Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е.С. Бойко, Ю.С. Грачев, Ю.В. Киреев↑ Стр 1 из 33Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Е.С. Бойко, Ю.С. Грачев, Ю.В. Киреев ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цикл лекций для студентов I - IV курсов всех специальностей Брянск 2002
ББК 75я73 Б 77 Рецензенты: Н. И. Дорощепко - зав. кафедрой спортдисциплин БГУ; доцент, кандидат педагогических наук; В. И. Нюхип-зав. кафедрой физвоспитания БГИТА; доцент, кандидат педагогических наук. Б 77 Бойко Е.С., Грачев Ю.С.,КиреевЮ.В. Физическая культура: Теоретический раздел. Цикл лекций для студентов I-IV курсов всех специальностей: Учебное пособие. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 232 с. ISBN 5-88543-093-4 Материал учебного пособия включает систему научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Предназначено для студентов неспециальных факультетов, изучающих обязательный курс федерального компонента цикла общегуманитарных и социальных дисциплин в государственном общеобразовательном стандарте высшего профессионального образования - "Физическая культура", а также может быть полезно профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам университетов, активно формирующим средствами физической культуры свой личный здоровый образ жизни. ББК 75я73 ISBN 5-88543-093-4 © Издательство БГУ, 2002.
ВВЕДЕНИЕ ЦЕЛЬ КУРСА Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. ЗАДАЧИ КУРСА Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: - понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности; - знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; - обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую способность студента к будущей профессии; - приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В ходе реализации примерной учебной программы "Физическая культура", при Условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объёме 408 ч., должно быть полностью обеспечено выполнение следующих требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (федеральный компонент): - физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Её социально-биологической основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности; - основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; - общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; - профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. В свою очередь указанный обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины "Физическая культура" позволяет определить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончанию курса обучения по данной учебной дисциплине: - понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; - знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке); - приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения жизненных личных и профессиональных целей.
МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Настоящая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" составлена с учётом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объём и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе: - Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 № 80-ФЗ; - приказ Минобразования России "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования" от 02.03.2000 № 686; - приказ Минобразования России "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" от01.12.99 № 1025; - инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777. Социогуманитарная направленность физической культуры вообще и, особенно, в образовательных учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением Федерального Закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных вышеуказанных приказах Минобразования России. В высших учебных заведениях "Физическая культура" представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, "Физическая культура" входит в число обязательных дисциплин цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Свои образовательные и развивающие функции "Физическая культура" наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности. Именно этими принципами пронизано всё содержание примерной учебной программы для вузов по педагогической учебной дисциплине "Физическая культура", которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности. Всё это в целом находит своё отражение в психофизической надёжности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала: - физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; - социально-биологические основы физической культуры; - основы здорового образа и стиля жизни; - оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); - профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы: - теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре; - практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленных на формирование качеств и свойств личности; - контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учёт процесса и результатов учебной деятельности студентов. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию. Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направлению и содержанию элективных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям примерной учебной программы, исключать её обязательные (федеральные) компоненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержании работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.
Лекция 1 И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЛАН 1. Значение физической культуры в общественной и профессиональной подготовке студентов. 2. Федеральный Закон "О физической культуре и спорте в РФ". 3. Социальные функции физической культуры и спорта. 4. Ценностные ориентации студентов на физическую культуру и спорт. ЛИТЕРАТУРА 1. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие /Ред. Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 1983. 2. Спорт в современном обществе /Под ред. В.М.Выдрина. - М.: ФиС, 1980. 3. Физическое воспитание: Учебник /Под ред. В.А.Головина и др. - М.: Высшая школа, 1983. 1. Значение физической культуры в общественной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура учащейся молодежи - неотъемлемая часть системы образования, элемент его гуманитарной составляющей, условие оптимизации их текущего физического и психического состояния, физической подготовки к жизни. Физическая культура как учебная дисциплина выполняет в высшей школе важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов. Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, формирование человека как личности, на развитие общественных отношений. Интенсивное развитие физической культуры и спорта оказывает влияние на все стороны человеческой жизни, выдвигает широкий круг вопросов, касающихся их социальной сущности, роли в современном обществе. По силе воздействия на человека спорт выдвигается на одно из центральных мест в культурной жизни общества и становится важным средством обогащения культуры.
2. Федеральный Закон "О физической культуре и спорте в РФ" Федеральный Закон "О физической культуре и спорте", принятый Государственной Думой в январе 1999 г., одобренный Советом Федерации 27 января 1999 г и подписанный Президентом РФ 29 апреля 1999 г., устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта РФ и олимпийского движения в России. Приведем основные положения этого закона. Глава I. Общие положения Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Под личной физической культурой человека понимается достигнутый уровень развития физических способностей, включая индивидуальные особенности этого развития, уровень приобретенных специальных знаний в этой области, степень использования средств физической культуры в жизненной практике, а также использование достигнутого уровня физической культуры в творческой созидательной деятельности. Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, на обеспечение творческого долголетия и продление жизни человека. Спорт - составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованию. Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям трудовой деятельности в новых условиях производства, военного дел; и в других сферах общественной жизни, обеспечивающих высокую дееспособность, нормальное протекание жизненно-важных функций, долголетие. Физическое развитие - процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной жизни. Признаками физического развития являются: рост, масс; тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др. Система физической культуры и спорта - совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации. Лекция 2 ПЛАН 1. Организм человека как единая биологическая система и регуляция его деятельности. 2. Воздействие природных и социально-экологических факторов на жизнедеятельность организма человека. 3. Закономерности совершенствования основных систем организма под влиянием физической тренировки. ЛИТЕРАТУРА 1. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 1993. 2. Беркович Е.М. Энергетический обмен в норме и патологии. - М.: Медицина, 1964.-253 с. 3. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов. - Воронеж: Изд. ВГУ, 1991. 4. Давыдова Е.К. Движение как сигнал.-М.: Наука, 1986.-91 с. 5. ДильманВ.М. Большие биологические часы. -М.: Знание, 1982.-208 с. 6. Друзь В.А. Спортивная тренировка и организм. - Киев: Здоров'я, 1980. -128 с. 7. Емельянов И.П. Структура биологических ритмов человека в процессе адаптации. - Новосибирск: Наука, 1986. -170 с. 8. Иванов К.П. Основы энергетики организма. -Л.: Наука, 1990. - 307 с. 9. Коц Н.М. (ред.). Спортивная физиология: Учеб. для ин-тов физ. культ. -М.:ФиС, 1986.-240 с. 10. Лихницкая И.И. Что нужно знать о возрастных и физиологических резервах организма.-Л.: Знание, 1986.-32 с. 11. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. -Киев: Здоров'я, 1989.-265с. 12. Росин Я.А. Регуляция функций. - М.: Наука, 1984. -166 с. 13. Физиология человека. В 4-х т.: Пер. с англ. /Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса. -М.:ФиС, 1988. 14. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. -М.: Пер. Общ-во России, 1999. -С.242-267..
Лекция 3 СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ПЛАН 1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. 2. Образ жизни человека, понятие здорового образа жизни, основные его составляющие и социальные условия его формирования. Образ жизни студенческой молодежи. 3. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни студента: 3.1. Режим дня; 3.2. Гигиена умственного труда; 3.3. Искоренение вредных привычек; 3.4. Рациональное питание; 3.5. Состояние окружающей среды; 3.6. Оптимальный двигательный режим; 3.7. Систематическое выполнение физических упражнений. 4. Диагностика здоровья. ЛИТЕРАТУРА 1. Агаджанян Н.А., Котков А.Ю. Резервы нашего организма. -М.: Знание, 1990. 2. Активный образ жизни и здоровье студентов /Под ред. Г.Ф.Коротько и Н.В. Данилова. -Ташкент: Медицина, 1988. 3. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. -М.:ФиС, 1991. 4. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 1993. 5. БрехманИ.И. Валеология-наука о здоровье.-М.:ФиС, 1970. 6. Васильева В.А., Любинская СМ. Резервы здоровья. - М.: Медицина, 1994 7. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: RETORIKA А;Флинна, 1999. 8. Климова В.Н. Человек и его здоровье.-М.: Знание, 1990. 9. ИльиничВ.И. Студенческий спорт и жизнь.-М.:ОА "Аспект-пресс", 1993 10. ПироговаЕ.А.,Иващенко Л.Я., СтропкоН.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. - Киев: Здоровье, 1986 11. Физическое воспитание /Под ред. В.А.Головина и В.А.Маслякова. -Т.' М.: Высшая школа, 1983. 1 Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие Здоровье-это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Оно, выс-тупая в качестве основы активной, творческой и полноценной жизни, участвует в формировании идеалов, гармонии и красоты, определяет смысл и счастье человеческого бытия. Прошедшее десятилетие отмечено резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий нашей страны. На фоне снижения адаптивно-защитных функций организма человека возросли количественные и качественные показатели нервно-психических, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, поражений пищеварительной, дыхательной и эндокринной систем. Анализ состояния здоровья студенческой молодежи также отражает общую негативную тенденцию его значительного ухудшения. В последнее время увеличилось не только количество заболеваний, встречающихся у молодых людей, но и значительно расширился сам диапазон этих патологических проявлений. В связи с этим возникает необходимость создания государственной системы обеспечения здоровья человека, где медицина и физическая культура играют основополагающую роль. Кроме того, в последние годы активно развивается новая наука - валеология (от латинского valeo - здравствовать, быть здоровым) - наука о путях и методах укрепления и сохранения здоровья. Она является интегральным образованием, рожденным на стыке биологии, медицины, психологии, физической культуры и других наук о человеке, его организме, внутренней среде, о его деятельности в окружающем мире. Валеология - наука, в основе которой лежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества параметров окружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного объема знаний, умений и навыков своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплять его потенциал. Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обусловливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества; выступает и как мерило его социально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье потомства и тех, кому она может и Должна помочь (престарелым, инвалидам и др.). Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, здоровый образ жизни служат показателями общей культуры человека. Развитие валеологии позволило выявить одну из новых сфер человеческого сознания и бытия - валеологическую культуру, включающую в себя следующие компоненты: а) положительную мотивацию здорового образа жизни; б) научные валеологические знания; с) владение основными методами и приемами сохранения, коррекции и укрепления здоровья; д) последовательную реализацию знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности и бытовой сфере; е) оказание благотворного влияния на валеологическую культуру своего социального окружения. Воспитание валеологической культуры молодежи - сложный и многоступенчатый процесс, охватывающий всю систему государственного образования - от дошкольных учреждений до высших учебных заведений. Во многих вузах страны воспитание валеологической культуры идет через многоуровневую функциональную систему валеологического образования и просвещения, отдельным звеном которой является изучение валеологии как учебной дисциплины. Основными задачами изучения валеологии являются: 1. Усвоение определенного объема теоретических знаний; 2. Овладение приемами и методами сохранения и укрепления здоровья, саморегуляции и защиты, поведения в экстремальных условиях; 3. Ознакомление с использованием знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Понятие о здоровье человека В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия "здоровье". Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попыток выработать единое мнение объясняется тем, что здоровье - очень сложное понятие, которое трудно определить кратко и однозначно. Один из довольно часто используемых подходов к трактовке понятия "здоровье" основан на принципе прямого противопоставления двух качественно различных состояний: нормального физиологического (синоним "хорошее здоровье") и патологического (синоним "плохое здоровье"). Значимая часть определений здоровья содержит или подразумевает это полярное разграничение. Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию. Встречаются определения, в которых подчеркива- ется роль сознания человека, энергетических показателей силы и выносливости, параметров информационного потока. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), "здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Более полным является определение, данное академиком В.П. Каначевым: "Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни". Здоровье Благополучие касается всех аспектов жизни человека: необходимо гармоническое сочетание социального, физического, интеллектуального, карьеристского, эмоционального и духовного элементов в жизни. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию. Хотя в последние годы наблюдается значительный рост интереса к этой проблеме, многие россияне мало что делают для улучшения собственного здоровья. Если проанализировать главные причины смерти людей, то можно согласиться с тем заключением, что во многих случаях трагического исхода можно было избежать, если бы люди вели здоровый образ жизни. Важным показателем благополучия нации является количество преждевременных смертей. Преждевременной принято считать смерть, наступившую до 65 лет. Конечно, это порог очень низкий, большинство из нас может жить дольше 65 лет. Сколько же в среднем живет человек? Средняя продолжительность жизни Древней Греции была 18 лет, в Риме к началу нашей эры -21 год, в дореволюционной России - 32 года, в СССР - 72 года. В настоящее время средняя продолжительность жизни в экономически развитых странах достигла 80 лет и более (например, в Японии у женщин - 83 года, у мужчин - 76 лет). Средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин, так как у женщин более высокая биогенетическая выносливость, связанная с миссией продления рода, меньше вредных привычек, более благоприятный липидный обмен. В России в 1995 г. средняя продолжительность жизни составляла 65 лет: у мужчин - 58 лет, у женщин - 72 года. Численность населения России сокращается, основной причиной этого является превышение смертности над рождаемостью, которое наблюдается с 1992 г. Физическое здоровье - состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе. Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание дисциплины ума и чувств. Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру. Признаками здоровья являются: - устойчивость к действию повреждающих факторов; - показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы; - функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы; - наличие резервных возможностей организма; - отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития; - высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Норма определяется как диапазон оптимального функционирования организма (В.П. Петленко, 1998). При оценке состояния здоровья пользуются возрастными и индивидуальными нормами (рост и вес тела, жизненная емкость легких, частота пульса, уровень артериального давления, уровень глюкозы в крови и т.д.). Однако входящие в одну и ту же группу люди существенно отличаются друг от друга, что определяется многими факторами: полом, профессией, местом жительства, образом жизни и т.д. В связи с этим понятие нормы в здоровье строго индивидуально. Здоровье следует рассматривать в динамике изменений внешней среды, в процессе индивидуального развития организма в течение всей жизни. ИИ. Брехман указывал на то, что между здоровьем и болезнью лежит промежуточное "третье состояние", когда человек еще не болен, но уже и не здоров. Академик В.П. Петленко называет это состояние предболезнью или предпатологией. Предпатология - это состояние крайнего напряжения нормального функционирования организма, это экстремальная норма (В.П. Петленко, 1998). В этом состоянии находится более половины всех людей, живущих на Земле. К находящимся в "третьем состоянии" относятся люди, подвергающие себя воздействию вредных химических веществ (смог, химикаты в продуктах сельского хозяйства, химические добавки в пищевых продуктах, синтетические лекарства), нерационально питающиеся (с излишней массой тела или ожиревшие, с кариесом зубов), регулярно употребляющие алкоголь; курильщики; работающие в ночные смены; подверженные трансмеридиональным перемещениям. По мнению И.И. Брехмана, в "третьем состоянии" человек располагает только половиной психофизических возможностей, заложенных в него природой. В третьем состоянии заключены истоки всех болезней. Предвидеть, распознавать, предотвращать и ликвидировать "третье состояние" организма - важнейшая задача каждого индивидуума. Для сохранения, укрепления здоровья необходимо знать о факторах, повреждающих здоровье. К первой группе факторов, повреждающих здоровье, относятся так называемые факторы риска. Под ними понимают привычки, связанные с образом жизни, которые увеличивают риск развития заболевания. Это достаточно обширная и практически единственная группа повреждающих здоровье факторов, которая полностью зависит от деятельности каждого отдельного человека. К ней относятся употребление алкогольных напитков, токсических и наркотических веществ, табакокурение, пониженная двигательная активность, излишняя масса тела, венерические заболевания и СПИД. Во вторую группу повреждающих факторов входят наследственные, врожденные и приобретенные заболевания. Наследственные заболевания передаются через генотип, от родительской пары к детям, врожденные возникают в период внутриутробного развития плода или родов, а приобретенные являются результатом образа жизни. К третьей группе факторов, повреждающих здоровье, относятся нарушения в работе адаптивных и защитных механизмов организма. Это десинхроз, дистресс, поражение иммунной системы, нарушения регенерации и т.д. В четвертую группу факторов входят так называемые "болезни века". Это нарушения, возникающие в результате негативной экологической обстановки и ритма жизни современного человека. К ним относятся ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, мочекаменные болезни, различные формы аллергозов, онкологические и психические заболевания. Основополагающим условием сохранения, коррекции и приумножения здоровья является определенная активность человека в отношении к своему здоровью. Во-первых, необходимо сформировать потребность в здоровье, как один из ведущих мотивов поведения. Во-вторых, поставить задачи, определить пути и методы решения проблемы своего здоровья. В-третьих, следует стремиться к самосовершенствованию и постоянному подержанию здорового образа жизни. Таким образом, здоровье человека - это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Природа снабдила от рождения организм человека способностью к саморегуляции и поддержанию жизни с большим запасом прочности, дальнейшая его жизнь будет зависеть от того, как он распорядится природным даром, а именно от его образа жизни; Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от факторов внешней среды, т.е. от экологии, 10% - от здравоохранения, а 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Здоровый образ жизни - это качество и стиль жизни, в котором преломляется жизнедеятельность человека по отношению к укреплению своего здоровья. Здоровый образ жизни включает трудовую, физическую, производственную, I социально-культурную, общественно-политическую и т.д. активность человека. В нем различают социально-гигиенические нормы жизни, устойчивость к факторам риска, психическую стабильность организма. Интеллектуальное и творческое развитие, широкий круг друзей и знакомых, дружная семья, дети являются неотъемлемой частью здорового образа жизни. Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Под взаимоотношениями подразумевается сложный комплекс действий и переживаний, наличие полезных или вредных привычек. К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание). Образ жизни человека зависит от пола, возраста, состояния здоровья, условий обитания (климат, жилище), экологических условий (питание, одежда, работа, отдых), наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание), последствий вредных привычек (курения, пьянства, гиподинамии). Никакие пожелания, Приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если он сам не будет сознательно I формировать собственный стиль здорового поведения. В основе формирования здорового образа жизни могут лежать следующие мотивы: I 1. Самосохранение - человек не совершает определенные действия, так как I они угрожают его и жизни. 2. Подчинение правилам культуры и быта - человек подчиняется правилам культуры и быта, чтобы быть равноправным членом общества, в котором живет. | 3. Получение удовлетворения от самосовершенствования - ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он делает все, чтобы испытать это чувство. 4. Возможность для самосовершенствования - здоровый человек сможет подняться на более высокую ступень общественной лестницы. 5. Сексуальная реализация - здоровье дает человеку возможность для сексуальной гармонии. 6. Достижение максимально возможной комфортности. В течение жизни мотивы у человека могут изменяться. Основные составляющие здорового образа жизни Образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимонезаменяемых элементов: культуры питания, культуры движения и куль- -I туры эмоций. Основными факторами, обеспечивающими возможность здорового образа жизни конкретной личности, являются: способность к рефлексии, состояние среды обитания (пространство), приемлемый режим труда и отдыха. Рефлексия - это способность к размышлению, самонаблюдению, самопознанию, осмыслению своих действий. Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства. Последнее особенно важно, так как от здоровья конкретно существующего поколения зависит здоровье и счастье последующего. Пространство, которое влияет на здоровье, - это климатическая зона и жилище. У здорового человека есть компенсаторные механизмы, позволяющие быстро адаптироваться к новым климатическим условиям. Микроклимат жилища характеризуется следующими показателями: температурой (в норме от+17° до +22°); влажностью (в холодном климатическом поясе - 30%, в умеренном - 45%, в теплом - 65%); нормой жилой площади (в России средняя гигиеническая норма 9 м2 на человека); концентрацией кислорода и углекислого газа в помещении (норма кислорода во вдыхаемом воздухе - 21 %, углекислого газа - 0,04%). Разумный режим труда и отдыха - важный фактор здорового образа жизни, поскольку в основном жизнь человека проходит в чередовании труда и отдыха. Труд бывае
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.153 (0.012 с.) |