Действие права. Правовое регулирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие права. Правовое регулирование.



МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВА – это результативное влияние формально-юридического источника права на поведение индивидуальных и коллективных субъектов.

ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ АКТИВНОЕ – предполагает непосредственное использование средств и методов правового регулирования и правовой охраны в процессе социальной жизнедеятельности.

Целями активного воздействия являются:

1) совершенствование и оптимизация сложившихся правовых отношений;

2) пресечение правонарушений;

3) реализация мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАССИВНОЕ – предполагает опосредованное влияние права на общественные отношения. При этом не происходит непосредственного «правового вмешательства» в общественные отношения, однако, сам факт наличия права выступает в качестве фактора побуждающего субъектов вести себя в соответствии с получившими юридическое закрепление поведенческими установками и воздерживаться от совершения поступков противоправного характера.

Целями пассивного воздействия являются:

1) сохранение сложившегося на данном этапе социального развития правопорядка;

2) предотвращение правонарушений.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ это процесс, предполагающий непосредственное (активное) правовое воздействие на юридически значимые общественные отношения.

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА это такие институционные образования (установления, формы) правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достижению определенного результата в решении социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на определенном этапе.

ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА используются для постановки основополагающих целей и определения круга задач правового регулирования. Как правило, эти средства непосредственного участия в регулятивной деятельности не принимают. Вместе с тем, принципиальная возможность задействования их в качестве инструментов непосредственного (прямого) воздействия сохраняется.В качестве примера можно назвать Основной закон государства – Конституцию. В частности, Конституция России «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст.15).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА используются для решения конкретных задач правового регулирования. При помощи специальных средств, происходит достижение целей и решение задач, определенных при помощи общих правовых средств. В качестве специальных правовых средств выступают подзаконные акты, конкретизирующие положения актов общего характера и закрепляющие механизмы их реализации.

СПОСОБЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ – это такие основные пути юридического воздействия на общественные отношения, которые выражены в юридических нормах, других правовых установлениях и формах, то есть правовых средствах.

Основные способы правового регулирования:

1) дозволения, то есть предоставление субъектам возможностей на свои собственные положительные активные действия;

2) запреты – возложение на лиц пассивных обязанностей воздержаться от совершения определенного рода запрещенных действий;

3) позитивные обязывания – предписанные лицам обязанности совершения активных положительных действий, то есть обязанности активного содержания, сопровождает «свой набор» правовых средств и одновременно сами выступают в качестве эффективных правовых средств регулирования общественных отношений.

ТИП ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ характеризует общую направленность воздействия права на общественные отношения в зависимости от сочетания двух первичных способов правового регулирования – дозволений и запретов.

Общедозволительное регулирование – это такой порядок воздействия системы правовых средств на общественные отношения, в основе которого положен принцип общих дозволений в их сочетании с конкретными, точно установленными в законе запретами, обеспечивающие оптимальную и упорядоченную социальную свободу, характерную для определенного этапа развития общества. Его основу составляют общие дозволения, представляющие собой специфические социально-правовые явления, исходные нормативно регулирующие начала общим образом определяющие правомерность поведения субъектов. Общедозволительное регулирование не требует казуистического перечисления всех прав, принадлежащих субъектам данного вида общественных отношений, ибо им дозволено осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность. Запреты в общедозволительном регулировании и, соответственно, ограничения, обременения, санкции и ответственность за их нарушение обеспечивают максимально возможную меру свободы и активности субъектов – свободы, не переходящей в произвол, не ущемляющей права и интересы других лиц и общества в целом.

Разрешительное регулирование – это такой порядок воздействия системы правовых средств на общественные отношения, в основу которого положен принцип общих запретов в их сочетании с конкретными, точно установленными в законе дозволениями. Основу разрешительного типа регулирования составляют конкретные, детализировано определенные в законе дозволения, моделирующие поведение управомоченного лица и общие запреты, исключающие всякие действия, прямо не установленные в законодательстве. Разрешительный тип наиболее последовательно проявляется в централизованном, императивном методе регулирования.

СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ – совокупность складывающихся между людьми отношений, сопровождающих их жизненных фактов и обстоятельств, которые объективно могут или уже подвергнуты правовой регламентации. Определяя сферу правового регулирования, юридические нормы устанавливают предмет правового регулирования субъектов права, пространственные и временные рамки действия правовых предписаний.

СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

1) инструментальный состав:

- совокупность правовых средств, методов и способов, при помощи которых правовое регулирование может осуществляться,

- формализованные процедуры (технологии), закрепляющие параметры регулятивной деятельности,

- получившие свое формально-юридическое закрепление результаты правового воздействия на соответствующие общественные отношения;

2) субъектный состав (совокупность индивидуальных и коллективных субъектов вовлеченных в процесс правового регулирования);

3) функциональная составляющая (взаимосвязи и взаимодействия, объединяющие статические элементы механизма правового регулирования и правоотношения, характеризующие механизм в динамике его действия).

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА – принцип правового регулирования, определяющий высшую, по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, юридическую силу законов. На основании и во исполнении законов компетентные органы издают подзаконные акты, предписания которых не должны противоречить требованиям законов. При возникновении в процессе правового регулирования противоречия (коллизии) закона с подзаконным актом, предпочтение отдается закону.

ТЕМА 24.

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

ЗАКОННОСТЬ это адаптированная к практике регулятивной и охранительной деятельности права теоретическая модель социального поведения урегулированного посредством законов и направленного на воплощение в реальной жизни законодательно закрепленных властных предписаний.

Законность для граждан это средство, при помощи которого они ограждаются от нарушения их прав и свобод, могут при необходимости требовать исполнения юридических обязанностей от других граждан, учреждений, должностных лиц; законность обеспечивает безопасность личности, ограждает ее от асоциальных проявлений и произвола.

Законность для государства представляет собой средство управления обществом, повышения эффективности работы административного аппарата, защиты интересов и прав всего народа и, следовательно, каждого гражданина.

ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ:

1) правовой характер (законность является формой выражения и осуществления правовых предписаний, режимом обеспечивающим действие права, его результативное воздействие на общественные отношения. При этом правовой характер законности предполагает непротиворечие общих принципов права и законодательно закрепленных властных предписаний);

2) единство (законность обеспечивает эффективную реализацию правовых предписаний на всей юрисдикционной территории государства. Создание в регионах автономных от общефедеральной и противопоставляемых ей систем законности не допускается);

3) всеобщность (посредством законности обеспечивается исполнение законодательно закрепленных требований всеми субъектами права – государственными органами, должностными лицами и гражданами);

4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности (целесообразность издания закона определяется его социальной полезностью. Применение закона предполагает обеспечение и защиту важнейших правовых институтов и принципов и, в силу этого, целесообразно, а значит – необходимо. Вместе с тем, целесообразность не может противопоставляться законности. Утрата законом актуальности не означает возникновения возможности его несоблюдения. Таким образом, целесообразность допустима только в рамках, определенных действующим законодательством.

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ:

1) верховенство закона (в рамках режима законности наибольшей юридической силой обладают законы. При этом данное требование, с одной стороны, закрепляет порядок, в соответствии с которым не допускается издание нормативно-правовых актов, противоречащих закону, а с другой стороны, деятельность, связанная с применением законов, в свою очередь, должна осуществляться в порядке законодательно установленных процедур. Основным законом государства является Конституция, выступающая в качестве источника права, обладающего высшей юридической силой. Ни один из нормативных актов (в том числе и международных), принимаемых и действующих на территории страны не должен содержать в себе положения, противоречащие конституционным установкам);

2) равенство всех перед законом (суть данного требования заключается в создании и обеспечении при помощи законности «единого правового масштаба» поведения, в рамках которого не имеет значения, каким социально-правовым статусом обладает тот или иной субъект);

3) неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права (данное требование предопределяет необходимость реализации государственно-властных предписаний как субъектами наделенными соответствующей компетенцией в области применения права, так и лицами, в отношении которых осуществляется правоприменительная деятельность.

4) обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина (суть данного требования заключается в закреплении приоритета личных прав по отношению к интересам публичного характера. На практике данное требование выражается в закреплении у индивида комплекса абсолютных (то есть не отчуждаемых и не ограничиваемых никем ни при каких обстоятельствах). К примеру, для современной России в качестве абсолютных прав Конституция закрепляет право на гражданство, право на защиту своих законных интересов всеми, не противоречащими закону силами и средствами, право на квалифицированную юридическую помощь и т.п.);

5) надлежащее правильное и эффективное применение права (законность определяет масштаб правоприменительной деятельности, устанавливая ситуации, с наступлением которых связывается необходимость применения права, и закрепляя процедуры, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Кроме того, посредством режима законности создаются оптимальные параметры для эффективной правоприменительной деятельности.

6) последовательная борьба с правонарушениями (законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности);

7) недопустимость произвола в деятельности должностных лиц (законность есть антипод произвола – деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма).

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства и методы, обеспечивающие практическое воплощение требований законности.

Социально-экономические гарантии законности – это сложившиеся в обществе и санкционированные государством отношения, связанные с производством и распределением материальных благ. Данная группа гарантий выступает в качестве материального основания законности. Применительно к современной России к числу социально-экономических гарантий законности следует отнести законодательное закрепление многообразия форм собственности и многоукладности экономики; единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; проведение антимонопольной политики; формальное равенство государства и субъектов, осуществляющих частно-предпринимательскую деятельность в сфере хозяйственных отношений и т.д.

Политические гарантии законности включают условия взаимоотношения государства, общества, личности в сфере социального управления. К числу политических гарантий относятся демократический политический режим; признание самоценности человеческой личности; формирование государственной власти путем свободных, альтернативных выборов; официальный статус политической оппозиции; многопартийная система; недопустимость юридической ответственности за инакомыслие; свобода слова и собраний и т.д.

Духовные гарантии законности охватывают конституционно закрепленное идеологическое многообразие; свободу вероисповедания; систему общего и профессионального образования. Кроме того, к духовным гарантиям следует отнести культурное наследие, национальный язык, традиции и обычаи, сформировавшиеся в процессе социального развития и оказывающие существенное влияние на формирование и функционирование правового режима законности.

ПРАВОПОРЯДОК это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права.

ПРИЗНАКИ ПРАВОПОРЯДКА:

1) формальная определенность (правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений);

2) системность (правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти);

3) государственная гарантированность (существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений);

4) устойчивость (правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами);

5) единство (правопорядок основан на унифицированных политических и правовых принципах, обеспечивается единой системой правовых средств и методов и является единым на всей территории страны).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК это обусловленное совокупностью факторов объективного и субъективного характера состояние социальной жизни, предполагающее внутреннюю согласованность и упорядоченность системы общественных отношений, основанных на положениях и принципах социальных норм.

ТЕМА 25.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.019 с.)