Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и формирование учебно-воспитательного коллектива ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Педагогические основы организации и воспитания детского коллектива в советской педагогике разрабатывались Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Они считали, что коллектив выступает как форма, инструмент и метод воспитания одновременно. А.С.Макаренко было дано и определение сущности коллектива: «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище»[8]. Разработка проблемы коллектива и личности в педагогике дала начало исследованиям этой проблемы в психологии. В дальнейшем она разрабатывалась такими педагогами и психологами, как Л.И.Новикова, Н.К.Гончаров, А.А.Петровский, В.В.Шпалинский, А.А.Бодалев и др. Понятие «коллектив» указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на осуществление между ними связующих отношений. Коллектив (от лат. сolligo – объединяю) есть такое объединение воспитанников, жизнь и деятельность которого основана на общих, общественно значимых целях и совместной деятельности, направленной на достижение этих целей. Учебно-воспитательный коллектив как объединение учащихся выполняет следующие функции: * стимулирующую – активизирует общественно полезную деятельность учащихся, регулирует их взаимоотношения и поведение; * организационную – способствует включению всех учащихся в совместную общественно полезную деятельность; * воспитательную – является носителем общечеловеческих ценностей. В любом коллективе выделяют внешнюю и внутреннюю структуры; Внешняя структура коллектива включает в себя: § общешкольный коллектив, который объединяет учащихся всей школы; § первичные коллективы, объединяющие учащихся одного класса (группы); § временные коллективы, объединяющие учащихся в различных кружках, спортивных секциях, студиях и т.д. Внутреннюю структуру коллектива составляют: § система деловых (формальных) отношений, которые складываются между учащимися в процессе совместной деятельности, направленной на решение социально значимых целей и задач. Это отношения взаимозависимости и подчинения; § система личных (неформальных) отношений, которые основываются на личных связях и симпатиях, носят избирательный характер и охватывают сферу узколичной деятельности.
В своем развитии коллектив проходит ряд стадий. Критерием их выделения (по А.С.Макаренко) выступает отношение воспитанников к предъявляемым педагогическим требованиям. На первой стадии коллектив только начинает создаваться и требования к его членам предъявляет сам педагог. На второй стадии развития выделяются учащиеся, которые не только поддерживают требования педагога, но и предъявляют их членам коллектива (формируется актив). Третья стадия характеризуется сложившимся самоуправлением. На этой стадии развития требования предъявляет сам коллектив. «Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой»[9], писал А.С.Макаренко. Учебно-воспитательный коллектив не формируется путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика его создания и воспитания базируется на следующих положениях: * средством формирования коллектива является совместная деятельность его членов; * организация совместной деятельности должна сплачивать и объединять учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Методика формирования и развития коллектива включает в себя: 1. Предъявление к учащимся определенных педагогических требований. 2. Воспитание ученического актива. 3. Постановка увлекательных перспектив в организуемых видах деятельности. 4. Формирование общественного мнения и здорового психологического микроклимата.. 5. Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Семейное воспитание Семью в педагогической литературе рассматривают как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями и каждый этап в ее развитии связан с возникновением новых функций. Семья, основанная на браке или родстве, является малой социальной группой, которая выполняет следующие функции:
§ репродуктивную, связанную с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе; § хозяйственно-экономическую, предусматривающую ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи; § воспитательную, направленную на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи; § коммуникативную, организующую внутрисемейное общение; взаимосвязи семьи с другими людьми, семьями и социальными группами; § рекреативную, направленную на организацию досуга и развлекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи. В настоящее время существует несколько классификаций семей, основанных на разных критериях. Так, семьи подразделяют: * по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные семьи; * по составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прородители, родители, дети); * по структуре: полные, неполные, внебрачные; * по характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные. Современная семья характеризуется не только разнообразием выполняемых функций и своим составом, но и множеством проблем. Во-первых, расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Иногда материальный достаток родителей приводит к формированию у детей пренебрежения к материальным и духовным ценностям, эгоизма, тунеядства. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи. Сегодня преобладают семьи с одним-двумя детьми. В однодетной семье ребенок часто испытывает трудности в плане общения с другими детьми, не может обогатить себя опытом коллективных взаимоотношений. В-третьих, р ост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В таких семьях дети лишены общения, как правило, со взрослым мужчиной. Чтобы удовлетворить эту потребность, подростки ищут ему замену «на улице» и нередко попадают в состав уличных группировок, имеющих опыт негативного поведения. В-четвертых, низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот. Согласно официальным данным в России бродяжничают и попрошайничают около 2 млн. детей в Республике Беларусь 200 тыс. Эти дети не посещают школу, лишены всякого воспитания. Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы. Коллективные формы работы: § педагогические лектории – организуются с целью обогащения родителей основами теории обучения и воспитания детей; § университеты педагогических знаний – отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями, обмен опытом семейного воспитания; § научно-практические конференции проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания;
§ родительские собрания – традиционная форма коллективной работы с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На классных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и поведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушивается информация отдельных родителей о воспитании детей в семье; § родительские комитеты – участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труда и отдыха школьников. Индивидуальные формы работы: § педагогические консультации – чаще всего проводятся для родителей детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители получают конкретные советы по улучшению семейного воспитания детей; § посещение семей – имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания; § педагогические поручения – привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и производственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.011 с.) |