Номер раздела, темы занятия
|
Название раздела, темы занятий,
перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Формы контроля знаний
|
лекции
| Ссеминарские
занятия
| Практические занятия
| Управляемая самостоятельная работа студента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ (20 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. 1.2
| Введение в физиологию спорта. Адаптация к физическим нагрузкам.
1. Физиология спорта как прикладная научная дисциплина. История становления спортивной физиологии.
2. Адаптация к физическим нагрузкам, этапы, виды. Физиологический механизм срочной и долговременной адаптаций.
3. Физиологические резервы адаптации.
|
|
|
|
|
|
1–5, 7
|
|
1.2.1
| Адаптация к физическим нагрузкам.
1. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма.
2. Физиологические механизмы срочной и долговременной адаптаций (взаимосвязь двигательных и вегетативных функций).
3. Лабораторная работа «Расчет адаптационного потенциала системы кровообращения с учетом возраста, массы тела, частоты пульса и артериального давления».
4.
|
|
|
|
|
Тонометр, весы, ростомер, динамометр
|
|
Письменная проверочная работа, защита лабораторной работы
|
1.3.
| Физиологические состояния организма при спортивной деятельности.
1. Предстартовое состояние: формы проявления и их физиологические механизмы, регуляция.
2. Основной (рабочий) период.
3. Работоспособность и утомление.
4. Восстановительный период.
|
|
|
|
|
|
1–5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3.1
| Физиологические состояния организма при спортивной деятельности (предстартовое состояние).
1. Формы проявления предстартовых и стартовых состояний.
2. Механизмы предстартовых состояний.
3. Изменение функционального состояния организма при разминке.
4. Лабораторная работа «Влияние предстартового состояния и работы умеренной и максимальной мощности на организм спортсмена».
|
|
|
|
|
Секундомер
|
|
Собеседова-ние, защита лабораторной работы
|
1.3.2
| Физиологические состояния организма при спортивной деятельности (рабочий период).
1. Характеристика периода врабатывания как адаптации организма к более высокому уровню деятельности.
2. Устойчивое состояние при циклических упражнениях.
3. «Мертвая точка» и «второе дыхание».
4. Показатели физической работоспособности у спортсменов.
|
|
|
|
|
|
|
Собеседова-
ние, письменная проверочная работа
|
1.3.3
| Физиологические состояния организма при спортивной деятельности (утомление).
1. Физиологические основы утомления.
2. Изучение динамики восстановления работоспособности.
3. Характеристика восстановительных процессов.
4. Лабораторная работа «Влияние утомления и длительности интервалов отдыха на физическую работоспособность»
|
|
|
|
|
Секундомер
|
|
Письменная проверочная работа, защита лабораторной работы
|
1.4.
| Физиологическая характеристика состояний при спортивной деятельности.
|
|
|
|
|
| 1-5, 7, 10
|
Коллоквиум
|
2.
| Частная спортивная физиология (34 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.
| Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений.
1. Критерии классификации физических упражнений.
2. Физиологическиая характеристика циклических физических упражнений.
3. Физиологическиая характеристика ациклических физических упражнений.
4. Физиологическиая характеристика ситуационных физических упражнений.
|
|
|
|
2 лек.
|
Компьютерная презентация
|
1,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.1
| Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений.
1. Физиологическая характеристика физических упражнений с циклической структурой движений (спортивная ходьба, легкоатлетический бег. Лыжные гонки, гребля и др.).
2. Физиологическая характеристика видов спорта со стереотипной ациклической структурой движений (прыжки, метания, поднимание тяжестей, художественная и спортивная гимнастика и др.)..
3. Физиологическая характеристика нестандартных физических упражнений (баскетбол, волейбол, хоккей с шайбой, бокс, борьба и др.).
|
|
|
|
|
|
|
Защита компьютер-ных презентаций
|
2.2.
| Физиологические основы формирования и развития двигательных навыков.
1. Системная организация двигательных навыков: афферентный синтез, принятие решения, программа действия (эфферентный синтез) и формирующийся параллельно акцептор результата действия, формирование результата, оценка достигнутого результата.
2. Роль наследственности, условно-рефлекторных механизмов в формировании двигательных умений и навыков.
3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков.
4. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста.
|
|
|
|
|
Компьютерная презентация
|
1, 5
|
|
2.2.1
| Физиологические основы формирования и развития двигательных навыков.
1. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков.
2. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков.
3. Лабораторная работа «Исследование физиологических механизмов формирования двигательных навыков».
|
|
|
|
|
Видеофильм «Человеческий мозг. Тело человека как биологическая машина».
|
1;5
|
Решение задач,
защита лабораторной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3.
| Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств.
1. Представление о мышечной силе и формах ее проявления.
2. Физиологические резервы мышечной силы.
3. Физиологические основы проявления быстроты движений и их качеств.
4. Роль центрально-нервных, периферических и генетических факторов в развитии физических качеств быстроты и силы.
5. Выносливость и определяющие ее факторы.
6. Виды (формы) и специфичность выносливости в различных видах спорта. Физиологические основы выносливости
7. Гибкость и ее разновидности. Факторы, влияющие на проявления гибкости.
8. Физиологические механизмы развития координации движений
Изменения двигательных качеств в онтогенезе.
|
|
|
|
|
Компьютерная презентация
|
1–7
|
|
2.3.1
| Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств.
1. Физиологические резервы мышечной силы.
2. Лабораторная работа «Исследование статической силы мышц».
3.Лабораторная работа «Влияние вегетативных функций (фаз дыхания) на проявление мышечной силы»
4. Физиологические основы проявления быстроты движений и их качеств.
4. 5. Роль центрально-нервных, периферических и генетических факторов в развитии физических качеств быстроты и силы.
6. Виды (формы) и специфичность выносливости в различных видах спорта. Физиологические основы выносливости
7. Гибкость и ее разновидности. Факторы, влияющие на проявления гибкости.
8. Физиологические механизмы развития координации движений
Изменения двигательных качеств в онтогенезе.
|
|
|
|
|
Видефильм «Человеческое тело. Грани возможного. Сила мышц».
Кистевой и становой динамометры
|
|
Письменная проверочная работа, защита лабораторных работ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4.
| Физиологические основы спортивной тренировки.
1. Физиологическое обоснование объема и интенсивности спортивной тренировки.
2. Функциональные эффекты и физиологические показатели спортивной тренированности.
3. Предел пороговости спортивной тренировки. Специфичность реактивности организма при перетренированности.
|
|
|
|
|
|
1–7
|
|
2.4.1
| Физиологические основы спортивной тренировки.
1. Функциональные показатели организма в ходе тренировочного процесса.
2. Методология оценки тренированности и перетренированности.
3. Лабораторная работа «Оценка физической работоспособности организма по показателю МПК»
|
|
|
|
|
Секундомер, скамейка высотой 40 см
|
|
Дискуссия. Защита лабораторной работы
|
2.5.
| Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды.
1. Спортивная работоспособность в условиях изменения температурного режима окружающей среды.
2. Спортивная работоспособность при смене поясно–климатических условий.
3 Спортивная работоспособность в условиях гипобарии.
4. Физиологическая характеристика работоспособности в водной среде.
|
|
|
|
|
|
1–7
|
|
2.6.
| Физиологические основы формирования и развития физических качеств. Спортивная работоспособность в особых условиях окружающей среды
|
|
|
|
|
|
1 – 7
|
Коллоквиум
|
2.7.
| Физиологические основы физических упражнений и тренировочного процесса у лиц разного возраста.
1. 1. Физиологические особенности организма детей разного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.
2. Соблюдение принципа соразмерности выполняемых тренировочных нагрузок в связи с незавершенными процессами роста и формирования юного организма.
3. 3. Физиологические основы оздоровительного влияния физических упражнений на организм людей зрелого, пожилого и старческого возраста.
4. 4. Лабораторная работа «Оценка уровня физического состояния лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой»
|
|
|
|
|
Тонометр, весы, ростомер
|
|
Защита лабораторной работы, письменная проверочная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.8.
| Физиологические основы оздоровительной физической культуры.
1. 1. Влияние гиподинамии и гипокинезии на организм человека.
2. 2. Роль физических упражнений в повышении устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды.
3. Формы оздоровительной физической культуры. Физиологическая характеристика утренней гигиенической гимнастики.
|
|
|
|
|
2 сем.
|
| Защита проектов и компьютер-ных презентаций по теме
|
2.9.
| Физиологические основы спортивной тренировки женщин.
1. Морфофункциональные особенности женского организма.
2. Особенности проявления силовых, скоростно-силовых и аэробно-анаэробных возможностей женского организма.
3. Овариально-менструальный цикл и физическая работоспособность женщин.
4. Учет фаз биологического цикла при построении тренировочного процесса.
5. Влияние больших нагрузок на организм спортсменок.
6. Физиологическая обоснованность влияния физических упражнений и умеренной двигательной активности в развитии и течении нормальной беременности, восстановительный послеродовый период.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.9.1
| Физиологические основы спортивной тренировки женщин.
1. Морфофункциональные особенности женского организма.
1. Особенности проявления силовых, скоростно-силовых и аэробно-анаэробных возможностей женского организма.
2. Овариально-менструальный цикл и физическая работоспособность женщин.
3. Учет фаз биологического цикла при построении тренировочного процесса.
5. Влияние больших нагрузок на организм спортсменок.
6. Физиологическая обоснованность влияния физических упражнений и умеренной двигательной активности в развитии и течении нормальной беременности, восстановительный послеродовый период.
|
|
|
|
|
|
1, 4,5,11
|
Проверочная письменная работа
|
Всего: 54 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|