Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.6. Физиологические основы спортивной тренировки.

Поиск

Объем и интенсивность тренировочных нагрузок. Основные принципы спортивной тренировки (специфичность, постепенность увеличение нагрузок, систематичность занятий, индивидуальный подход в оценке адаптивных возможностей организма). Функциональные эффекты и физиологические показатели тренированности. Генетические факторы. Пороговые тренирующие нагрузки. Специфичность и обратимость тренировочных эффектов. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения.

 

Тема 2.7. Спортивная работоспособ­ность в особых условиях внешней среды.

Спортивная работоспособность в условиях изменения температурного режима окружающей среды. Терморегуляция при занятиях спортивной деятельностью в условиях повышенной температуры и влажности воздуха. Акклиматизация. Физиологические факторы, снижающие физическую работоспособность (перегревание, дегидратация, снижение функциональных возможностей кислородтранспортной системы). Тепловая адаптация. Питьевой режим. Изменения со стороны функциональных систем организма в условиях пониженной температуры окружающей среды и акклиматизация к данному фактору.

Спортивная работоспособность при смене поясно–климатических условий. Биологические ритмы и спортивная работоспособность. Циркадианные ритмы и динамика работоспособности в течение суток. Биоритмы и адаптация. Десинхроноз и его физиологическая характеристика.

Спортивная работоспособность в условиях гипобарии (альпинизм, скоростной спуск, гигантский слалом). Адаптация к гипоксии. Работоспособность спортсменов во время и после пребывания в среднегорье и высокогорье.

Физиологическая характеристика работоспособности в водной среде (плавание, подводное плавание, погружение на глубины). Особенности терморегуляции. Энергетика плавания. Подъемная (плавучая) и потопляющая сила, лобовое сопротивление, движущая сила. Механические факторы.

 

Тема 2.8. Физиологические основы физических упражнений и тренировочного процесса у лиц разного возраста и пола.

Совершенствование регуляции управления движениями и развитие физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости и гибкости, выносливости) в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте. Значение зрительной, двигательной сенсорной систем, созревания механизмов программного управления. Характеристика формирования двигательных качеств и навыков у школьников. Совершенствование механизмов нервно-гуморальной регуляции кровообращения, дыхания, эндокринной и иммунной систем, повышения экономичности обмена веществ и объема быстрых гликолитических мышечных волокон IIб типа под влиянием систематических занятий физическими упражнениями в детском возрасте. Соблюдение принципа соразмерности выполняемых тренировочных нагрузок в связи с незавершенными процессами роста и формирования юного организма. Формирование типа телосложения, учет индивидуальных типологических особенностей организма. Физиологические особенности тренировочного эффекта физических упражнений у школьников. Физиологические основы отбора юных спортсменов. Учет физиологических и наследственных особенностей при спортивном отборе.

Физиологические основы оздоровительного влияния физических упражнений на организм людей пожилого и старого возрастов. Физиологическая оценка функционально-оздоровительных систем: система Купера, система Н.Амосова, система Иванова, система «Контрэкс–2», система Стрельниковой, система М. Гриненко, система Динейки, система «Тримминг–130». Физиологический механизм влияния тренировки на стареющий организм как средство поддержания работоспособности и борьбы с дряхлостью.

Физиологические основы влияния физических упражнений на женский организм. Силовые, скоростно-силовые и аэробно-анаэробные возможности женского организма. Овариальный цикл и физическая работоспособность женщин. Физиологическая обоснованность влияния физических упражнений и умеренной двигательной активности в развитии и течении нормальной беременности, восстановительный послеродовый период.

 

 

 


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

 

1. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физической культуры – М.: Терра-Спорт, 2001.

2. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физической культуры/ Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: Владос-Пресс, 2002.

4. Уилмор Дж. Х., Костилл Д.Л.. Физиология спорта и двигательной активности. – К.: Олимпийская литература, 1997.

5. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная: лаборатор. практикум/ Ю.М. Досин [и др.]; под общ. ред. Ю.М. Досина.– Мн.: БГПУ, 2009.

 

Дополнительная

 

6. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.

7. Основы физиологии человека: учеб. для студ. вузов, обуч-ся по мед. и биол. спец-тям, 2-ое изд. испр. / И.А. Агаджанян [и др.]. – М.:РУДН, 2001.

8. Семкин А.А. Физиологическая характеристика сложных по структуре движения видов спорта (механизмы адаптации). – Мн.: Полымя, 1982.

9. Физиология мышечной деятельности / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

10. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академия, 2003.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Учреждение образования

“Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка”

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе БГПУ

_________________ Ю.А.Быкадоров

____________________

Регистрационный № УД- _________ /р.

ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА

Рабочая программа для специальности:

1-03 02 01 03 Физическая культура. Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма;

1-03 02 01 07 Физическая культура. Менеджмент спорта и туризма;

Физическая культура. Лечебная физическая культура

 

Факультет физического воспитания

Кафедра медико-биологических основ физического воспитания

Курс (курсы) – третий

Семестр (семестры) – пятый

Лекции – 24 (2 УСРС)   Экзамен – пятый семестр
Семинарские занятия – 6 (2 УСРС) Зачет – нет
Практические занятия – 24 Курсовой проект (работа) – нет
Всего аудиторных часов по дисциплине – 54 (4 УСРС)  
Всего часов по дисциплине – 122 Форма получения высшего образования – очная (дневная); заочная

 

Составил(а): ………………

2010 г.

Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы по дисциплине «Физиология спорта», утверждена 23 июня 2010 г., регистрационный № УД-/баз.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры медико-биологических основ физического воспитания

09.06.2010 г., протокол № 10

Заведующий кафедрой

________________ Н.Г.Соловьёва

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета физического воспитания учреждения образования “Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка”

23.06.2010 г., протокол №

Председатель Совета

________________М.М. Круталевич

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа по дисциплине «Физиология спорта» предназначена для подготовки студентов факультета физического воспитания по специальности 1-03 02 01 Физическая культура.

Дисциплина «Физиология спорта», согласно образовательному стандарту высшего образования (первая ступень) Республики Беларусь, является курсом, включенным в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин. Данная дисциплина, базирующаяся на фундаментальных представлениях общей физиологии человека, анатомии и биохимии, раскрывает механизмы функциональной активности организма при различных видах мышечной деятельности и формирует естественнонаучные основы физического воспитания и спорта, тем самым представляя собой теоретический базис для подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

В настоящее время двигательная активность является одним из эффективных средств профилактики заболеваний кровообращения (атеросклероза, гипертонии), характеризующихся значительным «омоложением» и широким распространением среди населения. Кроме того, физические упражнения способствуют нормальному физическому развитию, предотвращают возникновение сколиоза, плоскостопия, ожирения и многих других заболеваний. В сочетании с естественными факторами природы они способствуют гармоничному развитию личности и нравственному совершенству. Профессиональная деятельность спортсмена связана с достаточно мощным напряжением ведущих физиологических систем, в силу чего одной из актуальных задач специалиста в области физического воспитания и спорта выступает умение эффективно оценивать степень приспособленности и выносливости отдельных функциональных систем и всего организма при различных видах спортивно-физкультурной активности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» включает в себя два относительно самостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела – общую и частную физиологию спорта – освещающих механизмы физиологических реакций отдельных систем и организма в целом при спортивной деятельности, адаптивных реакций к физическим нагрузкам различной интенсивности и напряженности, резервных возможностей организма и его работоспособности при различных внешних условиях. Рассматриваются вопросы физиологических основ формирования двигательных навыков, физических качеств, спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды, физиологических особенностей тренировки лиц различной возрастной категории и пола.

Целью дисциплины «Физиология спорта» является изучение закономерностей физиологических процессов, происходящих в организме в результате мышечной дея­тельности разного вида, характера и интенсивности, а также в зависимости от возраста и пола.

В задачи дисциплины «Физиологии спорта» входит:

– изучение физиологического влияния физических упражнений на организм человека;

– оценка физиологического воздействия отдельных видов физических упражнений на функции организма;

– физиологическое обоснование режима занятий физической культурой для людей различного возраста и пола;

– определение физиологических норм мышечных нагрузок, программ физического воспитания.

В результате изучения дисциплины «Физиология спорта» студент должен знать:

– историю развития, предмет, задачи и методологию физиологии спорта, ее связь с другими науками;

– особенности протекания физиологических процессов и функциональные изменения состояния организма при различных видах спортивной деятельности;

– механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам применительно к требованиям вида спорта;

– физиологические основы работоспособности, развития утомления, восстановления и тренированности организма при занятиях физической культурой и спортом;

– физиологические закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств, спортивной тренированности лиц различного возраста и пола и при различных условиях внешней среды;

– механизмы влияния двигательной активности на повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды и его оздоровлении;

– методы оценки и контроля динамики функционального состояния организма при физической деятельности, физиологические и генетические подходы спортивного отбора.

Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

– оценивать физиологическое состояние организма, его функциональных систем и органов в покое, условиях физической нагрузки различной интенсивности и направленности и в период восстановления;

– интерпретировать динамику физиологических реакций организма при мышечной деятельности у людей разного возраста и пола;

– разрабатывать и планировать, оценивать перспективность, осуществлять корректирование программ по физическому воспитанию, занятиям физической культурой и спортом для лиц различного возраста, пола и состояния здоровья;

– определять физиологические критерии спортивного отбора.

Наибольшее внимание при изучении дисциплины «Физиология спорта» уделено изучению физиологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, являющихся базой вегетативного обеспечения двигательной активности. В ходе практических занятий студенты выполняют задания по освоению классических методик оценивания физиологических функций у человека при разнообразных видах мышечной деятельности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» рассчитана на 122 часа, из них 54 аудиторных часов (24 часа – лекций, 24 часа – практических занятий и 6 часов – семинарских занятий).

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

  Наименование тем занятий Колич. аудитор. часов, в том числе:
Всего Лекции Практ. знят. Семин занят.
1. РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ          
1.1. Введение в физиологию спорта. Адаптация к физическим нагрузкам        
1.2. Физиологические состояния организма при спортивной деятельности        
2. РАЗДЕЛ II. ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ          
2.1. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к требованиям вида спорта        
2.2. Физиологические основы формирования и развития двигательных навыков        
2.3. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств        
2.4. Физиологические основы спортивной тренировки        
2.5. Спортивная работоспособ­ность в особых условиях внешней среды        
2.6. Физиологические основы формирования и развития физических качеств. Спортивная работоспособность в особых условиях окружающей среды        
2.7. Физиологические основы физических упражнений и тренировочного процесса у лиц разного возраста и пола        
2.8. Физиологические основы оздоровительной физической культуры        
2.9. Физиологические основы спортивной тренировки женщин        
ВСЕГО:        



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.014 с.)