Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и формирование учебно-воспитательного коллективаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Педагогические основы организации и воспитания детского коллектива в советской педагогике разрабатывались Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Они считали, что коллектив выступает как форма, инструмент и метод воспитания одновременно. А.С.Макаренко было дано и определение сущности коллектива: «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище»[8]. Разработка проблемы коллектива и личности в педагогике дала начало исследованиям этой проблемы в психологии. В дальнейшем она разрабатывалась такими педагогами и психологами, как Л.И.Новикова, Н.К.Гончаров, А.А.Петровский, В.В.Шпалинский, А.А.Бодалев и др. Понятие «коллектив» указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на осуществление между ними связующих отношений. Коллектив (от лат. сolligo – объединяю) есть такое объединение воспитанников, жизнь и деятельность которого основана на общих, общественно значимых целях и совместной деятельности, направленной на достижение этих целей. Учебно-воспитательный коллектив как объединение учащихся выполняет следующие функции: * стимулирующую – активизирует общественно полезную деятельность учащихся, регулирует их взаимоотношения и поведение; * организационную – способствует включению всех учащихся в совместную общественно полезную деятельность; * воспитательную – является носителем общечеловеческих ценностей. В любом коллективе выделяют внешнюю и внутреннюю структуры; Внешняя структура коллектива включает в себя: § общешкольный коллектив, который объединяет учащихся всей школы; § первичные коллективы, объединяющие учащихся одного класса (группы); § временные коллективы, объединяющие учащихся в различных кружках, спортивных секциях, студиях и т.д. Внутреннюю структуру коллектива составляют: § система деловых (формальных) отношений, которые складываются между учащимися в процессе совместной деятельности, направленной на решение социально значимых целей и задач. Это отношения взаимозависимости и подчинения; § система личных (неформальных) отношений, которые основываются на личных связях и симпатиях, носят избирательный характер и охватывают сферу узколичной деятельности. В своем развитии коллектив проходит ряд стадий. Критерием их выделения (по А.С.Макаренко) выступает отношение воспитанников к предъявляемым педагогическим требованиям. На первой стадии коллектив только начинает создаваться и требования к его членам предъявляет сам педагог. На второй стадии развития выделяются учащиеся, которые не только поддерживают требования педагога, но и предъявляют их членам коллектива (формируется актив). Третья стадия характеризуется сложившимся самоуправлением. На этой стадии развития требования предъявляет сам коллектив. «Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой»[9], писал А.С.Макаренко. Учебно-воспитательный коллектив не формируется путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика его создания и воспитания базируется на следующих положениях: * средством формирования коллектива является совместная деятельность его членов; * организация совместной деятельности должна сплачивать и объединять учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Методика формирования и развития коллектива включает в себя: 1. Предъявление к учащимся определенных педагогических требований. 2. Воспитание ученического актива. 3. Постановка увлекательных перспектив в организуемых видах деятельности. 4. Формирование общественного мнения и здорового психологического микроклимата.. 5. Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Семейное воспитание Семью в педагогической литературе рассматривают как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями и каждый этап в ее развитии связан с возникновением новых функций. Семья, основанная на браке или родстве, является малой социальной группой, которая выполняет следующие функции: § репродуктивную, связанную с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе; § хозяйственно-экономическую, предусматривающую ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи; § воспитательную, направленную на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи; § коммуникативную, организующую внутрисемейное общение; взаимосвязи семьи с другими людьми, семьями и социальными группами; § рекреативную, направленную на организацию досуга и развлекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи. В настоящее время существует несколько классификаций семей, основанных на разных критериях. Так, семьи подразделяют: * по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные семьи; * по составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прородители, родители, дети); * по структуре: полные, неполные, внебрачные; * по характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные. Современная семья характеризуется не только разнообразием выполняемых функций и своим составом, но и множеством проблем. Во-первых, расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Иногда материальный достаток родителей приводит к формированию у детей пренебрежения к материальным и духовным ценностям, эгоизма, тунеядства. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи. Сегодня преобладают семьи с одним-двумя детьми. В однодетной семье ребенок часто испытывает трудности в плане общения с другими детьми, не может обогатить себя опытом коллективных взаимоотношений. В-третьих, р ост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В таких семьях дети лишены общения, как правило, со взрослым мужчиной. Чтобы удовлетворить эту потребность, подростки ищут ему замену «на улице» и нередко попадают в состав уличных группировок, имеющих опыт негативного поведения. В-четвертых, низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот. Согласно официальным данным в России бродяжничают и попрошайничают около 2 млн. детей в Республике Беларусь 200 тыс. Эти дети не посещают школу, лишены всякого воспитания. Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы. Коллективные формы работы: § педагогические лектории – организуются с целью обогащения родителей основами теории обучения и воспитания детей; § университеты педагогических знаний – отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями, обмен опытом семейного воспитания; § научно-практические конференции проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания; § родительские собрания – традиционная форма коллективной работы с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На классных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и поведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушивается информация отдельных родителей о воспитании детей в семье; § родительские комитеты – участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труда и отдыха школьников. Индивидуальные формы работы: § педагогические консультации – чаще всего проводятся для родителей детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители получают конкретные советы по улучшению семейного воспитания детей; § посещение семей – имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания; § педагогические поручения – привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и производственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.01 с.) |