Организация и формирование учебно-воспитательного коллектива



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и формирование учебно-воспитательного коллектива



Педагогические основы организации и воспитания детского коллектива в советской педагогике разрабатывались Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Они считали, что коллектив выступает как форма, инструмент и метод воспитания одновременно. А.С.Макаренко было дано и определение сущности коллектива: «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище»[8].

Разработка проблемы коллектива и личности в педагогике дала начало исследованиям этой проблемы в психологии. В дальнейшем она разрабатывалась такими педагогами и психологами, как Л.И.Новикова, Н.К.Гончаров, А.А.Петровский, В.В.Шпалинский, А.А.Бодалев и др.

Понятие «коллектив» указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на осуществление между ними связующих отношений.

Коллектив (от лат. сolligo – объединяю) есть такое объединение воспитанников, жизнь и деятельность которого основана на общих, общественно значимых целях и совместной деятельности, направленной на достижение этих целей.

Учебно-воспитательный коллектив как объединение учащихся выполняет следующие функции:

* стимулирующую – активизирует общественно полезную деятельность учащихся, регулирует их взаимоотношения и поведение;

* организационную – способствует включению всех учащихся в совместную общественно полезную деятельность;

* воспитательную – является носителем общечеловеческих ценностей.

В любом коллективе выделяют внешнюю и внутреннюю структуры;

Внешняя структура коллектива включает в себя:

§ общешкольный коллектив, который объединяет учащихся всей школы;

§ первичные коллективы, объединяющие учащихся одного класса (группы);

§ временные коллективы, объединяющие учащихся в различных кружках, спортивных секциях, студиях и т.д.

Внутреннюю структуру коллектива составляют:

§ система деловых (формальных) отношений, которые складываются между учащимися в процессе совместной деятельности, направленной на решение социально значимых целей и задач. Это отношения взаимозависимости и подчинения;

§ система личных (неформальных) отношений, которые основываются на личных связях и симпатиях, носят избирательный характер и охватывают сферу узколичной деятельности.

В своем развитии коллектив проходит ряд стадий. Критерием их выделения (по А.С.Макаренко) выступает отношение воспитанников к предъявляемым педагогическим требованиям.

На первой стадии коллектив только начинает создаваться и требования к его членам предъявляет сам педагог.

На второй стадии развития выделяются учащиеся, которые не только поддерживают требования педагога, но и предъявляют их членам коллектива (формируется актив).

Третья стадия характеризуется сложившимся самоуправлением. На этой стадии развития требования предъявляет сам коллектив. «Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой»[9], писал А.С.Макаренко.

Учебно-воспитательный коллектив не формируется путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика его создания и воспитания базируется на следующих положениях:

* средством формирования коллектива является совместная деятельность его членов;

* организация совместной деятельности должна сплачивать и объединять учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Методика формирования и развития коллектива включает в себя:

1. Предъявление к учащимся определенных педагогических требований.

2. Воспитание ученического актива.

3. Постановка увлекательных перспектив в организуемых видах деятельности.

4. Формирование общественного мнения и здорового психологического микроклимата..

5. Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

 

Семейное воспитание

Семью в педагогической литературе рассматривают как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями и каждый этап в ее развитии связан с возникновением новых функций.

Семья, основанная на браке или родстве, является малой социальной группой, которая выполняет следующие функции:

§ репродуктивную, связанную с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе;

§ хозяйственно-экономическую, предусматривающую ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;

§ воспитательную, направленную на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи;

§ коммуникативную, организующую внутрисемейное общение; взаимосвязи семьи с другими людьми, семьями и социальными группами;

§ рекреативную, направленную на организацию досуга и развлекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.

В настоящее время существует несколько классификаций семей, основанных на разных критериях. Так, семьи подразделяют:

* по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные семьи;

* по составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прородители, родители, дети);

* по структуре: полные, неполные, внебрачные;

* по характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные.

Современная семья характеризуется не только разнообразием выполняемых функций и своим составом, но и множеством проблем.

Во-первых, расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Иногда материальный достаток родителей приводит к формированию у детей пренебрежения к материальным и духовным ценностям, эгоизма, тунеядства.

Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи. Сегодня преобладают семьи с одним-двумя детьми. В однодетной семье ребенок часто испытывает трудности в плане общения с другими детьми, не может обогатить себя опытом коллективных взаимоотношений.

В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В таких семьях дети лишены общения, как правило, со взрослым мужчиной. Чтобы удовлетворить эту потребность, подростки ищут ему замену «на улице» и нередко попадают в состав уличных группировок, имеющих опыт негативного поведения.

В-четвертых, низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот. Согласно официальным данным в России бродяжничают и попрошайничают около 2 млн. детей в Республике Беларусь 200 тыс. Эти дети не посещают школу, лишены всякого воспитания.

Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы.

Коллективные формы работы:

§ педагогические лектории – организуются с целью обогащения родителей основами теории обучения и воспитания детей;

§ университеты педагогических знаний – отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями, обмен опытом семейного воспитания;

§ научно-практические конференции проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания;

§ родительские собрания – традиционная форма коллективной работы с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На классных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и поведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушивается информация отдельных родителей о воспитании детей в семье;

§ родительские комитеты – участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труда и отдыха школьников.

Индивидуальные формы работы:

§ педагогические консультации – чаще всего проводятся для родителей детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители получают конкретные советы по улучшению семейного воспитания детей;

§ посещение семей – имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания;

§ педагогические поручения – привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и производственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.008 с.)