РАЗДЕЛ 3. Методологические основы инженерной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ 3. Методологические основы инженерной психологии.



 

Тема №14. Предмет и задачи инженерной психологии. – 15 ч. (2 – аудиторно; 13 – самостоятельно)

История развития инженерной психологии. Задачи инженерной психологии Связь инженерной психологии с другими науками. Методологические принципы и системный подход в инженерной психологии Психологические методы. Особенности и классификация СЧМ. Методы инженерной психологии. Психологические методы. Физиологические методы..Математические методы. Имитационные методы. Системы «оператор- машины» Оператор в системе «Человек – машина»

 

Учебно-методическая литература

 

 

Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. — М., 1985.

Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 3. Ч. П. Профессиональное обуче­ние и отбор операторов. — М., 1991.

Котик МЛ., Емельянова AM. Природа ошибок человека-оператора. — М., 1993.

Попков В.П. Интенсификация использования и обновления средств вычислительной техники. Л.:Машиностроение 1990

Стрелкой Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М., 2001.

Дмитриева М.А., Крылов А.А. Нафтульев А.И. психология труда и инженерная психология. – Л., 1979.

Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф.Ломо­ва. - М., 1986.

Стрелков Ю. К. Психологическое содержание операторского труда. —М., 1999.

Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А.Душкова. - М., 1991.

Лоос К.Г. Промышленная психология. -Киев. 1974.

Бодров В.Л.. Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системе управ-

ления техникой. - М.. 1998.

Грачев Н.Н. Психология инженерною труда. - 1998.

 

Контрольные вопросы

1. Задачи и направления исследований инженерной психологии.

2. Основные принципы системного подхода в инженерной психологии.

3. Связь инженерной психологии с другими науками.

4. Сущность методов инженерной психологии.

5. Применение ЭВМ в инженерно-психологических исследованиях.

6. Основные подходы к моделированию операторской деятельности.

7. Человек как основное звено системы управления.

8. Требования, предъявляемые к психологическим качествам человека в сложных системах управления.

9. Психологические проблемы взаимодействия человека и машины в системах управления.

Рефераты

1. Возникновение и развитие инженерной психологии

2. Инженерная психология и научно—технический прогресс

3. Предмет инженерной психологии

4. Надежность методов, применяемых в инженерной психологии

5. Роль имитацтонных моделей в изучении деятельности оператора

6. Техническое обеспечение инженерно-психологических исследований

Тема №15. Психофизиологические основы деятельности оператора. – 15 ч. (2 – аудиторно; 13 – самостоятельно)

Подход планирования работы с учетом человеческого фактора, системы «оператор- машина»Психофизиологическая характеристика процесса приема информации. Энергетические и информационные характеристики зрительноного анализатора. Характеристика слухового оператора. Восприятие речевых сообщений и взаимодействие анализаторов. Процессы памяти. Оперативное мышление. Принятие решения в деятельности опрератора. Психологические аспекты проблемы принятия решения. Управляющие действия оператора. Деятельность оператора в системе «Человек – машина». Антропометрические характеристики. Деятельность человека в системе «оператор-машина». Психологический анализ деятельности.Мотивы и цели деятельности. Физиологические основы деятельности. Проблемы планирования работы с учетом человеческого фактора.

 

Учебно-методическая литература

 

1. Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. — М., 1985.

2. Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 3. Ч. П. Профессиональное обуче­ние и отбор операторов. — М., 1991.

3. Котик МЛ., Емельянова AM. Природа ошибок человека-оператора. — М., 1993.

4. Попков В.П. Интенсификация использования и обновления средств вычислительной техники. Л.:Машиностроение 1990

5. Стрелкой Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М., 2001.

6. Дмитриева М.А., Крылов А.А. Нафтульев А.И. психология труда и инженерная психология. – Л., 1979.

7. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф.Ломо­ва. - М., 1986.

8. Стрелков Ю. К. Психологическое содержание операторского труда. —М., 1999.

9. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А.Душкова. - М., 1991.

10. Лоос К.Г. Промышленная психология. -Киев. 1974.

11. Бодров В.Л.. Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системе управления техникой. - М.. 1998.

12. Грачев Н.Н. Психология инженерною труда. - 1998.

13. Голубева Э.А. Об изучении психофизиологическими методами проблемы соотношения общих и специально человеческих свойств вышей нервной деятельности

14. // Психологический журнал. – 1982. -№2. – С.89-99.

15. Дубинин Н.П. Биологические и социальные факторы в развитии человека // Вопросы философии. – 1977.-№2.-С.46-57.

16..Шварц В.Б. к проблеме врожденного и приобретенного в развитии двигательных способностей // Проблемы генетической психофизиологии человека. – М., 1978. – С. 155-169.

17..Акимова М.К. Формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервных процессов // Психофизиологические вопросы становления профессионала / Под ред. К.М. Гуревича. – М, 1974. С. 76-101.

18..Бондарев И.П., Воронина Н.Д., Добромыслова В.И., Чичерин Д.С., Юровских В.Г. Психофизиологические основы формирования и прогнозирования профес-сиональной пригодности к труду с высоким нервно-эмоциональным напряжением //Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тезисы наук. Сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Об-ва психологов СССР. ЧастьI. М.,1983. – С.109-110.

19. Высотская Н.Е, Ильин Е.П., Перов В.А., Фетискин Н.П. Дальнейшие исследования состояния монотонии у рабочих прессового производства Волжского автозавода // Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. – Л, 1974. –С. 40-62.

20. Высотская Н.Е., Сухарева А.М. Психофизиологические особенности учащихся хореографического училища // Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. – Л.. 1974. – С. 143-159.

21. Гуревич К.М., Клягин В.С., Серков М.И. Индивидуальные особенности операторов и эксплуатационная надежность // Психофизиология труда операторов автоматизированного производства. – М., 1974.-С.19-24.

22. 9.Гуревич К.М., Матвеев В.Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения // Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. – М., 1966.

23. 10.Журавлев А.Л., Рубахин В.Ф. Проблема «человеческого фактора» в управлении // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1928

 

Контрольные вопросы

1. Сенсороно-перцептивная организация операторской деятельности

2. Характеристика анализаторов человека

3. Операторское мышление в деятельности оператора

4 Проблема создания систем «искусственного интелекта»

4. Роль и значение памяти в деятельности оператора

5. Психологический аспект принятия решений в операторской деятельности

6. Системный подход к проблеме принятия рещений

7 Исследование и моделирование процессов принятия решений

8.Особенности деятельности оператора.

9.Слежения как специфический вид сенсомоторной координации.

10.Взаимосвязь восприятия и действия.

11.Системный подход к изучению трудовой деятельности оператора.

12.Строение операторской деятельности.

.Развитие психологических качеств в процессе труда

Рефераты

1. Психологические основы построения систем управлени

2. Классификация ситем урправления по психологичесим критериям

3. Научно-технический рогресс и пвсихологические основы создания современной техники

4. Взаимодействие анализаторов при приеме информации человеком

5. Процесс восприятия информации челоевком оператором

6. Операторское мышление в деятельности оператора

7. Психологические основы сосздания систем «искуссственного интелекта»

8. Роль и значение памяти в деятельности оператора

9. Модели решения человеком в системах управления

10. Особенности принятия решений человеком в режиме диалога с эвм

11. Возможные пути повышения эффективности деятельности операктора

12. Особенности учета антропометрических характеристик при создании современнойтехники

Тема №16. Инженерно-психологические основы проектирования систем «Человек – машина». – 15 ч. (2 – аудиторно; 13 – самостоятельно)

Проектирование средств отображения информации. Проектирование органов управления. Организация рабочего место оператора. Построение пультов управления. Факторы рабочей среды. Оценка рабочей нагрузки. Рабочее место. Психологический подход к планированию работы.Условия труда. Инженерно-психологическая оценка системы «оператор-машина». Общие понятия об инженерно-психологической оценке. Оценка техники инженерно-психологическим требованиям.. Экономическая оценка системы «оператор-машина».Надежность оператора и системы «оператор-машина».Показатели надежности оператора. Психофизиологические аспекты проблемы надежности оператора. Инженерно-психологические основы эксплуатации систем «оператор-машина». Профессиональная подготовка операторов. Групповая деятельность операторов. Организация труда операторов.

Учебно-методическая литература

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Инженерно – психологические требования к средствам отображения информации.

2. Кодирование зрительной информации.

3. Современные подходы к построению средств отображения информации.

4. Инженерно – психологические требования к органам управления.

5. Инженерно – психологические принципы современного размещения индикаторов и органов управления.

6. Современные подходы к построению систем ввода информации.

7.Инженерно- психологические проблемы организации рабочих мест

7. Психологические факторы внешней среды

8. Современные конструкции инженерно- психологического проектирования

9. Психологические проблемы проектирования операторской деятельности

10. Распределение функций между человеком и маиной в процессе инженерно-психологического проектирования.

11. Специфика инженерно-психологической оценке при проектировании, производстве эксплуатации систем управления

12. Психофизиологические основы обеспечения надежности труда оператора

13. Психологические основы обучения оператора

14. Вопросы совместимости и сработаннности в малой группе.

15. Инженеро-психологические проблемы охраны труда.

 

Практические занятия

Занятие 1. Введение. (4ч)

Занятие 2. Человек и природа. (4ч)

Занятие 3. Панорама современного естествознания. (4ч)

Занятие 4. Эволюция естествознания. Фундаментальные

естественнонаучные парадигмы. (4ч)

Занятие 5. Идея экспериментальной достоверности и

концепция измерения в классическом естествознании. (4ч)

Занятие 6. Концепция моделирования объектов. (4ч)

Естествознание как искусство моделирования. (4ч)

Занятие 7. Фундаментальные модели и концепции

классической физики. (4ч)

Занятие 8. Особенности классических моделей и

концепций в химии и биологии. (4ч)

Занятие 9. Квантовая физика и развитие неклассических концепций естествознания. (4ч)

Занятие 10 Цивилизационная значимость и

методологические уроки квантовой физики. (4ч)

Занятие 11. Два способа описания природы на

макроуровне. Статистические закономерности в

макромире. (4ч)

Занятие 12. Концепция самоорганизации сложных

природных систем. (4ч)

Занятие 13. Эволюция на космологическом и

геологическом уровнях. (4ч)

Занятие 14. Эволюция на химическом уровне. (5ч)

Занятие 15. Биологическая эволюция. (4ч)

Занятие 16. Эволюционно-синергетическая парадигма. (4ч)

Занятие 17. Путь к целостной культуре. (4ч)

Занятие 18.

Занятие 19.

Занятие 20.

Занятие 21.

Занятие 22.

Занятие 23.

Занятие 24.

Занятие 25.

3.4. Лабораторный практикум – не предусмотрен.

Самостоятельная работа

 

Общий объем самостоятельной работы составляет 102 часов.

Объем самостоятельного изучения теоретического материала составляет 230 часов. Распределение этого объема по темам представлено в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5

 

Тема Количество часов, ч.
Тема 1  
Тема 2  
Тема 3  
Тема 4  
Тема 5  
Тема 6  
Тема 7  
Тема 8  
Тема 9  
Тема 10  
Тема 11  
Тема 12  
Тема 13  
Тема 14  
Тема 15  
Тема 16  
Тема 17  
Тема 18  
Тема 19  
Тема 20  
Тема 21  
Тема 22  
Тема 23  
Тема 24  
Тема 25  

 

На самостоятельную работу студентов по написанию рефератов учебной программой предусмотрен объем равный 16 часам..

Требования к оформлению и содержанию рефератов и курсовых работ изложены в методических указаниях (см.: Самостоятельная работа студентов: Методические указания для студентов специальностей: 351405 «Прикладная информатика в психологии», 351425 «Прикладная информатика в социальной работе» / И.А. Ковалевич, А.А. Машанов, И.Л. Голянд, Д.В. Владышевский – Красноярск: КГТУ, 2004.- 30 С.).

Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения расположены на квартале КГТУ.

 

 

Примерные темы рефератов:

 

1. «Эргономика»: проблемы и перспективы развития.

2. Психотехника и ее кризис.

3. Методы профессиографирования.

4. Основные этапы развития человека в труде.

5. Кризисы профессионального становления.

6. Проблема профессиональных деструкции личности.

7. Основные направления инженерной психологии.

8. Проблемы оптимизации взаимодействия человека-оператора
с компьютерными системами.

9. Понятие «организационная культура».

10. Основы кадрового менеджмента.

11. Проблемы руководства и лидерства в организации.

12. Сущность производственного стресса (дистресса) и пути его
профилактики.

13. Основные способы управления производственным конфлик­
том.

14. Сущность и основные стратегии профессионального обра­
зования.

15. Проблема формирования личности профессионала.

16. Проблема отчуждения человека от труда в работах Э. Фромма.

17. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы
профессионального самоопределения.

18. Методы активизации профессионального самоопределения.

19. Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях.

20. Проблема построения «модели специалиста» психолога-прак­
тика и т. п.

21. Возникновение и развитие инженерной психологии.

22. Инженерная психология и научно-технический прогресс.

23. Предмет инженерной психологии.

24. Надежность методов, применяемых в инженерной психологии.

25. Роль имитационных моделей в изучении деятельности оператора.

26. Техническое обеспечение инженерно-психологических исследований.

27. Психологические основы построения систем управления.

28. Классификация систем управления по психологическим критериям.

29. Научно-технический прогресс и психологические основы создания современной техники.

30. Возможные пути повышения эффективности деятельности оператора.

31. Особенности учета антропометрических характеристик при создании современной техники.

32. Сенсорно - перцептивная организация операторской деятельности.

33. Характеристика анализаторов человека.

34. Цель как регулятор трудовой деятельности.

35. Психологические проблемы управления трудовой деятельностью.

36. Психологические особенности труда оператора.

37. Классы информационных моделей.

38. Методы оценки степени упорядоченности размещения элементов на пультах управления.

 

 

Темы для подготовки к занятиям:

1. Сущьность методов инженерной психологии

2. Применение ЭВМ в инженерно-психологических исследованиях

10. Задачи и направления исследований инженерной психологии.

11. Основные принципы системного подхода в инженерной психологии.

12. Связь инженерной психологии с другими науками.

13. Сущность методов инженерной психологии.

14. Применение ЭВМ в инженерно-психологических исследованиях.

15. Основные подходы к моделированию операторской деятельности.

16. Человек как основное звено системы управления.

17. Требования, предъявляемые к психологическим качествам человека в сложных системах управления.

18. Психологические проблемы взаимодействия человека и машины в системах управления.

19. Особенности деятельности оператора.

20. Сложения как специфический вид сенсомоторной координации.

21. Взаимосвязь восприятия и действия.

22. Взаимодействие анализаторов при приеме информации человеком.

23. Процесс восприятия информации человеком – оператором.

24. Системный подход к изучению трудовой деятельности оператора.

25. Строение операторской деятельности.

26. Развитие психологических качеств в процессе труда.

27. Инженерно – психологические требования к средствам отображения информации.

28. Кодирование зрительной информации.

29. Современные подходы к построению средств отображения информации.

30. Инженерно – психологические требования к органам управления.

31. Инженерно – психологические принципы современного размещения индикаторов и органов управления.

32. Современные подходы к построению систем ввода информации.

 

Требования к выполнению контрольных работ

 

Контрольная работа — одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Основным видом контрольной работы является индивидуальная письменная работа. Отличительной чертой письменной контрольной работы является ее большая объективность по сравнению с устным опросом. Виды и характер письменных контрольных работ, их разнообразие зависят от содержания и специфики учебного предмета, уровня общего развития студентов.

При подготовке контрольных работ необходимо руководствоваться примерной тематикой, которую рекомендует преподаватель.

Можно выделить несколько этапов выполнения контрольных работ:

выбор темы;

составление плана работы;

изучение подобранной литературы, других источников;

систематизация подобранного материала согласно плану;

составление примерного содержания контрольной работы;

написание контрольной работы.

Структура контрольной работы в целом соответствует структуре реферата. Контрольная работа имеет титульный лист, план, перечень вопросов, заданий. Объем ее не должен превышать 10 печатных страниц.

Контрольная работа не может быть оценена положительно, если в ней:

поверхностно раскрыты вопросы,

допущены принципиальные ошибки,

при условии механически переписанного материала из учебников или другой литературы.

Отвечайте на вопросы контрольной работы конкретно, логично, по теме, с выводами и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме. В конце контрольной работы укажите использованную литературу. Приводимые в тексте цитаты и выписки обязательно документируйте со ссылками на источник.

 

Контроль знаний

 

Как соотносится предмет психологии труда с предметом психологии?

Назовите основные и вспомогательные проблемы психологии труда.

3.Что такое «эргономика»?

4.Как соотносятся эргономический и психологический подходы к изучению трудовой деятельности?

5.Назовите основные разделы психологии труда.


 

Вопросы для самопроверки

Чем принципиально отличаются философское и психологическое представления о труде?

Учитель химии в средней школе — это профессия, специаль­ность, трудовой пост или должность? А директор средней школы?Что определяет субъективную значимость труда?Может ли быть удовлетворен жизнью безработный?

 

Как соотносятся понятия «профессиограмма», «психограм­ма» и «аналитическая профессиограмма»?Чем различаются информационная и диагностическая про-
Фессиограммы?Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е. А. Кли­мовым «формула профессий» является разновидностью профессиограмм?

Вопросы для самопроверки

Что такое «оптация» и кто такой «оптант»?

Как формируются профессиональные цели и мотивация?

Как формируется индивидуальный стиль труда?

В чем суть профессионального кризиса?

Чем характеризуется кризис профессионального выбора у
подростка?

В чем суть профессиональных деструкции?

Приведите примеры профессиональных деструкции в психо­
лого-педагогических профессиях.

 

Вопросы для самопроверки

1. Можно ли назвать оператором парикмахера с механической машинкой? Почему?

2 В чем специфика методов инженерной психологии?

3. Чем определяется быстродействие труда оператора?

Что такое «спонтанная отвлекаемость» в операторском труде?

Приведите пример рационального (и нерационального) рас-
положения клавиатуры и дисплея персонального компьютера.

Приведите примеры правил экономии рабочих движении.

В чем проблема «технократического мышления»?

Как соотносятся «органопроекция» и «объектопроекция»?

9. Каковы перспективы создания искусственного интеллекта на
основе компьютерных технологий?

 

Вопросы для самопроверки

В чем суть организации?

Назовите основные компоненты организационной культуры.

Что такое лидер организации (по сравнению с лидером груп­
пы или коллектива)?

Назовите главные цели аттестации.

Чем вызвана необходимость командообразования в организа­
циях?

6. Назовите достоинства и преимущества внешнего консуль­
танта организации.

В чем главная сложность исследования функциональных со­
стояний работника?

Каким образом связана проблема стресса (дистресса) с про­-
блемой удовлетворенности трудом (по Г. Селье)?

Что общего в понимании и в механизмах профессионального
стресса и конфликта в организации?

Каковы основные правила остановки «болтливого собесед­-
ника» в деловых отношениях (по Н. В. Самоукиной)?

Чем характеризуется «конфликтная личность бесконфликт­-
ного типа»?

Что значит «управлять конфликтом»?

Назовите основные неконструктивные способы («уловки»)
организации и проведения производственного собрания, способ­-
ствующие развитию деструктивное™ конфликтных отношений.

Обозначьте основные условия перехода от конфликта к со­-
трудничеству в условиях организации.

1. В чем сущность профессионального образования?

2. Назовите основные стратегии профессионального образова­ния.

3. В чем суть «политехнизма» в профессиональном образова­нии?

4. Что понимал К. Маркс под «профессиональным кретиниз­мом» (или «профессиональной идиотией»)?

5.Как соотносятся понятия «непрерывное образование» и «опе­
режающее образование»?

6.В чем особенность вузовского образования («университетского
курса» — по С. И. Гессену)?

7.Назовите основные проблемы элитарного образования в ус­
ловиях современной России. Как вы считаете, правомерно ли во­
обще говорить об элитарном профессиональном образовании? По­
чему?

8.Какие основные проблемы возникают перед преподавателем,
Когда он пытается рассматривать со студентами нравственные про­
блемы их будущей профессиональной деятельности?

 

 

В чем сущность профессионального самоопределения?

Чем отличаются профессиональное и личностное самоопре­
деление?

В чем заключается главная цель профессионального самооп­
ределения?

Чем отличаются «жизненные сценарии» и «жизненные стра­
тегии» (по Э. Берну)?

Насколько оправданно в профессиональном консультирова­
нии рассматривать построение «образа жизни» человека? Почему?

В чем сущность «рыночной ориентации» личности (по Э. Фром­
му)?

Чем, по-вашему, могут объясняться различия в типологиях
профессионального и личностного самоопределения у разных ав­
торов?

Как бы вы обосновали необходимость рассмотрения с само­
определяющимся клиентом различных психологических «про­
странств» профессионального выбора? Что такое вообще «пси­
хологическое пространство» профессионального самоопределе­
ния?

В чем сущность стратегий самообмана при оказании помощи
в профессиональном самоопределении?

Какое значение для профессионального и жизненного само­
определения имеет поиск идеалов?

Что имел в виду Э. Эриксон, когда говорил, что для подростка
в поиске социальных ценностей важна «аристократия» и «идеоло­
гия»? Что такое «элитарные ориентации» самоопределяющейся
личности?

Как проявляются элитарные ориентации в профессиональ­
ном самоопределении, труде и творчестве?

В чем проявляется противоречивость представлений о путях к
«успеху» у подрастающего человека?

Приведите примеры неизбежных внутренних компромиссов
на пути к профессиональному успеху на разных этапах развития
профессионала.

Приведите примеры разных оснований при оценке жизнен­
ного успеха.

 

В чем заключается главная сложность построения «модели
специалиста» психолога-практика?

Какие основные «кризисы разочарования» можно выделить в
ходе профессионального образования и дальнейшего развития
психолога?

Что означает «посредничество психолога между клиентом и
культурой»? Какие основные сложности можно выделить в ходе
реализации посредничества психолога между клиентом и культу­
рой?

Должен ли психолог быть интеллигентом или ему достаточно
просто выполнять свои профессиональные обязанности в работе
с самоопределяющимся клиентом?


 

4 Учебно-методическая литература

 

4.1. Основная и дополнительная литература

 

а) основная литература:

 

Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. — М., 1994.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. — М., 1994.

Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.

Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов на/Д, 1996.

РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.

7. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. — М., 1995.

8. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. — Киев, 1996.

Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.

Аргайл М. Психология счастья. — М., 1990.

Афоризмы, шутки и каламбуры. — Алма-Ата, 1991.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.— М., 1988.

Замфир К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога. — М., 1983.

Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.

Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 4.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д., 1996.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.

Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. — М., 1992.-С. 221.

Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.

Леонова А. Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. — М., 1995.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха. — М.; Воронеж, 1999.

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

Маркс К, Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистическом труде. — М., 1984.

Пряжников H.C.S* $, или Личность в эпоху продажности. — М.; Воронеж, 2000.

Пряжников Н. С. Психология элитарности. — М.; Воронеж, 2000.

РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.

Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

Фирсов М. В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. — М., 1993.

Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / Под ред. И.Т.Фролова и др. — М., 1991.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея­тельности. — М., 1982.

 

Рекомендуемая литература

Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологи­
ческой классификации профессий в целях профориентации // Вопросы
психологии. — 1987. — № 1.

Зинчеико В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995.

Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональ­
ной деятельности. — М., 1987.

Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой дея­
тельности: Учебно-метод. пособие для студ. ф-тов психол. государствен­
ных ун-тов. — М., 1992.

Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.И. Спецпрактикум по
психологическому изучению профессиональной деятельности: Учеб. по­
собие. - М., 1980.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. 9. Пряжников Н. С. S ф $, или Личность в эпоху продажности. — М.;
Воронеж, 2000.

10.Пряжников Н. С. Психология элитарности. — М.; Воронеж, 2000.

11.Романова Е. С, Суворова Г.А. Психологические основы професси-
ографии. — М., 1990.

12.Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Ба­
зарова, Б.Л.Еремина. — М., 1998.

13.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти
и бессмертии. Древний мир — эпоха просвещения // Сост. П. С. Гуревич. —
М., 1991.

14.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея­
тельности. — М., 1982.

15.Шпильрейн И. Н. Искусственная деавтоматизация как метод психо­
логического исследования // История советской психологии труда: Тек­
сты (20—30-е годы XX века) / Под ред. В.П.Зинченко и др. — М., 1983.

 

Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры. - М., 1988.

Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристи­
ки и условия достижения. — М., 1998.

Дрейкурс-Фергюссон Е. Психология, которая принесет вам пользу:
Введение в теорию Альфреда Адлера. — Минск, 1995.

Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.

Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. —
Ростов н/Д, 1996.

Климов Е.А. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1996.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.

Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. —
М., 1992.

Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспи­
тании и обучении / Сост. В.С.Озерская. — М., 1982.

Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга, 1994.

Луначарский А. В. О воспитании и образовании. — М., 1976.

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

20. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М-, 1986.

. 21. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда: Учеб. пособие. — м-; Воронеж, 1997.

22.Психологический словарь / Под ред. В. В.Давыдова, А. В.Запорож­-
ца, Б.Ф.Ломова и др. — М., 1983.

23.Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я.Райго-
родский. — Самара, 2000.

24.Решетова З.А. Психологические основы профессионального обу­-
чения. — М., 1985.

25.Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия /
Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. — Самара, 2000.

26.Ситников А. Л. Акмеологический тренинг: Теория, методика, пси­
хотехнологии. — М., 1996.

27.Сталин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.

28.Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — СПб.,
1999.

29.ЭльконинД.Б. Психология игры. — М., 1978.

30.Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000.

 

Рекомендуемая литература

Зинченко В. П. Образование, культура, сознание // Философия об­-
разования для XXI века / Под ред. Н.Н. Пахомова, Ю. Б.Тупталова. —
М., 1992.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки рос­сийской психологии. — М., 1994.

Зинченко В. П., Мунипов В.М. Основы эргономики. — М., 1979.

Зинченко В. П., Мунипов В. М. Эргономика: Ориентированное на че­ловека проектирование. — М., 1995.

Леонова А. Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная
психология: Современное состояние и перспективы: Хрестоматия. — М.,
1995.

Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистическом труде. — М.,
1984.

Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. —
М., 1994.

Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1998.

Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководите­-
ля-практика. — М., 1991.

Донцов А. И. Психология коллектива. — М., 1984.

Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз. — М., 1996.

Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.

Кабаченко Т. С. Психология управления: В 2 ч. — М., 1997.

Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб., 2000.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. — М,
1992.

Моргунов Е. Б. Конспекты по психологии. Личность и организация. —
М., 1996.

Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Ба­зарова, Б.Л.Еремина. — М., 1998.

Юксвяров Р. К. и др. Управленческое консультирование: Теория и
практика. — М., 1988.

 

Бородшн Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. — Новосибирск,
1983.

Дольник В. Р. Непослушное дитя природы: Беседы о человеке в ком­-
пании псиц и зверей. — М., 1994.

Кабаченко Т. С. Психология управления: В 2 ч. — М., 1997.

Леонова А. Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная
Психология: Современное состояние и перспективы: Хрестоматия. — М.,
1995.

Лукашонок О. Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учи­
теля. - м., 1998.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие
°Рганизации. - М., 1996.

Мельник И. Уловки споров. — М., 1991.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. — М.
1992.

Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / Под
ред. В.П.Захарова, Е.В.Сидоренко. —Л., 1990.

Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Кудрявце­-
ва. - М., 1997.

РолзД. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.

Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной дея­-
тельности. — М., 1999.

Селье Г. Стресс без дистресса. — Рига, 1992.

Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. База­-
рова, Б.Л.Еремина. — М., 1998.

Фролов С. Ф. Социология: сотрудничество и конфли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.237 с.)