Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И основное оборудование ванн бассейнов

Поиск

Строительство ванн для учебно-спортивной работы и соревнований только по одному виду спорта почти всегда экономически нецелесообразно. Чаще всего предусматривается универсальное использование ванн с соответству­ющим их оборудованием и размерами (табл. 7.1, рис. 7.11).

Ванны для обучения плаванию предусматривают в составе каждого бас­сейна для учебно-спортивных занятий, а также в бассейнах оздоровительно-


БАССЕЙНЫ ДЛЯ СПОРТИВНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ________________________________________________ 197

досугового назначения. Ванны для обучения плаванию детей в возрасте до 10 лет целесообразно устраивать напольными или с заглубленными обходными дорожками по трем сторонам ванны (рис. 7.12). Для обучения плаванию под­ростков и взрослых ванна может предусматриваться заглубленной.

Разметка поля для водного поло и размещение закладных устройств для крепления оборудования приведены на рис. 7.13.

В ваннах для прыжков в воду предусматривается, как правило, комплект прыжковых устройств, состоящий из вышки с платформами на высоте 10;



198 физкультурно-спортивные сооружения

В целях обеспечения максимально возможного уровня безопасности за­нимающихся прыжками в воду прыжковые устройства необходимо разме­щать правильно относительно друг друга и предусматривать под ними требу­емую глубину (рис. 7.15; табл. 7.2).

В ваннах всех типов для поддержания постоянного уровня воды, удале­ния загрязненного верхнего слоя воды и гашения волн, возникающих при плавании, предусматриваются переливные устройства (желоба — "пенные корытца", валики, трапы). При этом бортики переливных желобов или ва­лики используются как поручни для отдыха и учебных упражнений (рис. 7.16). Переливные бортики с валиками (рис. 7.16 "а") устраиваются по всему периметру ванны, а на торцевых стенках предусматривается стационарный или съемный жесткий экран для крепления контактов электрохронометраж­ного устройства и возможности отталкивания ногами при поворотах. "Пен­ные корытца" (рис. 7.16 "б") устраиваются только по продольным сторонам ванн; выступающие над водой торцевые бортики выполняются гладкими. В ваннах для прыжков устраиваются переливные бортики без валиков по все­му периметру ванны, а для удобства выхода спортсменов из воды под прыж-



БАССЕЙНЫ ДЛЯ СПОРТИВНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ________________________________________________ 199

Примечание.

А — от оси2 назад до стенки ванны; А — А — от оси назад до края нижележащей платформы.

Б — от оси до боковой стенки ванны.

В - между осями соседних устройств.

Г — от оси вперед до стенки ванны.

Д — высота от поверхности платформы (доски трамплина) до выступающих кон­струкций потолка или вышележащей платформы, размещенной на одной с нею вер­тикальной оси.

Е — от оси назад и в стороны, на которых должна быть выдержана высота Д.

Ж — от оси вперед, на которой должна быть выдержана высота Д.

И — глубина воды по оси устройства для прыжков.

К/Л - расстояние вперед от оси и глубина воды на этом расстоянии.

М/Н — расстояние в стороны от оси и глубина воды на этом расстоянии.

Над чертой — условные обозначения; под чертой — размер.

1 В специализированных ваннах для прыжков в воду и универсальных ваннах дли­
ной 50 м, предназначенных для соревнований республиканского и более высокого
масштаба по прыжкам в воду, следует использовать наибольшие размеры из приве­
денных в настоящей таблице.

2 За ось, от которой ведется отсчет, принимается вертикаль, проходящая через
передний край данного устройства для прыжков, по продольной оси.

3 Допустимые отклонения высоты устройств для прыжков от поверхности воды:

+ 0,1 м для трамплинов и + 0,1 м для платформы вышки.

4 При ширине платформ вышек, превышающей минимальную (указанную в на­стоящей таблице), требуемые расстояния "И" следует увеличивать на половину до­полнительной ширины платформы (платформ).


200 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ


 


 



ковыми устройствами в теле ванны предусматриваются ступени (рис. 7.16 "в"). В ваннах для обучения плаванию "пенные корытца" устраиваются, как правило, по продольным сторонам бортиков; в ваннах для обучения детей в возрасте от 7 до 10 лет для удобства преподавателей и повышения уровня безопасности "пенные корытца" могут устраиваться по всему периметру ванны (рис. 7.16 "г").

Для отдыха занимающихся на глубине 1,2 м по продольным бортикам ванн предусматриваются уступы шириной 10 — 15 см (рис. 7.16).

Лестницы для входа в воду и выхода из нее устанавливаются в нишах по" продольным бортикам на расстоянии не менее 3 м от торцов. Лестница дол­жна опираться на уступ для отдыха (рис. 7.17).


Стартовые тумбочки (рис. 7.18) устанавливаются в одном или обоих тор­цах ванны по осям дорожек для плавания при глубине воды не менее 1,8 м.

Ширина обходных дорожек вокруг ванн по продольным сторонам долж­на быть не менее 1,5 м, а в торцах со стартовыми тумбочками — не менее 3 м.

В открытых бассейнах следует увеличить ширину обходных дорожек в рас­чете на более длительное пребывание посетителей, для их отдыха. Мини­мальная ширина дорожки открытых бассейнов — 2 м, иногда 4-5 м.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БАССЕЙНОВ

Функциональная схема бассейна в значительной степени определяется санитарно-гигиеническими требованиями, которые и определяют схему дви­жения занимающихся. Вестибюль с кассой — гардероб верхней одежды — контроль (регистратура) — раздевальные — зал (площадка) для подготови-



БАССЕЙНЫ ДЛЯ СПОРТИВНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ_______________________________________________ 201

тельных занятий — душевые с туалетом — ножные ванны (проходные нож­ные души) — основной зал бассейнов — душевые — раздевальные.

Существенной составной частью спортивного бассейна является зал (или площадка) для подготовительных занятий. Общефизическая и специальная подготовка спортсменов входят в тренировочный процесс, исходя из чего для этой подготовки в бассейнах спортивного назначения, как правило, предусматриваются специальные залы (рис.7.19). В открытых бассейнах до­пускается предусматривать площадки подготовительных занятий с размеще­нием оборудования под навесами. Кроме того, на участке бассейна желатель­но иметь площадки для спортивных игр. Залы (площадки) для подготови­тельных занятий располагаются между раздевальными с душевыми и обход­ной дорожкой ванны, т.к. занимающиеся пользуются этими залами (пло­щадками) до занятий в воде.

В демонстрационных бассейнах при наличии мест для зрителей должно быть обеспечено полное разделение путей движения спортсменов и зрите­лей.

Исходя из расположения основных и вспомогательных помещений, объем­но-планировочные схемы крытых бассейнов могут быть четырех типов (рис. 7.20).

I тип — "торцевой", при котором вспомогательные помещения распола­
гаются в торце зала ванны. Вспомогательные помещения в зависимости от
высоты зала могут располагаться в нескольких этажах. Торцевой тип позво­
ляет иметь естественное освещение зала ванн. Он применяется в основном в
бассейнах без трибун.

II тип — "продольный", при котором вспомогательные помещения при­
мыкают к одной из длинных сторон зала ванны. При этом типе планировки


202 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ


БАССЕЙНЫ ДЛЯ СПОРТИВНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ________________________________________________ 203

обеспечивается естественное освещение зала ванны и летом — открываю­щиеся витражи окон, возможно также размещение мест для зрителей над вспомогательными помещениями.




 


III тип — "периметральный". Вспомогательные помещения размещаются с трех сторон или по всему периметру зала ванны. Эта планировка характер­на для крупных демонстрационных сооружений с трибунами большой вме­стимости, расположенными по продольным сторонам ванны.


204 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

IV тип — "блочная композиция", в которой ванны для плавания, прыж­ков в воду и для обучения плаванию расположены в отдельных объемах и соединены общими помещениями обслуживания. Блочная композиция по­зволяет вести строительство по очередям, однако из-за большой площади ограждающих поверхностей и резкого увеличения площади застройки тре­буется осторожность при осуществлении блочных композиций.



 


206 физкультурно-спортивные сооружения


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ__________________________________________________________________ 207


208 физкультурно-спортивные сооружения


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ_______________________________________________________________________ 209

Вспомогательные помещения тесно связаны с ходом спортивных заня­тий и облегчают их проведение. Ряд вспомогательных помещений необходим для эксплуатации сооружения, содержания его в порядке.

С эволюцией спортивных сооружений, с расширением их функций, по­вышением уровня подготовки спортсменов, использованием сооружений для активного отдыха, расширением сферы платных услуг развивались и вспомогательные помещения. Сложилось несколько функциональных групп: вестибюльная группа, помещения для обслуживания спортсменов, поме­щения для тренеров и судей, служебно-административные помещения, помещения для хранения и ремонта инвентаря. В демонстрационных соору­жениях добавляются помещения для обслуживания зрителей, а также склад­ские помещения для хранения элементов трансформации и зрительских мест. В спортивно-зрелищных сооружениях добавляются блоки помещений для обслуживания эстрады и артистов.

Функционально-планировочные схемы наиболее распространенных ти­пов физкультурно-спортивных сооружений, учебно-тренировочных (корпус спортивных залов, комплексного бассейна, крытого катка) и демонстраци­онных (спортивно-демонстрационного и спортивно-зрелищного зала) мно­гообразны (рис. 8.1 — 8.5).

В учебно-тренировочных сооружениях прежних лет были следующие груп­пы помещений: вестибюль с гардеробом, блоки раздевальных, душевых и санузлов для занимающихся, инвентарные, тренерские и административ­ные помещения. Не во всех сооружениях были такие важные для функцио­нирования помещения, как медицинские пункты, методические кабине­ты, бытовки для персонала. Чаше всего не было реабилитационных поме­щений, комнат отдыха, мастерских, вспомогательных помещений для об­служивания плоскостных сооружений.

С расширением функций спортивных сооружений развиваются состав и


210 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ


 



площади помещений обслуживания, медико-реабилитационного, тренер­ско-судейского, эксплуатационно-технического блоков. Развитие досуго­вой функции повлекло за собой появление клубных комнат, кегельбанов, гостиничных номеров. На сооружениях для соревнований самого высоко уровня, а также для зрелищных мероприятий формируются дополнитель­ные блоки: пресс-центр, артистический комплекс.

Развивается тенденция повышения комфорта для занимающихся и посе­тителей, достигаемого увеличением площади вспомогательных помещений на 1 человека, а также увеличением количества санитарных приборов, ду­шевых и т.д. Расширяются медико-восстановительный центр, помещения для отдыха занимающихся.

В последние годы для повышения рентабельности спортивных сооруже­ний в них стали включать приносящие доход ресторан, магазины, офисы.

Вспомогательные помещения специализированных сооружений для стрел­кового, конного, гребного, парусного, лыжного, горнолыжного, саноч­ного, велосипедного видов спорта формируются, исходя из их специфики (см. посвященные им разделы главы 12).

При этом практика показала, что, здания со вспомогательными поме­щениями для занимающихся на открытых плоскостных спортивных соору­жениях следует размещать не далее, чем в 300 м от наиболее удаленной площадки (поля).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.18.238 (0.011 с.)