Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и политическая система обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПОЛИТИКА – сфера общественной жизнедеятельности, связанная с осуществлением публичной власти и участием населения в делах государства. ВЛАСТЬ – социальное отношение между людьми, в силу которого одни субъекты (субъекты власти) в процессе реализации общесоциальных либо групповых (корпоративных, классовых) интересов навязывают свою волю другим субъектам (субъектам подчинения). Сущностью власти являются отношения руководства (господства) и подчинения. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – реальная способность субъекта проводить свою волю в политике. Главными средствами осуществления политической власти являются политические, нравственные, религиозные, правовые и иные социальные нормы. Основной гарантией реализации властных предписаний в сфере политики является их обеспеченность силой государственного принуждения. Публичная политическая власть – официально признанная возможность принимать от имени всего общества решения по наиболее важным вопросам, обеспечивать реализацию этих решений всеми членами социума независимо от их субъективной оценки, осуществлять меры юридической ответственности за отказ выполнить властное предписание либо его нарушение. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность политико-правовых институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), принципов их взаимодействия, а также ценностных приоритетов, определяющих современное состояние и возможные перспективы политической жизни общества. Структуру политической системы образуют: 1) политико-правовые институты: государство, нации, народы, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.; 2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу формирования и функционирования политической власти; 5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. Основные функции политической системы: 1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.); 2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); 3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, привлечения материальных и духовных, людских ресурсов многие поставленные цели не могут быть достигнуты); 4) выявление, представительство и удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений; 5) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединение разных политических сил направлено на сглаживание неизбежно возникающих в обществе противоречий, преодоление конфликтов, устранение коллизии); 6) политическая социализация, то есть «процесс включения индивида в политическую систему».[2] Этот процесс подразумевает формирование политического сознания индивида, когда последний включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем приобщения все новых членов общества к политическому участию и деятельности. Таким образом, политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике; 7) политико-правовое обоснование публичной власти, позволяющее, в конечном счете, рассматривать эту власть как легитимную. ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА предопределяется тем, что государство: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства (подданства); 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4) имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.); 5) осуществляет, как правило, монополию на правотворчество; 6) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.); 7) определяет главные направления развития общества. ЛОББИ – группы людей (корпорации), деятельность которых связана оказанием «давления» на официальную государственную власть с целью обеспечения приоритета узкокорпоративных интересов данной организации. Лоббирование как способ социально-политического воздействия может осуществляться как в противоправных, так и в правовых формах. К противоправным формам, как правило, относится подкуп государственных чиновников, от которых зависит принятие политического решения. Но лоббирование осуществляется и в правовых формах, не связанных с нарушением действующего законодательства, к которым относятся: аргументация, убеждение, использование приемов подготовки и принятие соответствующих нормативных актов и т.д. Лоббизм – оказываемое посредством группы людей (корпорации), официальное и неофициальное влияние, давление, нажим при решении вопросов в законодательных органах в интересах определенных социальных кругов, учреждений, лиц. Лоббист – человек, принадлежащий к лобби и участвующий в деятельности, связанной с лоббизмом. ЛЕГАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ – формально-юридическая характеристика государственной власти, предполагающая законный характер ее формирования и функционирования на внутренней и официальное признание на внешнеполитической арене. ЛЕГИТИМНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ – это социальная характеристика государственной власти, предполагающая признание ее права на руководящую роль в обществе со стороны большинства членов этого общества. Легитимность харизматическая – восприятие власти со стороны населения, основанное на вере в руководителя, вождя, которому приписываются выдающиеся, иногда сверхестественные, личные качества. В ряде случаев возможен элемент обожествления вождя (например, когда речь идет о религиозном пророке. Часто такая вера возникает в результате проявления исключительных талантов потенциального носителя легитимной власти. Харизматический тип легитимной власти строится на исключительном доверии вождю, слепом подчинении, как правило, основанном на страхе и инстинкте самосохранения. Легитимность рациональная подразумевает соответствие политической власти неким разумным началам. Критерию рациональности соответствуют такие основания как этическая оценка (соответствие государственной власти критериям добра и зла), способность привести к общему благу, степень выражения общих интересов и т.д. Легитимность традиционная – восприятие властикак объективно существующего социального института, формирование и функционирование которого не зависит от субъективной оценки отдельного гражданина. В рамках традиционной легитимации формируется пассивный правовой нигилизм, связанный с неверием населения в эффективность и полезность государственно властной деятельности. ТЕМА 9. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, где действует система юридических гарантий, посредством которых, с одной стороны, обеспечивается баланс и консенсус законных интересов государства, общества, личности, а с другой – оказывается эффективное противодействие противоправным посягательствам как в сфере публичного, так и в сфере частного права. Общие признаки правового государства: 1) наличие обособленной территории; 2) наличие института гражданства (подданства); 3) наличие аппарата публичной политической власти; 4) государственный суверенитет. Специфические признаки правового государства: 1) демократический политический режим; 2) развитое гражданское общество; 3) признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – социальная организация, характеризующаяся не совпадающими с государственными (но и не противоречащими им) интересами, а также наличием механизмов, позволяющих обеспечить реализацию этих интересов исключительно за счет внутренних ресурсов самого гражданского общества. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА – основополагающие начала его формирования и функционирования Принцип верховенства правового закона собирательно символизирует наиболее важные аспекты правового государства. Во-первых, закрепляется приоритет права по отношению ко всем другим социальным регуляторам. Во-вторых, устанавливается, что фактическим верховенством может обладать только позитивное право (получившее свое формально-юридическое закрепление в законодательных актах). В-третьих, обосновывается позиция, в соответствии с которой только правовой (то есть основанный на нормах и принципах права) закон будет обладать высшей юридической силой. Разделение властей как принцип правового государства предполагает разграничение предметов ведения и распределение полномочий между одноуровневыми органами государства (ветвями государственной власти). При этом в основу взаимодействия различных ветвей власти положена система сдержек и противовесов, препятствующих чрезмерному сосредоточению властных полномочий у одного из должностных лиц (либо в одном государственном органе). Основной задачей, решаемой при помощи разделения властей, является распределение объема властных полномочий между примерно равными по политической значимости государственными структурами, каждая из которых объективно стремится к абсолютной власти, однако, не имея возможности такую власть получить, не позволяет сделать этого и конкурирующей стороне. Таким образом, посредством сдержек и противовесов обеспечивается баланс ветвей власти. Взаимная ответственность государства и личности как принцип правового государства означает, что на практике публичные интересы государства и частные интересы конкретных индивидов выступают в качестве неразрывно связанных категорий, при этом пренебрежение к интересам одной из сторон неминуемо приводит к негативным последствиям в отношении другой стороны. В правовом государстве складывается действенный юридический механизм обеспечения баланса интересов государства и личности, важнейшей составной частью которого являются корреспондирующие этим интересам взаимные обязательства. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА – фактические обстоятельства, с наличием которых связывается реальная возможность осуществления и действенная защита правового статуса личности. Административные гарантии прав и свобод человека и гражданина предполагают наличие у индивида (организации) возможности требовать у соответствующего должностного лица выполнения обязанностей, определенных его служебной компетенцией и связанных с реализацией соответствующего субъективного права. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере надзорно-контрольной деятельности связаны с созданием государственных органов, в компетенцию которых включены полномочия по осуществлению надзора и контроля за процессом исполнения обязанностей государства (в лице государственных органов и должностных лиц) перед обществом и личностью. Данные гарантии наиболее образно представлены в деятельности Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, заинтересованных министерств и ведомств. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере правосудия предполагают, что наряду с административными процедурами, направленными на обеспечение реализации обязанностей государства по отношению к гражданам (и коллективам), последние могут воспользоваться механизмом судопроизводства. Международные гарантии прав и свобод человека и гражданина закрепляют право индивида обращаться в межгосударственные организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3 ст.46 Конституции РФ). ТЕМА 10.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.009 с.) |