Понятие и признаки государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки государства



 

ГОСУДАРСТВО это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ – комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных самобытностью социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности конкретного народа (нации, этноса), или объединения народов на определенном историческом этапе развития общества. Государственность включает в себя в качестве компонента государство, связана с государственной властью, но не тождественна им.

ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ – обеспеченная государственным принуждением способность государственного аппарата подчинять поведение отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом принимаемым от имени государства общезначимым правилам поведения (юридическим нормам).

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА – территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Территория государства включает фактическую и юрисдикционную территории.

Под фактической территорией понимается территория государства в географическом смысле – пространство в пределах государственных границ. Фактическая территория государства включает в себя поверхность земли, недра, внутренние реки и моря, прибрежные зоны, воздушное пространство над землей и водами.

Под юрисдикционной территорией понимается территория государства в юридическом смысле. К юрисдикционной территории государства наряду с фактической относятся участки местности, в географическом смысле не относящиеся к данному государству, но подпадающие под его юрисдикцию в силу действующих международных договоров и соглашений (дипломатические представительства, военные корабли и самолеты, полярные станции на материке Антарктида).

ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ – линия, определяющая пределы земной и водной территории государства. Государственная граница отделяет государства друг от друга и от открытого моря. В воздухе государственной границей считается воображаемая плоскость, перпендикулярная к земной поверхности по наземной границе или по внешней границе территориальных вод; продолжение этой плоскости в глубь земли (водного пространства) создает границу недр государства. Нарушение государственной границы рассматривается как фактическое нарушение государственного суверенитета и влечет применение к нарушителю установленных в государственном законодательстве мер юридической ответственности.

ГРАЖДАНСТВО (ПОДДАНСТВО) устойчивая политико-правовая связь человека и государства, не зависящая от места фактического нахождения гражданина.

Гражданство двойное – состояние лица одновременно в гражданстве двух и более государств.

ГЕРБ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ – официальная эмблема, отличительный знак государства, изображенный на печатях, бланках государственных органов, монетах, денежных знаках и т.п. Рисунок герба в Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

ГИМН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ – торжественная песня, официальный символ государства. Слова и музыка гимна устанавливаются федеральным конституционным законом.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА – единоличный орган государства, осуществляющий текущее верховное руководство внутренними делами страны и высший представитель государства во внешних сношениях. Замещение должности главы государства осуществляется путем выборов (в условиях республиканской формы правления), либо наследования (в условиях монархической формы правления).

НАСЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА это люди, находящиеся на территории государства и подпадающие под его юрисдикцию.

Население состоит из граждан – лиц, связанных с государством устойчивой политико-правовой связью, сохраняющейся независимо от места фактического нахождения гражданина и неграждан (иностранцев, лиц без гражданства) – лиц, связанных с государством в силу своего фактического нахождения на государственной территории. Выезд за пределы территории государства, как правило, приводит к разрыву связи негражданина с государством, за исключением случаев, прямо предусмотренных в соответствующих межгосударственных соглашениях и других международных актах (взаимные обязательства государств, связанные с выдачей преступников, алиментными отношениями и т.д.). Граждане государства, в отличие от неграждан, обладают «гражданской прерогативой» – комплексом гражданских прав, реализация которых в качестве обязательного условия предполагает наличие у индивида гражданства данного государства (в соответствии с Конституцией РФ Президентом страны может быть избран только российский гражданин)

АППАРАТ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ – это система государственных органов и должностных лиц, принимающих от имени государства предписания властного характера и обеспечивающих реализацию этих предписаний всеми субъектами политической системы общества.

Публичный характераппарата политической власти предполагает его создание от имени всего сообщества и распространение издаваемых властных предписаний на всех представителей сообщества. Аппарат публичной политической власти формируется из специально подготовленных людей – профессиональных управленцев (чиновников), которые в рамках своих функциональных полномочий выступают от имени государства, то есть являются его законными представителями.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ –комплексный признак, характеризующий верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет складывается из двух форм: внутренней и внешней.

Внутренний суверенитет это верховенство государственной власти внутри страны; означает, что государство, представленное аппаратом публичной власти, обладает монополией на законотворческую деятельность, деятельность в сфере правосудия, а также на использование государственного принуждения.

Внешний суверенитет означает независимость государства на международной арене и предполагает право государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.

ВАССАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, ограниченное в своем суверенитете другим государством. Вассалитет государств характеризуется наличием ряда институтов, свидетельствующих о вассальной зависимости одного государства от другого (платеж дани, утверждение главы вассального государства государством-сюзереном и т.д.). В пределах Европы вассальными государствами были зависимые от Турции до 1878 г. Румыния, Сербия и Черногория, до 1908 г. – Болгария. В современный период формальный вассалитет сохраняется в отношениях Великобритании с государствами, входящими в британский доминион (Канада, Новая Зеландия, Австралия и т.д.).

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА – совокупность критериев, характеризующих государство с точки зрения социальной организации, деятельность которой направлена на установление определенного общественного порядка, сохранение стабильности социальной системы в целом, противодействие тенденциям деструктивного социально вредного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ – внутренняя организация государства, включающая в себя общественное устройство, тип экономики, структуру территории, систему государственной власти, основные права и обязанности граждан, а также степень участия их в государственной жизни.

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ – переход прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с переходом территории или при событиях, связанных с качественной трансформацией государственного строя. Юридически значимая связь между государством-преемником и государством-предшественником является взаимосвязью политико-территориального характера и возникает в случаях когда: часть территории одного государства передается другому (передача Аляски Россией США); два и более государств объединяются, и на их объединенной территории возникает единое государство (возникновение СССР в результате объединения РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР, Закавказской СФСР); государство-предшественник разделяется, и на его территории возникают два или несколько самостоятельных государств (распад СССР и возникновение на бывшей советской территории ряда самостоятельных суверенных государств). Правопреемство государств может иметь место только при правомерных (предусмотренных национальным и международным правом) обстоятельствах. Примером правопреемства государств является объявление и официальное международное признание Российской Федерации в качестве правопреемника СССР.

ТЕМА 4.

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

ТИП – образец, который выражает общие, существенные черты определенной группы предметов, явлений.

ТИП ГОСУДАРСТВА – рассматриваемые в единстве наиболее общие черты различных государств, образующие систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

МОНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА – научный подход, в рамках которого типологизация государств осуществляется по единственному критерию. К примеру, по типу общественно-экономической формации, по форме правления, по форме политического режима и т.д.

ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА – научный подход, в рамках которого типологизация государств осуществляется по нескольким взаимосвязанным критериям. Примером плюралистического подхода является цивилизационный. Представители этого подход при отнесении государства к той или иной цивилизации берут за основу несколько критериев: общность языка, религии, культурно-исторических традиций, географическое расположение и т.д.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ это социальная система, базирующаяся на том или ином способе производства материальных благ и его основе – форме собственности. Владение собственностью является определяющим критерием для осуществления властных полномочий и рассматривается как основная причина классового расслоения общества.

КЛАСС – устойчивая социальная группа, членов которой объединяет отношение к собственности, прежде всего к собственности на средства производства, и к средствам производства. Во всех государствах, кроме социалистического, отношения между классами носят антогонистический (непримиримый) характер. Кризис этих отношений является основной предпосылкой перехода от одной общественно-экономической формации к другой. В социалистическом государстве классовые отношения перестают быть антогонистическими, поскольку изменяется сам характер внутриклассовых связей. Если раньше это были социальные связи, объединяющие социально и экономически неравных людей (рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, пролетариат и буржуазию), то в условиях социалистической формации частную собственность, являющуюся причиной социально-экономического неравенства, сменяет общенародная (в форме государственной) собственность на средства производства. Соответственно исчезает сам повод для классовой розни, что, по мнению представителей классовой теории, обусловливает усиление тенденции к слиянию классов и постепенному формированию единой общности – советского народа.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ (РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО) тип общества (государства), экономика которого использует в качестве средств производства людей (рабов), а производственные отношения строятся на личной зависимости раба от рабовладельца. При этом раб в юридическом смысле человеком не является, поскольку перечень и объем его прав и обязанностей определяется рабовладельцем и всецело зависит от воли последнего.

ФЕОДАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ (ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО) – тип общества (государства), экономика которого основана на собственности на землю, рассматриваемую в этот период в качестве основного средства производства. Одновременно с получением права собственности на земельный участок (надел) его хозяин (феодал) вступает в право владения, пользования и распоряжения проживающими на этом участке и административно закрепленными за ним крепостными крестьянами. В отличие от рабовладельческого государства, в котором раб был бесправной вещью и не имел никаких прав кроме тех, которые были дарованы ему господином, в феодальном государстве отношения крепостного крестьянина с феодалом – это прообраз отношений арендатора с арендодателем. Крестьянин живет на земле феодала, пользуется ей и за это обязан вносить аренду в форме отработки на земле феодала (барщина) либо внесения натурального налога (оброк). При этом, в условиях феодализма, крестьянин отдает феодалу лишь часть полученных материальных благ, оставшейся частью он может распоряжаться по своему усмотрению. В этот период появляется возможность приобретения личной свободы путем самовыкупа. Вместе с тем, наличие определенных экономических прав сопровождается абсолютным политическим и социальным бесправием крестьян и постепенно возникающего «третьего сословия» – буржуазии.

ВАССАЛИТЕТ система отношений зависимости, существовавшей между феодалами разных рангов – высших и нижестоящих. Первые назывались сюзеренами, вторые – вассалами. Иерархической структуре земельной собственности, характерной для феодализма, соответствовала иерархия земельных собственников, ставшая специфической формой социальной иерархии феодалов. На вершине иерархической лестницы находился король, великий князь, царь – номинальный собственник всей земли в государстве; от короля «держали» землю его непосредственные вассалы – герцоги и графы во Франции, великие бароны в Англии и пр.; от этих последних ступень за ступенью «держали» землю феодалы более низких рангов. Юридическим основанием отношений вассалитета являлся договор между сюзереном и вассалом, заключение которого сопровождалось клятвой верности и символическими обрядами (оммаж). Сюзерен обязывался передать землю вместе с проживающими («посаженными на ней») крестьянами в собственность вассалу, защищать его личность и имущество оружием и на суде. В свою очередь, вассал обязывался оказывать сюзерену определенную договором военную помощь, выкупать его из плена, участвовать в его суде, соблюдать его интересы, оказывать ему уважение и т. п. Нарушение договора любой из сторон было юридическим основанием для разрыва вассальных отношений. Договор вассалитета, будучи личным, подлежал обновлению со смертью любой из сторон. Это правило имело практическое значение, главным образом, в случае смерти вассала, поскольку наследник его обязан был уплатить довольно значительную пошлину (рельеф), чтобы восстановить вассальные отношения.

БУРЖУАЗНАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ (БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО) тип общества (государства), экономика которого основана на механизированном производстве материальных благ (основным средством производства становится машина). В основу социальных отношений в буржуазном государстве положен принцип формального равенства и уничтожения сословных привилегий во всех (и, прежде всего в политической) сферах общественной жизни.Отношения между буржуазией и пролетариатом строятся на основании экономической зависимости и экономической эксплуатации. Пролетариат обладает личной свободой, однако, лишен собственности на средства производства и поэтому вынужден продавать свой труд буржуазии, владеющей средствами производства и эксплуатирующей пролетариат в целях извлечения прибыли.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ (СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО) тип общества (государства), экономические отношения в котором строятся на основании провозглашения единой общенародной (в форме государственной) собственности на средства производства. Отношения между классами (рабочим классом, крестьянством и прослойкой трудовой интеллигенции) утрачивают социально-антогонистический характер и имеют тенденцию к слиянию в единую общность – советский народ. По мнению представителей формационного подхода к типологии государства, социалистическое государство является исторически последним типом государства и одновременно выступает в качестве переходной формы социальной организации, позволяющей перейти от политической (государственной) макроформации к коммунистической (безгосударственной) форме организации общества.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – социокультурная система, включающая как социально-экономические условия жизнедеятельности государства и общества, так и этнические, религиозные его основания, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА ориентирован на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: политическую, социальную, экономическую, культурную, духовную, рассматриваемые в неразрывном единстве и взаимосвязи. Причем в рамках этого подхода тип государства определяется не столько материальными (экономическими), сколько идеально-духовными, культурными факторами. В частности, по мнению одного из наиболее известных представителей данного направления А.Дж. Тойнби, «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономические и, тем более, политические критерии кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации».

ТЕМА 5.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЙ – данный подход, во-первых, помогает глубже усвоить смысловое значение феномена «государство», определить его социально-историческое и политико-правовое предназначение, показать место государства в политической системе общества;

во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях;

в-третьих, позволяет определить перспективные направления совершенствования государственной деятельности в сфере социального управления.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА это направления государственной деятельности, в которых наиболее отчетливо проявляется социальная сущность государства на определенном этапе его исторического и социально-политического развития.

Основные признаки понятия «функция государства»:

1) функции государства выражают и предметно конкретизируют социальную и политико-правовую сущность государства;

2) в функциях воплощается и раскрывается роль государства в качестве субъекта политико-правовой системы, реализуется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене;

3) функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций отдельных государственных и негосударственных органов). Общеобязательный характер функций государства закрепляется в понятии государственного суверенитета, исходящего из прерогативы государственной власти перед всеми остальными видами власти;

4) функции государства носят комплексный, собирательный характер. На их содержание и характер реализации оказывают существенное влияние особенности и закономерности исторического развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Функции государства внутренние это основные направления государственной деятельности, реализация которой ограничена юрисдикционной территорией государства (функции обеспечения стабильности и охраны государственного строя, налогообложения, финансового контроля и др.).

Функции государства внешние это основные направления государственной деятельности в сфере международных отношений (функции обороны от внешней агрессии, международного сотрудничества и др.).

Функции государства комплексные (универсальные) – направления государственной деятельности, которые могут реализовываться как во внутренней, так и во внешней сфере государственной деятельности (политическая (в том числе поддержание мира и социального согласия в обществе), экономическая, социальная функция, охрана законности и правопорядка, информационно-коммуникативная функция и др.).

Функции государства основные – наиболее важные, приоритетные направления государственной деятельности в определенный исторический период (политическая функция, функция обороны от внешней агрессии и т.д.).

Функции государства производные определяются основными функциями, вытекают из них и, по сути, представляют собой своеобразные подфункции. По мнению Л.А. Морозовой, в процессе реализации подфункций «происходят процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличии от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения».[1]

Функции государства постоянные осуществляются государством на всех этапах его развития. В этих функциях наиболее ярко выражается государственная сущность и, как правило, они предопределяют само существование государства как целостной системы. В этом смысле постоянные функции, как правило, являются основными (например, обеспечение правопорядка, оборона государства и др.).

Функции государства временные возникают на определенном историческом этапе. Их значение определяется конкретным историческим моментом в зависимости от возникшей временной необходимости. По длительности своего существования эти функции могут быть самыми различными (долгосрочными или краткосрочными), но их наличие не характеризует государство как самостоятельный социальный феномен (в этом смысле они соответствуют понятию производных функций), и при отсутствии соответствующих обстоятельств у государства отпадает и необходимость в осуществлении этих функций. При этом само государство как целостная система продолжает функционировать (например, ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, «восстановление мирной жизни» после войны и пр.).

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА – правотворческая, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность компетентных государственных органов, позволяющая обеспечить достижение целей и решение задач определенных соответствующими функциями государства.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА – совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляются соответствующие виды государственной деятельности. Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Вместе с тем, представляется возможным объединить все имеющиеся методы в две группы: императивных и диспозитивных.

Императивные методы реализации функций государства предполагают издание и обеспечение при помощи средств принуждения государственно-властных предписаний, устанавливающих максимально конкретные правила поведения. При этом выполнение данных правил должно осуществляться в четком соответствии с содержащимися в них установками. Субъекты, на которых оказывается воздействие при помощи императивных методов, участвуют в реализации функций государства, руководствуясь принципом «разрешено только то, что специально разрешено законом» К примеру, лица, участвующие в реализации правоохранительной функции, обязаны осуществлять свои полномочия в четком соответствии с законом, в рамках установленных законом процедур и с соблюдением определенных законом сроков.

Диспозитивные методы реализации функций государства, в свою очередь, связаны с определением общих границ, очерчивающих область дозволенного поведения и определяющих сферу, в рамках которой субъекты самостоятельно (используя договорную форму) вырабатывают правила взаимного общения в процессе реализации той или иной функции государства. Основным принципом применительно к диспозитивным методам управления является принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Наиболее широкое применение диспозитивные методы получили в ходе осуществления экономической функции, когда государство, закрепив на законодательном уровне наиболее значимые правила, с которыми связывается обеспечение законности экономической деятельности хозяйствующих субъектов, вместе с тем, не препятствует их инициативной деятельности.

ТЕМА 6.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач определяемых системой функций государства.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ совокупность органов государственной власти и должностных лиц – представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего народа страны (выступающего в качестве единственного источника государственной власти (ст.3 Конституции РФ) и делегировавшего свои властные полномочия членам государственного аппарата). Кроме того, в основу представлений о единстве государственной власти положена концепция государственного суверенитета, в соответствии с которой суверенитет государства сосредоточен в единой системе государственной власти (п.3 ст.5 Конституции) и в этом смысле является неделимым.

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ предполагает распределение объема властных полномочий между одноуровневыми органами (ветвями власти), которые могут не только реализовать управленческие функции в рамках своей компетенции, но и контролировать деятельность друг друга, препятствуя тем самым узурпации власти, перерастанию власти государства в деспотию. Таким средством контроля и ограничения является для ветвей власти «механизм сдержек и противовесов», впервые получивший свое теоретическое обоснование в работе французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов». Юридическое оформление этот механизм получил в Конституции США 1787 г. В России свое официальное закрепление механизм разделения властей получил в Конституции 1993 г. Статья 10 Конституции РФ содержит положение о том, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ – создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения), наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую, управленческую, правоисполнительную и правоприменительную деятельность.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА:

1) публично-правовой характер (публичность государственных органов предполагает, что они создаются и действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства;

правовая природа государственных органов означает, что они формируются в порядке предусмотренной законом процедуры и осуществляют свое функционирование на основании и в соответствие с действующим законодательством);

2) объективность (сам факт существования государственного органа не зависит от воли лиц, данный орган составляющих (например, отставка Правительства означает смену его состава, а не ликвидацию государственного органа);

3) обладание специальными правомочиями (государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения).

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ:

1) по способу образования:

- выборные (представительные),

- назначаемые (производные);

2) по времени действия:

- постоянные (не ограниченные сроком действия),

- временные (ограниченные сроком действия);

3) по функциональному назначению:

- законодательные,

- исполнительные,

- судебные,

- надзорно-контрольные и т.д.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА – ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ государственные чиновники, управомоченные самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения, обеспечивать реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государственного принуждения. Должностные лица – представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем, должностное лицо принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим законодательством. При этом, превышение должностным лицом своих полномочий рассматривается как произвол. Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Выступая в качестве полномочных представителей государства, чиновники не должны использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или корпоративного характера.

ТЕМА 7.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

ФОРМА (КАК ОБЩЕФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ):

1) разновидность чего-либо;

2) проявление, выражение чего-либо вовне (внешняя форма);

3) способ устройства, внутренней организации чего-либо (внутренняя форма).

ФОРМА ГОСУДАРСТВА – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ это институционально-функциональная характеристика структуры государственной власти, порядка ее приобретения и осуществления, механизма правового ограничения и разделения властных полномочий.

АВТОКРАТИЯ (греч. аutos – сам, kratos – власть) – неограниченная диктаторская власть одного лица, самодержца. Автократия как политический строй, при котором вся верховная власть сосредоточена в руках неограниченного законом правителя, была характерна для древневосточных деспотических монархий.

АРИСТОКРАТИЯ (греч. аristos – высший, лучший, kratos – власть):

1) политическое господство имущественной и родовой знати (Впервые термин «аристократия» был выдвинут античными мыслителями (Платон, Аристотель, позднее Полибий) для обозначения одной из «правильных» форм правления);

2) в переносном смысле – привилегированная верхушка какого-либо класса, сословия, социальной группы, пользующаяся особыми правами и преимуществами.

МОНАРХИЯ (греч. monarchia – единовластие) это форма единоличного правления характеризующаяся следующими признаками:

1) существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т.д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно);

2) передача власти, как правило, осуществляется по принципу наследования;

3) монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа;

4) монарх является юридически безответственным лицом и не несет юридической ответственности перед подданными за принимаемые от собственного имени решения.

Монархия неограниченная – вид монархической формы правления, в которой монарху принадлежит абсолютное большинство властных полномочий в сфере законодательной, исполнительной, судебной и духовной власти. В неограниченных монархиях монарх одновременно является главой государства и церкви.

Монархия абсолютная – вид монархической формы правления, в которой государственная власть носит централизованный характер, монарх возглавляет основные ветви власти и обладает существенными прерогативами (исключительными правами) в наиболее значимых сферах государственной деятельности.

Монархия дуалистическая – вид монархической формы правления, в которой законодательная власть осуществляется от имени парламента, а исполнительная от имени монарха. При этом монарх продолжает сохранять значительные прерогативы в сфере законодательной власти. К примеру, он может принимать решения о роспуске парламента.

Монархия конституционная – вид монархической формы правления, в которой правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент; лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства; власть монарха является символической, он «царствует», но не правит; правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.

КОНТРАСИГНАТУРА скрепление акта главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Институт контрасигнатура в конституционных монархиях обусловливает юридическую безответственность монарха за принимаемые решения (за исключением случаев государственной измены).

РЕСПУБЛИКА (лат. res publica – общее дело) – представительная форма государственного правления, характеризующаяся следующими признаками:

1) представительным характером высших органов государственной власти – президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;

2) формированием высших органов государственной власти выборным путем и реализацией ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;

3) юридической ответственностью представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;

4) возможностью досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.

Республики президентские характеризуются сосредоточением



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.076 с.)