ЦВЕТ В СПОРТИВНОМ СООРУЖЕНИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЦВЕТ В СПОРТИВНОМ СООРУЖЕНИИ



Психофизиологические и эмоционально-эстетические воздействия цвета на зрителя и участников соревнования велики. Давно известно, что цвета голубой и зеленый успокаивают. Функциональное использование цвета умень­шает зрительное утомление, предупреждает об опасности. Художественно-эстетическое воздействие цвета может помочь композиционному объедине­нию элементов внутренней среды, усиливает эмоциональное влияние на участников состязания.

С помощью цвета можно достичь психофизического комфорта, оптими­зировать эмоционально-эстетическое воздействие среды на человека.

Цвет как средство информации помогает ориентации в интерьере, по­зволяет создать целесообразный фон для спортивных состязаний, выделить одни и приглушить другие объекты и предметы, обозначить коммуникаци­онные проходы.

Строя цветовую композицию, выбирая цвета различных элементов ин­терьера и предметов, используют основные характеристики цвета: цветовой тон, чистоту или насыщенность и яркость. В соответствии с частотой излу­чений, видимых человеческим глазом, цвета располагаются в ряд: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эти цвета на-


524 физкультурно-спортивные сооружения

зывают хроматическими. Белый, черный и серый цвета — ахроматические. Если хроматические цвета расположены по окружности, то они образуют так на­зываемый цветовой крут (рис. 15.5.1).




 


Три цвета — красный, желтый и синий — основные. Остальные можно получить, смешивая основные. Цвета, расположенные в круге диаметрально противоположно, называют дополнительными. В зависимости от психологи­ческого ассоциативного восприятия цвета делят на "теплые" (красный, оран­жевый, желтый) и "холодные" (зеленый, синий, фиолетовый). Холодные цвета успокаивают, а теплые — возбуждают, т.е. цвет оказывает влияние на психи­ческое и физическое самочувствие. Основываясь на свойствах различных цве­тов и вместе с тем имея в виду особенности спортивного соревнования и возраст участников, можно подбирать такие цвета и их сочетания, которые способствовали бы повышению результатов спортивных состязаний и улуч­шали условия их восприятия зрителями. При этом необходимо учитывать вид спортивного состязания; архитектурно-художественную композицию и фун­кциональные особенности сооружения; возраст участников спортивного ме­роприятия, их психические особенности и социальный состав; условия зри­тельного восприятия и видимость, которые во многом зависят от размеров спортивного сооружения, его размещения, уровней освещенности зритель­ного поля, коэффициентов отражения, яркости цвета (табл. 15.5.1); влияние цвета на создание эмоциональной атмосферы и физических впечатлений.

Совокупность цветов в интерьере составляет его цветовую гамму. Она может быть теплой, холодной, смешанной или нейтральной - в зависимо­сти от преобладания соответствующих цветов.

Основные в цветовой гамме интерьера — цвета окраски поверхностей


ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ 525

большой площади потолков, стен, спортивной арены. Вспомогательные — цвета окраски поверхностей средней площади (строительные конструкции, пол, трибуна, оборудование). Акцентные — насыщенные цвета, применяе­мые в цветовой схеме для окраски поверхностей малой площади. Сочетание цветов, вызывающих эстетическое удовлетворение, образует цветовую гар­монию. Контрастная цветовая гармония основана на дополнительных цве­тах — контрастирующих, усиливающих друг друга, обостряющих восприя­тие. Нюансная гармония основана на сочетании цветов одного уровня, раз­личающихся по насыщенности и яркости, или цветов, соседних на цвето­вом круге и близких по своим характеристикам. Применение цветовых триад основано на сочетании трех цветов, равноотстоящих на цветовом круге (рис. 15.5.2).




 


Для оптимальной цветовой композиции интерьера необходимо иметь в виду особенности восприятия цвета. Цвет окрашенных поверхностей вос­принимается по-разному в зависимости от освещения. Например, при лам­пах накаливания теплые цвета становятся более насыщенными и чистыми, а холодные — серыми и грязными. При свете люминесцентных ламп типа ЛД (дневные) цвет почти не искажается, но при свете люминесцентных ламп других типов восприятие цвета меняется.

Изменяется восприятие цвета при скольжении взглядом по разноокра­шенным поверхностям (так называемый последовательный контраст).

Светлые оттенки цветов улучшают освещение, создают впечатление лег­кости, способствуют поддержанию чистоты. В пользу светлых оттенков цве­тов и теплых тонов говорят и соображения экономические: выгодная отдача светового потока и увеличение доли отражения света в помещении. Светлый тон — лучший фон для движущихся предметов и людей. На крытых теннис­ных кортах игроки и мяч видны главным образом на фоне пола и задних стен. Высоколетящие мячи игроки видят на фоне потолка, а зрители - на фоне трибун. Потому для пола и стен, а также для разметки корта не следует применять материалы с направленным отражением. Стены и пол теннис­ных залов рекомендуется окрашивать в один цвет, при этом коэффициент отражения пола следует выбирать около 25%, коэффициент отражения стен — 20-60 %, а потолка — выше 60 % для того, чтобы снизить яркостный контраст между световыми приборами и потолком. Считают, что контраст­ная цветовая гамма интерьера помогает спортсменам лучше видеть движу­щиеся спортивные объекты (шайбу, мяч), точнее определять их скорость и направление. Такой цветовой контраст в зале целесообразнее гладкого, од­ноцветного фона.

Физиологически оптимальными называют цвета, наименее утомляю­щие человека (желтый, желто-зеленый, зелено-голубой) и относящиеся к среднему участку спектра. Крайние участки спектра составляют актив­ные (красный, оранжевый) и пассивные цвета (синий, фиолетовый). Ак­тивные цвета действуют на человека возбуждающе, стимулируют организм


526 физкультурно-спортивные сооружения

к большей активности, приводят к резкому, но кратковременному подъе­му работоспособности, после которого наступает преждевременная уста­лость. Пассивные цвета оказывают противоположное воздействие. Таким образом, пассивные и активные цвета могут применяться как дополни­тельные.

Основными принято считать оптимальные цвета — желтый, желто-зеле­ный, зеленый, зеленовато-голубой и голубой. Оптимальные цвета благотворно влияют на организм человека, сдерживают зрительное и световое утомле­ние. Но однообразная окраска, пусть и оптимальными цветами, приводит к снижению восприимчивости и цветовому утомлению. Поэтому целесообраз­но умеренно разнообразить окраску, применяя взаимодополняющие цвета.

Данные о психологическом воздействии цвета на участников спортивно­го соревнования (табл. 15.5.2) позволяют выбрать основной цвет помещения для создания комфортного климата. Теплые тона дают ощущение тепла, создают впечатление повышения температуры в помещении, их не следует применять в душевых, в саунах. Теплые тона не стоит применять и в спортив­ных сооружениях, строящихся в районах с жарким климатом. В жарком кли­мате, а также в помещениях с высокой температурой (душевая, сауна) уме­стна гамма холодного тона.

Нейтральные и холодные светлые тона вызывают освежающее ощуще­ние, снимающее напряжение, увеличивают пространство. Это соответству­ет применению голубой или близкой к голубой окраски плавательных и ку­пальных бассейнов.

В пространственной композиции помещения пользуются свойством не­которых цветов казаться выступающими из плоскости (чистые, теплые и светлые тона) или отступающими, западающими (ахроматические, холод­ные, темные). Принимая во внимание это свойство, а также психическое воздействие темных цветов (табл.15.5.2), их следует применять для полов в спортивных залах. Тогда чистые, теплые и светлые тона (красного, оранже­вого, желтого или белого) хорошо применять для разметочных линий на спортивных площадках и аренах, чтобы они казались выступающими из фона.

В большинстве залов для спортивных игр идут занятия (соревнования) по различным играм. При этом возникает необходимость разметки "полей для игры" различными цветами. При одной или нескольких не перекрываю­щих друг друга разметках рекомендуется белый цвет. При двух перекрываю­щих друг друга разметках - белый и оранжевый.

При большем числе перекрывающих друг друга разметок цвета должны контрастировать между собой и четко выделяться на фоне пола. На площад­ках для баскетбола, кроме того, площадь трехсекундной зоны, а также пло­щадь центрального круга окрашивают в цвет, контрастирующий как с цве­том пола, так и с цветом разметочных линий.

В спортивных залах, на манежах и аренах следует применять "возбуждаю­щие" или "спокойные" цвета ясных тонов и оттенков (табл. 15.5.2). Цвет дол­жен способствовать повышению активности, побуждать к физическому уси­лию, воздействовать освежающе. Поэтому для разных видов спорта, в зави­симости от эмоциональной нагрузки во время соревнований, следует выби­рать цветовые гаммы, отвечающие психологическому воздействию на дос­тижение наивысших результатов. Для фехтования желателен спокойный зе­леный цвет, а для борьбы, тяжелой атлетики или бокса следует применять активные цвета — розовый, красный.

Важную роль играет цвет в композиционном построении интерьера. Цве­том можно подчеркнуть достоинства интерьера, компенсировать недостат­ки и выявить особенности архитектуры и конструкций.

Сразу при входе посетителей на спортивное сооружение цветовая компо­зиция должна создавать у них особое настроение, сопровождающее переход


ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ______________________________ 527

с улицы в здание. В этом помогает подбор цветовой гаммы пола, стен и по­толков, с применением контрастных интенсивных тонов. Впечатление бу­дет усиливаться при переходе к светлой, спокойной окраске зала.

В открытых спортивных зонах темные, пассивные тона голубого, фиоле­тового и зеленого цвета оптически разделяют наблюдаемые объекты, в то время как светлые и активные цвета - красный, оранжевый и желтый -сближают их.

В общей композиции открытого пространства включение активного цве­та деталей играет заметную роль, как и в интерьере.

Светлые, теплые цвета деталей на фоне пассивных цветов окружения успокаивают, помогают обрести душевное равновесие. Красочные пятна цветов на клумбах, меняющиеся с временами года краски окружающей природы, зелени следует подбирать в соответствии с цветом стен соседних зданий и в гармоничном сочетании с окружающими предметами.

Покрытия спортивных площадок лучше делать красными или светло-коричневыми, что хорошо сочетается с окружающей зеленью.

Ванны бассейнов, облицованные светло-голубой или светло-зеленой плиткой, не только украшают бассейн, но и создают ощущение уравнове­шенности, спокойствия, воздействуют на психику человека освежающе, особенно в жару, когда эти цвета контрастируют с раскаленной белизной террас и желтым песком.

Крупные массивы зелени или пространства водоемов можно оживлять вкраплением цвета или цветовыми плоскостями активных тонов, контрас­тирующими с окружением. На фоне зелени красивы светлые павильоны и контрастирующая с зеленью красная или коричневая черепица.


528 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Административные и бытовые здания. СНиП 2.09.04-87 / Госграж­
данстрой М.,1988.

2. Аристова Л.В., Бойко В.В. Физкультурно-оздоровительные и спортив­
ные сооружения. Правила, рекомендации, нормы по ремонту, рекон­
струкции и техническому обслуживанию. — М.: Советский спорт, 1998.

3. Аристова Л.В., Шпилько СП. Физическая культура: отрасль в новых
условиях хозяйствования. — М.: Экономика, 1991.

4. Бюллетень изобретений, 1987, № 36, № 41; 1988, № 47; 1990, № 45.

5. Бюллетень Федерации Кубинского фронтона № 1 - 5, Гавана, 1990
(на исп.).

6. Быкова Г.И. Определение рациональных типов сооружений для физ­
культурно-оздоровительных занятий. Новые направления в развитии
зданий культуры, спорта и их сетей. Сб. науч.тр. ЦНИИЭП им. Б.С.
Мезенцева.М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1987, с.27-32.

7. Быкова Г.И. Параметры среды сооружений для физкультурно-оздоро­
вительных занятий. Новые направления в развитии зданий культуры,
спорта и их сетей. Сб. науч. тр. ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева.М., ЦНИ­
ИЭП учебных зданий, 1986, с.93 - 96.

8. Быкова Г.И. Типы физкультурно-оздоровительных сооружений /
ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева. Гражданское строительство и архитекту­
ра. Отечественный опыт: Экспресс-информация, вып. Ю.М., ЦНТИ по
гражданскому строительству и архитектуре, 1987, с.8-14.

9. Виршилло Р. Спортивные сооружения. Варшава: Изд.Аркады, 1982.

10. Гримм А. О разработке серии 80 для школьного строительства.
Architectur DDR 1988, №1.

11.Димитрова Г. Спортивные комплексы как общественная среда. Ар­
хитектура, 1986, №7.

12.Дыховичный Ю.А. Большепролетные конструкции сооружений Олим-
пиады-80 в Москве.М.,Стройиздат, 1982, с.44, 168, 193, 237.

13.Докторович В.П. Специфика создания горно-туристических ком­
плексов в условиях рационального использования и охраны приро­
ды. Архитектура учреждений и комплексов отдыха: Сб. науч. тр. . М,
ЦНИИЭП учебных зданий, 1981.

 

14. Журавлева И.В., Науменко В.М. Культурно-спортивный комплекс в
сфере досуга.М.,Советская Россия, 1986.

15. Зверинцев СП. Архитектура спортивных сооружений. М., изд. Всесо­
юзной академии архитектуры, 1938.

16. Иванов Г.С. Конструирование технических поверхностей. М., Маши­
ностроение, 1987, с.89 - 103.

17. Иллюстрированный каталог проектов общественных зданий с по­
крытиями из клееных деревянных конструкций.М.,Госгражданстрой,
1985,с.15, 50, 54.

18. Инструкция по обеспечению возможностей передвижения инвали­
дов в проектах планировки общественных зданий Эстонской ССР. Тал­
лин, Госстрой ЭССР, 1987.

19. Камерон Ч. Термы римлян. Пер. с англ. М., Изд-во Всесоюзной ака­
демии архитектуры, 1937.

20. Кармазин В.Н. Форма деревьев как активная лечебная сила природы.
Сб. работ по дендрологии. Т.32 / Никитский бот. сад АН СССР. Ялта,
1960.

21. Каталог рекомендуемых типов пространственных конструкций для
общественных зданий с большими пролетами. Стройиздат, Ленинград­
ское отд.,1977, с. 59, 82, 80.

22. Кистяковский А.Ю. Проектирование спортивных сооружений. М.,
Высшая школа, 1980.

23. Кицак Н.А. Инженерная подготовка пляжей. Киев, Будивельник,
1979.

24. Ковачович Я. Использование учебных учреждений для формального
и неформального образования в Чехословакии.Прага, 1987.


ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ______________________________ 529

25.Колесников А.И. Декоративная дендрология. М., Лесная промыш­
ленность, 1974.

26.Конный спорт. Под ред. Эриха Эзе, М., ФиС, 1983.

27.Концепция социально-функциональных требований к организа­
ции системы и проектированию общеобразовательных школ 1-2-3-й
ступеней обучения, М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1992.

28.Кооперированные комплексы и центры профтехобразования (опыт
Украинской ССР). Обзор.М., ЦНТИ по гражданскому строительству
и архитектуре, 1987.

29.Кулага В.Л., Курышев В.Г. Общественные центры в сложившейся
жилой застройке. М., Стройиздат, 1981.

30.Курбатов В.Я. Сады и парки. Санкт-Петербург. Изд. т-ва Вольф,
1916.

31.Лось Е.М. Крытые искусственные катки. Обзор. М., ЦНТИ по
гражданскому строительству и архитектуре, 1975.

32.Лось Е.М. Новый тип комплексного спортивного сооружения круг­
логодичного использования. Каток - легкоатлетический манеж. Сб. науч.
тр. Формирование типов и комплексов зданий для зрелищ, спорта и
учреждений культуры. М., 1981.

33.Лось Е.М. Формирование нового типа трансформируемого соору­
жения бассейн - каток с передвижным покрытием. Сб. науч. тр. Разви­
тие типов зданий для зрелищ и спорта. М., ЦНИИЭП учебных зда-
ний,1981.

34.Максимов О.Г., Ополовникова Е.А. Горно-рекреационные комплек­
сы. М., Стройиздат, 1981.

35.Малые города в системах расселения. М., Стройиздат, 1980.

36.Материалы проектного института Кубинского спорткомитета. Га­
вана, 1990.

37.Матвеев В.Д., Смыковская Д.Ю. Горно-туристические комплексы
в СССР. Обзор. М., ЦНТИ по гражданскому строительству и архи­
тектуре, 1978.

38.Машинский В.А. Методические рекомендации по проектированию
сети физкультурно-спортивных сооружений загородной зоны.М.,Ст­
ройиздат, 1984.

39.Машинский В.А. Основы формирования физкультурно-спортивных
комплексов. Вопросы архитектуры и строительства зданий для зре­
лищ, спорта и учреждений культуры. Сб. науч. тр. М., ЦНИИЭП учеб­
ных зданий, 1977.

40.Проблемы проектирования системы физкультурно-оздоровитель­
ных центров. Экспресс-информация. М., ЦНТИ по гражданскому
строительству и архитектуре, 1986, вып. 12.

41.Машинский В.А. Физкультурно-спортивные центры загородной зоны.
Система, типы, структура центров. Проблемы развития архитектуры
и отдыха. Сб. науч. тр. М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1978.

42.Машинский В.А. Физкультурно-спортивные центры. М., Стройиздат, 1989.

43.Машинский В.А., Никольская А.Я., Рязанова Е.В. Пособие по проек­
тированию сети физкультурно-спортивных сооружений городов раз­
ной величины. М., Стройиздат, 1980.

 

44. Мезенцева Н.Б. Основные тенденции в научных исследованиях и
проектировании спортивно-оздоровительных сооружений. Сб. науч. тр.
Архитектура и строительство зданий для зрелищ, спорта и управле­
ния. М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1990.

45. Мезенцева Н.Б. Принципы кооперирования малых универсальных
спортивно- зрелищных залов с другими общественными зданиями. Сб.
науч. тр. Тенденции развития архитектуры комплексов и зданий куль­
туры, спорта и их сетей. М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1986.

46. Мезенцева Н.Б. Рациональные типы универсальных залов с малой
ареной. Сб. науч. тр. Новые направления в развитии зданий культуры,
спорта и их сетей. М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1986.

47. Мезенцева Н.Б. Универсальные зрелищно-спортивные залы с малой
ареной. М., ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1985.


530 физкультурно-спортивные сооружения

48.Мелик-Пашаев А. И. Особенности архитектурно-планировочных струк­
тур рекреационных систем в горных районах Франции, Италии, Швей­
царии, Австрии, Чехословакии. Обзор. М., ЦНТИ по гражданскому
строительству и архитектуре, 1973.

49.Методические основы производственной гимнастики. М., ВНИИФК,
1981.

50.Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., Изд. физ.-мат. лит., 1959.

51.Наумов С.Ф. Профессионально-технические училища. М., Стройиз­
дат, 1970.

52.Нейферт Э. Строительное проектирование. Пер. с нем. М., Стройиз­
дат, 1965.

53.Николаева Я.Н. О методе проектирования ветрозащитных зеленых
насаждений спортивного комплекса. Сб. работ. Вопросы озеленения го­
родов. Вып.34. МЛТИ.М.,1971.

54.Никольская А.Я., Рязанова Е.В. Сеть физкультурно-спортивных со­
оружений в городах различной величины. Обзор. М., ЦНТИ по граж­
данскому строительству и архитектуре, 1974.

55.Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий.
Вспомогательные помещения спортивных сооружений. Вып. НП 5.3.2-
76.М., Стройиздат, 1976.

56.Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий.
Спортивные залы. Вып. НП 5.3.5-76. Залы для учебно-тренировочных
занятий по боксу, борьбе и тяжелой атлетике, НП 5.3.6-80. Залы для
легкой атлетики. М., Стройиздат, 1982.

57.Нормали планировочных элементов и габаритов оборудования жи­
лых и общественных зданий. Открытые плоскостные спортивные со­
оружения.Вып. НП 5.3.1-72.М., Стройиздат, 1972.

58.Нормали планировочных элементов и габаритов оборудования жилых
и общественных зданий. Спортивные залы. Вып. НП 5.3.3-71. Залы для
гимнастики. Вып. НП 5.3.3-72. Залы для спортивных игр. М., Стройиз­
дат, 1975.

59.Номенклатура типов зданий, состав и площади помещений общеоб­
разовательных школ (для типового проектирования на период 1985-
1990 гг.). НШ-85-90.М.,1985.

60.Нормы технологического проектирования коневодческих предприя­
тий. ВНТП 9-83, Минсельхоз СССР. М., Агропромиздат,1985.

61.Нормы электрического освещения спортивных сооружений. ВСН-1-73.М.,
Изд. Спорткомитета СССР, 1975.

62.Общедоступность. Инструкция МОС для лиц с физическими недо­
статками.

63.Опыт проектирования и строительства учебных центров профессио­
нального и среднего специального образования. Обзор.М., ЦНТИ по
гражданскому строительству и архитектуре, 1978.

 

64.Ортнер Р. Спортивные сооружения. Пер. с нем. М., Стройиздат,
1959.

65.Павлов Л.Л. Специфика формирования архитектурно-планировоч­
ных решений крытых стадионов с крупногабаритной ареной. Автореф.
дисс. М., 1975.

66.Перфильева Л.А., Синицин Б.Г. Спорт во Всероссийском обществе
слепых. М., ВОС, 1988.

67.Планирование и проектирование строительных мероприятий в об­
щественных зданиях для лиц с физическими недостатками. Норматив­
ные указания. Берлин,1981.

68.Планировка и застройка малых городов. Пособие по проектирова­
нию. М., Стройиздат, 1975.

69.Погожева Т.А. Парковые многофункциональные центры спорта и
отдыха. Принципы проектирования. Вопросы проектирования и изуче­
ние зданий для спорта, учреждений культуры и управления. Сб. науч. тр.
М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1985.

70.Погожева ТА. Рекомендации по проектированию физкультурно-спортив­
ных сооружений парков культуры и отдыха. М., Стройиздат, 1984.


ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ______________________________ 531

71.Погожева Т.А., Рязанова Е.В. Сооружения для развлекательных
спортивных игр и занятий. Обзор. М., ЦНТИ по гражданскому строи­
тельству и архитектуре, 1987.

72.Постановление Госком. СССР по физической культуре и спорту. О
нормативах площади физкультурно-оздоровительных центров предпри­
ятий, 1991.

73.Проектирование бассейнов. Справочное пособие к СНиП. М., Строй-
издат,1991.

74.Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно-
оздоровительных занятий и крытых катков с искусственным льдом.
Справочное пособие к СНиП. М., Стройиздат, 1991.

75.Пулевая стрельба. Правила соревнований. М., ФиС, 1985.

76.Раздорский В.Ф. Архитектура растений. М., Изд. АН СССР, 1955.

77.Разин Ф. С. Анализ эксплуатационно-технологических качеств трам­
плинов, велотреков и санно-бобслейных сооружений и рекомендации
по их модернизации. В техн. отчете № 158. М., 1989. с. 1-117.

78.Разин Ф.С., Иванов Г.С., Степаненко А.Ю., Сиднее С.С. Геометри­
ческое обеспечение автоматизированного проектирования динамичес­
ких поверхностей спортсооружений. Новое в математике, механике и
машиностроении. М., Наука, 1989.

79.Разин Ф.С. Рекомендации по проектированию горнолыжных баз и
лыжероллерных дорожек. Эксплуатация и оборудование спортивных со­
оружений. М., ЦООНТИ ФиС, 1984. с.39 - 49.

80.Разин Ф.С. Санная трасса. Прил. к ж-лу «Юный техник», 1976, № 1,
с.15-16.

81.Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. СПб. Изд. Г.Б.
Винклер, 1896.

82.Резников Н.М. Комплексные спортивные сооружения. М., Стройиз­
дат, 1975.

83.Резников Н.М. Проектирование и строительство велотреков. М., ФиС,
1956.

84.Рекомендации по проектированию клееных куполов для покрытий
общественных зданий. М., Госгражданстрой, 1989. с.6.

85.Рекомендации светотехнического общества США по современному
освещению спортивных сооружений. М., Информэлектро, 1971.

86.Реферативный сборник. 1979. Серия 8. Вып.4, с.28.

 

37. Родичкин И.Д. Человек, среда, отдых. Киев: Будивельник, 1977.

38. Руководство по проектированию комплексов общественных цент­
ров районного значения в жилой застройке / ЦНИИЭП им. Б.С.Ме­
зенцева. М.,Стройиздат, 1982.

89. Румянцева В.П. Проектирование и строительство физкультурно-оз­доровительных сооружений. Тенденция развития архитектуры комп­лексов и зданий культуры, спорта и управления. М., ЦНИИЭП учеб­ных зданий, 1984. с. 55-65.

90. Румянцева В.П., Рязанова Е.В. Стадионы массового типа. Обзор ЦНТИ
по гражданскому строительству и архитектуре. М., 1984.

91. Рязанова Е.В. Общегородские физкультурно-спортивные центры ма­
лых городов. Вопросы архитектуры и строительства зданий для зре­
лищ, спорта и учреждений культуры. М., ЦНИИЭП учебных зданий,
1977', № 5, с.25-38.

92. Рязанова Е.В. Спортивные сооружения малых городов. Вопросы ар­
хитектуры и строительства зданий для зрелищ, спорта и учреждений
культуры. М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1975, № 3, с. 29-44.

93. Рязанова Е.В. Сооружения для скейтбординга и катания на ролико­
вых коньках. Обзор. М., ЦНТИ по гражданскому строительству и ар­
хитектуре, 1991.

94. Руководство по проектированию вспомогательных помеще­
ний и зданий промышленных предприятий. М., ЦНИИпромзда­
ний, 1982.

95. Рябов К.К. Сооружения для гребного спорта. Обзор. М., ЦНТИ по
гражданскому строительству и архитектуре, 1981.


532 физкультурно-спортивные сооружения

96. Савченко В.В. Многоцелевые зрелищные и спортивные залы. - Киев:
Будивельник, 1979.

97. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий.
СНиП 24571 / Госгражданстрой. М.,1975.

98. Сборник информационных и методических материалов. Централь­
ный стрелково-спортивный клуб. ДОСААФ СССР. М., 1987.

99. Сборник правил по строительству в Финляндии. Планирование об­
щественных помещений с учетом потребностей инвалидов с наруше­
ниями опорно-двигательных функций. Хельсинки. Министерство окру­
жающей среды, 1985.

 

100.Сергеев А. Спортивно-оздоровительный комплекс в Берлине. Архи­
тектура СССР, 1984, № 3-4, с. 116-117.

101.Скибневска Г. Тенденции развития общеобразовательной школы.
Architectura, 1986, № 3.

102.Смыковская Д.Ю. Архитектурно-планировочная организация гор­
но-туристских комплексов. Архитектура сооружений и комплексов ту­
ризма. М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1983.

103.СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка го­
родских и сельских поселений. М., Стройиздат, 1989.

104.СНиП 2.08.02-89. Общественные здания и сооружения. М., Строй­
издат, 1989.

105.Соколов Л. К. Здания культурно-бытового обслуживания на про­
мышленных предприятиях. М., Стройиздат, 1980.

106.Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения. Нор­
мы проектирования ВСН 46-86 / Госгражданстрой. М., Стройиздат,
1987.

107.Спортивные сооружения. Под ред. В.Е. Быкова и А.И. Опочинской.
М., Гос.изд. литературы по строительству, архитектуре и строитель­
ным материалам, 1963.

108.Спортивные сооружения. Под ред. М. М. Гагина. М., ФиС, 1976.

109.Справочная книга по светотехнике. Под ред. Ю.Б. Айзенберга М.,
Энергоиздат, 1983, (раздел 13.11 «Спортивные сооружения», с.367-377).
ПО. Справочник по катерам, лодкам и яхтам. - Л.: Судостроение, 1982.

 

111.Статус и регламент Международной Федерации баскского мяча.
Ротапринт. Гавана, 1990 (на исп. яз.).

112.Стаускас В.П. Градостроительная организация районов и центров
отдыха. Л., Стройиздат, 1977.

113.Стендовая стрельба. Правила соревнований. М., ФиС, 1985.

114.Степанов В.И.,Мирчевская Л.Б. Организация сети школ, межшколь­
ных учебно-производственных комбинатов и внешкольных учрежде­
ний. М., Стройиздат, 1983.

115.Стрельба из лука. Правила формирования многофункциональных
залов для занятий школьников и населения. Вопросы проектирования
и изучения зданий спорта, учреждений культуры и управления. М.,
ЦНИИЭП учебных зданий, 1985.

 

117.Стригалева Н. С. Принципы формирования комплексов физкуль­
турно-оздоровительных сооружений на предприятиях для занятий в
режиме рабочего дня. В сб. науч. тр. Пути совершенствования комплек­
сов и зданий культуры, спорта и управления. М., ЦНИИЭП учебных
зданий, 1987.

118.Стригалева Н.С. Спортивные корпуса. М., Стройиздат, 1976.

119.Стригалева Н. С. Функциональная структура физкультурно-оздо­
ровительных сооружений предприятий. Новые направления в развитии
типов зданий культуры, спорта и их сетей. М., ЦНИИЭП учебных
зданий, 1986.

120.Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов,
пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий,
планировки и застройки населенных мест. М., Госкомархитектуры, 1988.

121.Типовые материалы 361-88. Технологические схемы физкультур­
но-спортивных сооружений для занятий инвалидов. Альбом 1. Союзс­
портпроект, 1988.


ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ_______________________________ 533

122.Ткаленко В.З. Современные спортивно-зрелищные сооружения для
гребного спорта. М., ФиС, 1976.

123.Трауцеттель Г., Вагнер Д. Варианты решения комплектации внут­
ригородских реконструируемых районов с дошкольными учреждения­
ми и школами. 1983, № 6.

124.Требования к спортивным сооружениям, предназначенным для
занятий инвалидов. Организация и проведение соревнований среди ин­
валидов с поражениями опорно-двигательного аппарата. / ВНИИФК.
М., 1988.

125.Фабиан Д. Бассейны (на нем. яз.). Мюнхен, 1970.

126.Физическая культура и спорт инвалидов с дефектами опорно-
двигательного аппарата. Методические рекомендации. Л., ВСДФСО
профсоюзов, 1988.

127.Филимонов С.Д. Архитектура универсальных зрелищно-спортивных
залов. Минск, Высшая школа, 1980.

128.Хромов Ю.Б. Планировка и оборудование садов и парков. Л., Строй­
издат, 1974.

129.Швейцер И. С. Зимние дворцы королевы. Легкая атлетика, 1979, № 12.

130.Швейцер И. С. Легкоатлетические манежи. Архитектура и строи­
тельство зданий для зрелищ, спорта и учреждений культуры. М.,ЦНИ-
ИЭП учебных зданий, 1980.

131.Шеможенко А.А., Душанин С.А., Пирогова Н.А., Иващенко Л.Я. Ис­
пользование тренажеров в оздоровительных целях. Киев. Здоров'я, 1984.

132.Штанге В., ХуорнагелъХ., Кернер Л. Планирование и проектирова­
ние спортивных сооружений. Задачи, принципы, программы / Науч­
но-технич. центр «Спортсооружения» при Гос.ком. по физкультуре и
спорту ГДР. Лейпциг, 1978.

133.Яковлевас-Матецкис К.М. Принципы озеленения промышленных
территорий в условиях Литовской ССР. Автореферат. Каунас, 1969.

134.Яргина З.Н. и др. Основы теории градостроительства. М., Стройиз­
дат, 1986.

135.Ясный Г.В. Спортивные бассейны. М., Стройиздат, 1988.

136.Ясный Г.В. Спортивные сооружения XXII Олимпиады. М., Строй­
издат, 1984.

137.Архитектура (Болгария). 1989, № 8-9, с. 50.

138.Access for Disabled People. Design Guidance notes for Developers.
London, Centre on the Handicapped, 1985.

139.Access for Disabled People. Design Guidance Notes for Developers.
London, Center on Environment for the Handicapped, 1985.

140.Access for Disabled People to Educational Buildings. Architects and
Building Group Department of Education and Science, London, Gr.
Br., 1984.

141.Architects' Journal,1978, VI, v.167, N26.

142.Acier-Stahl-Steel, 1979, N 4, p. 121.

143.Ann Pearson. Arts for Everyone. Guidance on Provision for Disabled
People. London, Center on Environment for the Handicapped. 1985.

144.Architect and Builder, 1977, v.27, N6, p.3.

145.Architect and Builder, 1980, v.30, N 12, p.18.

146.Architects' Journal, 1990, 6 june.

147.Architectural Design, 1964, v. 34, N 12, p. 630-631.

148.Architectural Forum, 1972, X, v. 137, N 3, p. 51.

149.Architectura, 1982, N 12, p. 70.

150.Architecture d'aujourd'hui, 1982, N 223, p. 40, 54-55.

151.Architecture d'aujourd'hui, 1987, N250.

152.Architectural Review, 1987, N1087 (9), Sports Hall. Ravenna. Italy.

153.Architecture + Urbanism, 1984, N10, p.60-62.

154.Arup Jornal, 1986, v.21, N 1, p.30.

155.Barrier-Free Design: The Law. v.l, Communication Department, EPVA,
NY,USA, 1989.

156.Batir, 1973, N 27, p.63.

157.Bauen mit Hols, 1978, N8, p.398.


534 физкультурно-спортивные сооружения


ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ______________________________ 535




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.012 с.)