Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.6. Физиологические основы спортивной тренировки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объем и интенсивность тренировочных нагрузок. Основные принципы спортивной тренировки (специфичность, постепенность увеличение нагрузок, систематичность занятий, индивидуальный подход в оценке адаптивных возможностей организма). Функциональные эффекты и физиологические показатели тренированности. Генетические факторы. Пороговые тренирующие нагрузки. Специфичность и обратимость тренировочных эффектов. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения.
Тема 2.7. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды. Спортивная работоспособность в условиях изменения температурного режима окружающей среды. Терморегуляция при занятиях спортивной деятельностью в условиях повышенной температуры и влажности воздуха. Акклиматизация. Физиологические факторы, снижающие физическую работоспособность (перегревание, дегидратация, снижение функциональных возможностей кислородтранспортной системы). Тепловая адаптация. Питьевой режим. Изменения со стороны функциональных систем организма в условиях пониженной температуры окружающей среды и акклиматизация к данному фактору. Спортивная работоспособность при смене поясно–климатических условий. Биологические ритмы и спортивная работоспособность. Циркадианные ритмы и динамика работоспособности в течение суток. Биоритмы и адаптация. Десинхроноз и его физиологическая характеристика. Спортивная работоспособность в условиях гипобарии (альпинизм, скоростной спуск, гигантский слалом). Адаптация к гипоксии. Работоспособность спортсменов во время и после пребывания в среднегорье и высокогорье. Физиологическая характеристика работоспособности в водной среде (плавание, подводное плавание, погружение на глубины). Особенности терморегуляции. Энергетика плавания. Подъемная (плавучая) и потопляющая сила, лобовое сопротивление, движущая сила. Механические факторы.
Тема 2.8. Физиологические основы физических упражнений и тренировочного процесса у лиц разного возраста и пола. Совершенствование регуляции управления движениями и развитие физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости и гибкости, выносливости) в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте. Значение зрительной, двигательной сенсорной систем, созревания механизмов программного управления. Характеристика формирования двигательных качеств и навыков у школьников. Совершенствование механизмов нервно-гуморальной регуляции кровообращения, дыхания, эндокринной и иммунной систем, повышения экономичности обмена веществ и объема быстрых гликолитических мышечных волокон IIб типа под влиянием систематических занятий физическими упражнениями в детском возрасте. Соблюдение принципа соразмерности выполняемых тренировочных нагрузок в связи с незавершенными процессами роста и формирования юного организма. Формирование типа телосложения, учет индивидуальных типологических особенностей организма. Физиологические особенности тренировочного эффекта физических упражнений у школьников. Физиологические основы отбора юных спортсменов. Учет физиологических и наследственных особенностей при спортивном отборе. Физиологические основы оздоровительного влияния физических упражнений на организм людей пожилого и старого возрастов. Физиологическая оценка функционально-оздоровительных систем: система Купера, система Н.Амосова, система Иванова, система «Контрэкс–2», система Стрельниковой, система М. Гриненко, система Динейки, система «Тримминг–130». Физиологический механизм влияния тренировки на стареющий организм как средство поддержания работоспособности и борьбы с дряхлостью. Физиологические основы влияния физических упражнений на женский организм. Силовые, скоростно-силовые и аэробно-анаэробные возможности женского организма. Овариальный цикл и физическая работоспособность женщин. Физиологическая обоснованность влияния физических упражнений и умеренной двигательной активности в развитии и течении нормальной беременности, восстановительный послеродовый период.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная
1. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физической культуры – М.: Терра-Спорт, 2001. 2. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физической культуры/ Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986. 3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: Владос-Пресс, 2002. 4. Уилмор Дж. Х., Костилл Д.Л.. Физиология спорта и двигательной активности. – К.: Олимпийская литература, 1997. 5. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная: лаборатор. практикум/ Ю.М. Досин [и др.]; под общ. ред. Ю.М. Досина.– Мн.: БГПУ, 2009.
Дополнительная
6. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. 7. Основы физиологии человека: учеб. для студ. вузов, обуч-ся по мед. и биол. спец-тям, 2-ое изд. испр. / И.А. Агаджанян [и др.]. – М.:РУДН, 2001. 8. Семкин А.А. Физиологическая характеристика сложных по структуре движения видов спорта (механизмы адаптации). – Мн.: Полымя, 1982. 9. Физиология мышечной деятельности / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1982. 10. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991. 11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академия, 2003.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Учреждение образования “Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка” УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе БГПУ _________________ Ю.А.Быкадоров ____________________ Регистрационный № УД- _________ /р. ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА Рабочая программа для специальности: 1-03 02 01 03 Физическая культура. Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма; 1-03 02 01 07 Физическая культура. Менеджмент спорта и туризма; Физическая культура. Лечебная физическая культура
Факультет физического воспитания Кафедра медико-биологических основ физического воспитания Курс (курсы) – третий Семестр (семестры) – пятый
Составил(а): ……………… 2010 г. Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы по дисциплине «Физиология спорта», утверждена 23 июня 2010 г., регистрационный № УД-/баз.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры медико-биологических основ физического воспитания 09.06.2010 г., протокол № 10 Заведующий кафедрой ________________ Н.Г.Соловьёва
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета физического воспитания учреждения образования “Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка” 23.06.2010 г., протокол № Председатель Совета ________________М.М. Круталевич
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по дисциплине «Физиология спорта» предназначена для подготовки студентов факультета физического воспитания по специальности 1-03 02 01 Физическая культура. Дисциплина «Физиология спорта», согласно образовательному стандарту высшего образования (первая ступень) Республики Беларусь, является курсом, включенным в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин. Данная дисциплина, базирующаяся на фундаментальных представлениях общей физиологии человека, анатомии и биохимии, раскрывает механизмы функциональной активности организма при различных видах мышечной деятельности и формирует естественнонаучные основы физического воспитания и спорта, тем самым представляя собой теоретический базис для подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта. В настоящее время двигательная активность является одним из эффективных средств профилактики заболеваний кровообращения (атеросклероза, гипертонии), характеризующихся значительным «омоложением» и широким распространением среди населения. Кроме того, физические упражнения способствуют нормальному физическому развитию, предотвращают возникновение сколиоза, плоскостопия, ожирения и многих других заболеваний. В сочетании с естественными факторами природы они способствуют гармоничному развитию личности и нравственному совершенству. Профессиональная деятельность спортсмена связана с достаточно мощным напряжением ведущих физиологических систем, в силу чего одной из актуальных задач специалиста в области физического воспитания и спорта выступает умение эффективно оценивать степень приспособленности и выносливости отдельных функциональных систем и всего организма при различных видах спортивно-физкультурной активности. Программа по дисциплине «Физиология спорта» включает в себя два относительно самостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела – общую и частную физиологию спорта – освещающих механизмы физиологических реакций отдельных систем и организма в целом при спортивной деятельности, адаптивных реакций к физическим нагрузкам различной интенсивности и напряженности, резервных возможностей организма и его работоспособности при различных внешних условиях. Рассматриваются вопросы физиологических основ формирования двигательных навыков, физических качеств, спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды, физиологических особенностей тренировки лиц различной возрастной категории и пола. Целью дисциплины «Физиология спорта» является изучение закономерностей физиологических процессов, происходящих в организме в результате мышечной деятельности разного вида, характера и интенсивности, а также в зависимости от возраста и пола. В задачи дисциплины «Физиологии спорта» входит: – изучение физиологического влияния физических упражнений на организм человека; – оценка физиологического воздействия отдельных видов физических упражнений на функции организма; – физиологическое обоснование режима занятий физической культурой для людей различного возраста и пола; – определение физиологических норм мышечных нагрузок, программ физического воспитания. В результате изучения дисциплины «Физиология спорта» студент должен знать: – историю развития, предмет, задачи и методологию физиологии спорта, ее связь с другими науками; – особенности протекания физиологических процессов и функциональные изменения состояния организма при различных видах спортивной деятельности; – механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам применительно к требованиям вида спорта; – физиологические основы работоспособности, развития утомления, восстановления и тренированности организма при занятиях физической культурой и спортом; – физиологические закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств, спортивной тренированности лиц различного возраста и пола и при различных условиях внешней среды; – механизмы влияния двигательной активности на повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды и его оздоровлении; – методы оценки и контроля динамики функционального состояния организма при физической деятельности, физиологические и генетические подходы спортивного отбора. Специалист, используя полученные знания, должен уметь: – оценивать физиологическое состояние организма, его функциональных систем и органов в покое, условиях физической нагрузки различной интенсивности и направленности и в период восстановления; – интерпретировать динамику физиологических реакций организма при мышечной деятельности у людей разного возраста и пола; – разрабатывать и планировать, оценивать перспективность, осуществлять корректирование программ по физическому воспитанию, занятиям физической культурой и спортом для лиц различного возраста, пола и состояния здоровья; – определять физиологические критерии спортивного отбора. Наибольшее внимание при изучении дисциплины «Физиология спорта» уделено изучению физиологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, являющихся базой вегетативного обеспечения двигательной активности. В ходе практических занятий студенты выполняют задания по освоению классических методик оценивания физиологических функций у человека при разнообразных видах мышечной деятельности. Программа по дисциплине «Физиология спорта» рассчитана на 122 часа, из них 54 аудиторных часов (24 часа – лекций, 24 часа – практических занятий и 6 часов – семинарских занятий).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.9 (0.012 с.) |