Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мрт как основа формирования мирохозяйственных связейСтр 1 из 10Следующая ⇒
Мировая экономика как наука Мировая экономика как наука - это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движение рабочей силы, капиталов и финансовых потоков. С точки зрения методологии анализа между разделами международной экономики нет четкого деления на микро- и макроуровень, так как в каждом международном отношении отражаются интересы как отдельных субъектов этих отношений, так и национального хозяйства в целом. Опираясь на теорию мировой экономики, ученые пытаются объяснить и предсказать структуру и объем международных сделок, оценить их воздействие на внутреннюю экономику и рекомендовать такую национальную политику относительно мирохозяйственных связей, которая максимизирует национальное благосостояние. Предмет мировой экономики составляет исследование сущности и форм проявления международных отношений в процессе осуществления торговых, финансово-кредитных и других внешнеэкономических операций с целью удовлетворения потребностей национальной экономики в производственных ресурсах и благах. Изучая развитие и функционирование этих отношений, мировая экономика призвана выводить соответствующие законы и, опираясь на них в теоретических обобщениях, давать рекомендации для участников международных экономических сделок. Объектом мировой экономики выступают внешнеэкономическая деятельность субъектов этих сделок, тенденции развития международных связей и контактов.
Понятие мировой экономики Мировая экономика — это совокупность национальных экономик стран и отдельных регионов и связывающие их международные отношения, что можно представить следующей формулой: где СЭ — страновые экономики; МЭО—совокупность международных экономических отношений Международные экономические отношения - связи, устанавливающиеся между субъектами и подсистемами МЭ в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений и научно-технического сотрудничества. МЭ не является простой суммой слагаемых, а представляет собой глобальную экономическую систему, в которой экономики отдельных стран настолько взаимосвязаны и переплетены между собой, что их воспроизводство, изолированное друг от друга, становится практически невозможным.
Растущая и крепнущая целостность современного мира позволяет говорить о формировании мирового хозяйства как единой целостности. Таким образом, Мировая экономика представляет собой глобальную, целостную систему национальных хозяйств, существующую как многоукладное экономическое пространство, основанное на взаимодействии и взаимозависимости всех его элементов.
Особенности современного этапа развития мировой экономики Активизация сотрудничества между странами, сближение их политических и экономических структур - важнейшая характеристика современного этапа развития мирового хозяйств В целом мировому хозяйству конца XX - начала XXI в. присущи следующие особенности: · развитая сфера международного движения факторов производства; международные формы производства, в первую очередь в рамках ТНК; · относительно обособленная международная финансовая сфера, прямо не связанная ни с движением товаров, ни с движением факторов производства; · система межнациональных, наднациональных, государственных и негосударственных механизмов регулирования; экономическая политика государств, исходящая из принципов открытой экономики; · переход наиболее развитых стран к постиндустриальным, информационным экономикам; глобализация мировой экономики. ТЕМА 2. Мировое хозяйство: субъекты, подсистемы и показатели развития 1. Субъекты мировой экономики 2. Подсистемы мировой экономики. Типология стран 3. Основные показатели мирового хозяйства
Субъекты мировой экономики Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят
· национальные государства, · ТНК, · региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации. Государство — основной субъект мирового хозяйства. ТНК: К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборота). Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер. Российскими экономистами, как правило, предлагается следующая классификация: Транснациональные корпорации — это национальные монополии с зарубежными активами. Такие компании являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения (большинство известных компаний) Многонациональные корпорации (МНК) — это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств. Такие компании являются международными по капиталу. Они не многочисленны. К ним, например, относятся англо-голландские «Ройял датч Шелл», «Юнилевер», шведско-швейцарская «АСЕА-Браун Бовери», англо-американская «Бритиш Петролеум-Амоко» и другие. Все транснациональные компании проводят широкую внешнеэкономическую экспансию. Внешнеэкономические операции ТНК развиваются на основе широкой сети их заграничных предприятий. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных торговых операций более трети мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов. Группа развитых стран В группу развитых (промышленно развитых стран, индустриальных) входят государства, имеющие высокий уровень социально"экономического развития, преимущественное преобладание рыночной экономики. В число развитых стран и территорий, по мнению МВФ, входят США, все страны Западной Европы, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Израиль. ООН присоединяет к ним Южно-Африканскую Республику. Организация экономического сотрудничества и развития добавляет к их числу Турцию и Мексику, хотя это скорее всего развивающиеся страны, но они вошли в это число по территориальному признаку. Развитые страны — это главная группа стран в мировом хозяйстве. В этой группе стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада), составляющим более половины всего мирового объема выпуска. Группа развивающихся стран Группа развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) — это самая многочисленная группа (около 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании). Это государства с низким уровнем экономического развития, но с рыночной экономикой. Несмотря на довольно значительное число этих стран, а для многих из них характерны большая численность населения и немалая территория, на них приходится около 30% мирового ВВП.
Поскольку данная группа неоднородна, в ее рамках можно выделить несколько подгрупп: 1. Ключевые страны. К этой группировке можно отнести Индию, Мексику, Бразилию, Аргентину. Они отличаются сравнительно развитой отраслевой структурой экономики, экспортом изделий обрабатывающей промышленности. Рыночные отношения достигли здесь сравнительно высокой степени зрелости. В данных странах сравнительно высокий ВВП на душу населения (хотя и существенно меньший, чем у развитых стран), высоким индексом развития человеческого потенциала 2. Новые индустриальные страны (НИС). К этой группе относятся Индонезия, Малайзия, Таиланд и другие. Еще совсем недавно они имели экономику, типичную для развивающихся стран, в структуре которой преобладали сельское хозяйство и добывающая промышленность. Эти страны имели мизерный доход на душу населения, неразвитый рынок, валютные проблемы. Но уже в 80-е годы они далеко опередили большинство других развивающихся стран. Эти страны отличаются сравнительно высоким валовым внутренним продуктом из расчета на душу населения. Стремительно развивается их внешняя торговля. Около 80% экспорта приходится на продукцию обрабатывающей промышленности; 3. Нефтеэкспортирующие страны. Костяк этой группы составляют 12 участников Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК): Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Для них характерен очень высокий валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Необходимо отметить социальную отсталость некоторых из них. В структуре экономики этих стран преобладают нефтедобывающая и нефтеобрабатывающая отрасли; 4. Страны, отстающие в своем развитии. В эту группу входит самое большое число развивающихся стран; 5. Наименее развитые страны. Отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископаемых, а в некоторых странах и выхода к морю, неблагоприятная внутриполитическая и социальная обстановка, военные действия и просто засушливый климат определяют в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. Главная проблема этих стран — не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых экономических ресурсов для их преодоления. В Азии к этой группе относятся такие страны, как Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен; в Африке — Мали, Нигер, Чад, Сомали; в Латинской Америке — Гаити. Всего 42 страны образуют эту группу.
Зона свободной торговли Зона свободной торговли— тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы. Таким образом в рамках зоны свободной торговли участвующие в ней страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только во взаимоотношениях со своими партнерами по данному объединению. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли определяет свои собственные тарифы. Такой вид интеграции использует · Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г.; · Европейская ассоциация свободной торговли — в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией; · Зона свободной торговли СНГ — соглашение между странами СНГ (Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Армения, Молдавия, Украина), подписанное в октябре 2011 года. Таможенный союз Таможенный союз всегда предполагает одновременную отмену пошлин между странами и введение единого режима по отношению к третьим странам. Таможенный союз — соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. 6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) был подписан Современный договор между Беларусью, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. (Пример выгод таможенного союза: Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.)
Общий рынок Остаются значимыми все условия таможенного союза. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран-членов данного интеграционного объединения. Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка. Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем и Европейского союза (ЕС). Примеры общего рынка: · Андская группа (англ. The Andean Community или исп. Comunidad Andina, CAN); · Европейская экономическая зона (англ. European Economic Area, EEA), объединяющая ЕС, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн; · Общий рынок Карибского сообщества (англ. Caribbean Community single market, CARICOM); · Центральноамериканский общий рынок — торгово-экономический союз стран Центральной Америки; · Южноамериканский общий рынок — экономический союз стран Южной Америки. Экономический союз Экономический союз - одной из наиболее сложных форм межгосударственной экономической интеграции, характеризующаяся следующими признаками: · Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран · Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала · Наличие соглашений о гармонизации и совместного проведения общей экономической политики (денежно-кредитной (монетарной), налогово-бюджетной (фискальной), валютной и внешнеэкономической). Политический союз Предпосылки для высшей ступени региональной интеграции политического союза образуются с развитием экономического союза в странах. Этот вид региональной интеграции предусматривает преобразование зрелого единого рыночного пространства в единый хозяйственно-олитический организм. В результате перехода от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран перестраиваются во внутригосударственные. Формируется наднациональное правительство.
3 Примеры интеграции Крупнейшими интеграционными центрами в современных международных экономических отношениях являются следующие объединения: · Европейский союз, в состав которого входят 27 европейских государств. · Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой. · АСЕАН – ассоциация стран Юго-Восточной Азии · СНГ - Содру́жество Незави́симых Госуда́рств, сформированное на постосоветском пространстве · и др. Европейский союз Европейский союз (ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.[Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2010 году около 28 % (16,1 трлн $) по номинальному значению (Таблица 6)
Таблица 6 – Рейтинг стран по размеру ВВП (по данным Международного валютного фонда за 2010 год)
Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся: 1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов; 2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита иулучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса; 3) в социальной сфере – борьба против социального отчуждения, дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. Среди важнейших целей ЕС фигурируют экономическая, социальная и территориальная сплоченность и солидарность между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния. Исходя из поставленных целей формулируются и конкретные задачи, которые решаются ЕС в ходе его функционирования: а) построение общего и единого внутреннего рынка; б) создание экономического и валютного союза; в) экономическое и социальное сплочение; г) содействие исследованиям в научной сфере и технологическому прогрессу; д) осуществление ряда задач в социальной сфере, таких как повышение занятости; е) вклад в достижение высокого уровня здравоохранения и образования; ж) профессиональное обучение и развитие культуры; з) меры по защите окружающей среды и защите прав потребителя; и) обеспечение гармонизации национального законодательства. Началом процессу европейской интеграции послужило подписание в 1952 году Парижского договора о создании Европейского объединение угля и стали — ЕОУС (European Coal and Steel Community — ECSC) — государственно-монополистическая организация стран Западной Европы, целью которого было стимулирования развития послевоенной экономики стран-участниц объединения, экономической и политической реконструкции Западной Европы, недопущения возрождения прежних антагонистических противоречий на континенте, интеграции Германии (или её части) в западный блок, противодействия политическому и экономическому влиянию СССР. Юридическое закрепление ЕС было осуществлено в рамках подписанного в 1992 году Маастрихтского договора, который завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. С 1 дек. 2009 года в силу вступил Лиссабонский Договор, который позволил упростить и упорядочить процедуры принятия решений в ЕС, модернизировать властные институты ЕС, а также внес дополнительные положения, касающиеся экономической политики, взаимодействия ЕС с остальным миром, безопасности и обороны, прав человека и др.. В процессе своего развития ЕС прошел несколько этапов расширения (Таблица 7) Таблица 7 – История расширения ЕС
В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции: · Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро. · Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты. · Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону. С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону.Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия, Российская Федерация. В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз как крупнейший экономический партнер страны. На долю ЕС в январе–мае 2011 года приходилось 48,9% российского товарооборота (в январе–мае 2010 года – 50,5%). Уровень безработицы в ЕС в апреле 2010-го составлял 9,7 %,[32] в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — −0,2 %.[33] Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $. НАФТА Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA НАФТА - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994. Население около 410 млн. человек. Цели НАФТА: · устранение таможенных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения; · создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли; · привлечение инвестиций в страны-члены соглашения; · обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности; · создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления; · создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения; · создание единого континентального рынка. Выгоды США от вступления в НАФТА: · в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США; · перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта. Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Для Канады участие в НАФТА дало сильный импульс национальной экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился. В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%). АСЕАН Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос и Мьянма, Камбоджа. На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор. Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США. В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: · ускорение экономического, социального и культурного развития стран-членов; · установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН АСЕАН играет значительную роль в налаживании и развитии экономического сотрудничества в регионе, в частности, в торговле, инвестиционной сфере, финансах, энергетике и т.п. МЕРКОСУР МЕРКОСУР (MERCOSUR) — общий рынок стран Южной Америки (стран Южного конуса). Население четырех стран МЕРКОСУР составляет 250 млн. чел. ВВП более 75 % совокупного ВВП континента, что более 1 млрд. долларов. МЕРКОСУР был создан на основе Асунсьонского договора, подписанного в марте 1992 г. четырьмя странами (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай). С 2006 года полноправным членом стала Венесуэла. В МЕРКОСУР также входят в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой. В Асунсьонском Договоре определены направления экономической интеграции в течение 4 лет к концу декабря 1994 г.(определенных как переходный период): • устранение пошлин; • устранение НТО; • введение общего таможенного тарифа (детализация оставлена на по/ следующие переговоры); • свободное перемещение услуг; • свободное перемещение факторов производства; • координация макроэкономической и отраслевой политики; • создание основных институтов группировки – Совета Общего рынка и Группы Общего рынка. ЛАИ Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле. ЭКОЦАС Экономи́ческое соо́бщество стра́н Центра́льной А́фрики (ЭКОЦАС) (фр. Communauté économique des États de l’Afrique centrale, англ. Economic Community of Central African States) — торгово-экономический союз стран Центральной Африки. Экономическое сообщество стран Центральной Африки было образовано в 1994 году на базе Таможенного и экономического союза Центральной Африки. Основная цель создания Сообщества — содействие региональной интеграции путем гармонизации экономической и валютной политики. Страны — члены союза: Ангола, Бурунди, Камерун, Центральноафриканская Республика, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Чад. Часть стран союза используют общую валюту — Франк КФА. СНГ Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение). Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. На данный момент в СНГ входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина. Основными целями СНГ являются: · сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; · всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; · обеспечение прав и свобод человека; · сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; · взаимная правовая помощь; · мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации 18 октября 2011 года восемь стран—членов Содружества — Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали новый договор о зоне свободной торговли в СНГ
Тема 4 ДВИЖЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА План: 1. Предпосылки движения факторов производства между странами 2. Международная миграция капитала 3. Международная миграция рабочей силы
ГАТТ Генеральное соглашение по тарифам и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация). Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения. ГАТТ — соглашение, а не организация. Изначально, ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Мировой Банк или Мировая Торговая Организация (МТО). Однако, соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х. Историю ГАТТ принято грубо делить на три фазы — первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалось на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО). ВТО Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар. На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота[1]. Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Россия и ВТО В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО. 16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции Всемирной Торговой Организации было одобрено вступление России в ВТО.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.132 с.) |