Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

Поиск

1-я часть. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Его анатомические, морфологические, физиологические и биохимические функции. Функциональные системы организма. Внешняя сре­да. Природные и социально-экономические факторы, их воздействие на организм и жизнедеятельность. Взаимосвязь физической и умственной деятельности чело­века. Утомление при физической и умственной работе: компенсированное, не­компенсированное, острое, хроническое. Восстановление. Биологические ритмы и работоспособность. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обес­печении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

2-я часть. Физиологические механизмы и закономерности совершенствова­ния отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Обмен веществ и энергии, кровь и кровообращение, сердце и сердечно-сосудистая система, дыхательная система, опорно-двигательный аппарат (костная система, суставы, мышечная система), органы пищеварения и выделе­ния, сенсорные системы, железы внутренней секреции, нервная система. Регуля­ция деятельности организма: гуморальная и нервная. Особенности функциони­рования центральной нервной системы. Рефлекторная природа двигательной де­ятельности. Образование двигательного навыка. Рефлекторные механизмы совер­шенствования двигательной деятельности. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды: активность и устойчивость психических функций, развитие речи и мышления, особенно на ранних этапах онтогенеза; нарушение биологических ритмов; внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса, его сосредоточение и переключение; работа в замкнутом пространстве; резко меняющиеся погодные условия, микроклимат; вибрация, укачивание, неве­сомость; проникающая радиация.

 

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Функциональные возмож­ности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности. Влияние образа жизни на здоровье. Влияние условий окружающей среды на здо­ровье. Наследственность и меры здравоохранения, их влияние на здоровье. Здо­ровье в иерархии потребностей культурного человека. Влияние культурного раз­вития личности на отношение к самому себе. Система знаний о здоровье. На­правленность поведения человека на обеспечение своего здоровья. Методы опре­деления индивидуальных психологических особенностей личности. Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов. Направленность образа жизни студентов, её характеристика. Способы регуляции образа жизни.

Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни; режим труда, отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учёт экологии окружаю­щей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психо­физическая саморегуляция.

Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студента­ми и отражение в реальном поведении личности. Ориентация на здоровье у лиц, отнесённых к интериалам и экстериалам. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедея­тельности студентов. Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности. Необходимость активности личности в при­общении к здоровому образу жизни. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни. Физичес­кое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здоро­вого образа жизни.

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуаль­ной деятельности. Средства физической культуры в регулиро­вании работоспособности

Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студента. Изменение состояния организма студента под влиянием различных ре­жимов и условий обучения. Степень влияния факторов физиологического, физи­ческого, психического характера на работоспособность студентов. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году. Существующие типы изменения умственной работоспо­собности и их объяснение. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов. Изменение физического и психического состояния студен­тов в период экзаменационной сессии. Средства физической культуры в регули­ровании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии. Объективные и субъективные признаки усталости, утом­ления и переутомления, их причины и профилактика. Особенности рационально­го использования "малых форм" физической культуры в режиме учебного труда студентов. Занятия физическими упражнениями с оздоровительно-рекреативной направленностью. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации ус­ловий жизнедеятельности студентов. Показатели эффективного проведения учеб­ных занятий по физической культуре для повышения работоспособности студен­тов в учебном дне и неделе. Особенности использования учебных занятий в спе­циальном учебном отделении для повышения работоспособности студентов. Оп­тимизация сопряжённой деятельности студентов в учебном труде и спортивном совершенствовании.

Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физичес­кого воспитания

1-я часть. Методические принципы физического воспитания. Принцип со­знательности и активности. Принцип наглядности. Принцип доступности. Прин­цип систематичности (постепенного усиления развивающих факторов). Методы физического воспитания. Метод регламентированного упражнения. Игровой ме­тод. Соревновательный метод. Использование словесных и сенсорных методов. Основы обучения движениям (техническая подготовка). Этапы обучения движе­ниям. Первый этап-ознакомление, первоначальное разучивание движения. Вто­рой этап - углублённое детализированное разучивание движения, формирование двигательного умения. Третий этап - достижение двигательного мастерства, фор-

мирование двигательного навыка. Воспитание физических качеств. Воспитание выносливости, силы, быстроты, ловкости (координации движения), гибкости. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физи­ческого воспитания.

2-я часть. Общая физическая подготовка (ОФП). Цели и задачи ОФП. Спе­циальная физическая подготовка (СФП). Профессионально-прикладная, физичес­кая подготовка как разновидность специальной физической подготовки. Спортив­ная подготовка. Цели и задачи спортивной подготовки. Структура подготовлен­ности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая. Интен­сивность физических нагрузок. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердеч­ных сокращений (ЧСС). Характеристика нулевой зоны. Характеристика второй тренировочной зоны. Характеристика третьей тренировочной зоны. Энергозат­раты при физических нагрузках разной интенсивности. Значение мышечной ре­лаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложе­ния, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

Формы занятий физическими упражнениями. Урочные формы занятий. Не­урочные формы занятий: индивидуальные самостоятельные занятия, самодеятель­ные групповые занятия, специализированные формы занятий (спортивные сорев­нования, физкультурные праздники и др.).

Построение и структура учебно-тренировочного занятия. Характеристика отдельных частей учебно-тренировочного занятия. Общая и моторная плотность занятия.

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими уп­ражнениями

Оптимальная двигательная активность и её воздействие на здоровье и работос­пособность. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий фи­зическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий. Содержание само­стоятельных занятий. Возрастные особенности и содержание занятий. Особеннос­ти самостоятельных занятий для женщин. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений с учётом умственной учебной деятельности. Управление процессом самостоятельных занятий. Определение цели. Учёт индивидуальных особенностей. Предварительный, текущий и итоговый учёт тренировочной нагруз­ки и корректировка тренировочных планов. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью за нятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки. Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста. ЧСС/ПАНО (частота сер­дечных сокращений/порог анаэробного обмена) у лиц разного возраста. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности. Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий. Гигиена самостоятельных занятий: питание, питьевой режим, уход за кожей. Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

 

Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физи­ческих упражнений

Определение понятия спорт. Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями. Массовый спорт, его цели и задачи. Спорт высших достижений. Спортивная классификация, её структура. Национальные виды спорта. Студенческий спорт, его организационные особенности. Особенно­сти организации учебных занятий по видам спорта в основном и спортивном от­делениях. Специальные зачётные требования и нормативы. Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа. Спортив­ные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности. Система сту­денческих спортивных соревнований-внутривузовские, межвузовские, между­народные. Общественные студенческие спортивные организации и объединения. Международные студенческие спортивные соревнования. Всемирные студенчес­кие спортивные игры (Универсиады). Участие студентов в Олимпийском движе­нии. Нетрадиционные виды спорта и системы физических упражнений по выбо­ру цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Особен­ности организации учебных занятий, специальные зачётные требования и норма­тивы. Организационные основы занятий различными оздоровительными систе­мами физических упражнений в свободное время студентов. Мотивационные ва­рианты и обоснование индивидуального выбора студентом отдельных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свобод­ное время. Выбор регулярных занятий в учебное и свободное время. Выбор ви­дов спорта и систем физических упражнений с целью:

- укрепления здоровья, коррекции отдельных недостатков физического раз­вития и телосложения;

- повышения функциональных возможностей организма;

- психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности и овладения жизненно необходимыми умениями и навыками;

-достижения наивысших спортивных результатов.

Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений, развивающих преимущественно выносливость, силу, скоростно-силовые качества и быстроту, гибкость, коорди­нацию движений (ловкость). Виды спорта комплексного разностороннего воздей­ствия на организм занимающихся.

 

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой фи­зических упражнений

Краткая историческая справка о виде спорта, система физических упражне­ний (СФУ), характеристика возможностей данного вида спорта и СФУ на физи­ческое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности.

Модельные характеристики спортсмена высокого класса (для игроков раз­ных линий, для разных весовых категорий и т.п.). Определение цели и задач спортивной подготовки (занятий СФУ) в условиях вуза. Перспективное планиро­вание подготовки. Текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физи­ческой, тактической и психической. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий в данном виде спорта и СФУ. Специальные зачётные тре­бования и нормативы по годам (семестрам) обучения. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований. Требования спортивной класси­фикации и правила соревнований в избранном виде спорта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.014 с.)