процессе правового регулирования. При возникновении противоречия (коллизии) между положениями закона и подзаконного акта приоритетом пользуются положения закона.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ постоянные – акты, не ограниченные в своем действии временным промежутком (действуют вплоть до отмены).

Нормативно-правовые акты временные (срочные) – ограниченные конкретными сроками (календарной датой как, например, годовой бюджет) либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

Нормативно-правовые акты общегосударственные – акты, действующие на всей территории страны.

Нормативно-правовые акты региональные – акты, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.

Нормативно-правовые акты народные – акты, принятые путем всенародного голосования на референдуме (Конституция России).

Нормативно-правовые акты вотированные – акты принятые компетентным государственным органом посредством получения вотума доверия со стороны определенного числа членов этого органа (ст.108 Конституции России определяет порядок, в соответствии с которым федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы).

Нормативно-правовые акты октроированные («дарованные» свыше) – акты, принятые и «дарованные» подданным главами монархических государств (к октроированным актам можно отнести Манифест 17 октября 1905 г., «дарованный» народу российским императором).

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА – динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта на урегулированные им общественные отношения. Как правило, действие нормативно-правовых актов рассматривается применительно к хронологической, пространственной и субъектной сферам (действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц).

Действие нормативно-правового акта во времени предполагает приобретение и сохранение юридической силы нормативно-правовым актом в течение определенного промежутка времени.

Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое состояние, включающее в себя:

а) момент вступления акта в законную силу;

б) период, в течение которого нормативно-правовой акт используется для реализации регулятивно-охранительных функций права;

в) момент утраты нормативно правовым актом юридической силы;

г) направленность действия нормативно-правового акта во времени (перспективное и ретроспективное действие).

Момент вступления в юридическую силу нормативно-правовых актов Российской Федерации:

1) с момента указанного в тексте акта (календарной даты (УК РФ вступил в юридическую силу с 1 января 1997 г.); момента принятия (Конституция РФ), момента подписания, момента опубликования);

2) в случае, если в тексте нормативно-правового акта нет указания на то, с какого момента он вступает в юридическую силу, этот момент определяется по общему принципу: в РФ законы и другие нормативно-правовые актывысших представительных органов власти вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное;

3) нормативно-правовые актыПрезидента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования;

4) ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции;

5) время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативно-правовых актов происходит в результате:

1)истечения срока, на который был принят юридический документ (например, годовой бюджет страны, обладающий юридической силой федерального закона, утрачивает юридическую силу по истечении календарного года);

2) объявления об утрате им юридической силы (в частности, в разделе «Заключительные и переходные положения» Конституции России закрепляется положение о том, что день всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации. Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями);

3) признания нормативно-правового акта противоправным (антиконституционным) по решению суда. В отличие от вышеперечисленных обстоятельств, обусловливающих утрату нормативно-правовым актом юридической силы, однако не влияющих на юридические последствия, наступившие в период действия этого акта, признанный противоправным (антиконституционным) нормативно-правовой акт считается юридически ничтожным, то есть утратившим юридическую силу с момента принятия. При этом лица, пострадавшие вследствие применения к ним этого акта имеют право требовать от государства соответствующей компенсации.

Обратная сила закона – это распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию. Принцип «закон обратной силы не имеет» относится к числу так называемых общеправовых принципов, сложившихся в ходе социально-правовой эволюции и воспроизведенных в международных декларациях и пактах о правах человека и гражданина. Так, например, Всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 г. устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено». Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением». Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является положение, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говорится о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ч.2 ст.54).

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает установление пространственных масштабов, в рамках которых нормативно-правовые акты могут быть реализованы.

По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть: общегосударственными (действующими на всей территории государства); региональными (действующими на территории субъекта); местными (действующими на территории муниципального образования); локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.). Кроме того, действие нормативно-правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа, который означает распространение правовых актов определенного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должен применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на: акты, действующие в отношении всех лиц, находящихся на территории государства (Конституция РФ); акты, действующие только в отношении граждан (подданных) данного государства (Закон о выборах Президента РФ); акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства).

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ – вид социальной привилегии, связанной с полным или частичным освобождением носителя иммунитета от юридической ответственности, предусмотренной санкциями норм различных отраслей права.

Иммунитет абсолютный данным видом иммунитета обладает лишь царствующий монарх, юридическая безответственность которого в абсолютной монархии объясняется божественным благословлением на царствование и, в силу этого, ответственности за свои действия только перед Богом. Что же касается иммунитета монарха в условиях парламентской монархии, то наличие данной льготы объясняется символичностью королевской власти. Будучи фактически отстраненным от участия в процессе выработки и принятия властных решений, монарх естественно не несет юридической ответственности за их последствия.

Иммунитетом дипломатический (посольский) данным видом иммунитетаобладают полномочные представители государства в заграничных странах. Обладание дипломатическим иммунитетом предполагает «выведение» соответствующего субъекта за рамки юрисдикции государства пребывания. При совершении правонарушения, не совместимого с режимом законности данного государства, дипломату может быть предписано в течение 24 часов покинуть его территорию.

Иммунитет должностной данным видом иммунитетаобладают лица, занимающие определенное должностное положение (Президент, депутаты представительных органов государственной власти, судьи). В отличие от дипломатического иммунитета, носящего неотъемлемый характер (государство, на территории которого дипломат выполняет представительские полномочия, не может лишить данного дипломата иммунитета), должностной иммунитет предоставляется соответствующим должностным лицам в соответствии с национальным законодательством. При этом в законодательстве предусматривается процедура лишения иммунитета за совершение поступков, не совместимых со статусом должностного лица. К примеру, в ст.93 Конституции России закрепляется, что «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности (и, следовательно, лишен должностного иммунитета. – Р.Р.) … на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления».

Иммунитет функциональный данным видом иммунитета наделяются лица в процессе осуществления какой-либо специфической функции. Примером функционального иммунитета является иммунитет парламентеров в условиях перемирия воюющих сторон.

Иммунитет государства от иностранной юрисдикции – неподсудность иностранного государства судам другого государства. Указанное правило является общепризнанным началом международного права, вытекающим из принципа государственного суверенитета. Иностранное государство без его согласия не может быть привлечено в качестве ответчика в суде другого государства. В отношении собственности иностранного государства не могут быть применены арест и другие принудительные мероприятия, не совместимые с достоинством государства-собственника. Государственная собственность как используемая для дипломатических целей, так и используемая государством для торговой деятельности пользуется неприкосновенностью.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО это целенаправленная деятельность по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права (правовых актов), осуществляемая от имени государства, компетентными правотворческими органами и обеспечиваемая системой государственных гарантий и санкций. Целями правотворчества являются: создание новых правил поведения (норм права), конкретизация существующих правил поведения, совершенствование существующих правовых норм, устранение устаревших правил поведения, восполне



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 5416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.071 с.)