Тема 1. Земельное право как отрасль права.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Земельное право как отрасль права.



Тема 1. Земельное право как отрасль права.

Понятие и предмет земельного права.

Система земельного права. Соотношение земельного права с другими отраслями.

Понятие источников земельного права.

Классификация источников земельного права.

Виды источников земельного права.

Законодательные акты как источники земельного права.

Иные акты законодательства как источники земельного права.

Соотношение земельного права и земельного законодательства.

Понятие земельного права.

Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

Понятие земли в земельном праве – это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РБ.

Земельное право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные земельные отношения.

Земельное право является самостоятельной отраслью в системе права Республики Беларусь, которая обладает следующими признаками:

· самостоятельным предметом правового регулирования, то есть определенными, характеризующимися специфическими признаками, общественными земельными отношениями;

· нормативно-правовой базой этой отрасли, которую образуют специальные и общие источники земельного права;

· совокупностью методов правового регулирования земельных отношений, соответствующих особенностям предмета этой отрасли;

· значимостью земельных отношений для социально-экономического развития государства, что находит выражение в определении основ правового регулирования этих отношений посредством разработки и реализации государственной земельной политики.

Наличие этих признаков позволяет выделить земельное право как самостоятельный и целостный раздел правовой системы Республики Беларусь, обеспечивающий комплексное правовое регулирование всех земельных отношений. Целью этого земельно-правового регулирования является закрепление и защита эффективного земельного строя, что обеспечивается посредством реализации земельно-правовых норм, составляющих в совокупности земельное право как отрасль.

Предметом земельного права являются волевые общественные отношения, возникающие в связи с использованием и охраной земель как объектом хозяйственной эксплуатации (экономической деятельности).

Земельные отношения следует рассматривать как эколого-экономические.

Экологический характер земельных отношений связан с экологическим значением земли как природного объекта, который обеспечивает взаимосвязь всех других компонентов окружающей среды.

Экономический характер земельных отношений определяется значением земли как материального ресурса для всех видов человеческой деятельности (средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения производственной и социальной инфраструктуры, территориально-природного ресурса для градостроительной, рекреационной и иной деятельности).

Земельные отношения выделяются в самостоятельную группу общественных отношений благодаря объективно существующим свойствам и особенностям земли как природного и хозяйственного объекта. Эти особенности, влияющие на правовой статус земли, находят выражение в основных принципах земельно-правового регулирования и определяют содержание земельно-правовых норм.

Принципы:

Являясь ограниченным природным ресурсом, земля как хозяйственный ресурс обладает способностью постоянно улучшать свои производительные свойства при надлежащем использовании.

Поэтому основным принципом земельного права является принцип рационального использования земли, который предполагает наиболее эффективное, экономически и экологически обоснованное использование земельных ресурсов.

Учет многообразных хозяйственных и природных особенностей земли в процессе ее использования обеспечивается посредством реализации принципа целевого назначения земель, в соответствии с которым производится классификация всех земель как объекта правового регулирования и осуществляются все виды использования земель.

С постоянством местоположения земли как хозяйственного объекта связан принцип признания земли недвижимым имуществом. Правовая характеристика земли как недвижимого имущества дается в гражданском законодательстве (ст. ст. 129, 130 ГК Республики Беларусь).

4. Незаменимость земли в имущественных отношениях вызывает необходимость установления определенных правовых приоритетов в использовании земли. Всеобщим и наиболее важным приоритетом является приоритет сельскохозяйственного использования земли.

Указанные особенности земли как объекта правового регулирования определяют характер земельных отношений и оказывают решающее влияние на формирование земельного права как отрасли.

Система земельного права.

Система земельного права - научно обоснованное расположение земельно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений.

Систематизация земельного права позволяет вычленить отдельные элементы этой отрасли (общую и особенную часть, земельно-правовые институты, земельно-правовые нормы), каждый из которых занимает определенное место в структуре земельного права.

Институт земельного права представляет собой систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу земельных отношений. Внутренняя группировка земельно-правовых норм по институтам производится с учетом значимости и содержания соответствующих земельных отношений, особенностей их правового регулирования.

Земельное право как совокупность земельно-правовых институтов имеет внутреннюю, логически и исторически обоснованную структуру построения, которая включает в себя общую и особенную часть.

Общая часть земельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения. Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие:

· институт, регулирующий право собственности на землю;

· институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования;

· институт государственного управления землями;

· институт ответственности за нарушение земельного законодательства;

· институт, направленный на правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.

Особенная часть земельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель.

В существующем виде система земельного права как отрасли в целом соответствует системе земельного законодательства.

Понятие источников земельного права.

Источники земельного права можно рассматривать как совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке, которые содержат правовые нормы, регулирующие общественные земельные отношения.

Источники земельного права представляют собой внешнюю форму выражения принятых уполномоченными государственными органами и обеспеченных государственным принуждением обязательных предписаний по отношению к земле.

Наличие довольно развитой и хорошо структурированной системы нормативных правовых актов, содержащих земельно-правовые нормы, обеспечивает развитие земельного права как самостоятельной отрасли. Все источники земельного права являются официальными формами выражения правовых норм, соответствуют принятой системе законодательства. Содержание составляющих источники земельного права правовых норм определяется социально-экономическими условиями использования и охраны земель.

Источники земельного права, в зависимости от принявшего их органа и содержания нормативного правового акта, находятся в определенной иерархической связи друг с другом. Эта связь обеспечивает взаимное согласование источников земельного права.

 

Земля (земли) – земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности

Определение состава земель позволяет дать правовую классификацию всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на :

· категории земель;

· виды земель.

Понятие формы и виды права собственности на землю. Содержание права собственности.

В объективном значении - как правовой институт - право собственности на землю есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей как объектом хозяйственной эксплуатации.

Институт права собственности на землю является основополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения земельной собственности определяют характер земельного строя. В тоже время отношения собственности на землю неотделимы от отношений собственности вообще - на другие природные объекты, движимые и недвижимые вещи.

Поэтому право собственности на землю формируется как комплексный правовой институт, за счет норм различных отраслей права - конституционного, административного, гражданского, земельного. Так, конституционные нормы (ст.13 Конституции Республики Беларусь) определяют приоритет государственной собственности на землю.

Гражданское право определяет правовую природу права собственности на землю, пределы оборотоспособности земли, закрепляет множественность форм собственности на землю, содержание правомочий собственника и способы их защиты, то есть механизм рыночного оборота земли.

Земельное право закрепляет механизм регулирования отношений земельной собственности с учетом особенностей земли как природной и социальной ценности. Этот механизм предусматривает ограничения права собственности на землю в целях сохранения и рационального использования земли как национального достояния.

Право собственности на землю в субъективном смысле представляет собой закрепленную за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом. Содержание этого субъективного права зависит от состава участников соответствующего правоотношения земельной собственности.

В соответствии со ст. 210 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Таким образом, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования и распоряжения, которые могут осуществляться в рамках, установленных законодательством. Реализация этих правомочий в субъективном плане зависит от формы и вида земельной собственности.

Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над землей.

У Республики Беларусь как собственника земли это правомочие сочетается с правом территориального верховенства, которое распространяется на все земли, независимо от формы собственности, что позволяет устанавливать и изменять их правовой режим. Принадлежащее государству правомочие владения землей распространяется на все земли, находящиеся в государственной собственности, независимо от ее использования.

Для других субъектов права собственности на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению.

Анализ содержания права собственности на землю показывает, что абсолютных собственников не существует, т.к. полномочия собственников в части использования и распоряжения землей законодательно ограничивается.

Правомочие пользования означает юридически закрепленную возможность извлечения полезных свойств или дохода в процессе хозяйственной эксплуатации земли.

Государство, которое не осуществляет, как правило, непосредственной хозяйственной эксплуатации земли, реализует свое правомочие пользования путем присвоения части земельной ренты через установленные государством платежи за землю.

Иностранные государства, юридические лица и граждане Республики Беларусь, получившие земельные участки в собственность, могут и обязаны пользоваться ими только с соблюдением целевого назначения. Правомочие пользования предполагает совершение действий по использованию полезных свойств земли, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Правомочие распоряжения заключается в совершении действий, которые определяют юридическую судьбу земельных участков.

Для государства важнейшим полномочием по распоряжению землями является определение целевого назначения земель, в том числе находящихся в собственности других субъектов. Непосредственно по отношению к государственным землям распорядительные действия заключаются в предоставлении, изъятии земельных участков, передаче их в частную собственность, собственность иностранных государств, изъятие из собственности. Эти полномочия государства как собственника земли по распоряжению землями реализуется через управление землями. в процессе которого соответствующие государственные органы от имени государства совершают действия по определению юридической судьбы земель.

Частные собственники земельных участков могут совершать сделки, предусмотренные законодательством, но без изменения целевого назначения земельного участка. Сделки с земельными участками совершаются в порядке, установленном гражданским законодательством для сделок с недвижимостью (простая письменная или письменная нотариальная форма и обязательная государственная регистрация в соответствующем государственном органе). Государственную регистрацию осуществляет специально уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам, геодезии и картографии по месту нахождения земельного участка.

Частные собственники могут совершать сделки по отчуждению земельных участков (купли-продажи, дарения, мены), передаче земельных участков в залог, аренду, а так же передавать земельные участки по наследству.

 

Право землевладения и землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений.

Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю.

Право землевладения и право землепользования являются самостоятельными правовыми формами использования земли. В то же время эти формы использования земли имеют общие признаки, позволяющие обеспечивать единство их правового регулирования. К ним относятся:

* производный характер права землевладения и землепользования;

* ограниченность этих прав по содержанию;

* устойчивость;

* платность;

* целевое использование земельных участков.

Они различаются по целям использования земли, по субъектам, срокам, характеру и содержанию прав на землю.

Право землевладения и землепользования производны от права собственности на землю, государственной или частной, что вытекает из ст. 262 ГК, согласно которой земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также срочного пользования, в том числе в аренду.

Право землевладения и землепользования по содержанию ограничены, они всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам.

Землевладельцы и землепользователи наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах. уставленных законодательством или договоромс собственником (ч.3 ст. 262 ГК). Правомочие распоряжения у землевладельцев и землепользователей, как правило отсутствует, если иное не предусмотрено законодательством или договором с собственником (ч.2 ст. 262 ГК).

Устойчивость права землевладения и землепользования обеспечивается установлением определенного, закрепленного в законодательстве, порядка возникновения и прекращения этих прав, гарантиями защиты этих прав, в том числе со стороны собственника.

Как субъективное право на землю право землевладения и право землепользования представляет собой юридическую возможность владеть и пользоваться землей для определенных целей. С субъективной стороны следует рассматривать эти права как разновидность права природопользования.

Право землевладения и землепользования как поземельные титулы могут иметь различную правовую природу. Они включают в себя:

1) вещные права – право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного пользования землей, земельные сервитуты.

2) обязательственное право – аренда земли.

3) права, имеющие административно-правовую природу - временное землепользование, основанное на административном акте, использование земель на условиях временного занятия.

 

Право землевладения как титул использования земли было введено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятыми 28 февраля 1990 года, при отсутствии частной собственности на землю.

В настоящее время ст. 14 Кодекса Республики Беларусь о земле предусматривает только пожизненное наследуемое владение земельными участками, предоставленными гражданам Республики Беларусь. Право пожизненного наследуемого владения землей является самостоятельным вещным правом (ст.217 ГК).

Право землевладения характеризуется наибольшей устойчивостью по сравнению с другими ограниченными правами на землю. Оно всегда бессрочно (пожизненное владение), при определенных условиях может переходить после смерти землевладельца к лицам, которые являются его наследниками (наследуемое владение).

Круг субъектов и целей права землевладения ограничен. Землевладельцами могут быть только граждане Республики Беларусь, которым земельные участки предоставляются для целей:

- для строительства и обслуживания жилого дома;

- для ведения личного подсобного хозяйства;

- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

- для коллективного садоводства;

- для дачного строительства;

- для традиционных народных промыслов

Законодательством Республики Беларусь может быть предусмотрено предоставление земельного участка в пожизненное наследуемое владение и для других целей. В тех случаях, когда для определенных целей земельные участки могут передаваться либо во владение, либо в частную собственность, граждане могут самостоятельно выбрать титул пользования.

Право землепользования.

Как правовая форма использования земли право землепользования включает в себя совокупность прав на землю каждое из которых является самостоятельным поземельным титулом.

Землепользование (использование земельных участков) – хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются полезные свойства земель, земельных участков и (или) оказывается воздействие на землю.

Землепользователи – лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на земельных участках, находящихся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь либо в собственности иностранных государств, международных организаций (собственники), пожизненном наследуемом владении (владельцы), постоянном или временном пользовании (пользователи), аренде (арендаторы), субаренде

(субарендаторы)

 

Землепользователи в соответствии с целями и условиями отвода земельных участков имеют право:

1) самостоятельно осуществлять землепользование;

2) собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;

3) использовать в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель;

4) возводить в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения);

5) проводить в установленном законодательством порядке мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты;

6) на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута;

7) добровольно отказаться от земельного участка;

8) требовать установления или прекращения земельного сервитута.

Землепользователи обязаны:

1) использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков;

2) осуществлять мероприятия по охране земель;

3) своевременно вносить плату за пользование земельными участками;

 

4) осуществлять благоустройство земельных участков;

5) соблюдать установленные сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков;

6) не нарушать права иных землепользователей;

7) возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением;

8) соблюдать установленные ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе условия земельного сервитута.

В соответствии со ст.15 и 16 Кодекса о земле земельные участки предоставляются в постоянное и временное пользование.

Право постоянного пользования земельным участком признается вещным правом (ст. 217 ГК), что обеспечивает его устойчивость и гарантирует землепользователю защиту его прав теми же способами, что и права собственности на землю. Постоянным, признается пользование земельным участком без заранее установленного срока. Субъектами постоянного и временного землепользования являются юридические лица Республики Беларусь, которым земельные участки могут предоставляться для любых уставных целей, и граждане Республики Беларусь, в случаях, предусмотренных законодательством.

В постоянное пользование земельные участки могут предоставляться только собственником земли в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством. Временное пользование земельным участком, может быть краткосрочным - до 10 лет. Временное пользование землей может быть вторичным, но только в случаях, предусмотренных законодательством.

Гражданское законодательство Республики Беларусь не предусматривает временного землепользования в числе самостоятельных прав на землю. Оно возникает на основании административно-правовых актов соответствующих исполнительных и распорядительных органов (первичное временное землепользование) или решений (актов) предприятий, организаций, учреждений (вторичное временное землепользование).

Граждане Республики Беларусь ограничены в получении земли в пользование, поскольку их потребности реализуются через право частной собственности и пожизненного наследуемого владения землей. Гражданам Республики Беларусь земельные участки предоставляются в пользование только в случаях, которые предусмотрены законодательством:

 

Аренда земли.

Аренда земли представляет собой основанное на договоре временное возмездное пользование земельным участком.

Аренда земли является разновидностью срочного землепользования. Это единственный вид временного пользования землей, основанный на гражданско-правовом договоре. По этому признаку аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Договор аренды - двухсторонний, возмездный, реальный, заключаемый на началах добровольности и равноправия сторон кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст.627, 623 ГК). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон (ст.46 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Сторонами в договоре аренды земли являются арендодатель и арендатор.

Арендодателем может быть только собственник земельного участка, а также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать земельный участок в аренду (ст. 579 ГК).

Земельные участки могут предоставляться в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам Республики Беларусь, иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их

Представительствам.

 

Арендодателямиземельных участков, находящихся в государственной собственности, являются государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель.

Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, могут являться администрации свободных экономических зон в случае предоставления земельных участков резидентам соответствующих свободных экономических зон в границах данных зон с осуществлением при необходимости перевода земельных участков из одних категорий в другие, в том числе с заключением договоров аренды этих земельных участков, если эти права делегированы соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами.

 

Граждане, негосударственные юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности, могут являться арендодателями этих земельных участков при условии соблюдения их целевого назначения.

Сроки и иные условия аренды земельного участка определяются договором аренды земельного участка. Срок аренды земельного участка для ведения сельского хозяйства не может быть менее десяти лет.

Срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и (или) обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока строительства и (или) эксплуатации этих капитальных строений (зданий, сооружений).

Предоставление земельного участка на более короткий срок может осуществляться только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок. Срок аренды земельного участка не должен превышать девяноста девяти лет.

На земельных участках, находящихся в государственной собственности и предоставленных в аренду, допускаются строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений арендаторами, если это соответствует целевому назначению этих земельных участков и условиям их предоставления в аренду, указанным в решениях государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, и договорах аренды земельных участков.

 

Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в частной собственности, с расположенными на них жилыми домами, зарегистрированными организациями по государственной регистрации квартирами в блокированных жилых домах, дачами, садовыми домиками, иными капитальными строениями (зданиями, сооружениями) допускается только вместе с этими капитальными строениями (зданиями, сооружениями) с сохранением целевого назначения земельных участков и при наличии документов, удостоверяющих права на эти объекты недвижимого имущества.

В случае наследования земельных участков, находящихся в частной собственности гражданина, несовершеннолетними наследниками допускается предоставление земельных участков в аренду гражданам законными представителями наследников по согласованию с Минским городским,

городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами до приобретения наследниками дееспособности в полном объеме.

Строительство арендаторами капитальных строений (зданий, сооружений) или размещение иных объектов недвижимого имущества на арендуемых земельных участках, находящихся в частной собственности, не допускаются, за исключением случаев, когда строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или иное освоение земельных участков соответствуют целевому назначению этих земельных участков и условиям, указанным в договорах аренды земельных участков.

 

Иностранные субъекты могут получить земельные участки только в аренду, кроме предприятий с иностранными инвестициями и иностранных государств в тех случаях, когда им предоставляется право собственности на землю.

Предметом договора аренды земли является индивидуально-определенный земельный участок, в отношении которого должен быть указан его размер и качественная характеристика, а также другие данные, позволяющие точно установить объект аренды.

Срок аренды земельного участка определяется договором (ст. 45 Кодекса Республики Беларусь о земле). Для всех видов аренды максимальный срок составляет 99 лет, а при аренде земельных участков для сельскохозяйственного использования он не должен быть менее 5 лет.

Содержание договора аренды земли, в том числе обязательные условия, определяются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 578 ГК законодательством могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Если эти особенности не определены, применяются общие положения об аренде, содержащиеся в ГК (гл. 34 §1).

В настоящее время законодательством предусмотрены особенности аренды земельных участков, находящихся в частной собственности граждан Республики Беларусь (ст. 47 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Аренда земель, находящихся в государственной собственности, по целям использования и видам земель не ограничивается. В аренду могут сдаваться земельные участки из любых категорий земель, при передаче их в аренду соответствующие государственные органы определяют целевое назначение земельного участка.

 

Ограничения (обременения) могут устанавливаться в отношении прав на предоставленные земельные участки, расположенные:

на территории заказников и памятников природы, объявленных без изъятия

земельных участков у землепользователей;

в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;

на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

в водоохранных зонах, прибрежных полосах водных объектов, зонах санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, водоохранных и защитных лесов, охраняемых типичных и редких природных ландшафтов;

на территории курортов, зон санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, иных земель, обладающих природными лечебными факторами и используемых или предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма;

в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей;

в придорожных полосах (контролируемых зонах) автомобильных, железных дорог, а также в охранных зонах иных транспортных коммуникаций;

в границах ботанических и дендрологических садов, их охранных зон;

в местах обитания объектов животного мира, произрастания объектов растительного мира, в обращении с которыми в соответствии с законодательными актами установлены ограничения и запреты;

в охранных зонах вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений;

в охранных зонах геодезических пунктов;

в пределах территорий перспективного развития населенных пунктов;

на иных территориях в соответствии с законодательными актами.

 

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (земельные сервитуты) появилось в законодательстве Республики Беларусь после обновления гражданского и земельного законодательства. Концепция земельных сервитутов заимствована из римского права.

Гражданское законодательство относит земельные сервитуты к числу вещных прав (ст. 217 ГК). В отличие от других вещных прав на землю - права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, которые возникают по отношению к свободному земельному участку - сервитут выражается в праве пользования чужим земельным участком. Это может быть соседний земельный участок, а в необходимых случаях - другой земельный участок. (ст. 268 ГК).

 

Землепользователь вправе требовать от землепользователя соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от землепользователя иного земельного участка установления земельного сервитута.

Обременение земельного участка земельным сервитутом не лишает землепользователя права владения, пользования и распоряжения этим участком. Землепользователь земельного участка, обремененного земельным сервитутом, вправе, если иное не установлено законодательными актами,

требовать от лица, в пользу которого установлен земельный сервитут, плату за пользование земельным участком, размер которой определяется по соглашению сторон, а при недостижении соглашения – судом.

Законный владелец участка, по отношению к которому устанавливается сервитут, сохраняет все права по владению, пользованию и распоряжению своим земельным участком, в том числе и возможность использовать все его полезные свойства.

Содержание земельного сервитута составляет правомочие ограниченного пользования чужим земельным участком для определенной цели. Узкоцелевое назначение права земельного сервитута отличает его от других видов права землепользования. Лицо, в интересах которого установлен земельный сервитут, не может осуществлять иные виды пользования, не оговоренные при установлении сервитута.

Перечень целей, для которых устанавливается сервитут, законодательством определен примерно. Во всех случаях земельный сервитут связан с невозможностью для лица, требующего установления сервитута, обеспечить иным способом надлежащую эксплуатацию своего земельного участка.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.034 с.)