Раздел III. Теоретико–методические основы воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Теоретико–методические основы воспитания



Раздел III. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

 

 

Глава 10. Теоретические основы воспитания

 

10.1. Воспитание как педагогический процесс формирования личностных качеств

10.2. Сущность и структура личностных качеств

10.3. Механизмы формирования и интеграции личностных качеств

10.4. Единство целей, содержания и процессуальных основ воспитания

10.5. Методы, средства и формы организации воспитания

10.6. Структура и содержание процесса воспитания личностных качеств

 

 

Воспитание как педагогический процесс формирования личностных качеств

Как уже отмечалось, в процессе обучения происходит формирование отдельных качеств личности (см. раздел I). Однако возможности учебно-познавательной деятельности ограничены и не позволяют воспитать у учащихся всю совокупность необходимых личностных качеств, поэтому требуется дополнительная воспитательная работа по их формированию.

Представления о личностных качествах как о психологических образованиях внутренней сферы личности, а о воспитании как о процессе их формирования определяют личностно-ориентированный подход к научной разработке теоретических основ и решению практических проблем организации воспитательной работы. Данный подход показывает, что личностные качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней сфере личности человека, являются главными показателями его воспитанности, определяют характер его социальных отношений, направленность поведения и деятельности.

В педагогике проблема формирования конкретных качеств личности как целевой установки осуществления воспитательной работы была поставлена еще А.С.Макаренко. «Цели воспитательного процесса, – отмечал он, – должны всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности. Они должны составлять основной фон педагогической работы, и без ощущения развернутой цели никакая воспитательная деятельность невозможна. Эти цели и должны выражаться в проектируемых качествах личности (курсив наш – В.Ч.), в картинах характеров и в тех линиях развития их, которые определенно намечаются для каждого отдельного человека»[1].

Личностно-ориентированный подход открывает перед исследователями новые возможности и перспективы для дальнейшей научной разработки теории воспитания в целом и ее частных вопросов. Он ориентирует ученых на изучение внутренней (психологической) стороны личности, совокупности тех ее качеств, которые необходимо формировать в определенный период возрастного развития человека.

Личностные качества являются основополагающей характеристикой человека как социального существа. Они определяют его социальный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Качества личности выступают одним из существенных внутренних источников, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, характеризуют уровень социальной активности и зрелости человека, его культуру.

В этой связи необходимо рассмотреть сущность и структуру личностных качеств и механизмы их формирования.

 

Единство целей, содержания и процессуальных основ воспитания

В последние годы, как отмечалось в главе 3, в зарубежной и отечественной психологии обозначилось одно из направлений исследования структуры личности, основанное на положении о том, что она представляет собой органическое единство определенной совокупности базисных (интегративных) личностных качеств, а ее индивидуальность определяется степенью их выраженности. В этой связи для научной разработки теории воспитания в целом и ее отдельных частных вопросов открывает перед исследователями личностно ориентированный подход. Данный подход к исследованию процесса воспитания ориентирует ученых на изучение внутренней (психологической) стороны личности, совокупности тех личностных качеств, которые необходимо сформировать и которые, являясь внутренними психологическими образованиями, определяют систему социальных отношений человека, проявляются в его поведении и деятельности.

Однако при организации воспитательной работы педагогу необходимо, исходя из целевой установки формирования определенных качеств личности, определить не только содержание, но и наметить те способы, средства и формы организации своей воспитательной деятельности, с помощью которых это содержание могло бы получить практическую реализацию, т.е. становилось бы достоянием формируемой личности. К сожалению, следует заметить, что данная проблема, хотя и декларировалась в педагогике, но в научной и учебной педагогической литературе глубоко и всесторонне не раскрывалась ни на уровне теоретического анализа, ни на уровне ее практической реализации.

На рис.5 отражены единство и взаимосвязь целей, содержания и процессуальных основ воспитания.

 

Общие цели воспитания: интегративные качества личности
¯
Содержание воспитания: Совокупность личностных качеств, которые характеризуют личность на конкретном этапе возрастного развития и определяют ее отношения  
  Интеллектуальные   нравственные   Эстетические   физические    
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ  
                   

¯

Задачи воспитания: Формирование структурных компонентов личностных качеств
  Потребности и мотивы поведения и деятельности   представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства   умения, навыки и привычки, волевые свойства  
 

↓ ↓ ↓

 
  Методы стимулирования активности и формирования потребностей и мотивов поведения   Методы организации познавательной деятельности и формирования сознания   Методы организации деятельности и общения и формирования опыта поведения  
Методы воспитания

¯

Средства воспитания
  Учебная деятельность   Внеучебная деятельность и общение  
 

↓ ↓

 
  Уроки, экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа и др.   Воспитательные мероприятия, коллективные творческие дела, воспитательные игры  
Формы организации воспитания

 

Рис. 5. Единство целей, содержания и процессуальных основ воспитания

 

Речь идет о том, что при воспитании того или иного качества личности педагогические усилия и воздействия должны быть направлены на формирование его содержательно-структурных психологических компонентов, а именно на:

* воспитание положительных потребностей и мотивов поведения и деятельности;

* формирование сознания учащихся;

* выработку умений, навыков и привычек поведения и деятельности, а также укрепление волевых свойств личности.

Изложенные выше идеи позволяют сделать весьма существенный не только для педагогической теории, но и для воспитательной практики вывод: процессуальные основы воспитания определяются непосредственно не целями и содержанием, а его воспитательными задачами как их конкретизированным выражением. Это и понятно, так как любое качество личности представляет собой психологическое образование, его социальное проявление детерминировано совокупностью его содержательных и структурных психологических компонентов.

Следовательно, цели и содержание воспитания реализуются через воспитательные задачи, в соответствии с которыми конкретизируются способы (методы) воспитательной деятельности, определяются ее средства и формы организации.

 

Глава 11. Методические основы воспитания

 

11.1. Диагностика воспитанности учащихся

11.2. Планирование воспитательной работы

11.3 Формирование научного мировоззрения

11.4. Умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание

Планирование воспитательной работы

Воспитание личностных качеств предполагает использование целенаправленной и педагогически обоснованной системы методов, средств и форм воспитания, организацию практической деятельности и общения учащихся. Без прогнозирования перспектив, без четкого планирования воспитательной работы, ориентированной на достижение конкретного воспитательного результата, трудно избежать стихийности и случайности в решении данного вопроса. Поэтому планирование воспитательной работы по формированию у учащихся личностных качеств является весьма важным и существенным звеном в общей структуре педагогической деятельности.

Изучение планов воспитательной работы показывает, что намечаемые воспитательные задачи зачастую носят формальный характер, не реализованы в конкретных воспитательных мероприятиях и не ориентируют воспитателей на конечные результаты – воспитание личностных качеств. Так, нередко в планах воспитательной работы можно увидеть воспитательные задачи, которые предусматривают формирование патриотизма и интернационализма, гуманизма, трудолюбия, принципиальности, убежденности и т.д. Естественно, что в силу содержательной и структурной сложности и многогранности этих интегративных личностных качеств их невозможно воспитать не только у младших школьников, но и у старшеклассников. Обращает на себя внимание и большое количество планируемых воспитательных задач, которые решаются учителем в течение одной четверти или полугодия.

Запланированные воспитательные мероприятия ориентированы на использование вербальных (словесных) методов педагогического воздействия на учащихся (обсуждение художественных произведений, проведение индивидуальных и групповых бесед, конференций, диспутов и др.) Планируются, конечно, и другие виды деятельности, но они, как правило, однообразны. Наиболее распространенными являются конкурсы, выставки, посещение кинотеатров и музеев, экскурсии и т.п. Безусловно, эти мероприятия необходимы и оказывают определенное положительное влияние на личностное формирование и развитие. Однако они не требуют большой подготовительной работы, ограничивают активность учащихся, предполагают их участие в качестве пассивных слушателей или исполнителей.

Это приводит к тому, что в организации воспитания господствует формализм, отсутствует преемственность между воспитательной работой на уроках и во внеурочное время, между определенными периодами обучения в школе. Нередко планы воспитательной работы просто переписываются преподавателями друг у друга, или же заимствуются из прошлых лет.

Общий цикл педагогического (воспитательного) процесса в школе начинается набором детей в первый класс и завершается их выпуском из школы. В этой связи весьма важно определить перспективы воспитания у учащихся личностных качеств на весь период их обучения в школе, т.е. решить проблему перспективного планирования воспитательной работы на разных ступенях обучения.

К сожалению, такое планирование практикуется крайне редко. По-видимому, это объясняется тем, что до сих пор недостаточно четко определены теоретические подходы к решению рассматриваемой проблемы, а методические рекомендации в этом вопросе скорее носят декларативный характер или же выступают в форме благих намерений, выводимых из конкретного опыта воспитательной деятельности.

Перспективный план воспитания учащихся на определенной ступени обучения должен представлять собой не набор отдельных воспитательных мероприятий, а являться своеобразной программой на весь период обучения, раскрывающей перспективы, содержание и организацию педагогической деятельности по воспитанию у учащихся личностных качеств. Естественно, что разработка такой программы возможна только в том случае, если она будет учитывать начальный уровень воспитанности школьников на каждой ступени обучения, ориентироваться на результаты ее диагностики.

Перспективный план воспитательной работы определяет лишь общие ориентиры и перспективные подходы к организации воспитания учащихся. В этой связи весьма важное значение имеет текущее, или календарное планирование, которое конкретизирует и уточняет воспитательную работу на сравнительно короткий период времени (учебную четверть, полугодие, учебный год).

В практике планирования воспитательного процесса сложилась и является наиболее распространенной структура календарного плана воспитательной работы, которая включает в себя следующие разделы:

1) характеристика класса;

2) воспитательные (педагогические) задачи;

3) основные направления воспитательной работы и виды деятельности учащихся;

4) совместная работа классного руководителя и родителей по воспитанию учащихся.

В первом разделе плана классным руководителем должны быть отражены состав класса, успеваемость учащихся, их дисциплина. Здесь также называются фамилии учеников, которые требуют проявления к себе особого внимания. В этом же разделе необходимо также охарактеризовать воспитанность учащихся, выделить те личностные качества, которые требуют организации дальнейшей воспитательной работы по их формированию и интеграции. Исходя из этих данных, намечают воспитательные задачи и способы их реализации в последующих разделах плана. Только при таком подходе подготовка последующих разделов плана не превратиться в формальное занятие.

Во втором разделе плана формулируются ведущие воспитательные задачи. Если календарный план воспитательной работы составляется на основе перспективного, то в этом случае с определением воспитательных задач больших проблем не возникает. Когда же перспективное планирование не осуществлялось, то в решении данного вопроса необходимо руководствоваться рекомендациями Н.К.Степаненкова: «Для того чтобы правильно выбрать направление воспитательной работы и четко сформулировать задачи на предстоящий период, необходимо глубоко знать уровень воспитанности учащихся, их сильные и слабые стороны, их интересы и потребности и не столько планировать воспитательный процесс по ликвидации обнаруженных упущений и недостатков, сколько целенаправленно формировать черты личности, необходимые в данном возрасте и на данном этапе их развития»[5].

Третий раздел календарного плана воспитательной работы является основным. В соответствии с намеченными направлениями воспитательной работы в нем планируются конкретные виды деятельности и формы общения учащихся, указываются сроки их организации и проведения. В содержании данного раздела необходимо:

* четко определить, какие структурные и содержательные компоненты того или иного личностного качества будут сформированы в процессе учебной работы, а какие в ходе внеучебной деятельности учащихся;

* предусмотреть, чтобы планируемые виды деятельности и общения учащихся были направлены на формирование всех психологических компонентов личностных качеств и обеспечивали устойчивость их проявления в поведении и деятельности.

Наконец, в последнем разделе календарного плана определяется содержание воспитательной работы классного руководителя и родителей, а также намечаются мероприятия, которые включают их в совместный воспитательный процесс, направленный на решение выдвинутых воспитательных задач.

Перспективное и календарное планирование воспитательной работы только тогда не будет формальным, когда при составлении соответствующих планов учитываются:

§ результаты диагностики воспитанности учащихся;

§ взаимосвязь всех структурных и содержательных компонентов личностных качеств;

§ интегративный характер формирования личностных качеств;

§ взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности в ходе воспитания учащихся;

§ необходимость совместной работы педагога и родителей при воспитании учащихся.

На основании выше изложенного можно сделать следующий вывод: если перспективное планирование воспитательной работы отражает стратегические направления формирования личностных качеств учащихся, то в календарном плане раскрывается технология воспитательной деятельности педагога, центральным звеном которой выступают планирование и реализация ведущих воспитательных задач.

В реальности невозможно одновременно осуществлять воспитательную работу по формированию у учащихся структурных и содержательных компонентов всех качеств личности. Все дело в том, что целостность процесса воспитания не означает его равномерности. Известно, что различные личностные качества воспитываются неравномерно: одни быстрыми скачками, другие медленно. При этом могут наблюдаться ситуации застоя, и даже обратный процесс. В некоторые периоды формирование у учащихся одних сторон личности может усиливаться, а других значительно ослабевать, отставать. На основании этого Б.Т.Лихачев утверждает, что неравномерность процесса формирования личности носит закономерный характер: «Законом формирования личности и индивидуальности в детском возрасте можно считать неравномерность и постепенность в воспитании личностных качеств, прямую зависимость эффективности этого процесса от степени вовлеченности детей в активную общественную деятельность»[6].

Подобную точку зрения на процесс воспитания школьников разделяет также И.Ф.Харламов. Он считает, что организация разнообразной деятельности учащихся имеет своей целью их всестороннее воспитание, однако практическая деятельность, в которой они участвуют, в одних областях носит более интенсивный характер, а в других проводится менее активно, поэтому развитие одних сторон личности проходит более успешно, формирование же других может несколько замедляться, а иногда и существенно отставать.

Думается, нельзя не учитывать тот факт, что одни и те же воспитательные воздействия педагога, преломляясь через внутренний психологический мир ребенка, могут оказывать различное формирующее влияние на его личность. Поэтому классному руководителю необходимо постоянно осуществлять диагностику воспитанности учащихся, выявлять отстающие стороны в их личностном формировании, планировать и реализовывать в соответствии с этим ведущие воспитательные задачи.

Методические основы постановки и решения отдельных педагогических задач по воспитанию у учащихся личностных качеств включают в себя:

* проведение диагностики воспитанности учащихся;

* формулирование на основе ее результатов воспитательных задач;

* осуществление воспитательной работы, направленной на реализацию этих воспитательных задач;

* возбуждение у учащихся внутренних противоречий и стремления к формированию у себя соответствующих качеств личности;

* организация содержательной разъяснительной работы по осознанию учащимися общественной и личностной значимости формируемых качеств;

* выработка у учащихся соответствующих умений, навыков и привычек;

* сотрудничество родителей с учителями для достижения намеченных воспитательных задач.

 

Семейное воспитание

Семью в педагогической литературе рассматривают как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями и каждый этап в ее развитии связан с возникновением новых функций.

Семья, основанная на браке или родстве, является малой социальной группой, которая выполняет следующие функции:

§ репродуктивную, связанную с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе;

§ хозяйственно-экономическую, предусматривающую ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;

§ воспитательную, направленную на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи;

§ коммуникативную, организующую внутрисемейное общение; взаимосвязи семьи с другими людьми, семьями и социальными группами;

§ рекреативную, направленную на организацию досуга и развлекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.

В настоящее время существует несколько классификаций семей, основанных на разных критериях. Так, семьи подразделяют:

* по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные семьи;

* по составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прородители, родители, дети);

* по структуре: полные, неполные, внебрачные;

* по характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные.

Современная семья характеризуется не только разнообразием выполняемых функций и своим составом, но и множеством проблем.

Во-первых, расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Иногда материальный достаток родителей приводит к формированию у детей пренебрежения к материальным и духовным ценностям, эгоизма, тунеядства.

Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи. Сегодня преобладают семьи с одним-двумя детьми. В однодетной семье ребенок часто испытывает трудности в плане общения с другими детьми, не может обогатить себя опытом коллективных взаимоотношений.

В-третьих, р ост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В таких семьях дети лишены общения, как правило, со взрослым мужчиной. Чтобы удовлетворить эту потребность, подростки ищут ему замену «на улице» и нередко попадают в состав уличных группировок, имеющих опыт негативного поведения.

В-четвертых, низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот. Согласно официальным данным в России бродяжничают и попрошайничают около 2 млн. детей в Республике Беларусь 200 тыс. Эти дети не посещают школу, лишены всякого воспитания.

Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы.

Коллективные формы работы:

§ педагогические лектории – организуются с целью обогащения родителей основами теории обучения и воспитания детей;

§ университеты педагогических знаний – отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями, обмен опытом семейного воспитания;

§ научно-практические конференции проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания;

§ родительские собрания – традиционная форма коллективной работы с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На классных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и поведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушивается информация отдельных родителей о воспитании детей в семье;

§ родительские комитеты – участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труда и отдыха школьников.

Индивидуальные формы работы:

§ педагогические консультации – чаще всего проводятся для родителей детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители получают конкретные советы по улучшению семейного воспитания детей;

§ посещение семей – имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания;

§ педагогические поручения – привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и производственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.

 

Раздел III. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.195.47.227 (0.052 с.)