Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры

Поиск

Протокол № ____ от «______» _________________ 2010 г.

Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………....

1.1. Общая характеристика учебно-методического комплекса..…..…….....

1.2. Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы

учебной дисциплины)………………………………………… ………….

 

ПРОГРАММНЫЙ БЛОК

2. БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ …...… ………...….

2.1. Пояснительная записка……………………………………………....…….

2.2. Примерный тематический план ……………………………… ………….

2.3. Структурированное содержание учебного материала

(по разделам, темам)………………………………………..……………….

2.4. Информационно-методическая часть

2.4.1. Список рекомендуемой литературы……………………….………...

2.4.2. Электронные информационные ресурсы………………..…………..

 

3. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ …...…………...….

3.1. Пояснительная записка……………..…………………………………….

3.2. Тематический план ………………………………………….. ………….

3.3. Структурированное содержание учебного материала

(по разделам, темам)…………….………………………………………..

3.4. Учебно-методическая карта дисциплины…………………………….…

3.5. Информационно-методическая часть………………………

3.6.1. Список рекомендуемой литературы……………………………...

3.6.2. Электронные информационные ресурсы…………………………..

3.6. Протокол согласования учебной программы……………………………

3.7. Дополнения и изменения к учебной программе………………………..

 

УЧЕБНЫЙ БЛОК

4. УЧЕБНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………....

4.1. Структура и краткое содержание лекционных занятий………………..

4.2. Структура и краткое содержание семинарских и

практических занятий…………………

4.3. Информационная часть…………………………………………………..

4.3.1. Список основной и дополнительной

рекомендуемой литературы.....................................................................

4.3.2 Электронные информационные ресурсы…………………………..

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………….

5.1. Методические рекомендации по организации

и стимулированию самостоятельной работы студентов…………………….

5.2. Правила и требования, предъявляемые к выполнению

письменных студенческих работ (рефератов) ……………………………….

 

Контрольный БЛОК

6. ФОРМЫ И КРИТЕРИИ контролЯ знаний ……………………………..

6.1. Перечень примерных тематик творческих студенческих

работ (рефератов)…………………………………………………………..

6.2. Экзаменационные требования по дисциплине

«Физиология спорта»…………………………………………………..

 

СОПРОВОЖДАЮЩИЙ БЛОК

7. ИНФОРМАЦИОННО-ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………

7.1. Список информационных, демонстрационных

и дидактических средств обучения…………………………………………..

7.2. Электронные аналоги элементов УМК …………………………………….


ВВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Общая характеристика учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) учебной дисциплины – это нормативный документ, регламентирующий учебно-методическую деятельность в образовательном процессе вуза. УМК учебной дисциплины разрабатывается на основании «Положения об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины» в соответствии с Законом Республики Беларусь о высшем образовании от 11 июля 2007 г. № 252-3, Концепцией развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000), Программой инновационного развития Министерства образования Республики Беларусь на 2007-2010 г., Образовательным стандартом высшего образования первой ступени, Уставом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Целью УМК по дисциплине «Физиология спорта» является управление и содействие рациональной учебной деятельности студентов по развитию их профессиональной компетентности как специалистов в области физического воспитания, физической культуры и спорта.

К основным функциям УМК относится:

- раскрытие требований к содержанию дисциплины «Физиология спорта», к образовательным и профессиональным результатам подготовки студента как будущего специалиста по физической культуре и физическому воспитанию;

- обеспечение эффективного освоения студентами как теоретического учебного материала по дисциплине «Физиология спорта», так и повышения качества формирования практических навыков в области оценки и контроля динамики функциональных состояний в покое и при физической нагрузке различной интенсивности и направленности;

- объединение в единое целое различных дидактических средств обучения, обеспечение преемственности и междисциплинарных связей в процессе освоения учебной дисциплины.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология спорта» в своей структуре включает следующие блоки (модули):

· пояснительная записка (введение в УМК);

· программный блок с представленными базовой и рабочей учебными программами;

· учебный блок, обеспечивающий теоретический и практический уровень освоения материала в области физиологии спорта (планы, задания и краткое содержание семинарских и практических занятий; структура и краткая аннотация лекционных занятий; список рекомендуемой основной и вспомогательной учебной и научной литературы, необходимой для освоения изучаемой учебной дисциплины);

· методический блок, содержащий методические материалы и рекомендации по проведению практических и семинарских занятий; методические указания по организации и стимулированию самостоятельной работы студентов; правила оформления письменных студенческих работ (положение о реферативных работах);

· контрольный блок, включающий требования к освоению учебной дисциплины, критерии оценивания и тестирования знаний студентов по изучаемой дисциплине, тематики творческих студенческих работ (рефератов), примерный перечень тематик и заданий тестового контроля знаний, зачетные и экзаменационные требования, комплект экзаменационных билетов и задач;

· сопровождающий блок, содержащий список имеющегося информационного, демонстрационного и дидактического материала по изучаемой дисциплине, электронные аналоги элементов УМК.

 

 

1.2. Выписка из образовательного стандарта

(дидактические единицы учебной дисциплины)


ПРОГРАММНЫЙ БЛОК

БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

Имени Максима Танка»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор БГПУ

_____________________ П.Д. Кухарчик

_____________________

 

Регистрационный№ УД-__________/баз.

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА

Учебная программа для специальности

Физическая культура

 

 

 

 

 

2010 г.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Ю.М. Досин, профессор кафедры медико–биологических основ физического воспитания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор медицинских наук, доцент;

Н.Г. Соловьёва, заведующий кафедрой медико–биологических основ физического воспитания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат биологических наук.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

И.Н. Рубченя, заведующий кафедрой физиологии и биохимии учреждения образования «Белорусский государственный университет физический культуры», кандидат биологических наук, доцент;

В.А. Соколов, профессор кафедры теории и методики физической культуры учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой медико-биологических основ физического воспитания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № от 10)

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол №.. от......10)

 

Ответственный за редакцию: Соловьёва Н.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа по дисциплине «Физиология спорта» предназначена для подготовки студентов факультета физического воспитания по специальности 1-03 02 01 Физическая культура.

Дисциплина «Физиология спорта», согласно образовательному стандарту высшего образования Республики Беларусь, является курсом, включенным в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин. Данный курс, базирующийся на фундаментальных представлениях общей физиологии человека, анатомии и биохимии, раскрывает механизмы функциональной активности организма при различных видах мышечной деятельности и формирует естественнонаучные основы физического воспитания и спорта, тем самым представляя собой теоретический базис для подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

В настоящее время двигательная активность является одним из эффективных средств профилактики заболеваний кровообращения (атеросклероза, гипертонии), характеризующихся значительным «омоложением» и широким распространением среди населения. Кроме того, физические упражнения способствуют нормальному физическому развитию, предотвращают возникновение сколиоза, плоскостопия, ожирения и многих других заболеваний. В сочетании с естественными факторами природы они способствуют гармоничному развитию личности и нравственному совершенству. Профессиональная деятельность спортсмена связана с достаточно мощным напряжением ведущих физиологических систем, в силу чего одной из актуальных задач специалиста в области физического воспитания и спорта выступает умение эффективно оценивать степень приспособленности и выносливости отдельных функциональных систем и всего организма при различных видах спортивно-физкультурной активности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» включает в себя два относительно самостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела – общую и частную физиологию спорта – освещающих механизмы физиологических реакций отдельных систем и организма в целом при спортивной деятельности, адаптивных реакций к физическим нагрузкам различной интенсивности и напряженности, резервных возможностей организма и его работоспособности при различных внешних условиях. Рассматриваются вопросы физиологических основ формирования двигательных навыков, физических качеств, спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды, физиологических особенностей тренировки лиц различной возрастной категории и пола.

Целью дисциплины «Физиология спорта» является изучение закономерностей физиологических процессов, происходящих в организме в результате мышечной дея­тельности разного вида, характера и интенсивности, а также в зависимости от возраста и пола.

В задачи дисциплины «Физиологии спорта» входит:

– изучение физиологического влияния физических упражнений на организм человека;

– оценка физиологического воздействия отдельных видов физических упражнений на функции организма;

– физиологическое обоснование режима занятий физической культурой для людей различного возраста и пола;

– определение физиологических норм мышечных нагрузок, программ физического воспитания.

В результате изучения дисциплины «Физиология спорта» студент должен знать:

– историю развития, предмет, задачи и методологию физиологии спорта, ее связь с другими науками;

– особенности протекания физиологических процессов и функциональные изменения состояния организма при различных видах спортивной деятельности;

– механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам применительно к требованиям вида спорта;

– физиологические основы работоспособности, развития утомления, восстановления и тренированности организма при занятиях физической культурой и спортом;

– физиологические закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств, спортивной тренированности лиц различного возраста и пола и при различных условиях внешней среды;

– механизмы влияния двигательной активности на повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды и его оздоровлении;

– методы оценки и контроля динамики функционального состояния организма при физической деятельности, физиологические и генетические подходы спортивного отбора.

Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

– оценивать физиологическое состояние организма, его функциональных систем и органов в покое, условиях физической нагрузки различной интенсивности и направленности и в период восстановления;

– интерпретировать динамику физиологических реакций организма при мышечной деятельности у людей разного возраста и пола;

– разрабатывать и планировать, оценивать перспективность, осуществлять корректирование программ по физическому воспитанию, занятиям физической культурой и спортом для лиц различного возраста, пола и состояния здоровья;

– определять физиологические критерии спортивного отбора.

Наибольшее внимание при изучении дисциплины «Физиология спорта» уделено изучению физиологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, являющихся базой вегетативного обеспечения двигательной активности. В ходе лабораторных занятий студенты выполняют задания по освоению классических методик оценивания физиологических функций у человека при разнообразных видах мышечной деятельности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» рассчитана на 122 часа, из них 54 аудиторных часов (24 часа – лекций, 24 часа – практических занятий и 6 часов – семинарских занятий).


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

  Наименование тем занятий Колич. аудитор. часов, в том числе:
Всего Лекции Практ. знят. Семин занят.
1. РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ          
1.1. Тема 1.1. Введение в физиологию спорта        
1.2. Тема 1.2. Адаптация к физическим нагрузкам        
1.3. Тема 1.3. Физиологические состояния организма при спортивной деятельности.          
2. РАЗДЕЛ II. ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ          
2.1. Тема 2.1. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к требованиям вида спорта        
2.2. Тема 2.2. Физиологические основы формирования и развития двигательных навыков          
2.3. Тема 2.3. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (сила и быст­рота)        
2.4. Тема 2.4. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (выносливости)        
2.5. Тема 2.5. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (ловкости, гибкости, координации движений)        
2.6. Тема 2.6. Физиологические основы спортивной тренировки        
2.7. Тема 2.7. Спортивная работоспособ­ность в особых условиях внешней среды        
2.8. Тема 2.8. Физиологические основы физических упражнений и тренировочного процесса у лиц разного возраста и пола        
ВСЕГО:        

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.198 (0.007 с.)